«Наши пилотессы» Виктория Ан (бортовое издание «Мир
Аэрофлота» № 7 (174) 2008)
23.04.2008
Во всем мире представительницы слабого пола за штурвалом
самолета встречаются все чаще, но в России это остается
довольно редким явлением.
В многотысячном аэрофлотовском женском коллективе лишь три женщины работают пилотами. Их имена: Ольга Грачева, Надежда Кужельная и Мария Уваровская. Мы спросили наших героинь о том, как они шли к своей мечте, о радостях и трудностях летной карьеры. О себе и своей любимой работе Ольга, Надежда и Мария рассказывают сами.
Ольга Грачева, 2 пилот Boeing -767
О семейных традициях
Мама и папа у меня были военными летчиками-истребителями, оба прошли Великую отечественную войну. Так что моя судьба, можно сказать, была предрешена – я стала продолжателем доброй семейной традиции. Можно сказать, что и дочка пошла по моим стопам: она тоже в свое время занималась в спортивном авиаклубе, а потом закончила Ленинградский институт авиационного приборостроения.
О самолетах
Перечислять все типы ВС, на которых я летала, - занятие неблагодарное, всех и не упомнишь! Авиацией начала заниматься еще со школы, в местном аэроклубе. Со временем получила мастера спорта по высшему пилотажу. После окончания Кременчугского летного училища стала работать пилотом – инструктором на Ан-2, затем была Кировокрадская ШВЛП, где я была пилотом-инструктором Ан-24, Ан-26. Через некоторое время стала командиром эскадрильи Ту-134 в Ульяновском центре ГА стран-участниц СЭВ. Потом Киев, где я была командиром международной эскадрильи. В «Шереметьево» тружусь с 1994 года: была ведущим пилотом-наставником Ту-134, затем освоила Ту-154, А-310, а теперь летаю на Boeing -767. Я обожаю свою работу и даже в отпуске не упускаю шанса побывать за штурвалом. Каждый раз, когда я еду к родителям в Симферополь, не могу удержаться от полетов на Як-52 в родном авиаклубе.
Мария Уваровская, 2 пилот Ту-154
Об авиации
Мое увлечение авиацией пришло не сразу. Я не мечтала о небе с детства, как многие мои коллеги. Поэтому после школы выбрала гражданскую специальность. Одновременно с учебой в институте стала заниматься самолетным спортом, увлеклась. Потом был интересный и сложный путь в «большую» авиацию. Многое по прошествии времени видится везением и случайностью, но можно сказать с уверенностью: как только впервые поднялась в небо, поняла, что это мое, и потом уже не было сомнений в выборе профессии.
Важно, что на моем пути всегда попадались добрые, честные, ответственные люди, умнейшие и опытнейшие учителя и инструкторы, всегда была поддержка родителей.
О профессии
К сожалению, очень долгое время путь в гражданскую авиацию для женщин был закрыт. Сейчас многое становится возможным для нас. Но при всей своей романтичности и привлекательности работа пилота – это ежедневный тяжелый труд, требующий больших физических и психологических затрат. Здесь нет места женским эмоциям и слабостям, всегда нужно доказывать свою состоятельность, но все преодолимо, когда любишь свою работу.
О коллективе.
«Аэрофлот» - огромная компания со своими законами и механизмами большой организации, но на каждом этапе своей учебы и работы я чувствовала поддержку и внимание руководителей и коллег. Мне спокойно и приятно работать в моем окружении, для меня большая ответственность – хорошее отношение и уважение моих друзей и коллег.
Надежда Кужельская, 2 пилот Ту-134
О небе
Так сложилось, что летать я начала, когда полетела в космос Светлана Савицкая. Ее полет стал для меня своеобразным толчком. Для себя я решила: если она может, то почему и я не могу? Сначала был планер, потом – учебный самолет.
Об «университетах».
Я закончила первый факультет МАИ, а потом Ульяновское высшее авиационное училище. Был в моей жизни период, когда я стояла на перепутье: пошла учиться на вечернее отделение мехмата МГУ. Я на тот момент работала программистом, на авиацию времени не оставалось. Обычно сами спортсмены бегают за инструкторами, а тут инструктор нашел меня и спросил, когда я собираюсь продолжить летную работу. Стоит ли говорить о том, на что пал мой выбор?
О карьере
Я работаю в «Аэрофлоте» с 2003 года. До этого на протяжении десяти лет входила в отряд космонавтов РКК «Энергия». Увы, в космос так и не полетела, хотя была в дублирующем, и в основном составе.
В Аэрофлоте сразу села за штурвал Ту-134, на нем и летала до конца прошлого года. Теперь переучиваюсь на А-320. Думаю, это очень непросто не только для меня, но и для моих коллег – на таком типе ВС ты наполовину летчик, а наполовину оператор – все максимально автоматизировано. Но я верю, что у меня все получится!
О коллегах.
Я почти всегда работала в мужском коллективе: и в институтах, и на аэродроме. В летном комплексе Аэрофлота, как и везде, консервативная мужская система, которая не дает никаких поблажек слабому полу. Требования ко мне выдвигаются такие же, как и ко всем. И я стараюсь соответствовать им на все 100%.
О семье
У меня растет 9-летняя дочь. За все это время она так и не привыкла к моей работе, и каждый раз очень переживает разлуку.
О хобби
В свободное время увлекаюсь музыкой. В свое время была солисткой оркестра Центра подготовки космонавтов. Часто играю на гитаре для себя и друзей. Правда, всего не охватить, и сейчас времени на музицирование не хватает.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Одной из стран по численности женщин-пилотов является Китай. С 1951 года в стране подготовлено более 300 летчиц. Как сообщает агентство Синьхуа, в этом году в китайские ВВС примут новый отряд девушек-курсантов. 30 абитуриенток станут летчицами ВВС народно-освободительной армии Китая.
Согласно статистике, на сегодняшний день в гражданской авиации России не более 10 женщин-пилотов. В то же время в некоторых зарубежных авиакомпаниях количество дам за штурвалом достигает 10% от общего летного состава.
В 2000 году Ли Мэйси вошла в историю австралийской авиации как первая беременная женщина-пилот. Она совершала пассажирский рейсы на самолете Dash 8 вплоть до 25 недель беременности, а на раннем сроке проходила обучение на тренажерах, борясь с приступами тошноты. Специально для Мэйси ее родная авиакомпания Qantas Airways разработала модель форменного платья с просторной талией.