В данной статье рассматривается проблема восстановления
нарушенных прав и свобод человека, возникающая при
упразднении, ликвидации, реорганизации государственных
органов. На основе анализа проблемы, судебной практики,
включая практику Европейского Суда по правам человека,
делается вывод, что в данном случае применение норм ГК о
правопреемстве недопустимо и что неисполнение судебных
решений в связи реорганизацией, ликвидацией, передачей
функций государственных органов является нарушением и
Конституции РФ, и Европейской Конвенции о защите прав
человека и основных свобод.
Ключевые слова: Функциональное правопреемство,
восстановление нарушенных прав, государственный орган,
Европейский Суд по правам человека
В условиях длящейся административной реформы защита прав и свобод человека время от времени сталкивается с проблемой правопреемства государственных органов, когда одни государственные органы ликвидируются, другие появляются, когда функции органов передаются от одного органа к другому и др.
законодатель полностью снял все проблемы процессуального правопреемства государственных органов в ст. 44 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ, установив, что «в случае, если в период рассмотрения административного дела орган государственной власти, иной государственный орган или орган местного самоуправления, являющиеся стороной в административном деле, реорганизован, суд производит замену этой стороны его правопреемником. В случае, если какой-либо из указанных органов либо организация, наделенная государственными или иными публичными полномочиями, упразднены, суд производит замену этой стороны органом или организацией, к компетенции которых относится участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом спорные правоотношения, либо к компетенции которых относится защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца».