13.08.2010
В Верховный Суд Российской Федерации 121260, г. Москва, ул. Поварская, 15 Заявитель: Орган государственной власти, принявший оспариваемый нормативный правовой акт: Правительство Российской Федерации 103274, г. Москва, Краснопресненская наб., д. 2, стр 2 Наименование оспариваемого нормативного правового акта: пункт 11 <<Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц>>, утвержденного Постановлением Правительства РФ No. 627 от 15.10.2003 г. Источник опубликования: Российская газета, выпуск No. 3325 от 21.10.2003 г. Заявление о признании пункта 11 <<Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц>> противоречащим закону 7 октября 2010 г. мой муж, был задержан сотрудниками Октябрьского РУВД г. Екатеринбурга в административном порядке , и помещен в камеру No. 1 для административно задержанных Октябрьского РУВД г. Екатеринбурга. Площадь камеры составляет 8,6 квадратных метра. Вместе с моим супругом в камере находились минимум 7 человек. Из-за того, что в камере не было места, мой муж вынужден был сидеть с другими задержанными на настиле, а не лежать. В результате, из-за перенаселенности, ночью в камере произошла драка, во время которой получил телесные повреждения. Согласно статье 27.6 Кодекса об Административных правонарушениях РФ (далее -- КоАП РФ) задержанные в административном порядке лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях. Условия содержания таких лиц определяются Правительством Российской Федерации. Во исполнении статьи 27.6 КоАП РФ пункт 11 <<Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц>>, утвержденного постановлением Правительства РФ No. 627 от 15.10.2003 г. (далее -- Положение), устанавливает норму площади на одного задержанного лица за административное правонарушение не менее 2 кв. метров. Статья 1.1 КоАП РФ устанавливает, что КоАП РФ, а следовательно и пункт 11 Положения основывается на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора. Согласно рекомендациям Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (далее -- ЕКПП) минимальной допустимой площадью одиночной камеры считается 7 кв. метров (п. 43 Oбщего доклада [CPT/Inf (92) 3]). Считаю, что пункт 11 оспариваемого Положения противоречит международным актам, обязательным для Российской Федерации. Поскольку Российская Федерация является членом Совета Европы, ратифицировала Федеральным законом от 28 марта 1998 года No. 44-ФЗ Конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, в соответствии с которой был создан ЕКПП, указанные рекомендации должны ей применяться в правоприменительной практике. Более того, Рекомендации основаны на практике Европейского суда по правам человека, в том числе по делам в отношении Российской Федерации, которая является составной частью российской правовой системы в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Установление минимальной нормы площади на одного человека в 2 кв. метра является нарушением статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (<<Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию>>), так как санкционирует массовое бесчеловечное и унижающее достоинство задержанного обращение. Европейский суд по правам человека не раз обращал внимание на то, что минимальная норма площади в камере 2 кв. метра является нарушением статьи 3 Конвенции (Kalachnikov v. Russia, no. 47095/991 S: 97; Mamedova v. Russia, no. 7064/05, S:S: 61 et seq., 1 June 2006; Khudoyorov v. Russia, no. 6847/02, S:S: 104 et seq., ECHR 2005 X (extracts); Labzov v. Russia, no. 62208/00, S:S: 44 et seq., 16 June 2005; Novoselov v. Russia, no. 66460/01, S:S: 41 et seq., 2 June 2005; Mayzit v. Russia, no. 63378/00, S:S: 39 et seq., 20 January 2005;), с чем российские власти соглашались, обещали ситуацию исправить, однако пункт 11 Положения изменён не был. При этом, Европейский суд по правам человека, рассматривая дела о нарушении Конвенции, не делает разделения на уголовное или административное задержание, приравнивая эти понятия к общему - <<лишение свободы>>. В связи с чем, имеется нарушение статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В силу того, что скончался в день задержания, он физически сам не может обжаловать пункт 11 Положения. Вместе с тем, в практике Европейского суда по правам человека установлено, что если у третьего лица имелась очень близкая связь с погибшим (родственная или иная), то оно признаётся <<косвенной жертвой>>, и имеет право обратиться в суд за защитой нарушенных прав потерпевшего -- непосредственной жертвой (Cakici v. Turkey, постановление ЕСПЧ от 08.07.1999 г., пункт 98 - перевод в М. Де Сальвия, Прецеденты Европейского суда по правам человека. Спб.: Юридический центр пресс, 2004. С. 820, Ранцев против Кипра и России, от 07.01.2010, пункт 3, см. текст постановления http://sutyajnik.ru/documents/3184.pdf). Так в соответствии с пунктом 3 постановления Ранцев против Кипра и России заявитель-отец дочери жаловался на нарушение в том числе статьи 2 Конвенции в связи со смертью его дочери, неэффективным проведением расследования обстоятельств её смерти. Я являлась супругой Следовательно, я являюсь <<косвенной жертвой>> и имею право обратиться в суд в защиту его прав. В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания являются частью правовой системы Российской Федерации. Согласно пункту 10 Постановления Пленума Верховного суда РФ No. 5 от 10 октября 2003 г. <<О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров>>, применение судами Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека>>. Согласно пункту 2.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 2007 г. <<... как и Конвенция о защите прав человека и основных свобод, решения Европейского Суда по правам человека... являются составной частью российской правовой системы, а потому должны учитываться... правоприменительными органами при применении соответствующих норм права>>. На основании изложенного, руководствуясь статьей 1.1 КоАПа РФ, главой 24 ГПК РФ, рекомендациями Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и статьёй 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ПРОШУ: Признать пункт 11 Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утвержденного Постановлением Правительства РФ No. 627 от 15.10.2003 г. в части нормы площади для одного задержанного лица за административное правонарушение, противоречащим статье 1.1 КоАПа РФ во взаимосвязи с рекомендациями Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и статьёй 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Приложения: 1. копия настоящего заявления; 2. квитанция об уплате государственной пошлины; 3. копия списка лиц, задерживавшихся и содержавшихся в КАЗе Октябрьского РУВД г. Екатеринбурга в период с 22 часов 7 октября по 12 часов 8 октября 2010 г., согласно Книге учета лиц, доставленных в Октябрьское РУВД г. Екатеринбурга; 4. текст п. 11 Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц. 5. текст п. 43 Oбщего доклада [CPT/Inf (92) 3] Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. 13 августа 2010 г.
Поделиться в социальных сетях:
Добавить комментарий: