07.10.2005
Судье Свердловского областного суда Сидоркину Станиславу Владиславовичу от представителя Домрачева Владимира Георгиевича по доверенности от 23 июня 2005 г. Качанова Романа Евгеньевича ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОЯСНЕНИЯ по заявлению Домрачева Владимира Георгиевича о признании абзаца первого статьи 11 Закона Свердловской области О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области в части слов достигших возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента принятия Помимо доводов, изложенных в заявлении Домрачева Владимира Георгиевича от 14 сентября 2005 года, считаю необходимым обратить внимание Суда на следующие юридические обстоятельства дела. 1. В соответствии со статьей 22 Федерального закона О ветеранах (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Буквальное толкование указанной нормы не дает оснований для утверждения, что субъекты Российской Федерации обязаны устанавливать в своем законодательстве меры социальной поддержки только в отношении тех ветеранов труда, которые достигли возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости. Положение статьи 22 Федерального закона О ветеранах о том, что меры социальной поддержки всех ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, а не только тех, которые достигли пенсионного возраста, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации имеет императивный характер, не подлежит расширительному либо ограничительному толкованию. Данный вывод подтверждается также конституционным положением о том, что Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации). 2. Изменения в статью 22 Федерального закона О ветеранах, которые определили новый порядок установления мер социальной поддержки ветеранов труда, были внесены Федеральным законом О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. В соответствии с преамбулой к данному Федеральному закону Настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами вопросов местного значения. В настоящем Федеральном законе решаются также задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, обеспечения экономической безопасности государства и приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой... Нормы настоящего Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в данной преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Свердловская область при установлении мер социальной поддержки только в отношении тех ветеранам труда, которые достигли возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, не руководствовалась указанными императивными требованиями Федерального закона № 122-ФЗ. 3. При выполнении обязанности по регулированию общественных отношений по предоставлению мер социальной поддержки ветеранов труда Свердловский областной Законодатель принял норму, ограничивающую права ветеранов труда на социальное обеспечение и предусматривающую дополнительное условие для предоставления социальных льгот и компенсаций - достижение пенсионного возраста - был сужен кругом лиц, подлежащих социальной поддержке по сравнению с федеральным законодательством. Между тем, именно федеральное законодательство определяет перечень этих лиц и не наделяет субъекты Российской Федерации полномочиями по определению их перечня. 4. В соответствии со статьей 28 Федерального закона О ветеранах реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации. Правительством Российской Федерации 27 апреля 1995 г. было утверждено Постановление № 423 Об удостоверениях, на основании которых реализуются права и льготы ветеранов, предусмотренные Федеральным законом О ветеранах, которое сохраняет свою юридическую силу. Указанное Постановление исходит из того, что для всех ветеранов труда, включая ветеранов труда, удостоверением, на основании которого реализуются права и льготы ветеранов, является удостоверение Ветеран труда. В нарушение статьи 28 Федерального закона О ветеранах и указанного Постановления Правительства Российской Федерации, статья 11 Закона Свердловской области О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области и принятое на его основе Положение об удостоверении права получения мер социальной поддержки в соответствии с Законами Свердловской области О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области, О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области, утвержденное Постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2004 г. № 1178-ПП исходят из того, что документом, удостоверяющем право ветеранов труда на получение мер социальной поддержки является не удостоверение Ветеран труда, а пенсионное удостоверение. 5. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 27 апреля 1998 года № 12-П по делу о проверке конституционности отдельных положений части первой статьи 92 Конституции Республики Башкортостан, части первой статьи 3 Закона Республики Башкортостан О Президенте Республики Башкортостан (в редакции от 28 августа 1997 года) и статьей 1 и 7 Закона Республики Башкортостан О выборах Президента Республики Башкортостан ... федеральный законодатель обязан обеспечивать соразмерность ограничения прав и свобод конституционно закрепленным целям и в случаях, если он предоставляет органам законодательной власти субъектов Российской Федерации полномочия по конкретизации условий реализации гражданином соответствующего права... Если законодатель субъекта Российской Федерации выходит за рамки делегированных ему полномочий, четко определенных федеральным законом, то тем самым он нарушает статью 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации (абзац третий пункта 3 мотивировочной части). Следует отметить, что Свердловская область, установив в статье 11 Закона Свердловской области О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области меры социальной поддержки не всех ветеранов труда, а только тех их них, которые достигли пенсионного возраста, тем самым вышла за рамки делегированных ей полномочий, четко определенных федеральным законом, и, таким образом, нарушала часть 3 статью 55 Конституции Российской Федерации. Между тем, согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации Органы государственной власти, органы местного самоуправления должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Также в соответствии с другой правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 22 января 2002 года № 2-П по делу о проверке конституционности части второй статьи 69, части второй статьи 70 и статьи 90 Конституции Республики Татарстан, а также пункта 2 статьи 4 и пункта 8 статьи 21 Закона Республики Татарстан О выборах народных депутатов Республики Татарстан в связи с жалобой гражданина М.М.Салямова ...регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина составляют ведение Российской Федерации (статья 71, пункт в), субъекты же Российской Федерации, реализуя свои полномочия в сфере защиты прав и свобод, находящейся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт б части 1), не могут снижать уровень конституционных гарантий... прав, обеспечиваемый в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и соответствующим положениям Конституции Российской Федерации. 6. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации Все равны перед законом и судом; Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 4 февраля 1992 года № 2-П по делу о проверке конституционности правоприменительной практики расторжения трудового договора по основанию, предусмотренному пунктом 1 статьи 33 КЗоТ РСФСР Дискриминация граждан не допускается не только по прямо указанным в ... Конституции, но и по другим признакам. ... Конституция не ограничивает перечень признаков, по которым исключается любая дискриминация граждан, а напротив, предполагает его дальнейшую конкретизацию как в законодательстве, так и в правоприменительной практике. Свердловская область при установлении мер социальной поддержки ветеранов труда должна была руководствоваться этими конституционными положениями и принятыми в соответствие с ними нормами федерального законодательства, обеспечив предоставление мер социальной поддержки всем ветеранам труда, проживающих на ее территории. Представитель Домрачева В.Г. Качанов Р.Е. 07.10.2005. 2
Поделиться в социальных сетях:
Добавить комментарий: