Уставный
Суд Свердловской области в составе председателя Суда В. И. Задиоры,
судей А. В. Гусева, Н. Д. Мершиной, Д. Н.
Разина,
с
участием гражданина Беляева С. И., направившего запрос в Уставный Суд,
адвоката Капустина В. Я., – представителя заявителей граждан Беляева С.
И., Силиванова А. В.,
главного
специалиста Управления по жилищной политике администрации города Екатеринбурга,
кандидата юридических наук Симонова В. Н., – представителя Главы города
Екатеринбурга, принявшего оспариваемый акт,
а
также приглашенных: главного специалиста юридического отдела аппарата Екатеринбургской
городской Думы Колотова А. В., главного специалиста Министерства энергетики,
транспорта, связи и коммунального хозяйства Свердловской области Бедретдиновой
Э. Ш., заместителя начальника нормативно-технического отдела Управления
пожарной службы Свердловской области Рожина И. Л.,
рассмотрел
в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Уставу Свердловской
области пунктов 1.1, 1.2, 3.9, 3.12, 3.13 Положения о переводе жилых помещений
в нежилые, утвержденного постановлением Главы города Екатеринбурга от 05.02.97
N 71, и пунктов 1.2, 3.3, 3.4, 5.5 Положения "О порядке перевода жилых
помещений (жилых домов) в нежилые на территории города Екатеринбурга",
утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 14 октября 1998
года N 26/10.
Поводом
к рассмотрению дела явились обращения гражданСиливанова
А. В., Беляева С. И. о проверке соответствия Уставу Свердловской области
названных нормативных правовых актов органов местного самоуправления города
Екатеринбурга.
Основанием
к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о
том, соответствуют ли Уставу Свердловской области оспариваемые заявителями
положения указанных нормативных актов.
Заслушав
сообщение судьи-докладчика Гусева А. В., выступления сторон и их представителей,
мнения приглашенных, исследовав материалы дела, Уставный Суд
УСТАНОВИЛ:
1.
Гражданин Силиванов А. В. обратился в Уставный
Суд Свердловской области с запросом о проверке соответствия Уставу Свердловской
области пунктов 1.1, 1.2, 3.9 Положения о переводе жилых помещений в нежилые,
утвержденного постановлением Главы города Екатеринбурга от 05.02.97 N 71.
Гражданин Беляев С. И. также обратился в Уставный Суд с запросом о проверке
соответствия Уставу Свердловской области указанных правовых норм. Кроме
того, в обращении гражданина Беляева С. И. ставятся вопросы о проверке
соответствия Уставу Свердловской области пунктов 3.12, 3.13 Положения о
переводе жилых помещений в нежилые, утвержденного постановлением Главы
города Екатеринбурга от 05.02.97 N 71, а также пунктов 1.2, 3.3, 3.4, 5.5
Положения "О порядке перевода жилых помещений (жилых домов) в нежилые на
территории города Екатеринбурга", утвержденного решением Екатеринбургской
городской Думы от 14 октября 1998 года N 26/10.
2.
Оспариваемые заявителями нормативные правовые акты Главы города Екатеринбурга
и Екатеринбургской городской Думы регулируют порядок и условия перевода
жилых домов и жилых помещений (далее – жилые помещения) в нежилые в муниципальном
образовании "город Екатеринбург". Указанные акты имеют общий предмет правового
регулирования и содержат ряд совпадающих по содержанию правовых норм. При
этом, поскольку Положение о переводе жилых помещений в нежилые, утвержденное
постановлением Главы города Екатеринбурга от 05.02.97 года N 71, не отменено
и не признано утратившим силу в установленном порядке в связи с принятием
Екатеринбургской городской Думой 14.10.98 года Положения "О порядке перевода
жилых помещений (жилых домов) в нежилые на территории города Екатеринбурга",
оба указанных акта являются действующими, поэтому запросы о проверке их
соответствия Уставу Свердловской области приняты к рассмотрению Уставного
Суда.
В
соответствии со статьями 4, 83 и 84 Областного закона "Об Уставном Суде
Свердловской области" обращения граждан Силиванова
А. В., Беляева С. И. подведомственны Уставному Суду, отвечают требованиям,
предусмотренным статьями 38 и 39 Областного закона, и на основании статьи
37 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" являются поводом
к рассмотрению дела Уставным Судом.
Поскольку
обращения граждан Силиванова А. В. и Беляева
С. И. касаются одного предмета, а именно проверки соответствия Уставу Свердловской
области пунктов 1.1, 1.2, 3.9 Положения о переводе жилых помещений в нежилые,
утвержденного постановлением Главы города Екатеринбурга от 05.02.97 N 71,
Уставный Суд на основании статьи 48 Областного закона "Об Уставном Суде
Свердловской области" соединил дела по данным обращениям в одном производстве.
3.
В соответствии с оспариваемыми заявителями пунктами названных Положений,
в городе Екатеринбурге устанавливается единый порядок перевода жилых помещений
в нежилые. Данный порядок предусматривает, что перевод жилых помещений
в категорию нежилых во всех случаях, независимо от формы собственности
жилищного фонда и ведомственной принадлежности жилого дома, производится
на основании постановления Главы города Екатеринбурга. При этом лицу, желающему
перевести принадлежащее ему жилое помещение в категорию нежилых, необходимо
получить разрешение Управления по жилищной политике города Екатеринбурга,
а также заключения и согласования от различных органов и организаций (администрации
района, Бюро технической инвентаризации, Комитета по развитию товарного
рынка, Главного управления архитектуры, органов санитарно-эпидемиологического
и пожарного надзора, ГИБДД и других).
По
мнению заявителей, необходимость получения согласований в указанных органах
и организациях, а также разрешения администрации города на перевод жилых
помещений в нежилые для граждан, имеющих в собственности жилые помещения,
ограничивает их право самостоятельно распоряжаться своим имуществом. Заявители
полагают, что в этой части постановление Главы города Екатеринбурга от
05.02.97 N 71, а также решение Екатеринбургской городской Думы от 14.10.98
N 26/10 приняты с превышением компетенции органов местного самоуправления,
противоречат федеральному законодательству, Конституции РФ, и Уставу Свердловской
области.
4.
В соответствии со статьями 2 и 19 (пункт 4) Устава Свердловской области
на территории Свердловской области гарантируется защита и осуществление
всех прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской
Федерации. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены
только федеральным законом.
Согласно
статьям 36, 40 Конституции РФ каждый вправе иметь в собственности имущество
(включая жилые помещения), владеть, пользоваться и распоряжаться им как
единолично, так и совместно с другими лицами. Имея в собственности жилые
помещения, граждане могут осуществлять все правомочия по владению, пользованию
и распоряжению ими, в том числе изменять их целевое назначение. Однако
при использовании находящегося в собственности гражданина жилого помещения
в качестве нежилого не должны нарушаться права и законные интересы других
лиц (часть 3 статьи 17 Конституции РФ). В целях защиты этих прав и интересов
право собственника жилого помещения на его использование в качестве нежилого
может быть ограничено федеральным законом (часть 3 статьи 55 Конституции
РФ).
Такие
ограничения установлены действующим федеральным законодательством. Согласно
статье 10 Жилищного Кодекса РСФСР, граждане обязаны использовать жилое
помещение в соответствии с его назначением, то есть для проживания в нем
граждан. Такая же обязанность в отношении граждан – собственников жилых
помещений установлена статьей 288 Гражданского кодекса РФ, в соответствии
с которой граждане – собственники жилых помещений могут использовать их
для личного проживания либо сдавать для проживания другим лицам. Использование
собственником принадлежащего ему жилого помещения в иных целях, в частности,
для размещения предприятий, учреждений, организаций допускается только
после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в
нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
При этом размещение в жилых домах промышленных производств не допускается.
Таким
образом, федеральным законодательством установлено ограничение права собственника
жилого помещения на его использование не для проживания граждан, а в иных
целях, то есть как нежилое. Данное ограничение состоит в установлении для
всех собственников жилых помещений, независимо от того, кому принадлежит
жилое помещение, а также от вида жилищного фонда, принадлежности жилого
дома и других обстоятельств, обязанности произвести перевод принадлежащих
им жилых помещений в категорию нежилых в порядке, установленном жилищным
законодательством.
5.
Регулирование жилищным законодательством порядка перевода жилых помещений
в нежилые предполагает определение условий, при которых такой перевод возможен,
органов, уполномоченных принимать решения о переводе, установление порядка
и процедуры принятия решения о переводе.
Жилищное
законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции
Российской Федерации, пункт 1 "к" статьи 24 Устава Свердловской области).
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые
в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации. До принятия федеральных законов по вопросам совместного
ведения субъекты РФ вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое
регулирование (пункт 2 статьи 12 Федерального закона "О принципах и порядке
разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации"). Поэтому, при отсутствии регулирования или неполном
регулировании федеральным жилищным законодательством порядка перевода жилых
помещений в нежилые, регулирование данных вопросов в Свердловской области
может быть осуществлено областным законодательством.
Согласно
статьям 8 и 9 Жилищного Кодекса РСФСР перевод пригодных для проживания
жилых домов и жилых помещений в домах государственного и общественного
жилищного фонда в нежилые может осуществляться лишь в исключительных случаях
по решению соответствующих исполнительных органов государственной власти
субъектов РФ.
Из
приведенных выше норм федерального жилищного законодательства следует,
что перевод жилого помещения в нежилое представляет собой правовой акт
уполномоченного органа или должностного лица. Этот акт предоставляет собственнику
или владельцу помещения право на использование этого помещения в качестве
нежилого в заранее определенных конкретных целях и является актом разрешительного
характера.
Федеральным
жилищным законодательством не урегулированы конкретные условия и порядок
перевода жилых помещений в нежилые в домах государственного и общественного
жилищного фонда. Не регламентируются федеральным жилищным законодательством
и порядок и условия перевода жилых помещений в нежилые в муниципальном
и частном жилищном фонде.
В
соответствии с пунктом "п" статьи 7 Областного
закона "Об основах жилищной политики в Свердловской области" осуществление
перевода помещений в жилые или в нежилые во всех видах жилищного фонда
отнесено к компетенции органов местного самоуправления. То есть данный
Областной закон, восполняя пробелы в федеральном жилищном законодательстве,
устанавливает, что до использования жилого помещения в качестве нежилого
во всех случаях, независимо от принадлежности жилого помещения и вида жилищного
фонда, необходимо произвести перевод данного помещения в нежилое, и предусматривает,
что решение вопросов о переводе осуществляется не органами государственной
власти области, а органами местного самоуправления. Тем самым данным Областным
законом органам местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской
области переданы государственные полномочия по принятию решений о переводе
жилых помещений в нежилые.
Возможность
наделения законодательством Свердловской области органов местного самоуправления
отдельными государственными полномочиями прямо предусмотрена Конституцией
РФ (часть 2 статьи 132) и Уставом Свердловской области (пункт 2 статьи
92), а также федеральным и областным законодательством (статьей 6 Федерального
закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", статьей
3 Областного закона "О наделении органов местного самоуправления муниципальных
образований в Свердловской области отдельными государственными полномочиями".
Согласно
статье 5 Областного закона "О наделении органов местного самоуправления
муниципальных образований в Свердловской области отдельными государственными
полномочиями" органы местного самоуправления вправе осуществлять правовое
регулирование в пределах передаваемых им государственных полномочий в соответствии
с областным законодательством, что означает и возможность принятия ими
соответствующих нормативных правовых актов.
Следовательно,
принятие нормативных правовых актов, в которых определяются органы и должностные
лица местного самоуправления, уполномоченные принимать решения о переводе
жилых помещений в нежилые, устанавливаются порядок и условия принятия органами
местного самоуправления решений о переводе, находится в компетенции органов
местного самоуправления Свердловской области, и в том числе органов местного
самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург".
Таким
образом, само принятие органами местного самоуправления муниципального
образования "город Екатеринбург" таких нормативных правовых актов не противоречит
Конституции РФ и федеральному законодательству, а также статье 19 (пункт
4) Устава Свердловской области, согласно которой права и свободы человека
и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, поскольку
ограничение права граждан - собственников жилых помещений, состоящее в
установлении для них обязанности производить перевод принадлежащих им жилых
помещений в категорию нежилых, установлено Гражданским Кодексом РФ, то
есть федеральным законом, а не оспариваемыми нормативными актами.
6.
В соответствии со статьей 94 (пункт 1) Устава Свердловской области организация
местного самоуправления в Свердловской области осуществляется на основе
общих принципов, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными
законами, Уставом Свердловской области и областными законами.
Как
указывалось в Постановлениях Уставного Суда Свердловской области по делам
о проверке соответствия Уставу Свердловской области отдельных положений
Уставов муниципальных образований "Ревдинский
район" и "город Нижний Тагил", к общим принципам организации местного самоуправления
Свердловской области относятся, в частности, принцип организационной обособленности
представительных и исполнительных органов местного самоуправления по отношению
друг к другу, наделение каждого из них собственной компетенцией, не позволяющей
дублировать деятельность другого органа (пункт 3 статьи 14 Федерального
закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", статья
30 Областного закона "О местном самоуправлении в Свердловской области"),
принцип невмешательства органов местного самоуправления в компетенцию органов
государственной власти (статьи 4-6 Федерального закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления в РФ", статьи 4-6 Областного закона
"О местном самоуправлении в Свердловской области"), и принцип законности
в деятельности органов местного самоуправления и принимаемых ими нормативных
правовых актов (статья 7 Федерального закона "Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ", статья 39 Областного закона "О местном самоуправлении
в Свердловской области").
Одним
из требований принципа наделения представительных и исполнительных органов
местного самоуправления собственной компетенцией, не позволяющей дублировать
деятельность друг друга, является разграничение полномочий представительных
и исполнительных органов и должностных лиц местного самоуправления по принятию
нормативных правовых актов. В соответствии со статьей 19 (пункт 1) Федерального
закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы
местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе
принимать правовые акты исключительно по вопросам своего ведения. Полномочия
по принятию этих актов определяются уставом муниципального образования
в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
При
этом согласно пункту 1 части 3 статьи 15 Федерального закона "Об общих
принципах организации местного самоуправления в РФ", пункту 1 части 1 статьи
32 Областного закона "О местном самоуправлении в Свердловской области",
в исключительном ведении представительного органа местного самоуправления
находится принятие общеобязательных правил (актов, содержащих нормы, которые
являются обязательными для органов местного самоуправления, организаций,
граждан и иных лиц на всей территории муниципального образования) по предметам
ведения муниципального образования, предусмотренных его уставом.
Устав
города Екатеринбурга предусматривает, что принятие общеобязательных правил
по предметам ведения муниципального образования "город Екатеринбург" находится
в исключительном ведении Екатеринбургской городской Думы (пункт 1 статьи
14 Устава города Екатеринбурга). Каких-либо исключений из этого в Уставе
города Екатеринбурга не содержится. Это означает, что в компетенции Екатеринбурской
городской Думы находится принятие общеобязательных правил по всем предметам
ведения муниципального образования "город Екатеринбург".
Оспариваемые
заявителями нормы Положения о переводе жилых помещений в нежилые, утвержденного
постановлением Главы города от 05.02.97 N 71, распространяются на всех
собственников жилых помещений, то есть являются общеобязательными правилами,
а поэтому их принятие входит в исключительную компетенцию Екатеринбургской
городской Думы как представительного органа местного самоуправления. Следовательно,
пункты 1.1, 1.2, 3.9, 3.12, 3.13 Положения о переводе жилых помещений в
нежилые, утвержденного постановлением Главы города Екатеринбурга от 05.02.97
N 71, противоречат статье 94 (пункт 1) Устава Свердловской области, как
принятые с превышением полномочий Главы города Екатеринбурга и нарушающие
принцип разграничения компетенции представительных и исполнительных органов
и должностных лиц местного самоуправления.
Данное
Постановление противоречит Уставу Свердловской области не только с точки
зрения разграничения компетенции между представительными и исполнительными
органами и должностными лицами местного самоуправления, но и в связи с неопубликованием
(необнародованием). Согласно пункту 2 статьи
19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления
в РФ", пункту 3 статьи 39 Областного закона "О местном самоуправлении в
Свердловской области" нормативные правовые акты органов местного самоуправления
и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы
и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального
опубликования (обнародования). Положение о переводе жилых помещений в нежилые,
утвержденное Постановлением Главы города Екатеринбурга от 05.02.97 N 71,
содержит нормы, обязывающие граждан - собственников жилых помещений, желающих
перевести их в категорию нежилых, обращаться в Управление по жилищной политике
города, получать соответствующие заключения и согласования в ряде органов
и организаций, произвести работы по реконструкции помещения и сдать его
приемочной комиссии, уплатить администрации города определенную сумму в
соответствии с установленным тарифом (пункты 3.1, 3.3, 3.10, 3.11, 3.14
Положения), то есть затрагивает обязанности граждан. Однако данное постановление
не было опубликовано (обнародовано).
Неопубликование
нормативного правового акта, затрагивающего права и обязанности гражданина,
противоречит указанным выше нормам федерального и областного законодательства,
является нарушением принципа законности в деятельности органов местного
самоуправления и не соответствует статье 94 (пункт 1) Устава Свердловской
области.
В
отличие от этого, оспариваемые заявителями нормы Положения "О порядке перевода
жилых помещений (жилых домов) в нежилые на территории города Екатеринбурга"
утверждены решением Екатеринбургской городской Думы от 14 октября 1997
года N 26/10, то есть приняты с соблюдением принципа разграничения компетенции
между представительными и исполнительными органами и должностными лицами
местного самоуправления. Положение опубликовано в Вестнике Екатеринбургской
городской Думы за 1998 год (номер 9).
7.
Пунктом 1.2 данного Положения предусмотрено, что перевод жилых помещений
в нежилые производится на основании постановления Главы города.
В
соответствии со статьей 20 Устава города Екатеринбурга Глава города Екатеринбурга
является должностным лицом местного самоуправления, под руководством которого
осуществляется деятельность администрации города; в полномочия Главы города
входит принятие постановлений, являющихся актами городской администрации
как исполнительного органа местного самоуправления. Решение о переводе
конкретного жилого помещения в нежилое является актом правоприменительного
характера. Обладая полномочием на принятие нормативных правовых актов,
в которых определяются органы и должностные лица местного самоуправления,
принимающие решения о переводе жилых помещений в нежилые, Екатеринбургская
городская Дума вправе закрепить за Главой города Екатеринбурга право принятия
таких решений в форме постановлений как актов исполнительного органа местного
самоуправления.
8.
Пунктами 3.3 и 3.4 Положения "О порядке перевода жилых помещений (жилых
домов) в нежилые на территории города Екатеринбурга" предусмотрено, что
для перевода жилого помещения в нежилое заявитель представляет в Управление
по жилищной политике ряд документов, причем до начала их оформления заявителю
необходимо получить разрешение в Управлении по жилищной политике.
Положения
подпунктов "а" - "е", "и" - "н" и "п"
пункта 3.3, а также пункта 3.4 устанавливают обязанность гражданина - заявителя,
желающего перевести принадлежащее ему жилое помещение в нежилое, представить
информацию о правах заявителя на жилое помещение, месторасположении и техническом
состоянии помещения, получить согласования Комитета по развитию товарного
рынка, Комитета по управлению городским имуществом, администрации района
и других муниципальных органов и организаций о возможности перевода жилого
помещения в нежилое. Данные нормы, хотя и возлагают определенные обязанности
на граждан, вместе с тем касаются процедурных вопросов участия органов
местного самоуправления в принятии решения о переводе жилых помещений в
нежилые, и не затрагивают конституционных прав граждан, защита которых
гарантируется статьей 2 Устава Свердловской области. По своему характеру
и значению указанные положения не относятся к числу тех, которые регулируются
Уставом Свердловской области и подлежат проверке в Уставном Суде.
Решение
данных вопросов относится не к компетенции Уставного Суда Свердловской
области, а законодателя либо представительных органов местного самоуправления
(при передаче им соответствующих государственных полномочий). Именно этим
субъектам правотворческой деятельности надлежит обеспечить нормативное
регулирование данных вопросов на основе сочетания соблюдения требований
общественной безопасности, защиты прав других лиц и интересов граждан –
собственников жилых помещений при их переводе в нежилые.
Вмешательство
Уставного Суда в регулирование данных вопросов с возможным устранением
указанных пунктов или их отдельных положений при сохранении общего порядка,
согласно которому перевод жилых помещений в нежилые производится по решению
органов местного самоуправления, повлечет возникновение пробела в правовом
регулировании, который может привести к произволу в деятельности органов
и должностных лиц и в связи с этим повлечь нарушения прав граждан при переводе
жилых помещений в нежилые.
В
связи с этим на основании пункта 2 части 1 статьи 67 Областного закона
"Об Уставном Суде Свердловской области" производство по делу в этой части
подлежит прекращению.
9.
Согласно статьям 16 (пункт 1), 19 (пункт 5) Устава Свердловской области
предназначением государственной власти является общее благо, защита и безопасность
людей. Государственная власть в Свердловской области осуществляется на
основе принципов действенности, упорядоченности и умеренности государственной
власти.
Эти
основные принципы деятельности государственных органов и должностных лиц
в полной мере являются обязательными и для органов и должностных лиц местного
самоуправления, осуществляющих функции государственной власти при наделении
их государственными полномочиями.
Поэтому,
регулируя на основании переданных им областным законодательством государственных
полномочий вопросы перевода жилых помещений в нежилые, органы местного
самоуправления обязаны устанавливать такие порядок и условия перевода жилых
помещений в нежилые, которые обеспечивают действенную защиту прав других
лиц и гарантируют безопасность людей. В то же время регулирование перевода
жилых помещений в нежилые не должно содержать таких требований для граждан
– собственников жилых помещений, желающих использовать их в качестве нежилых,
которые являлись бы несоразмерными целям защиты прав других лиц и безопасности
людей, создавали бы неоправданные препятствия для граждан.
Кроме
того, порядок и условия перевода жилых помещений в нежилые должны содержать
конкретные требования для граждан и предусматривать только такие формы
и порядок совершения действий органами и должностными лицами, которые прямо
предусмотрены нормативными актами. В противном случае неопределенность
норм может привести к произволу государственных и муниципальных органов
и должностных лиц в их отношениях с гражданами, не согласующемуся с закрепленным
в Конституции РФ и Уставе Свердловской области принципом правового государства.
Предусмотренные
Положением о порядке перевода жилых помещений (жилых домов) в нежилые на
территории города Екатеринбурга порядок и условия перевода жилых помещений
в нежилые не в полной мере могут быть признаны соответствующими указанным
принципам. В соответствии с подпунктом "с" пункта 3.3 Положения на гражданина
– заявителя возлагается обязанность по сбору и представлению в Управление
по жилищной политике города Екатеринбурга иных документов, кроме прямо
предусмотренных Положением, необходимых, по мнению Управления, для решения
вопроса о переводе конкретного жилого помещения в нежилое.
Такой
порядок, при котором обязанность сбора сведений, необходимых для определения
того, возможно ли использование жилого помещения в качестве нежилого без
нарушения требований общественной безопасности, ущемления прав и законных
интересов других лиц, возлагается только на гражданина, причем объем этих
сведений может расширяться органами местного самоуправления по своему усмотрению,
создает необоснованные препятствия для граждан, желающих осуществить перевод
принадлежащих им жилых помещений в нежилые, способствует возможности произвольного
ущемления их прав и законных интересов государственными и муниципальными
органами и должностными лицами, участвующими в принятии решений о переводе.
С
учетом этого подпункт "с" пункта 3.3 Положения "О порядке перевода жилых
помещений (жилых домов) в нежилые на территории города Екатеринбурга",
утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 14 октября 1998
года N 26/10, согласно которому заявитель обязан представлять в Управление
по жилищной политике города Екатеринбурга иные документы, необходимые,
по мнению Управления, для решения вопроса о переводе конкретного жилого
помещения в нежилое, не соответствует Уставу Свердловской области, его
статье 19 (пункт 5).
10.
В перечень документов, которые заявитель обязан представить в Управление
по жилищной политике администрации города Екатеринбурга при решении вопроса
перевода жилого помещения в нежилое, включены и такие документы, как заключения
районных органов санэпиднадзора, пожарного
надзора, согласования с городской автоинспекцией, центром по охране памятников
архитектуры, истории и культуры (подпункты "ж", "з",
"о", "р" пункта 3.3 Положения "О порядке перевода
жилых помещений (жилых домов) в нежилые на территории города Екатеринбурга").
Указанные органы являются государственными органами либо подразделениями
соответствующих государственных органов и не входят в систему органов местного
самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург". Поэтому
нормативные правовые акты органов местного самоуправления не могут содержать
положений, которыми устанавливаются формы осуществления государственными
органами своих полномочий и порядок реализации их компетенции.
Вместе
с тем, поскольку в полномочия этих органов входит осуществление соответственно
санитарно-эпидемиологического, пожарного надзора, обеспечение безопасности
дорожного движения, охрана памятников архитектуры, истории и культуры,
названные органы должны осуществлять контроль и надзор за соблюдением соответствующих
норм и правил при переводе жилых помещений в нежилые, переоборудовании,
переустройстве и последующем использовании этих помещений, мест общего
пользования, прилегающей территории, линий электро-, газо-,
водоснабжения и т. п. Однако формы и порядок осуществления контроля и надзора
определяются самими этими органами в соответствии с законодательством и
ведомственными нормативными актами, регулирующими их статус. Нормативные
правовые акты органов местного самоуправления могут содержать положения
только информационного характера о необходимости выполнения требований
соответствующих государственных органов.
В
связи с изложенным положения подпунктов "ж", "з",
"о" и "р" пункта 3.3 Положения "О порядке перевода
жилых помещений (жилых домов) в нежилые на территории города Екатеринбурга",
утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 14 октября 1998
года N 26/10, согласно которым при решении вопроса о переводе жилых помещений
в нежилые требуется получение заключений районных органов санэпиднадзора,
пожарного надзора, согласование с городской автоинспекцией, а также государственным
органом по охране памятников архитектуры, истории и культуры, не соответствуют
статье 94 (пункт 1) Устава Свердловской области постольку, поскольку данные
положения определяют формы и порядок осуществления полномочий органами
и подразделениями государственной санитарно - эпидемиологической службы,
государственной противопожарной службы, государственной инспекции безопасности
дорожного движения, государственных органов по охране памятников архитектуры,
истории и культуры.
11.
Пунктом 5.5 Положения "О порядке перевода жилых помещений (жилых домов)
в нежилые на территории города Екатеринбурга" предусмотрено, что регистрация
нежилого помещения в органе государственной регистрации производится после
представления заявителем акта о приемке нежилого помещения.
В
соответствии со статьей 131 Гражданского Кодекса РФ государственная регистрация
прав на недвижимость производится учреждениями юстиции. Порядок государственной
регистрации устанавливается Федеральным законом "О регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним". Согласно статьям 9 и 17 названного
Федерального закона, учреждение юстиции по регистрации прав является государственным
органом, осуществляющим регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок
с ним на основании поданных заявителем документов, перечень которых содержится
в данном Федеральном законе. Истребование у заявителя каких-либо дополнительных
документов не допускается.
К
числу документов, предоставление которых при регистрации прав на недвижимое
имущество предусмотрено Федеральным законом "О регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним", акт приемки нежилого помещения не относится,
а нормативным правовым актом органа местного самоуправления на гражданина
не может быть возложена обязанность по представлению указанного акта приемки.
Следовательно,
пункт 5.5 Положения "О порядке перевода жилых помещений (жилых домов) в
нежилые на территории города Екатеринбурга", согласно которому регистрация
нежилого помещения в органе государственной регистрации производится после
представления заявителем акта приемки нежилого помещения, противоречит
не только принципу невмешательства органов местного самоуправления в деятельность
органов государственной власти, но и принципу законности деятельности органов
местного самоуправления, согласно которому акты органов местного самоуправления
не должны содержать нормы, противоречащие федеральному и областному законодательству,
и тем самым не соответствует статье 94 (пункт 1) Устава Свердловской области.
Руководствуясь
пунктом 2 "в" статьи 60 Устава Свердловской области, пунктом 3 части 3
статьи 4, статьями 76, 83 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской
области", Уставный Суд
ПОСТАНОВИЛ:
1.
Признать не соответствующими Уставу Свердловской области, его статье 94
(пункт 1):
–
пункты 1.1, 1.2, 3.9, 3.12, 3.13 Положения о переводе жилых помещений в
нежилые, утвержденного Постановлением Главы города Екатеринбурга от 05.02.97
N 71, как принятые с нарушением разграничения компетенции между Екатеринбургской
городской Думой и Главой города Екатеринбурга, а также в связи с неопубликованием;
–
пункт 5.5 Положения "О порядке перевода жилых помещений (жилых домов) в
нежилые на территории города Екатеринбурга", утвержденного решением Екатеринбургской
городской Думы от 14 октября 1998 года N 26/10, согласно которому регистрация
нежилого помещения в органе государственной регистрации производится после
представления заявителем акта приемки нежилого помещения.
2.
Признать не соответствующими Уставу Свердловской области, его статье 94
(пункт 1) подпункты "ж", "з", "о" и "р"
пункта 3.3 Положения "О порядке перевода жилых помещений (жилых домов)
в нежилые на территории города Екатеринбурга", утвержденного решением Екатеринбургской
городской Думы от 14 октября 1998 года N 26/10, в той мере, в которой данные
положения определяют формы и порядок осуществления полномочий органами
и подразделениями государственной санитарно-эпидемиологической службы,
государственной противопожарной службы, государственной инспекции безопасности
дорожного движения, государственных органов по охране памятников архитектуры,
истории и культуры.
Признать
указанные подпункты соответствующими Уставу Свердловской области в той
мере, в какой содержащиеся в них положения основываются на решениях названных
государственных органов, принятых в соответствии с нормативными актами,
определяющими формы и порядок осуществления ими своих полномочий.
3.
Признать не соответствующим Уставу Свердловской области, его статье 19
(пункт 5) подпункт "с" пункта 3.3 Положения "О порядке перевода жилых помещений
(жилых домов) в нежилые на территории города Екатеринбурга", утвержденного
решением Екатеринбургской городской Думы от 14 октября 1998 года N 26/10,
согласно которому заявитель обязан представлять в Управление по жилищной
политике города Екатеринбурга иные документы, кроме прямо перечисленных
в Положении, необходимые, по мнению Управления, для решения вопроса о переводе
конкретного жилого помещения в нежилое.
4.
Признать соответствующим Уставу Свердловской области:
пункт
1.2 Положения "О порядке перевода жилых помещений (жилых домов) в нежилые
на территории города Екатеринбурга", согласно которому перевод жилых помещений
(жилых домов) в нежилые независимо от формы собственности жилищного фонда
производится на основании постановления Главы города Екатеринбурга.
5.
Прекратить производство по делу в отношении проверки соответствия Уставу
Свердловской области подпунктов "а", "б", "в", "г", "д",
"е", "и", "к", "л", "м", "н", "п"
пункта 3.3 и пункта 3.4 указанного Положения.
6.
Согласно части 2 статьи 86 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской
области", настоящее Постановление является основанием для отмены в установленном
порядке положений нормативных актов местного самоуправления, основанных
на признанных не соответствующими Уставу Свердловской области положениях
либо воспроизводящих их или содержащих такие же положения.
7.
В соответствии с пунктом 5 статьи 60 Устава Свердловской области и частью
1 статьи 77 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" настоящее
Постановление является окончательным и обжалованию не подлежит.
8. Согласно статье 76 Областного закона "Об Уставном
Суде Свердловской области" настоящее Постановление подлежит обязательному
опубликованию в семидневный срок в "Областной газете", а также должно быть
опубликовано в "Собрании законодательства Свердловской области".