ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации в составе: председательствующего - судьи
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе комитета ветеранов ликвидации радиационной аварии на ПО "Маяк" "Союз Маяк" по Волгоградской области о признании недействительным Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 26 мая 1999 года N 198/85 "О перечне заболеваний, связанных с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС", установил: Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социального развития Российской Федерации 26 мая 1999 года издали Приказ N 198/85 "О перечне заболеваний, связанных с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС". Комитет ветеранов ликвидации радиационной аварии на ПО "Маяк" "Союз Маяк" по Волгоградской области обратился в Верховный Суд России с жалобой о признании недействительным данного Приказа, т.к. он издан с нарушением ч. 2 ст. 47 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", положений Конституции РФ и Европейской Конвенции о правах человека и основных свобод. В судебном заседании представитель комитета Беркуцкий А.Я. поддержал заявленные требования и пояснил, что заявитель не согласен с Федеральным законом "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", а следовательно, и с иными нормативными актами. В нормативных актах отсутствует такая категория граждан, которые стали жертвами преступлений и злоупотреблений властью. Представители: Минздрава России Меских Н.Е., Минтруда России Борисов М.А., Минюста России Соловьева Л.В. возражали против удовлетворения жалобы, т.к. оспариваемый Приказ предназначен для работы учреждений Государственной службы медико - социальной экспертизы при установлении инвалидности в связи с заболеванием участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС 1986 - 1987 годов. Перечень заболеваний участников ликвидации последствий аварии на ПО "Маяк" с 1957 - 1958 годов и вдоль реки Теча в 1949 - 1956 годах пока не разработан. Установление причинной связи инвалидности указанным категориям граждан
осуществляется в двух межведомственных экспертных Советах в соответствии
со ст. 13 ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся
воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном
объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".
Как установлено в судебном заседании, Приказ Минздрава России и Минтруда
России от 26 мая 1999 года N 198/85 "О перечне заболеваний, связанных с
выполнением работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС" издан в соответствии
с распоряжением Правительства РФ от 19 апреля 1999 года N 623-р и в целях
реализации ч. 10 ст. 24 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
На граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО "Маяк", действие Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" распространяется в порядке, установленном Федеральным законом "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча". В соответствии со ст. 13 настоящего Федерального закона причинная связь заболевания и инвалидности, имеющихся у граждан, указанных в статьях 1 и 12 данного Федерального закона, а также смерти с последствиями воздействия радиации устанавливается межведомственными экспертными советами и другими органами, определяемыми Правительством Российской Федерации. Этой же статьей предусмотрено, что Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации, определяется Правительством РФ. Правительство РФ 20 ноября 1999 года издало Постановление N 1281 "О
мерах по реализации Федерального закона "О социальной защите граждан Российской
Федерации, подвергшихся радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном
объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".
Доводы заявителя о несогласии с Федеральным законом "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк"..." не могут служить основанием для признания недействительным оспариваемого Приказа Минздрава России и Минтруда России от 26 мая 1999 года N 198/85. По объяснениям представителя Минздрава России в Челябинском межведомственном экспертном Совете при установлении причинной связи инвалидности иногда принимались решения, в которых содержались ссылки на Приказ Минздрава России от 6 августа 1996 года N 311. Однако такие ссылки являются неправильными и граждане могли их обжаловать в Минздрав России. Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права
и свободы граждан" предоставляет гражданину право на судебное обжалование
неправомерных действий государственного органа, общественной организации
или должностного лица в случае нарушения его прав и свобод, в т.ч. и решения
межведомственного экспертного Совета по установлению причинной связи инвалидности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил: жалобу комитета ветеранов ликвидации радиационной аварии на ПО "Маяк" "Союз Маяк" по Волгоградской области о признании недействительным Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 26 мая 1999 года N 198/85 "О перечне заболеваний, связанных с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС" - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней после вынесения судом решения в окончательной форме. Председательствующий -
Народные заседатели
|
||||