Сергей
Смердов «БЕЗ МЕНЯ МЕНЯ... ЗАСТРАХОВАЛИ»
// «НОВОСТИ ЮГРЫ» Общественно политическая
газета Ханты-Мансийского Автономного округа от 27.12.2003г. г. Урай; Урайская
городская газета «ЗНАМЯ» от 3.01.2004 г.
Страхование авиа- и железнодорожных пассажиров от несчастных случаев
является обязательным. Сумма страховки входит в стоимость билета, и приобретать
отдельный страховой полис за плату вовсе не обязательно. Это дополнительная
услуга, и она не должна навязываться. Но так ли происходит в жизни?
Не ошибусь, если скажу, что каждому пассажиру приходилось сталкиваться
с тем, что при покупке билета ему в нагрузку вручали и полис добровольного
страхования. Обычно его вкладывают внутрь билета, и пассажир не сразу замечает,
что он приобрёл дополнительную страховку. Нужна ли она — это каждый решает
сам. Но в любом случае билетный кассир, он же по совместительству и страховой
агент, должен спрашивать согласия пассажира на заключение договора дополнительного
страхования. Но не спрашивают же! Молча выдают полис и берут деньги, пусть
и небольшие — от десяти до ста рублей.
Почему кассиры так поступают? Конечно, они имеют процент от их реализации
и поэтому заинтересованы. Вторая, не менее важная причина — начальство
заставляет. "Нам говорят: не будете продавать — уволим", — посетовал один
кассир. Если кто из пассажиров робко попробует отказаться от полиса — скажут,
что он обязателен. Кто будет настаивать — вернут деньги. Но большинство
уверено в том, что это и есть обязательное страхование. Вот на этой уверенности,
элементарном незнании своих прав и держится машина по выкачиванию дармовых
денег.
Конечно, бывают в пути несчастные случаи. Но кто сталкивался с нашей
страховой системой, подтвердит: чтобы доказать вину перевозчика и получить
страховую сумму, порой приходится затратить сил больше, чем стоит сама
страховка. Так стоит ли овчинка выделки?
Год назад мой родственник ездил за 60 километров в райцентр на железнодорожную
станцию, чтобы купить билеты до Москвы, да денег, говорит, не рассчитал.
Кассир сказала, что не хватает 24 рубля. Он вернулся, взял ещё денег и
поехал обратно. Билетов уже не было. Пришлось взять на более позднюю дату.
Когда я посмотрел билеты, оказалось, что к ним приложены страховые полисы
по 10 рублей каждый. "Так у тебя хватило бы денег, если бы ты их не брал",
— сказал я ему. “Кассир сказала, что это обязательно”, — последовал ответ.
Так человек потратил лишнюю сотню рублей на автобус и целый день, тогда
как мог бы обойтись без этих хлопот.
А этим летом я сам попал в аналогичную ситуацию. Летал в Ханты-Мансийск,
обратно билетов не было. Денег в обрез, гостиницы дорогие, да и дела дома
ждут.
Сижу в аэропорту, караулю. Приземлился транзитный рейс Когалым — Урай.
Мне повезло, и вот в руках желанный билет до Урая и... полис авиационного
страхового фонда "АФЕС" на 100 рублей. "Мне страховой не нужен", — обращаюсь
к кассиру. А та, отказавшись принять полис обратно, стала уверять меня,
что он обязателен и без него на посадку просто не пропустят. Что делать?
Денег, чтобы оставаться и доказывать свою правоту, не оставалось. Пришлось
понервничать и улететь.
Возвратившись домой, послал в фонд в Москву претензию, в которой просил
возвратить мне 100 рублей за полис и возместить 500 рублей за моральный
вред. Ответа не последовало. Написал заявление в суд, где моральный вред
увеличил до двух тысяч рублей.
Накануне заседания мне позвонил представитель фонда "АФЕС" в Урае и
предложил урегулировать конфликт. Худой мир всё же лучше доброй ссоры —
рассудил я и согласился отказаться от иска, если выполнят условия претензии.
Так благополучно разрешилась конфликтная ситуация по "добровольному" страхованию.
К сожалению, не всегда исполнители услуг признают свою вину, и в таких
случаях приходится прибегать к крайней мере — судебной тяжбе. А она не
выгодна никому. Так что, господа предприниматели, давайте учиться договариваться.
А вам, товарищи пассажиры, следовало бы проявлять больше настойчивости
в отстаивании своих прав. Глядишь, и сэкономите деньги из своего бюджета.
http://nu.ugrainform.ru/materials/closenumber/2003/12/27/grf18z1jee.mtml
|