“Тайная
грамота” МПС // Юрий Коноров, “РФ сегодня” №12, 2003
Пассажир Смердов выиграл суд против железнодорожников, которые действовали
“как всегда”, ссылаясь на “секретную директиву”
Житель города Урай Ханты-Мансийского автономного округа С. Смердов
возвращался из столицы домой. Путь его лежал через Екатеринбург. Поэтому
еще в Москве он приобрел два билета: на поезд № 8 Москва—Екатеринбург и
поезд № 670 Екатеринбург—Устье-Аха. Интервал между прибытием поездов составлял
сорок пять минут. Как говорится, еще можно успеть пообедать. Увы, не только
отобедать, но и просто сесть в поезд № 670 пассажиру не довелось, поскольку
поезд № 8 прибыл в Екатеринбург с опозданием на час десять минут. А так
как следующий поезд до Урая уходил лишь на другой день, то у Смердова был
скудный выбор: либо ночевать на холодных скамейках вокзала, либо ехать
домой на автобусе.
Пассажир избрал второе — лучше медленно двигаться, чем мерзнуть и ждать.
Но, прежде чем покинуть негостеприимный город, он заручился всеми необходимыми
документами, подтверждающими опоздание поезда. Столь же кропотливо и методично
Смердов собирал и приобщал к делу другие документы. А именно: билеты на
автобус, на местный поезд, квитанцию об оплате телефонного разговора. (Ему
пришлось звонить ночью домой, чтобы предупредить родных о непредвиденной
задержке.)
Кому-то такая предусмотрительность и скрупулезность может показаться
ненужной мелочностью. Не спешите осуждать героя нашего рассказа и, если
вы хотите познакомиться с настоящими сквалыгами, читайте нашу историю дальше.
Вернувшись домой на автобусе, С. Смердов обратился в региональное управление
железной дороги с претензией. Ознакомившись с представленными документами,
железнодорожники выдали незадачливому пассажиру в виде компенсации за доставленные
хлопоты и материальные потери целых... 22 (двадцать два) рубля. Это даже
не насмешка, а форменное издевательство, посчитал С. Смердов и... обратился
в суд. В своем иске он потребовал у железнодорожного монополиста сатисфакции
за нанесенный моральный и материальный ущерб. При этом Смердов вовсе не
собирался “нажиться” на нерадивости работников железнодорожного транспорта.
А лишь вернуть потраченные деньги. На возвращение домой окружным путем
с пересадкой и в ночное время он потратил намного больше, чем если ехал
бы поездом, на который опоздал по вине железнодорожников.
Но те продолжали отвергать его законные претензии. Они ссылались на
ведомственную директиву МПС, согласно которой “в целях улучшения обслуживания
пассажиров запрещена продажа билетов на согласованные поезда с интервалом
отправления менее чем три часа”. То есть надо, чтобы от прибытия первого
до отправления второго поезда был интервал минимум часа три, а не сорок
пять минут, как в случае с нашим пассажиром. Почему именно три? Да потому
что уж кто-кто, а железнодорожники лучше других знают: прибыть вовремя
к станции назначения не так просто. Вот и оставляют себе трехчасовой “зазор”.
И во всех кассах страны лежит под сукном “тайная грамота”, запрещающая
кассирам продавать такие “двойные” билеты, если “зазор” меньше трех часов.
Правило, возможно, и хорошее. Только в свод правил о продаже билетов
почему-то не включенное. Поэтому пассажир о нем знать не может. К тому
же С. Смердов покупал два билета в двух разных кассах.
По логике железнодорожников выходило — сам виноват.
Однако Железнодорожный суд Екатеринбурга решил иначе — оплатить С. Смердову
все расходы, включая возмещение морального ущерба в двести рублей.
http://www.russia-today.ru/2003/no_12/12_law_2.htm
|