Протокол №14 к Европейской
Конвенции
Реформа Европейского суда по правам человека
// Конспект лекции, прочитанной на курсе
Международной Академии по правам человека (15-28 августа 2004, Утрехт,
Нидерланды), законспектирован Анной Деменевой, юрист ОО "Сутяжник"
Jan
Lathouwers, эксперт по правам человека
Почему необходима новая реформа
Европейского суда?
-Более 35 000 дел находятся на
рассмотрении
-около 90 % жалоб признаются
неприемлемыми
-около 65% - повторяющиеся
нарушения
- 4-5 лет занимает рассмотрение
дела
-800 000 000 потенциальных
заявителей
Цели реформы:
-превенция нарушений на
национальном уровне и совершенствование национальных механизмов защиты;
-организация наиболее
эффективного процесса «отсеивания» неприемлемых жалоб;
-совершенствование механизма
исполнения решений Европейского суда по правам человека
Основные способы решения
проблемы:
- 3 Рекомендации по обучению и
университетскому образованию по вопросам соответствия Конвенции национального
законодательства и практики, совершенствования национальных механизмов защиты;
- более эффективная
деятельность самого Европейского суда
- изменение срока полномочий
судей (обновление состава через 6 лет – заменить на 9 летний срок полномочий);
Эффективная деятельность суда
(проект 14 Протокола к Конвенции):
1. принятие решений о
неприемлемости по явно неприемлемым жалобам, которое сейчас производится
комитетом из трех судей, будет приниматься судьей единолично, с участием
докладчика из несудебного состава. Идея этого способа состоит в увеличении
способности суда «отсеивать» безнадежные дела;
2. Повторяющиеся дела. Суд
может отказаться рассматривать дело, которое является одним из целой серии дел,
имеющих один и тот же структурный дефект на национальном уровне. Иными словами,
если в отношении Российской Федерации уже выносилось решение о том, что состав
суда с народными заседателями, исполнявшими полномочия не в соответствие с
федеральным законом, является нарушением статьи 6 Конвенции, аналогичные дела с
жалобами на нарушение статьи 6 вследствие рассмотрения дела с незаконными
народными заседателями Суд рассматривать не будет.
3. Новое правило приемлемости:
по данному правилу суд может объявить не приемлемыми жалобы, в которых заявители
не испытали глубокого и серьезного нарушения их прав, и от суда во имя
соблюдения принципа верховенства права не требуется вмешательство по полному
рассмотрению такого дела. Для того, чтобы гарантировать, что даже с менее
серьезным нарушением заявитель должен иметь средства защиты, суд не сможет
применить этот критерий, если будет установлено, что государство-ответчик не
имеет адекватных внутренних средств для восстановления указанного права.
4. Комитет министров будет
иметь право, если решит это двумя третями голосов, инициировать процедуры в Суде
в отношении государств, не исполяющих решения Суда. У Комитета министров также
появится новое полномочие просить Суд о толковании вынесенного решения. Это
полномочие также направлено на помощь Комитету министров в его задаче по
контролю за исполнением решений Суда и определением, какие меры необходимы для
того, чтобы решение суда было надлежащий образом исполнено.
Другие материалы по вопросу
реформы Европейского суда по правам человека:
Выступление заместителя Министра
иностранных дел Российской Федерации В.А.Чижова на 114-й сессии Комитета
министров Совета Европы,
Страсбург, 12-13 мая 2004 года
http://www.ln.mid.ru/brp_4.nsf/sps/5BC5EEB14CCD372AC3256E93005B4AAB
Интервью в «Российской газете»
07.05.2003 с П.А. Лаптевым, Уполномоченным Российской Федерации в Европейском
суде по правам человека
http://www.rg.ru/Anons/arc_2003/0507/5.shtm
Ссылки по теме:
Что
вы думаете об этом?
Гостевая
книга
|