скорее домой           
Вы здесь: Главная / Библиотека / Публицистика
Библиотека  
   

 

Протокол №14 к Европейской Конвенции


Реформа Европейского суда по правам человека // Конспект лекции, прочитанной на курсе Международной Академии по правам человека (15-28 августа 2004, Утрехт, Нидерланды), законспектирован Анной Деменевой, юрист ОО "Сутяжник"

Jan Lathouwers, эксперт по правам человека

Почему необходима новая реформа Европейского суда?

-Более 35 000 дел находятся на рассмотрении

-около 90 % жалоб признаются неприемлемыми

-около 65% - повторяющиеся нарушения

- 4-5 лет занимает рассмотрение дела

-800 000 000 потенциальных заявителей

Цели реформы:

-превенция нарушений на национальном уровне и совершенствование национальных механизмов защиты;

-организация наиболее эффективного процесса «отсеивания» неприемлемых жалоб;

-совершенствование механизма исполнения решений Европейского суда по правам человека

 Основные способы решения проблемы:

- 3 Рекомендации по обучению и университетскому образованию по вопросам соответствия Конвенции национального законодательства и практики, совершенствования национальных механизмов защиты;

- более эффективная деятельность самого Европейского суда

- изменение срока полномочий судей (обновление состава через 6 лет – заменить на 9 летний срок полномочий);

 Эффективная деятельность суда (проект 14 Протокола к Конвенции):

1. принятие решений о неприемлемости по явно неприемлемым жалобам, которое сейчас производится комитетом из трех судей, будет приниматься судьей единолично, с участием докладчика из несудебного состава. Идея этого способа состоит в увеличении способности суда «отсеивать» безнадежные дела;

2. Повторяющиеся дела. Суд может отказаться рассматривать дело, которое является одним из целой серии дел, имеющих один и тот же структурный дефект на национальном уровне. Иными словами, если  в отношении Российской Федерации уже выносилось решение о том, что состав суда с народными заседателями, исполнявшими полномочия не в соответствие с федеральным законом, является нарушением статьи 6 Конвенции, аналогичные дела с жалобами на нарушение статьи 6 вследствие рассмотрения дела с незаконными народными заседателями Суд рассматривать не будет.

3. Новое правило приемлемости: по данному правилу суд может объявить не приемлемыми жалобы, в которых заявители не испытали глубокого и серьезного нарушения их прав, и от суда во имя соблюдения принципа верховенства права не требуется вмешательство по полному рассмотрению такого дела. Для того, чтобы гарантировать, что даже с менее серьезным нарушением заявитель должен иметь средства защиты, суд не сможет применить этот критерий, если будет установлено, что государство-ответчик не имеет адекватных внутренних средств для восстановления указанного права.

4. Комитет министров будет иметь право, если решит это двумя третями голосов, инициировать процедуры в Суде в отношении государств, не исполяющих решения Суда. У Комитета министров также появится новое полномочие просить Суд о толковании вынесенного решения. Это полномочие также направлено на помощь Комитету министров в его задаче по контролю за исполнением решений Суда и определением, какие меры необходимы для того, чтобы решение суда было надлежащий образом исполнено.

 Другие материалы по вопросу реформы Европейского суда по правам человека:

Выступление заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации В.А.Чижова на 114-й сессии Комитета министров Совета Европы,
Страсбург, 12-13 мая 2004 года  http://www.ln.mid.ru/brp_4.nsf/sps/5BC5EEB14CCD372AC3256E93005B4AAB

Интервью в «Российской газете» 07.05.2003 с П.А. Лаптевым, Уполномоченным Российской Федерации в Европейском суде по правам человека http://www.rg.ru/Anons/arc_2003/0507/5.shtm

Ссылки по теме:

  • Изучаем Европейскую Конвенцию >>>

  • Европейский Суд >>>

Вы здесь: Главная / Библиотека / Публицистика
Что вы думаете об этом?

Гостевая книга


скорее домой