16.06.2006
Именем Свердловской области ПОСТАНОВЛЕНИЕ Уставного Суда Свердловской области по делу о соответствии Уставу Свердловской области пункта 1 постановления Главы города Екатеринбурга от 24 июня 2005 года № 575 О стоимости проездных билетов и проездных карточек в связи с повышением стоимости проезда в городском общественном транспорте город Екатеринбург 16 июня 2006 года Уставный Суд Свердловской области в составе Председателя Суда А. В. Гусева, судей Н. А. Жилина, В. И. Задиоры, Н. Д. Мершиной, Д. Н. Разина, с участием гражданина Р. Е. Качанова, обратившегося с запросом в Уставный Суд, представителя Главы Екатеринбурга О. А. Кожевникова, представителя Екатеринбургской городской Думы А. В. Ситника, рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу Свердловской области пункта 1 постановления Главы города Екатеринбурга от 24 июня 2005 года № 575 О стоимости проездных билетов и проездных карточек в связи с повышением стоимости проезда в городском общественном транспорте. Заслушав сообщение судьи-докладчика Н. Д. Мершиной, объяснения заявителя и представителей сторон, мнение представителя Региональной энергетической комиссии Свердловской области М. Б.Соболя, представителя Уполномоченного по правам человека Свердловской области В. А. Алферова, исследовав материалы дела, Уставный Суд УСТАНОВИЛ: 1. В Уставный Суд Свердловской области обратился гражданин Р. Е. Качанов с запросом о соответствии Уставу Свердловской области подпункта 5 пункта 4 статьи 35 Устава муниципального образования город Екатеринбург и постановления Главы города Екатеринбурга от 24 июня 2005 года № 575 О стоимости проездных билетов и проездных карточек в связи с повышением стоимости проезда в городском общественном транспорте. Заявитель ставит вопрос о проверке соответствия Уставу Свердловской области данного постановления в полном объеме. Пунктом 1 постановления муниципальным предприятиям общественного транспорта предписывается с 1 июля 2005 года установить стоимость проездных билетов и проездных карточек в конкретных размерах, дифференцированных по видам проездных документов, видам общественного транспорта и категориям граждан. Данное положение, хотя и сформулировано как поручение руководителям муниципальных предприятий городского общественного транспорта, фактически определяет стоимость проездных документов и их виды, носит общеобязательный характер и затрагивает права граждан, следовательно, отвечает признакам нормативности (статья 2 Закона Свердловской области О правовых актах в Свердловской области). В соответствии со статьей 4 Областного закона Об Уставном Суде Свердловской области Уставный Суд рассматривает вопросы соответствия нормативных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, Уставу Свердловской области. Оспариваемым постановлением также утвержден порядок предоставления дополнительной скидки при покупке проездного билета для граждан (пункт 2); признано утратившим силу постановление Главы города, ранее регулировавшее стоимость проездных билетов и проездных карточек (пункт 3); даны организационные поручения должностным лицам администрации города (пункты 4 и 5). Из содержания запроса и пояснений заявителя в судебном заседании следует, что эти положения им фактически не оспариваются, их несоответствие Уставу Свердловской области никак не мотивируется, и, следовательно, запрос в этой части не отвечает требованиям статей 38, 83 и 84 Областного закона Об Уставном Суде Свердловской области и не может быть рассмотрен в данном деле. Заявитель оспаривает также подпункт 5 пункта 4 статьи 35 Устава муниципального образования город Екатеринбург, в соответствии с которым Глава Екатеринбурга руководит разработкой тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений. По его мнению, именно данное положение Устава позволяет Главе Екатеринбурга утверждать стоимость проездных документов, в то время как регулирование стоимости проезда в городском общественном транспорте должно производиться органами государственной власти Свердловской области. Между тем положение подпункта 5 пункта 4 статьи 35 Устава муниципального образования город Екатеринбург не было и не могло быть применено к заявителю, поскольку сам Устав муниципального образования город Екатеринбург вступил в силу с 1 января 2006 года (то есть после принятия оспариваемого постановления от 24 июня 2005 года № 575), и, как установлено в судебном заседании, после его вступления в силу каких-либо правовых актов, касающихся тарифов на проезд в общественном транспорте, Главой Екатеринбурга не принималось. В силу статьи 83 Областного закона Об Уставном Суде Свердловской области запрос в этой части не является допустимым. Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу являются нормативные положения пункта 1 постановления Главы города Екатеринбурга от 24 июня 2005 года № 575 О стоимости проездных билетов и проездных карточек в связи с повышением стоимости проезда в городском общественном транспорте. 2. Заявитель оспаривает постановление Главы города Екатеринбурга от 24 июня 2005 года № 575 по тем мотивам, что предусмотренные в нем стоимость и виды проездных билетов (карточек) установлены произвольно, без необходимого экономического обоснования, регулируются не исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, а органом местного самоуправления. Вопрос о регулировании цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа городским общественным транспортом уже был предметом рассмотрения Уставного Суда Свердловской области. В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Постановлении Уставного Суда от 3 октября 2002 года по делу О соответствии Уставу Свердловской области пункта 23 Положения О муниципальном унитарном предприятии города Екатеринбурга, утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 9 декабря 1997 года № 30/3, и постановления Главы муниципального образования город Екатеринбург от 23 января 2002 года № 74 О повышении стоимости проезда в городском пассажирском транспорте, регулирование цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа всеми видами городского общественного транспорта, независимо от его ведомственной принадлежности и формы собственности, в том числе и предприятиями пассажирского транспорта общего пользования, находящегося в муниципальной собственности, должно осуществляться исполнительными органами государственной власти Свердловской области. В настоящее время государственное регулирование тарифов в Свердловской области производит Региональная энергетическая комиссия (РЭК) Свердловской области. РЭК утверждены предельные тарифы на перевозку пассажиров и багажа всеми видами городского общественного транспорта за одну поездку и установлен порядок расчета стоимости проездных билетов (карточек). В частности, согласно постановлениям РЭК от 4 декабря 2002 года № 374-ПК, от 17 августа 2005 года № 170-ПК, стоимость проездных билетов (карточек) формируется расчетным путем с учетом существующих тарифов и количества поездок; в формировании стоимости проездных билетов (карточек) участвуют перевозчики и главы муниципальных образований. Легитимность указанных постановлений РЭК заявителем не оспаривается. Оспариваемое постановление Главы города Екатеринбурга от 24 июня 2005 года № 575, как следует из его наименования и содержания, принято именно в связи с повышением, на основании решения РЭК, предельного тарифа на разовый проезд в городском общественном транспорте. Таким образом, поскольку стоимость проездных билетов (карточек) определяется на основе государственно регулируемого предельного тарифа, рассчитываемого с использованием экономически значимых показателей и методик, дифференцирована по видам общественного транспорта и категориям пользователей с учетом их социального положения, она не может считаться экономически необоснованной, социально неоправданной и произвольно формируемой. Принятием данного постановления полномочия государственного органа в области регулирования тарифов не нарушаются. Более того, государственное регулирование стоимости проездных билетов (карточек), произведенное РЭК Свердловской области, предполагает, что в формировании этой стоимости принимают участие главы муниципальных образований. Выяснение же того, соблюдены ли в постановлении Главы города Екатеринбурга от 24 июня 2005 года № 575 все правила расчета и процедуры формирования стоимости проездных билетов (карточек), а также формы взаимодействия перевозчиков и органов местного самоуправления, означало бы проверку соответствия данного постановления решениям РЭК, а не Уставу Свердловской области. В силу части 2 статьи 5 Областного закона Об Уставном Суде Свердловской области Уставный Суд воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств в случаях, когда это не входит в его компетенцию. 3. Проездной билет (карточка) дает право пользования в течение определенного периода времени тем или иным видом общественного транспорта независимо от маршрута, направления движения, числа пересадок и без ограничения суммарного фактического количества поездок, даже если оно и превысит то их нормативное количество, которое учитывалось при расчете цены проездного билета (карточки). Граждане вправе выбирать, какой способ оплаты проезда - по разовым или по проездным билетам (карточкам) - будет более удобным и выгодным. По существу возможность оплаты проезда посредством приобретения проездного билета имеет характер дополнительной льготы (ценовой скидки), предоставляемой постоянным пользователям услугами муниципального общественного транспорта. Что касается утверждения заявителя о том, что отсутствие единого проездного билета на автобус, трамвай и троллейбус нарушает принцип равенства и приводит к дискриминации его прав по признаку места жительства, то оно является несостоятельным. Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ (Постановление от 3 июля 2004 года № 11-П, Определения от 27 июня 2005 года № 231-О, от 1 декабря 2005 года № 428-О, от 2 февраля 2006 года № 17-О и другие), не могут быть признаны дискриминационными и нарушающими принцип равенства различия и льготы, обусловленные объективно значимыми обстоятельствами. Введение единого проездного билета на электро- и автотранспорт, на чем настаивает заявитель, относится к вопросам организации транспортного обслуживания населения, решаемым органами местного самоуправления и перевозчиками с учетом таких объективно значимых обстоятельств, как существующая транспортная инфраструктура, сложившаяся система управления, хозяйствования и финансирования городского общественного транспорта, а не в судебном порядке. Следовательно, пункт 1 постановления Главы города Екатеринбурга от 24 июня 2005 года № 575 О стоимости проездных билетов и проездных карточек в связи с повышением стоимости проезда в городском общественном транспорте не противоречит общим принципам организации местного самоуправления, не нарушает прав граждан и соответствует Уставу Свердловской области. На основании изложенного, руководствуясь статьей 27 Федерального конституционного закона О судебной системе Российской Федерации, статьей 59 (пункт 4) Устава Свердловской области, статьями 76, 77, 86 Областного закона Об Уставном Суде Свердловской области, Уставный Суд ПОСТАНОВИЛ: 1. Признать пункт 1 постановления Главы города Екатеринбурга от 24 июня 2005 года № 575 О стоимости проездных билетов и проездных карточек в связи с повышением стоимости проезда в городском общественном транспорте соответствующим Уставу Свердловской области. 2. Настоящее Постановление обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом. 3. Постановление подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в Областной газете, а также должно быть опубликовано в Собрании законодательства Свердловской области. Уставный Суд Свердловской области
Поделиться в социальных сетях:
Добавить комментарий: