Судебное дело ""Cутяжник" против возращения исполнительного листа московскими приставами"
22.02.2005
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 22 февраля 2005 года Таганский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Куприенко С.Г. при секретаре Поливко А.П. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело ! 2-260-05/4 по жалобе Общественного объединения Сутяжник на действия судебного пристава-исполнителя 2-го межрайонного отдела службы судебных приставов по ЦАО г. Москвы, Установил: Общественное объединение Сутяжник обратилось в суд с жалобой на действия судебного пристава-исполнителя 2-го межрайонного отдела службы судебных приставов по ЦАО г. Москвы Клименко Е.А., ссылаясь на то, что указанным судебным приставом-исполнителем без достаточных оснований 07.06.04 было вынесено постановление о возвращении исполнительного документа и окончании исполнительного производства, которое, по мнению заявителя, является незаконным и подлежит отмене. В настоящее судебное заседание заявитель не явился, о дне слушания дела извещен своевременно надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствии своего представителя. Судебный пристав-исполнитель Клименко Е.А. жалобу считала необоснованной. Представитель Министерства юстиции РФ в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен своевременно надлежащим образом. Выслушав судебного пристава-исполнителя Клименко Е,А., обозрев копии материала исполнительного производства, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований к удовлетворению жалобы по следующим основаниям. В соответствии со ст. 441 ГПК РФ на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя по исполнению судебного постановления, постановления государственного или иного органа либо на отказ в совершении таких действий взыскателем или должником может быть подана жалоба. Жалоба подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель, в течение десяти дней со дня совершения действия (отказа в совершении действия) или со дня, когда взыскателю или должнику, не извещенным о времени и месте совершения действия судебного пристава-исполнителя, стало о нем известно... В силу ст. 90 Федерального закона Об исполнительном производстве жалоба на совершение исполнительных действий судебным приставом-исполнителем или отказ в совершении таких действий, в том числе на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя, подается в суд общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя в 10-дневний срок со дня совершения действия (отказа в совершении действия). В ходе судебного разбирательства установлено, что 26 марта 2004 года Общественному объединению Сутяжник был выдан исполнительный лист на основании решения Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 06 ноября 2003 года, которым с Министерства юстиции РФ в пользу Общественного объединения Сутяжник были взысканы расходы по уплате госпошлины в размере 15 руб. (л.д. 6). -2- 26 мая 2004 года указанный исполнительный лист поступил на исполнение во 2-й межрайонный отдел службы судебных приставов по ЦАО г. Москвы. 27 мая 2004 года - в установленный законом срок судебный пристав-исполнитель Клименко Е.А. на основании постановления возбудил исполнительное производство ! 55/17541/315/04. 07 июня 2004 года судебный пристав-исполнитель вынес постановление о возвращении исполнительного документа и окончании исполнительного производства. Доводы заявителя о том, что указанное постановление является незаконным и подлежит отмене, не могут быть приняты судом во внимание и служить основанием к удовлетворению жалобы по следующим основаниям. Как указано в постановлении судебного пристава-исполнителя от 07.06.04, должник-организация является государственным учреждением и финансируется за счет средств федерального бюджета, должник имеет открытые лицевые счета в органах федерального казначейства (ГУФК Минфина РФ), обратить взыскание на денежные средства должника, находящиеся в органах федерального казначейства не представляется возможным, т.к. это противоречит действующему Бюджетному кодексу РФ и ФЗ О федеральном бюджете на 2004 год. i Анализируя изложенное в обжалуемом заявителем постановлении, суд соглашается с указанными в постановлении судебного пристава-исполнителя основаниями для возврата исполнительного документа и окончании исполнительного производства, поскольку, по убеждению суда, они основаны на законе и не противоречат ему. Так, в силу ст. 2 ФЗ Об исполнительном производстве законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве состоит из настоящего федерального закона, закона о судебных приставах и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и других органов. 8 соответствии со ст. 135 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. ! 186-ФЗ О федеральном бюджете на 2004 год, установлено, что исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, а также по взысканию средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, подлежащим исполнению за счет средств федерального бюджета с лицевых счетов, открытых в органах федерального казначейства, службой судебных приставов не производится. Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 02 августа 1999 года ! 954 (в редакции, действующей на момент вынесении спорного постановления) Министерство юстиции РФ является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Минюст России, согласно положению о нем, является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, другие необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки, счета, в том числе валютные, в банках Российской Федерации и органах федерального казначейства. Аналогичные нормы содержатся в Положении о Министерстве юстиции РФ, действующим и в настоящее время (Указ Президента РФ от 13.10.04 ! 1313). Таким образом, должник по исполнительному производству - Министерство юстиции РФ является получателем бюджетных средств. Финансирование должника осуществляется за счет средств, выделяемых из федерального бюджета. -3 - При таких обстоятельствах, указанное выше положение подтверждает доводы судебного пристава-исполнителя, изложенные им в постановлении от 07 июня 2004 года. Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2001 г. ! 143 Об утверждении правил исполнения требований исполнительных листов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, предусмотрен особый порядок обращения взыскания на основании исполнительных листов судебных органов денежных средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, в соответствии с которым взыскатель имеет право самостоятельно направить исполнительный документ в орган федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должника. Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что действующее законодательство не предусматривает возможности принудительного исполнения судебных актов по данной категории дел (в которых должник - получатель средств федерального бюджета). Доводы заявителя о том, что норма, указанная в постановлении Правительства РФ от 22.02.01 ! 143 устанавливает право, а не обязанность самостоятельного направления взыскателем исполнительного документа в орган федерального казначейства, не может служить основанием к удовлетворению жалобы. Предусмотренный для данной категории порядок исполнения судебных актов, как было указано выше, регулируется именно данным постановлением Правительства РФ (! 143 от 22.02.01), положения которого носят добровольный характер и нормы, регулирующие принудительный порядок исполнения судебных актов, к спорным правоотношениям не применимы. Доводы заявителя о том, что в силу ст. 9 ФЗ Об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель обязан принять к исполнению исполнительный документ, возбудить исполнительное производство и принять предусмотренные меры для исполнения решения суда, также не могут служить основанием к удовлетворению жалобы. Так, из материалов дела усматривается, что исполнительное производство судебным приставом-исполнителем было возбуждено. Однако, поскольку судебным приставом-исполнителем установлено, что должник является получателем средств федерального бюджета, то он пришел к правильному выводу о том, что в силу ст. 135 ФЗ О федеральном бюджете на 2004 год взыскание по предъявленному исполнительному документу не возможно. Суд считает, что вынесение судебным приставом-исполнителем постановления 07.06.04 о возвращении исполнительного документа и окончании исполнительного производства не противоречит закону, напротив, его действия согласуются и с требованиями ФЗ Об исполнительном производстве, действующего законодательства и не противоречат им, а также основаны на ФЗ О судебных приставах. Ссылка заявителя на то, что ст. 26 ФЗ Об исполнительном производстве не содержит основания для возращения исполнительного документа, указанного судебным приставом-исполнителем также не служит основанием для признания действий судебного пристава-исполнителя незаконными, поскольку действующее законодательство, что было установлено в ходе судебного разбирательства, прямо запрещает и не предусматривает возможность принудительно исполнить исполнительный документ, должником по которому является получатель средств федерального бюджета, а поэтому действия судебного пристава-исполнителя по возврату исполнительного документа являются законными. Применение же судебным приставом-исполнителем положений ст. 26 ФЗ Об исполнительном производстве не противоречит закону и не свидетельствует о незаконности действий судебного пристава-исполнителя при вынесении 07.06.04 оспариваемого постановления. Таким образом, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что оснований к удовлетворению жалобы Общественного объединения Сутяжник на действия судебного пристава-исполнителя Клименко Е.А. не имеется, поскольку службой судебных приставов не производится исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, а также по взысканию средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета. На основании изложенного, ст. 90 Федерального закона Об исполнительном производстве, руководствуясь ст. 441 ГПК РФ, ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Решил: В удовлетворении жалобы Общественного объединения Сутяжник на действия судебного пристава-исполнителя 2-го межрайонного отдела Службы судебных приставов по ЦАО г. Москвы отказать. Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через суд в течение 10 дней. /' /; /" . Судья: / ; / o "~
Поделиться в социальных сетях:
Добавить комментарий: