26.07.2006
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА ЧЕТВЕРТЫЙ СОЗЫВ пр. Ленина, 24а, Екатеринбург, 620014 ТЕЛ. 376-43-93 FAX. 371-86-93 E-mail: orq@gduma.mplik.ru ОКПО 44655392. ИНН/КПП 6661061807/666101001 Уставный Суд 20.07.2006 г. № 01-44-1559 Свердловской области на ! _______________ от __________ г. Екатеринбург, ул. Пушкина, 19 Заявитель: Качанов Роман Евгеньевич Орган, принявший нормативный акт, подлежащий проверке: Екатеринбургская городская Дума, 620014, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 24а Нормативный акт: Положение О порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления муниципального образования город Екатеринбург, утвержденное Решением Екатеринбургской городской Думы от 24 января 2006 года № 1/18 Отзыв на запрос Качанова Р.Е. о соответствии Уставу Свердловской области Положения О порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления муниципального образования город Екатеринбург, утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы от 24 января 2006 № 1/18. Кочанов Роман Евгеньевич обратился в Уставный Суд Свердловской области с запросом о соответствии Уставу Свердловской области подпунктов 2 и 3 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 8 Положения О порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления муниципального образования город Екатеринбург, утвержденного решением Екатеринбургской городской думы от 24 января 2006 года № 1/18. Екатеринбургская городская Дума не согласна с требованиями Заявителя, считает, что они не основаны на законе и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. 1. Положение О порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления муниципального образования город Екатеринбург (далее Положение) разработано и принято в целях реализации статьи 32 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. В части 3 статьи 32 указанного закона закреплено, что порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Уставом муниципального образования город Екатеринбург порядок рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливается областным законом и принимаемыми в соответствии с ним решениями городской Думы (ч.З ст.23). На момент утверждения Положения действовал закон Свердловской области от 09.01.1998 № 4-ОЗ Об обращениях граждан в части 2 статьи 13 и" ч.1 ст. 14 закреплены сроки регистрации и рассмотрения обращений граждан. Так, установлено что все письменные обращения граждан регистрируются немедленно в порядке, определяемом настоящим Областным законом и иными нормативными правовыми актами. Заявления и жалобы граждан рассматриваются в срок не более одного месяца со дня их регистрации. Аналогичные нормы закреплены в ч.З ст.4 и чЛ ст.8 действующего Положения муниципального образования город Екатеринбург. В настоящее время вышеуказанный Областной закон утратил силу в связи с принятием нового Областного закона от 20 марта 2006 № 13-ОЗ Об обращениях граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в государственные органы Свердловской области, государственные организации Свердловской области и органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в котором вышеуказанные положения вновь нашли отражение. Так, в ч.1 ст. 6 закона закреплено, что все устные и письменные обращения граждан подлежат обязательной регистрации в день их поступления. Заявления и жалобы граждан рассматриваются в срок до одного месяца со дня поступления в соответствующий орган (чЛ ст.7). Кроме того, ссылка Качанова Р.Е. на Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации не правомерна, так как указанный закон до настоящего времени является не действующим в соответствии со ст. 18 данного закона (вступает в силу по истечении 180 дней после официального опубликования). Тем не менее, ранее действовавшие принципы рассмотрения обращений граждан с момента их регистрации закреплены в чЛ стЛ2 данного закона, где указано, что письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Таким образом, доводы заявителя о том, что возникновение обязанности должностного лица органа местного самоуправления дать письменный ответ по существу поступившего обращения в месячный срок, который должен исчисляться не со дня регистрации письменного обращения гражданина, а с момента его поступления не обоснован. Все вышеприведенные ссылки на действующее законодательство свидетельствуют о том, что поступившее обращение гражданина должно быть обязательно рассмотрено в месячный срок с момента его регистрации. Указанная обязанность по регистрации поступивших обращений не является нарушением прав граждан, а является гарантией осуществления контроля за своевременностью их рассмотрения. Довод заявителя о том, что пункт 1 статьи 8 оспариваемого Положения не соответствует статье 2, части 2 статьи 89, статье 90 и части 1 статьи 94 Устава Свердловской области также несостоятелен, так как указанное Положение полностью разработано и принято в соответствии с требованиями законодательства. . 2. В статье 7 Положения перечислены основания для оставления обращений граждан без рассмотрения, в том числе и оставление без рассмотрения обращений, на которые не распространяется действие настоящего Положения. Данная норма имеет широкий круг толкования, так как не возможно установить исчерпывающий перечень оснований, когда поступившее обращение гражданина не подведомственно данному органу или должностному лицу. Федеральное и областное законодательство прямо запрещает рассмотрение обращений граждан по вопросам, не входящим в их компетенцию, и обязывает орган или должностное лицо в установленные сроки переадресовать его по подведомственности. Обратившимся гражданам в письменном виде сообщают о таковой передаче, либо извещают об органе или должностном лице, в компетенцию которого входит рассмотрение данных вопросов (пункты 2-5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 № 2534-VII О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, ч.2 ст. 10 Областного закона от 09.01.1998 № 4-ОЗ, ч.2 ст.8 Областного закона от 20.03.2006 № 13-ОЗ). Указанная норма закреплена в части 3 статьи 7 Положения. Кроме того, Екатеринбургская городская Дума считает недопустимым применение Заявителем в своем запросе ссылок на отдельные выводы, взятые из общего контекста актов Конституционного Суда Российской Федерации, сделанных в процессе рассмотрения конкретных дел и напрямую связанных с обстоятельствами таких дел. Качановым Р.Е. приводятся выводы Постановлений Конституционного Суда РФ о необходимости более четкого и конкретного изложения правовой нормы, определенности, ясности, недвусмысленности, что способствует единообразному ее применению. Данные выводы Конституционным Судом РФ сделаны по конкретным делам, где применение норм права имеет ограниченный круг толкования (землепользование, амнистия, право на жилье). В настоящем же случае перечислить все возможные основания неподведомственности (не распространения) действия Положения на обращения граждан затруднительно, так как этот перечень очень широк (например, вопросы, изложенные в обращении подведомственны правоохранительным органам, судебным, налоговым и т.д.). Таким образом, учитывая изложенное, довод Качанова Р.Е. о несоответствии подпункта 2 части 1 статьи 7 Положения статье 2, части 5 статьи 19, пункту а части 1 статьи 20 Устава Свердловской области является необоснованным. 3. Подпунктом 3 части 1 статьи 7 Положения предусмотрено основание оставления обращений граждан без рассмотрения в связи с просьбой дать толкование различных правовых актов. В соответствии со ст. 116 Областного закона от 10 марта 1999 № 4-ОЗ (в ред. от 22.07.2005 № 92-ОЗ) О правовых актах в Свердловской области толкованием нормативных правовых актов является - осуществляемая управомоченными субъектами деятельность по уяснению и разъяснению смысла и содержания нормативных правовых актов в процессе их реализации. Запросы о толковании нормативных правовых актов Свердловской области в государственные органы Свердловской области, имеющие право осуществлять официальное толкование, могут направлять субъекты права законодательной инициативы, а также иные органы, организации и граждане в случаях, предусмотренных федеральным и областным законодательством. Запрос о толковании нормативного правового акта Свердловской области, внесенный в установленном порядке, должен быть рассмотрен органом, имеющим право осуществлять официальное толкование. Официальное толкование нормативных правовых актов осуществляется путем принятия уполномоченными органами актов официального толкования, содержащих разъяснение положений этого акта (ст. ст. 117, 118). Учитывая изложенное, толкование нормативных правовых актов может быть осуществлено лишь уполномоченными органами в пределах их компетенции. Кроме того, основание оставления обращений граждан без рассмотрения закреплено в пункте 2 части 1 статьи 10 Областного закона № 4-ОЗ, действовавшего на момент утверждения оспариваемого Положения. Таким образом, довод заявителя о том, что подпункт 3 пункта 1 статьи 7 оспариваемого Положения не соответствует статье 2, части 5 статьи 19, пункту а части 1 статьи 20, части 2 статьи 89, статье 90 и части 1 статьи 94 Устава Свердловской области не обоснован. 4. С учётом положений ст.ст. 130, 132 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 89, 90, 92 Устава Свердловской области, части 3 ст. 32 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, действия Екатеринбургской городской Думы по установлению порядка рассмотрения обращений граждан, в том числе сроков рассмотрения обращений граждан и оснований для оставления их без рассмотрения, являются абсолютно законными. Положение в оспариваемой части было принято в соответствии с действовавшими на момент его принятия законодательством. Из всего вышеизложенного следует, что ни один из доводов гражданина Качанова Р.Е., изложенных в его запросе в Уставный Суд Свердловской области о противоречии подпунктов 2 и 3 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 8 Положения О порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления муниципального образования город Екатеринбург, утвержденного решением Екатеринбургской городской думы от 24 января 2006 года № 1/18 Уставу Свердловской области не подтверждается изложенными в запросе доводами, действующим законодательством, нормами Устава Свердловской области. На основании изложенного, руководствуясь ст. 86 Областного закона от 06 мая 1997 года №29-ОЗ Об Уставном Суде Свердловской области, ПРОШУ: Признать подпункты 2 и 3 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 8 Положения О порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления муниципального образования город Екатеринбург, утвержденного решением Екатеринбургской городской думы от 24 января 2006 года № 1/18 соответствующих Уставу Свердловской области. Председатель Екатеринбургской городской Думы Е.Н. Порунов исп. Василенко Л. Ф. 355-05-47
Поделиться в социальных сетях:
Добавить комментарий: