Общественное объединение "Сутяжник"

Главная страница

Новые документы и материалы


ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного суда РФ от 13 июня 2006 г. N 272-О "По жалобам граждан Евдокимова Дениса Викторовича, Мирошникова Максима Эдуардовича и Резанова Артема Сергеевича на нарушение их конституционных прав положениями статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 89 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"

 

11.11.2006

 

                           КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ

                           О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 

         13 июня 2006 г.

                                                                     N 272-О

   "По жалобам граждан Евдокимова Дениса Викторовича, Мирошникова Максима
          Эдуардовича и Резанова Артема Сергеевича на нарушение их
     конституционных прав положениями статьи 333.36 Налогового кодекса
   Российской Федерации и статьи 89 Гражданского процессуального кодекса
                           Российской Федерации"

   Конституционный Суд  Российской  Федерации  в  составе  Председателя
В.Д. Зорькина,   судей   Н.С. Бондаря,   Г.А. Гаджиева,    Ю.М. Данилова,
Л.М. Жарковой,     Г.А. Жилина,     С.М. Казанцева,      М.И. Клеандрова,
А.Л. Кононова,   Л.О. Красавчиковой,    С.П. Маврина,    Н.В. Мельникова,
Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, О.С. Хохряковой,  Б.С. Эбзеева,
В.Г. Ярославцева,
     заслушав  в  пленарном  заседании  заключение  судьи  Г.А. Гаджиева,
проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного  закона
"О Конституционном Суде Российской  Федерации"  предварительное  изучение
жалоб  граждан   Д.В. Евдокимова,   М.Э. Мирошникова   и   А.С. Резанова,
установил:
     1. В  своих  жалобах  в  Конституционный  Суд  Российской  Федерации
граждане Д.В. Евдокимов, М.Э. Мирошников и А.С. Резанов  просят  признать
статью 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которой  от
уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым  в  судах  общей
юрисдикции,  а  также  мировыми  судьями,  освобождается  ряд   категорий
граждан, и статью 89 ГПК Российской Федерации  (в  редакции  Федерального
закона от 2 ноября 2004 года N 127-ФЗ), согласно которой льготы по уплате
государственной пошлины предоставляются  в  случаях  и  порядке,  которые
установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не
соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 46 (части 1
и 2) и 15 (часть 4).
     Как   следует   из   представленных   материалов,    Д.В. Евдокимов,
М.Э. Мирошников и А.С. Резанов отбывают наказание в виде лишения свободы.
Их заявления, исковые заявления и кассационные жалобы судьи  судов  общей
юрисдикции оставляли без движения, поскольку  к  ним  не  были  приложены
документы  об  уплате   государственной   пошлины,   а     ходатайства об
освобождении от уплаты пошлины  -  без  удовлетворения.  При  этом  судьи
руководствовались правовой нормой, выводимой из статьи 333.36  Налогового
кодекса Российской Федерации и статьи 89  ГПК  Российской   Федерации, не
позволяющей суду своим решением  освобождать  от  уплаты  государственной
пошлины граждан, помимо тех, категории которых прямо указаны в законе.
     Заявители указывают, что, находясь в местах лишения свободы и будучи
нетрудоустроенными и не имеющими денежных средств на лицевых счетах,  они
не в состоянии уплатить требуемую государственную  пошлину,  оспариваемые
же законоположения не предусматривают возможность освобождения граждан от
уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым  в  судах  общей
юрисдикции, с учетом их имущественного положения и тем самым препятствуют
доступу к правосудию.
     2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации право  каждого
на судебную защиту  (статья  46,  части  1  и  2)  является   гарантией в
отношении  всех  конституционных  прав  и  свобод  и  во    взаимосвязи с
обязанностью государства охранять достоинство личности во всех  сферах  и
обеспечивать приоритет ее прав и свобод (статья 17, часть 2; статьи 18  и
21) означает, что личность в ее взаимоотношениях с государством выступает
не как объект государственной деятельности, а как  равноправный  субъект,
который может защищать свои права всеми не запрещенными законом способами
(статья 45, часть 2) и спорить с государством в лице любых его органов.
     По смыслу приведенной правовой позиции, изложенной в  постановлениях
Конституционного Суда Российской Федерации от 3 мая 1995  года  N 4-П  по
делу о проверке конституционности статей 220.1 и 220.2 УПК РСФСР и  от  2
июля 1998 года N 20-П по  делу  о  проверке  конституционности  отдельных
положений  статей  331  и  464  УПК  РСФСР,   федеральный   законодатель,
располагая достаточной свободой усмотрения при регулировании  способов  и
процедур судебной защиты, обязан предоставить участникам судопроизводства
такие гарантии права на  судебную  защиту,  которые  обеспечивали   бы ее
полноту  и   своевременность,   эффективное   восстановление   в   правах
посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.
     Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации  в  Определении
от 12 мая 2005 года N 244-О по жалобе граждан Л.А. Вихровой, Е.И. Каревой
и В.Н. Масловой на нарушение их  конституционных  прав  пунктом  1  части
первой  статьи  134,  статьями  220  и  253  ГПК  Российской   Федерации,
конституционное право на судебную  защиту,  получившее  свою  нормативную
конкретизацию в том числе в Гражданском процессуальном кодексе Российской
Федерации, предполагает как саму возможность обращения  заинтересованного
лица   в   порядке,   установленном   законодательством   о   гражданском
судопроизводстве, в суд за защитой  нарушенных  либо  оспариваемых  прав,
свобод или законных интересов, так и возбуждение гражданского дела  судом
по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных
интересов (статьи 3 и 4 ГПК Российской Федерации).
     2.1. Согласно статье 6 Конвенции о защите прав человека  и  основных
свобод каждый имеет право  на  разбирательство  его  дела   независимым и
беспристрастным судом, созданным на основании закона.  Закрепленное  этим
положением так называемое право на суд в интерпретации Европейского  Суда
по правам человека включает три элемента. Во-первых,  необходимо  наличие
суда,  созданного   на   основании   закона   и     отвечающего критериям
независимости и беспристрастности, во-вторых, суд должен иметь достаточно
широкие полномочия, чтобы принимать решения по всем  аспектам  спора  или
обвинения, к  которым  может  применяться  статья  6  Конвенции.  Третьим
элементом данного права является право доступа к суду в том  смысле,  что
заинтересованное лицо  должно  иметь  возможность  добиться  рассмотрения
своего дела в суде и ему  не  должны  помешать  чрезмерные   правовые или
практические препятствия.
     Европейский Суд по правам человека отмечал, что  условия   доступа к
правосудию не могут ограничивать право на суд до такой степени, что  сама
его сущность оказывается затронутой, и  будут  соответствовать   пункту 1
статьи 6 при условии, что  они  имеют  законную  цель  и  что  существует
разумная соразмерность  между  используемыми  средствами  и  поставленной
целью. Конвенция имеет целью защиту не теоретических  или   иллюзорных, а
конкретных и действительных прав (постановление от 29 июля 1998  года  по
делу "Омар (Omar) против Франции").
     2.2. Гарантируя каждому судебную защиту прав и  свобод,  Конституция
Российской   Федерации   одновременно   предусматривает,      что порядок
судопроизводства определяется федеральным законодательством  (статья  71,
пункт  "о";  статья  76,  часть  1).  Тем   самым     предполагается, что
заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного  или
оспариваемого  права   либо   охраняемого   законом       интереса лишь в
установленном порядке, что не может рассматриваться как  нарушение  права
на  судебную  защиту;  закрепленные  законодателем       требования - при
обеспечении каждому  возможности  обратиться  в  суд  -   обязательны для
заявителя. Это относится и к правилам,  регламентирующим  порядок  уплаты
государственной пошлины, поскольку государственная  пошлина   относится к
федеральным сборам (пункт 10 статьи 13, пункт 1 статьи 333.16  Налогового
кодекса Российской Федерации), а в силу статьи 57 Конституции  Российской
Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
     Вместе с тем отсутствие у заинтересованного  лица  возможности   - в
силу его имущественного положения - исполнить такую обязанность не должно
препятствовать осуществлению им права на судебную защиту, поскольку  иное
вступало  бы  в  противоречие  с   положениями   Конституции   Российской
Федерации, гарантирующими государственную, в том числе  судебную,  защиту
прав и свобод (статья 45, часть 1; статья 46, часть 1).  С  учетом  этого
статьей  333.36  Налогового  кодекса  Российской  Федерации  определенная
категория граждан освобождается  от  уплаты  государственной   пошлины по
делам,  рассматриваемым  в  судах  общей  юрисдикции,  а  также  мировыми
судьями, а пункт 2 статьи 333.20  данного  Кодекса  предусматривает,  что
суды  общей  юрисдикции  или  мировые  судьи,  исходя  из  имущественного
положения плательщика, вправе уменьшить  размер  государственной  пошлины
либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном  статьей
333.41.
     Однако и этих  мер  может  оказаться  недостаточно  для  обеспечения
доступа граждан к правосудию, особенно если речь  идет  о   находящихся в
учреждениях уголовно-исполнительной системы осужденных к наказанию в виде
лишения свободы, которые не трудоустроены и не имеют денежных средств  на
лицевом счете, или о лицах, находящихся в местах содержания под стражей.
     2.3. В Постановлении от 4 апреля 1996 года N 9-П по делу о  проверке
конституционности ряда  нормативных  актов  города  Москвы  и  Московской
области, Ставропольского края, Воронежской  области  и  города  Воронежа,
регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих  на  постоянное
жительство в названные регионы, Конституционный Суд Российской  Федерации
сформулировал  правовую  позицию,  имеющую  общий  характер     для всего
налогового   регулирования:    в    целях    обеспечения    регулирования
налогообложения  в  соответствии  с  Конституцией  Российской   Федерации
принцип равенства требует учета фактической способности к  уплате  налога
исходя   из   правовых   принципов   справедливости   и    соразмерности;
налогообложение, парализующее реализацию  гражданами  их  конституционных
прав, должно быть признано несоразмерным.
     С учетом этого действовавшая до 1 января 2005 года  редакция  статьи
89 ГПК  Российской  Федерации  предусматривала  возможность  освобождения
отдельных категорий  лиц  от  уплаты  государственной  пошлины,   а также
предоставляла суду (судье) право освободить гражданина  от  ее   уплаты с
учетом  его  имущественного  положения.  Иными   словами,     если уплата
государственной пошлины как условие доступа к  правосудию  препятствовала
гражданину в защите его прав в  судебном  порядке,  суд  (судья)  обладал
достаточной  дискрецией,  разрешая  в  индивидуальном  порядке   вопрос о
необходимости его освобождения от уплаты государственной пошлины.
     С вступлением в силу Федерального закона от 2 ноября  2004  года  "О
внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса  Российской
Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а
также  о  признании  утратившими  силу  отдельных   законодательных актов
(положений законодательных актов) Российской Федерации" с 1  января  2005
года в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации введена новая
глава  25.3  "Государственная  пошлина",  а  статья  89  ГПК   Российской
Федерации изложена в новой редакции.
     Введенное правовое регулирование сохранило  правомочие  судов  общей
юрисдикции и мировых  судей  уменьшать  размер  государственной  пошлины,
подлежащей уплате по рассматриваемым ими делам, и предоставлять  отсрочку
(рассрочку) ее уплаты на срок до шести месяцев (статья 64, пункт 2 статьи
333.20, статья 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации, статья  90
ГПК Российской Федерации), но при этом сузило круг лиц, освобождаемых  от
уплаты государственной  пошлины,  и  устранило  возможность  освобождения
гражданина от ее уплаты с учетом его имущественного положения.
     Следовательно, федеральный законодатель лишил  суды  соответствующих
дискреционных  полномочий,  предоставленных  им  исключительно  в   целях
обеспечения беспрепятственного доступа граждан к  правосудию.  Между  тем
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что  в
силу принципов разделения государственной власти в  Российской  Федерации
на  законодательную,  исполнительную  и  судебную   и   самостоятельности
судебной власти (статья 10 Конституции Российской Федерации) суд не может
быть  лишен  необходимых  для  осуществления   правосудия   дискреционных
полномочий (Постановление от 12 марта 2001 года N 4-П по делу о  проверке
конституционности ряда положений Федерального закона "О несостоятельности
(банкротстве)", касающихся возможности обжалования определений, выносимых
арбитражным судом по делам о банкротстве, иных его положений,  статьи  49
Федерального  закона   "О   несостоятельности   (банкротстве)   кредитных
организаций",  а  также  статей  106,  160,  179  и  191  АПК  Российской
Федерации, Определение от 12 мая 2005 года N 244-О).
     2.4. Таким  образом,  положения  статьи  333.36  Налогового  кодекса
Российской Федерации во взаимосвязи с пунктом  2  статьи  333.20  данного
Кодекса и статья 89 ГПК Российской Федерации, не позволяющие судам  общей
юрисдикции и мировым  судьям  принимать  по  ходатайству   физических лиц
решения об освобождении от  уплаты  государственной  пошлины,  если  иное
уменьшение  размера  государственной  пошлины,  предоставление   отсрочки
(рассрочки)  ее  уплаты  не  обеспечивают  беспрепятственный     доступ к
правосудию, в силу правовых  позиций,  выраженных  Конституционным  Судом
Российской Федерации в постановлениях от 3 мая 1995 года N 4-П, от 2 июля
1998 года N 20-П, от 4 апреля 1996 года N 9-П,  от  12  марта  2001  года
N 4-П, Определении от 12 мая 2005 года N 244-О и  настоящем  Определении,
как не соответствующие статьям 19 (части 1 и  2)  и  46  (части    1 и 2)
Конституции Российской Федерации утрачивают силу и не  могут  применяться
судами, другими органами и должностными лицами.
     При этом снижение судом (судьей) размера государственной пошлины  по
ходатайству физических лиц  не  может  считаться  носящей  индивидуальный
характер льготой,  установление  которых  запрещено   законодательством о
налогах и сборах (абзац второй пункта  1  статьи  56  Налогового  кодекса
Российской Федерации) и под которыми подразумевается  предоставление  тех
или иных преимуществ (в основаниях, порядке и условиях уплаты  налогов  и
сборов) для одних налогоплательщиков (плательщиков сборов) по сравнению с
другими.
     Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 6,  пунктом  3  части
первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального  конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд
Российской Федерации определил:
     1. Нормативные положения, содержащиеся в  статье  333.36  Налогового
кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с  пунктом  2  статьи  333.20
данного Кодекса и в статье 89 ГПК Российской  Федерации,  не  позволяющие
судам  общей  юрисдикции  и  мировым  судьям  принимать  по   ходатайству
физических лиц решения об освобождении от уплаты государственной пошлины,
если иное  уменьшение  размера  государственной  пошлины,  предоставление
отсрочки (рассрочки) ее уплаты не обеспечивают беспрепятственный доступ к
правосудию, в силу правовых  позиций,  выраженных  Конституционным  Судом
Российской Федерации в постановлениях от 3 мая 1995 года N 4-П, от 2 июля
1998 года N 20-П, от 4 апреля 1996 года N 9-П,  от  12  марта  2001  года
N 4-П, Определении от 12 мая 2005 года N 244-О и  настоящем  Определении,
как не соответствующие статьям 19 (части 1 и  2)  и  46  (части    1 и 2)
Конституции Российской Федерации утрачивают силу и не  могут  применяться
судами, другими органами и должностными лицами.
     2.  Признать  жалобы  граждан  Д.В. Евдокимова,   М.Э. Мирошникова и
А.С. Резанова  не  подлежащими  дальнейшему  рассмотрению   в   заседании
Конституционного Суда  Российской  Федерации,  поскольку  для  разрешения
поставленного в  них  вопроса  не  требуется  вынесение  предусмотренного
статьей 71 Федерального конституционного закона "О  Конституционном  Суде
Российской Федерации" итогового решения в виде постановления.
     3. Дела граждан Евдокимова Дениса Викторовича,  Мирошникова  Максима
Эдуардовича и Резанова  Артема  Сергеевича  должны  быть   пересмотрены в
установленном порядке с учетом настоящего Определения.
     4. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по  данным
жалобам окончательно и обжалованию не подлежит.
     5.  Настоящее  Определение  подлежит  опубликованию  в   "Российской
газете", "Собрании законодательства  Российской  Федерации"  и  "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации                                          В. Зорькин

Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации                                          Ю. Данилов


Если вы хотите поддержать нашу деятельность, то введите в поле ниже сумму в рублях, которую вы готовы пожертвовать и кликните кнопку рядом:

рублей.      


Поделиться в социальных сетях:

  Diaspora*

Комментарии:

1. Н.Ю. - 12.11.2006 19:28:56
E-mail: nick51@list.ru

Вышеуказванные граждане,Д.В. Евдокимов, М.Э. Мирошников и А.С. Резанов, понесли моральный, а возможно и материальный ущерб, восстанавливая справедливость. Поэтому, кроме провозглашения истины по факту случившегося, и отмечая, что, для принятия правильного решения слоедовало применить уже имеющиеся статьих кодекса ( Конституционный суд не счел необходимым выносить \"итогового решения в виде постановления\")Конституционный суд тем самым установил что, речь идет о некомпетентности представителей судебных властей, не принимавших дела этих граждан. А это означает что, следовало бы определить наказание, как минимум административное, конкретным должностным лицам в связи с их профнепригодность и занятием должностей, которым они не соответствуют.

В случае наличия за этими лицами других правонарушений, наказание следовало бы усилить или применить более сильную меру воздействия.

Поскольку Конституционный Суд не счел необходимым сделать это, то я считаю, что он поощряет такого рода правонарушения, т.к. правый понес ущерб, борясь за свою правоту, а виноватый добился своей преступной цели-саботаж в принятии обращения в суд состоялся, хотя и не в полной мере.

Таким образом, Конституционный суд оказался тоже некомпетентным и, сообветственно, должностные лица, ответственные за такое решение, должны быть наказаны или им должно быть высказано какое-то порицание ( в законе определенл \"предупреждение\"), и с их стороны должно последовать определенное раскаяние и обещание исправить такую , как минимум халатность, в своей деятельности.

 

2. Anonymous - 14.11.2006 18:27:09

Отстоявшим свое право гражданом не лишним было бы обратиться к Генеральному прокурору с заявлением о возбуждении уголовного дела за заведомо неправосудное определение суда, тем более, что ранее КС выносил свои Постановления.

 

3. Н.Ю. - 15.11.2006 07:51:25
E-mail: nick51@list.ru

Генеральный прокурор мог бы и сам отреагировать на материалы КС или не читает? Вот так осуществляется ползучий развал государственных систем, защищающих гражданина. А вся мерзость укореняется через взятки и разнообразное давление на исполняющего чиновника.

Последнее практически безнаказанно для давящего, а первое для чиновника - нельзя же считать наказанием для взяточника конфискацию взятки, находящейся в руках и только. На возможные сроки есть изобилие амнистий и послаблений. А еще есть закон о добросовестном приобретателе и проче и прочее ...

А гражданин задавлен со всех сторон.

 

4. АШ - 20.11.2006 01:57:58
E-mail: Alexander_Shumilov@rambler.ru

Зря судьи в своих определениях об отказе в принятии заявлений ссылались на законы. Можно было просто написать: \"Действующим законодательством не предусмотрено\". Что множеством судей и делается. Затем суд кассационной инстанции определяет: \"Суд правильно указал, что...\", игнорируя все доводы жалоб. А судья надзорной инстанции, отказывая в истребовании материалов дела: \"Вынесенные определения сомнений в законности не вызывают\"

И тогда Конституционный Суд может отдыхать. Норм законов, противоречащих Конституции, нет. Оспаривать нечего. Правоприменительная практика судов в компетенцию Конституционного Суда не входит.

А подавать в прокуратуру ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИИ судей бесполезно. Эти, по мнению прокуроров, \"обращения\" даже не регистрируются как сообщения о преступлении.

 

5. Anonymous - 09.01.2007 06:15:57

Если напишут: "Действующим законодательством не предусмотрено\", тогда Конституции противоречит это самое "Действующее законодательство", ГК, НК.

 

6. 3734 02 - 12.06.2007 20:34:27

А если не ссылаются на законы, то законность решения вызывает сомнения и препятствует обжалованию (на что каждый имеет право) нормы закона в Конституционный суд.

 

Добавить комментарий:

Ваше имя или ник:

(Войти? Зарегистрироваться? Забыли пароль? Войти под OpenID?)

Ваш e-mail (не обязателен, если укажете - будет опубликован на сайте):

Ваш комментарий:

Введите цифры и буквы с картинки (защита от спам-роботов):