Судебное дело "Возвращение жителям Сысерти права на ознакомление с муниципалиными актами"
30.11.2006
Адрес: 624020 Свердловская область, г. Сысерть, ул. К. Либкнехта, 40. Телефон (8-34374)6-85-74, факс 8(34374)6-91-73. ИНН/КПП 6652001390/665201001 Уставный Суд Свердловской области 620075, г. Екатеринбург, ул. Пушкина, 19 Заявитель: АНО Редакция районной газеты Маяк Нормативные акты, подлежащий проверке: 1) Пункт 2 ст. 46 Устава Сысертского городского округа (принят решением Сысертского районного Совета № 81 от 16 июня 2005 г., в ред. Решений Думы Сысертского городского округа от 16.02.2006 N 140, от 27.04.2006 N 158) Опубликован: газета Маяк, N 64, 24.08.2005. 2) пункт 1.3. Решения Думы Сысертского городского округа от 27.04.2006 г. № 158 О внесении изменений в Устав Сысертского городского округа Опубликован: газета Маяк от 24.05.2006 г. Муниципальный орган: Дума Сысертского городского округа 624022, г. Сысерть, ул. Ленина, 35 Запрос о соответствии Уставу Свердловской области пункта 2 ст. 46 Устава Сысертского городского округа, пункта 1.3. Решения Думы Сысертского городского округа от 27.04.2006 г. № 158 О внесении изменений в Устав Сысертского городского округа Основанием для обращения в Уставный суд Свердловской области в соответствии со статьей 37 Закона Свердловской области Об Уставном суде Свердловской области является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу Свердловской области п. 2 ст. 46 Устава Сысертского городского округа, пункт 1.3. Решения Думы Сысертского городского округа от 27.04.2006 г. № 158 О внесении изменений в Устав Сысертского городского округа В соответствии с оспариваемым пунктом 2 статьи 46 Устава Сысертского городского округа (Порядок официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов) Конкретные печатные издания для официального опубликования муниципальных нормативных актов определяются постановлением Главы Сысертского городского округа ежегодно на календарный год по результатам конкурса, проводимого Администрацией Сысертского городского округа. Оспариваемый пункт был внесен в Устав решением Думы Сысертского городского округа от 27.04.2006 г. № 158 О внесении изменений в Устав Сысертского городского округа (пункт 1.3.). Этим же решением исключен текст, ранее регламентировавший порядок опубликования муниципальных актов в конкретном печатном издании. Считаю, что оспариваемые нормы не соответствует Уставу Свердловской области, его статьям 2, 6, 7, 65, 90, 94 по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Устава Свердловской области Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, принимаемые по предметам ведения Российской Федерации, имеют прямое действие на территории Свердловской области. Статьей 2 и 65 Устава Свердловской области закреплено, что на территории Свердловской области гарантируется защита и осуществление всех прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской Федерации, а органы местного самоуправления обязаны соблюдать Устав и законы Свердловской области Статья 90 Устава Свердловской области устанавливает, что местное самоуправление осуществляется на основе общих правовых, территориальных и экономических принципов организации местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Статья 94 Устава Свердловской области предусматривает, что Уставом муниципального образования определяются вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными и областными законами. В соответствии с ч. 2 ст. 19 закона Свердловской области О правовых актах в Свердловской области принимаемые в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также уставу Свердловской области и другим законам Свердловской области, иным нормативным правовым актам Свердловской области. Статья 71 Конституции РФ (ч. 1 п. в) к ведению Российской Федерации относит регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина, статья 72 (ч. 1 п. н) Конституции РФ и п. н ч. 1 ст. 24 Устава Свердловской области к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. В соответствии со статьей 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Статья 24 Конституции РФ закрепляет, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Статья 29 Конституции РФ гарантирует каждому право свободно искать, получать информацию любым законным способом. В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 8 Устава Сысертского городского округа население участвует в осуществлении местного самоуправления в форме ознакомления с правовыми актами органов местного самоуправления городского округа, непосредственно затрагивающими их права и свободы. Статья 44 ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (п. 6 ч.1.) предусматривает, что уставом муниципального образования должны определяться виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов. Статья 47 указанного федерального закона (ч. 2,3) устанавливает, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. Таким образом, законодательство устанавливает, что опубликование нормативных актов местного самоуправления, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, закрепление в Уставе порядка опубликования в конкретном печатном издании - обязанность органов местного самоуправления, исполнение которой гарантирует права и свободы граждан. Установленный порядок опубликования должен обеспечивать защиту прав жителей на информацию, определять дату вступления акта в законную силу, т.е. ограничивает права одних, гарантируя их другим, гарантировать право на участие в осуществлении местного самоуправления посредством ознакомления с правовыми актами. Для выполнения этой обязанности статьей 17 ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по учреждению печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации (п. 7 ч. 1). Уставный Суд Свердловской области в своем постановлении от 13 мая 2003 года По делу о соответствии Уставу Свердловской области решения Екатеринбургской городской Думы от 22 сентября 1998 года N 45/3 "О публикации решений и постановлений Екатеринбургской городской Думы в официальном издании и СМИ города Екатеринбурга подчеркнул: конституционный принцип гласности в силу статьи 90 (пункт 1) Устава Свердловской области является обязательным в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Отсюда следует, что официальное опубликование органами местного самоуправления их правовых актов для всеобщего сведения должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечить возможность получения каждым без всяких препятствий информации о принятых нормативных актах, а при желании - их полного и точного текста. Исключение из Устава Сысертского городского округа описания конкретного печатного издания, в котором публикуются правовые акты муниципалитета и включение в него описания процедуры ежегодного конкурсного отбора печатного органа для официального опубликования противоречит Уставу Свердловской области. Утвержденное изменение: - не определяет вид, порядок принятия, издания, официального опубликования (т.е. придания гласности в печатаном органе) муниципальных правовых актов - не гарантирует и не обеспечивает возможность ознакомления с муниципальными актами граждан - нарушает право граждан на участие в местном самоуправлении - незаконно ограничивает компетенцию законодательного (представительного) органа местного самоуправления, уполномоченного законом принимать и вносить изменения в Устав (ст. 23 Устава округа), в котором должны быть установлены виды и порядок принятия, издания, опубликования муниципальных правовых актов в конкретном печатном издании - незаконно наделяет главу и администрацию городского округа полномочиями, не установленными законом (ст. 36, 37 ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации) и Уставом округа (ст. 28, 31). В соответствии с ч. 2 статьи 6 Устава Свердловской области на территории Свердловской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации действуют общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации и Свердловской области. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод в толковании, данном в решениях Европейского Суда по правам человека, гарантирует соблюдение государством принципов правовой определенности, доступности законодательства. В постановлении по делу "САНДИ ТАЙМС" (THE SUNDAY TIMES) ПРОТИВ СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА (Страсбург, 26 апреля 1979 года) Европейский Суд по правам человека указал: по мнению Суда, из выражения "предусмотрены законом" вытекают следующие два требования. Во-первых, право должно быть в адекватной мере доступным: граждане должны иметь соответствующую обстоятельствам возможность ориентироваться в том, какие правовые нормы применяются к данному случаю. Во-вторых, норма не может считаться "законом", если она не сформулирована с достаточной степенью точности, позволяющей гражданину сообразовывать с ней свое поведение: он должен иметь возможность - пользуясь при необходимости советами - предвидеть, в разумной применительно к обстоятельствам степени, последствия, которые может повлечь за собой данное действие (п. 49). В постановлении по делу ОЛССОН (OLSSON) ПРОТИВ ШВЕЦИИ (Страсбург, 24 марта 1988 года) Европейский суд указал: среди требований, которые Суд определил как вытекающие из фразы "предусмотрено законом", имеются следующие: a) Какая-либо норма не может считаться "законом", если она не сформулирована с достаточной точностью так, чтобы гражданин самостоятельно или, если понадобится, с профессиональной помощью мог предвидеть с долей вероятности, которая может считаться разумной в данных обстоятельствах, последствия, которые может повлечь за собой конкретное действие. (61). Так как из Устава округа исключено конкретное печатное издание и не названо иное, где будут публиковаться муниципальные правовые акты, и в Устав включена процедура конкурса, предусмотреть результат которого население не имеет возможности, создана ситуация правовой неопределенности закона, нарушен принцип доступности. В соответствии со ст. 83 закона Свердловской области Об Уставном Суде Свердловской области правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу Свердловской области нормативных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, обладают граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, чьи права нарушаются нормативным правовым актом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, либо их объединения. Ранее официальным печатным изданием, после публикации в котором нормативные правовые акты и иная официальная информация муниципального образования Сысертский городской округ вступали в силу, являлась газета Маяк, что официально было закреплено в Уставе Сысертского городского округа. Это газета, имеющая 75-летнюю историю, и на сегодняшний день является самой тиражной и популярной газетой в Сысертском городском округе. Соучредителем газеты, до декабря 2005 года являлась администрация Муниципального образования Сысертский район, но по политическим мотивам вышла из состава учредителей. В оспариваемой редакции пункта 2 ст. 46 Устава официальное печатное издание не определено, оспариваемый пункт решения Думы Сысертского городского округа исключил из текста Устава газету Маяк как издание, в котором публикуются муниципальные нормативные акты. Жители Сысертского городского округа, подписчики газеты, перед которым заявитель несет ответственность согласно ФЗ О средствах массовой информации (ст. 38), обращаются в редакцию с просьбой сообщить им, где можно купить, получить, ознакомиться с новым официальным печатным изданием, однако, такую информацию заявитель предоставить не может. Таким образом, оспариваемые нормы были непосредственно применены к заявителю, нарушили его права и интересы. Таким образом, принятыми нормативными актами создана ситуация правовой неопределенности, оспариваемые нормы нарушают права заявителя, федеральный закон Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, закон Свердловской области О правовых актах в Свердловской области, противоречат Уставу Свердловской области. На основании изложенного, руководствуясь ст. 37, 83 ОЗ Об Уставном суде Свердловской области, Прошу: 1. Признать пункт 2 статьи 46 Устава Сысертского городского округа не соответствующим ст. ст. 2, 6, 7, 65, 90, 94 Устава Свердловской области. 2. Признать пункт 1.3. Решения Думы Сысертского городского округа от 27.04.2006 г. № 158 О внесении изменений в Устав Сысертского городского округа не соответствующим ст. ст. 2, 6, 7, 65, 90, 94 Устава Свердловской области. Директор АНО Редакция районной газеты Маяк И. Л. Летемина 07 ноября 2006 г. Приложение: 1. ходатайство об уменьшении размера государственной пошлины. 2. квитанция об уплате государственной пошлины. 3. Доверенность на Ермилову Н.П. 4. копия запроса (2 экз.). 5. статья 46 Устава Сысертского городского округа (2 экз.). 6. Решение Думы Сысертского городского округа от 27.04.2006 г. № 158 О внесении изменений в Устав Сысертского городского округа (2 экз.). 7. копия Устава АНО Редакция районной газеты Маяк (2 экз.) 8. копия свидетельства о государственной регистрации АНО Редакция районной газеты Маяк (2 экз.) 9. копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, созданных до 01 июля 2002 г. АНО Редакция районной газеты Маяк (2 экз.) 10. Статьи 17, 36, 37, 44, 47 ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (2 экз.). 11. Статья 38 ФЗ О средствах массовой информации (2 экз.) Автономная некоммерческая организация "Редакция районной газеты "Маяк" 12.
Поделиться в социальных сетях:
Добавить комментарий: