Общественное объединение "Сутяжник"

Главная страница

Новости судебных дел

Судебное дело "Автолюбитель обжалует правила постановки автомобиля на штрафстоянку"


Определение Верховного Суда РФ об оставлении без изменения решения о признании законными п.6 ,9 Правил задержания транспортного средства и взимании платы за хранение на штраф-стоянке

 

25.07.2006

 

                     ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                       от 25 июля 2006 г. N КАС06-260

   Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

   председательствующего Федина А.И.,

   членов коллегии Толчеева Н.К.,

   Анохина В.Д.

   рассмотрела  в  открытом  судебном  заседании  от  25  июля  2006 года
   гражданское  дело по заявлению Н. о признании недействующими пунктов 6
   и  9  Правил  задержания  транспортного  средства,  помещения  его  на
   стоянку,  хранения,  а  также  запрещения  эксплуатации,  утвержденных
   Постановлением  Правительства  Российской Федерации от 18 декабря 2003
   года N 759,

   по  кассационной  жалобе  Н.  на  решение  Верховного  Суда Российской
   Федерации  от  15  мая  2006  года, которым в удовлетворении заявления
   отказано.

   Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда Российской Федерации Толчеева
   Н.К.,   объяснения   Н.,  поддержавшего  доводы  кассационной  жалобы,
   возражения   против   доводов   кассационной   жалобы   представителей
   Правительства   Российской   Федерации  Марьяна  Г.В.,  Авдейко  А.Г.,
   Жигаловой   Н.М.,   Кузина   В.В.,  заключение  прокурора  Генеральной
   прокуратуры    Российской   Федерации   Масаловой   Л.Ф.,   полагавшей
   кассационную жалобу необоснованной,

   Кассационная коллегия

                                установила:

   пунктом  6  Правил задержания транспортного средства, помещения его на
   стоянку,  хранения,  а  также  запрещения  эксплуатации,  утвержденных
   Постановлением  Правительства  Российской Федерации от 18 декабря 2003
   г.  N  759,  установлено,  что  срок  хранения  транспортного средства
   исчисляется  в  часах  с  момента  его помещения на специализированную
   стоянку.  Плата за хранение транспортного средства взимается за каждый
   полный час его нахождения на специализированной стоянке.

   Первые  три  часа  хранения  задержанного  транспортного  средства  на
   специализированной стоянке не подлежат оплате.

   Плата   за   транспортировку  и  хранение  задержанного  транспортного
   средства  взимается  в  размере,  установленном органом исполнительной
   власти субъекта Российской Федерации.

   В  соответствии  с  пунктом 9 Правил выдача задержанного транспортного
   средства водителю (владельцу, представителю владельца) производится на
   основании разрешения (в письменной форме) уполномоченного должностного
   лица  после  оплаты  расходов,  связанных с перемещением транспортного
   средства на специализированную стоянку и его хранением.

   Н.  обратился  в  Верховный  Суд  Российской Федерации с заявлением, в
   котором    (с    учетом   последующих   уточнений)   просил   признать
   недействующими второе предложение абзаца первого и абзац третий пункта
   6  и пункт 9 Правил в части выдачи задержанного транспортного средства
   водителю  (владельцу,  представителю владельца) после оплаты расходов,
   связанных  с перемещением транспортного средства на специализированную
   стоянку  и  его  хранением.  В обоснование своего требования заявитель
   указал  на  то, что оспариваемые им нормативные положения противоречат
   статьям   3.2,   24.7,   27.13   Кодекса   Российской   Федерации   об
   административных  правонарушениях (далее - КоАП РФ), пункту 3 статьи 2
   Гражданского  кодекса Российской Федерации, поскольку незаконно вводят
   административное  наказание  в  виде оплаты услуг по транспортировке и
   хранению,  на  их  основании  он  был  подвергнут такому наказанию при
   задержании  его  автомобиля  инспектором дорожной патрульной службы за
   нарушение правил стоянки транспортных средств.

   Решением Верховного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006 года было
   отказано в удовлетворении заявления.

   В кассационной жалобе заявитель просит решение суда отменить.

   Обсудив  доводы  кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного
   Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

   В  силу  пункта 7 части 1 статьи 27.1 КоАП РФ задержание транспортного
   средства,  запрещение  его  эксплуатации  являются  мерами обеспечения
   производства  по делу об административном правонарушении, применяемыми
   в  целях  пресечения  административного  правонарушения,  установления
   личности   нарушителя,   составления   протокола  об  административном
   правонарушении  при  невозможности  его составления на месте выявления
   административного   правонарушения,   обеспечения   своевременного   и
   правильного  рассмотрения  дела  об  административном правонарушении и
   исполнения принятого по делу постановления.

   Частью 1 статьи 27.13 КоАП РФ предусмотрено, что при нарушениях правил
   эксплуатации   транспортного   средства   и   управления  транспортным
   средством  соответствующего вида, предусмотренных статьей 11.9, частью
   1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7, частью
   1  статьи  12.8,  частью  4  статьи  12.19,  статьей  12.26 настоящего
   Кодекса,  транспортное  средство  задерживается  до устранения причины
   задержания.

   О  задержании транспортного средства соответствующего вида, запрещении
   его  эксплуатации  делается  запись  в  протоколе  об административном
   правонарушении  или составляется отдельный протокол. Копия протокола о
   задержании  транспортного  средства  соответствующего вида, запрещении
   его эксплуатации вручается лицу, в отношении которого применена данная
   мера    обеспечения   производства   по   делу   об   административном
   правонарушении.   Протокол   о   задержании   транспортного  средства,
   создавшего  препятствия  для  движения  других транспортных средств, в
   отсутствие  водителя  составляется в присутствии двух понятых (часть 4
   статьи 27.13 КоАП РФ).

   Согласно  части  5  данной  статьи  задержание  транспортного средства
   соответствующего  вида,  помещение  его  на стоянку, хранение, а также
   запрещение   эксплуатации   транспортного  средства  осуществляются  в
   порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

   В соответствии с делегированными полномочиями Правительство Российской
   Федерации  Постановлением  от  18  декабря  2003  года N 759 утвердило
   Правила  задержания  транспортного средства, помещения его на стоянку,
   хранения,  а  также  запрещения  эксплуатации.  Рекомендовало  органам
   исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  организовать
   работу   по   созданию   специализированных  муниципальных  стоянок  -
   специально    отведенных    охраняемых   мест   хранения   задержанных
   транспортных   средств,   в   том   числе  для  транспортных  средств,
   перевозящих опасные грузы.

   Основываясь  на  вышеприведенных статьях КоАП РФ, суд первой инстанции
   правильно  признал оспариваемые нормативные положения соответствующими
   федеральному закону.

   Довод  заявителя  о  том,  что  к  регулируемым  оспариваемыми нормами
   правоотношениям   не  должны  применяться  нормы  гражданского  права,
   является ошибочным.

   В  соответствии  с  пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской
   Федерации  в  случаях,  предусмотренных законодательством, гражданское
   законодательство может применяться к административным правоотношениям.

   В  части  1  статьи  27.1 перечислены меры обеспечения производства по
   делу  об  административном  правонарушении,  к  которым,  в частности,
   относятся    задержание   транспортного   средства,   запрещение   его
   эксплуатации (пункт 7).

   Помещение  транспортного средства на стоянку и его хранение не названы
   в   числе   мер  обеспечения,  данные  действия  осуществляются  после
   применения  таких  мер  на  основании  части  5  статьи 27.13 КоАП РФ.
   Отношения,  связанные с помещением транспортного средства на стоянку и
   его  хранением,  возникают  на  основании  названной  нормы закона, но
   находятся  вне  сферы  действия  административного законодательства. В
   силу  статьи  906  Гражданского  кодекса  Российской  Федерации на них
   распространяются   правила   главы   47  этого  Кодекса,  регулирующей
   обязательства хранения, ответственность за их неисполнение.

   Поклажедателем  в  данном  случае  является не должностное лицо ГИБДД,
   которое  в  целях  обеспечения  безопасного  и бесперебойного движения
   транспортных  средств  устранило правонарушение, а лицо, вещь которого
   помещена  на  хранение  в  силу  закона, а именно: водитель (владелец,
   представитель владельца), независимо от вида его права на транспортное
   средство, переданное на хранение.

   Ссылка  на  пункт  26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской
   Федерации  от  24  марта  2005  года  N  5,  содержащий разъяснение об
   освобождении  физических  лиц от издержек по делам об административных
   правонарушениях,  перечень  которых  содержится  в части 1 статьи 24.7
   КоАП РФ, несостоятельна.

   Оспариваемые расходы к таким издержкам не относятся, так как возникают
   не  собственно  в  порядке  применения  мер  обеспечения  (задержание,
   запрещение  эксплуатации),  а  в  результате  помещения  транспортного
   средства  на  стоянку  и  последующего  хранения,  то  есть  в области
   гражданских правоотношений. К имущественным отношениям при хранении, в
   том   числе   возникшем   в   силу   закона,  применяется  гражданское
   законодательство,   основанное   на   принципах  равенства  участников
   регулируемых  им  отношений,  а  не административное законодательство,
   основанное   на   властном   подчинении   одной   из   сторон  другой.
   Следовательно, владелец помещенного на хранение транспортного средства
   (поклажедатель)  и  хранитель,  принявший  вещь  на хранение, обладают
   правами     и    несут    обязанности,    установленные    гражданским
   законодательством.

   Это  означает, что поклажедатель не только вправе потребовать возврата
   ему  вещи  в сохранности, но и обязан в соответствии со статьями 896 -
   898  Гражданского  кодекса  Российской  Федерации  выплатить хранителю
   вознаграждение за хранение, а также возместить расходы на ее хранение,
   в  том  числе  связанные  с помещением на хранение (транспортировкой).
   Вместе  с  тем в случае неисполнения поклажедателем своих обязательств
   хранитель  на  основании  пункта  1  статьи  359  Гражданского кодекса
   Российской   Федерации   вправе   удерживать  вещь  (в  данном  случае
   транспортное  средство) до тех пор, пока соответствующее обязательство
   не будет исполнено.

   Таким   образом,   оспариваемые   заявителем   положения  нормативного
   правового  акта  не  устанавливают  каких-либо видов административного
   наказания,  не  препятствуют  получению  транспортного  средства после
   устранения  причин  задержания.  В  этом акте Правительство Российской
   Федерации  на  основании норм федерального закона (пункт 1 статьи 359,
   пункт  4 статьи 427 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 5
   статьи  27.13  КоАП  РФ)  определило общие правила возникающего в силу
   закона  хранения,  при нарушении которых хранителю предоставлено право
   удерживать вещь до исполнения возникших обязательств.

   Неправомерна  и  ссылка  в  кассационной  жалобе  на  Закон Российской
   Федерации  "О  защите  прав  потребителей",  поскольку он не исключает
   возможность  возникновения  у  гражданина,  который  сам не заказывает
   работы,  услуги,  обязательств по оплате предоставленных в силу закона
   услуг,   как   и   прав   кредитора  на  обеспечение  исполнения  этих
   обязательств.  Положения  пунктов  6  и 9 Правил упомянутому Закону не
   противоречат.

   При   таком   положении   суд  сделал  правильный  вывод  о  том,  что
   оспариваемые  нормы  не  противоречат  федеральному закону или другому
   нормативному  правовому  акту,  имеющим  большую юридическую силу, и в
   соответствии  с  частью 1 статьи 253 ГПК РФ принял решение об отказе в
   удовлетворении заявленного требования.

   Оснований,  предусмотренных  статьей  362 Гражданского процессуального
   кодекса  Российской  Федерации, для отмены решения суда в кассационном
   порядке не имеется.

   Руководствуясь  ст.  ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса
   РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

                                определила:

   решение  Верховного  Суда  Российской  Федерации  от  15 мая 2006 года
   оставить без изменения, а кассационную жалобу Н. - без удовлетворения.

                                                     Председательствующий

                                                                А.И.ФЕДИН

                                                           Члены коллегии

                                                              Н.К.ТОЛЧЕЕВ

                                                               В.Д.АНОХИН


Если вы хотите поддержать нашу деятельность, то введите в поле ниже сумму в рублях, которую вы готовы пожертвовать и кликните кнопку рядом:

рублей.      


Поделиться в социальных сетях:

  Diaspora*

Комментарии:

1. Garry - 30.07.2007 00:19:55

Понятно если бы не одно но

Понятие задержание т/с трактуектся в постановлении РФ № 759 как"Задержание транспортного средства представляет собой временное принудительное прекращение использования транспортного средства, включающее (в случае невозможности устранения причины задержания на месте выявления административного правонарушения) помещение его на специализированную стоянку - специально отведенное охраняемое место хранения задержанных транспортных средств (далее - специализированная стоянка). "

вот интересно как помещение на спец площадку не является мерой обеспечения когда он включается в термин задержание

 

2. Законник - 24.04.2008 01:37:11

Что то не срастается у ВС.

"К имущественным отношениям при хранении, в

том числе возникшем в силу закона, применяется гражданское законодательство, основанное на принципах равенства участников

регулируемых им отношений, а не административное законодательство, основанное на властном подчинении одной из сторон другой. Следовательно, владелец помещенного на хранение транспортного средства (поклажедатель) и хранитель, принявший вещь на хранение,обладают правами и несут обязанности, установленные гражданским

законодательством".

Если принять этот тезис, то хранитель на основании ст.889,900 ГК РФ обязан выдать вещь без всякого разрешения ГИБДД.

Поскольку правилами предусмотрен разрешительный порядок выдачи задержанного т/с, то речь идет об административных правоотношениях, а не гражданских.

ст.889, 900 ГК РФ.

 

Добавить комментарий:

Ваше имя или ник:

(Войти? Зарегистрироваться? Забыли пароль? Войти под OpenID?)

Ваш e-mail (не обязателен, если укажете - будет опубликован на сайте):

Ваш комментарий:

Введите цифры и буквы с картинки (защита от спам-роботов):

        

 

 

15.05.2015г. распоряжением Минюста РФ СРОО "Сутяжник" включена в реестр иностранных агентов.