Судебное дело "Смердов против муниципальных правил регистрации по месту жительства"
13.02.2007
Именем Свердловской области ПОСТАНОВЛЕНИЕ Уставного Суда Свердловской области по делу о соответствии Уставу Свердловской области пункта 1 статьи 5 Устава муниципального образования <<город Екатеринбург>>, постановления Главы города Екатеринбурга от 20 сентября 2000 года No. 983 <<О создании районных центров по приему и оформлению документов на регистрацию граждан по месту жительства>>, постановления Главы города Екатеринбурга от 5 февраля 2001 года No. 116 <<Об утверждении Положения, структуры и штатов районных центров по приему документов для представления в паспортно-визовые службы на регистрацию граждан по месту жительства и месту пребывания>>, абзаца 1 пункта 4 постановления Главы города Екатеринбурга от 30 декабря 2005 года No. 1330 <<О мерах по упорядочению управления униципальным жилищным фондом города Екатеринбурга>>, постановления Главы администрации города Екатеринбурга от 27 января 1994 года No. 40 <<О требованиях, редъявляемых к выдаче справок с места жительства>> город Екатеринбург 13 февраля 2007 года Уставный Суд Свердловской области в составе Председателя Суда А. В. Гусева, судей Н. А. Жилина, В. И. Задиоры, Н. Д. Мершиной, Д. Н. Разина, с участием гражданина С. Д. Смердова, обратившегося с запросом в Уставный Суд, и его представителя Р. Е. Качанова, представителя Главы Екатеринбурга О. А. Кожевникова, представителя Екатеринбургской городской Думы А. В. Ситника, рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу Свердловской области пункта 1 статьи 5 Устава муниципального образования <<город Екатеринбург>>, постановления Главы города Екатеринбурга от 20 сентября 2000 года No. 983 <<О создании районных центров по приему и оформлению документов на регистрацию граждан по месту жительства>>, постановления Главы города Екатеринбурга от 5 февраля 2001 года No. 116 <<Об утверждении Положения, структуры и штатов районных центров по приему документов для представления в паспортно-визовые службы на регистрацию граждан по месту жительства и месту пребывания>>, абзаца 1 пункта 4 постановления Главы города Екатеринбурга от 30 декабря 2005 года No. 1330 <<О мерах по упорядочению управления муниципальным жилищным фондом города Екатеринбурга>>, постановления Главы администрации города Екатеринбурга от 27 января 1994 года No. 40 <<О требованиях, предъявляемых к выдаче справок с места жительства>>. Заслушав сообщение судьи-докладчика Н. Д. Мершиной, объяснения заявителя и представителей сторон, заключение эксперта кандидата юридических наук И. В. Захарова, мнения представителя Уполномоченного по правам человека Свердловской области А. В. Деменевой, представителей Управления Федеральной миграционной службы по Свердловской области В. П. Топычкановой и Т. И. Портной, исследовав материалы дела, Уставный Суд УСТАНОВИЛ: 1. Постановлениями Главы города Екатеринбурга от 20 сентября 2000 года No. 983 <<О создании районных центров по приему и оформлению документов на регистрацию граждан по месту жительства>>, от 5 февраля 2001 года No. 116 <<Об утверждении Положения, структуры и штатов районных центров по приему документов для представления в паспортно-визовые службы на регистрацию граждан по месту жительства и месту пребывания>>, от 30 декабря 2005 года No. 1330 <<О мерах по упорядочению управления муниципальным жилищным фондом города Екатеринбурга>> (абзац 1 пункта 4) было принято решение о создании в городе Екатеринбурге районных центров по приему и оформлению документов для представления в паспортно-визовые службы на регистрацию граждан по месту жительства и месту пребывания (далее - центры по приему документов), определены их задачи и функции, утверждена структура и численность, закреплен статус центров в качестве структурных подразделений муниципальных учреждений управлений жилищно-коммунального хозяйства районов. Гражданин С. Д. Смердов, которому было отказано в приеме документов для регистрации по месту пребывания, обратился в суд общей юрисдикции с заявлением об оспаривании действий центра по приему документов Кировского района города Екатеринбурга. Определением Кировского районного суда города Екатеринбурга от 30 мая 2006 года его заявление оставлено без рассмотрения, поскольку указанные центры являются структурными подразделениями муниципальных учреждений и их решения не могут быть оспорены в порядке обжалования действий государственных и муниципальных органов (глава 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Считая, что в результате принятия нормативных актов о создании центров по приему документов нарушено его конституционное право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а неопубликование этих актов привело к нарушению его прав на получение информации, ознакомление с документами и материалами, а также права на судебную защиту, гражданин С. Д. Смердов обратился в Уставный Суд Свердловской области с запросом о соответствии Уставу Свердловской области данных постановлений. Кроме того, в своем запросе он ставит вопрос о соответствии Уставу Свердловской области пункта 1 статьи 5 Устава муниципального образования <<город Екатеринбург>> и постановления Главы администрации города Екатеринбурга от 27 января 1994 года No. 40 <<О требованиях, предъявляемых к выдаче справок с места жительства>>. Согласно статьям 4 и 83 Областного закона <<Об Уставном Суде Свердловской области>> правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу Свердловской области нормативных актов органов местного самоуправления обладают граждане, чьи права нарушаются нормативным актом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Пункт 1 статьи 5 Устава муниципального образования <<город Екатеринбург>> содержит лишь общее понятие населения муниципального образования <<город Екатеринбург>>, которое не было и не могло быть применено в конкретном деле заявителя. Постановление Главы администрации города Екатеринбурга от 27 января 1994 года No. 40 утверждает единую форму справки с места жительства, выдаваемой при приватизации и обмене жилых помещений, то есть адресовано гражданам, проживающим в городе Екатеринбурге на условиях социального найма, к которым заявитель не относится, следовательно, данное постановление также не применялось и не могло применяться в его деле. Постановление Главы города Екатеринбурга от 20 сентября 2000 года No. 983 <<О создании районных центров по приему и оформлению документов на регистрацию граждан по месту жительства>> содержит организационные поручения конкретным должностным лицам, не отвечает признакам нормативности и не может быть предметом рассмотрения Уставного Суда. На основании статьи 67 (пункт 1.1) Областного закона <<Об Уставном Суде Свердловской области>> дело в этой части подлежит прекращению. Постановлением Главы города Екатеринбурга от 5 февраля 2001 года No. 116 утверждены Положение о создании районных центров по приему документов для представления в паспортно-визовые службы на регистрацию граждан по месту жительства и по месту пребывания (пункт 1, приложение No. 1), их типовая структура (пункт 2, приложение No. 2) и штатная численность работников (пункт 3, приложение No. 3). Приложения No. 2 и No. 3 определяют только внутреннюю организационную структуру и штаты центров по приему документов и по своему характеру и значению не относятся к числу тех, которые подлежат проверке в Уставном Суде, а дело в этой части также подлежит прекращению на основании пункта 1.2 статьи 67 Областного закона <<Об Уставном Суде Свердловской области>>. Таким образом, предметом рассмотрения по данному делу являются Положение о создании районных центров по приему документов для представления в паспортно-визовые службы на регистрацию граждан по месту жительства и месту пребывания, утвержденное пунктом 1 постановления Главы города Екатеринбурга от 5 февраля 2001 года No. 116 <<Об утверждении Положения, структуры и штатов районных центров по приему документов для представления в паспортно-визовые службы на регистрацию граждан по месту жительства и месту пребывания>>, а также абзац 1 пункта 4 постановления Главы города Екатеринбурга от 30 декабря 2005 года No. 1330 <<О мерах по упорядочению управления муниципальным жилищным фондом города Екатеринбурга>>, предусматривающие создание центров по приему документов, определяющие их статус, задачи и функции. 2. Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Принятый в развитие этой конституционной нормы Закон Российской Федерации <<О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации>> (статьи 3 и 4) вводит институт регистрации, устанавливает, что органами регистрационного учета в городах являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, а правила регистрации и перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года No. 713 <<Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию>> к лицам, осуществляющим прием у граждан документов для регистрации с их последующей передачей в органы регистрационного учета, отнесены, в частности, должностные лица жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищных фондов, других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления. В соответствии с Федеральным законом <<Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации>> (подпункт 6 пункта 1 статьи 16, подпункт 3 пункта 1 статьи 17, пункт 4 статьи 51) к вопросам местного значения городского округа относится организация содержания муниципального жилищного фонда; органы местного самоуправления для решения вопросов местного значения создают муниципальные предприятия и учреждения, определяют их цели, условия и порядок деятельности, утверждают их уставы. Устав муниципального образования <<город Екатеринбург>> (пункт 2 статьи 34, пункт 2 статьи 56) относит создание муниципальных учреждений к компетенции Администрации города, руководство которой осуществляет Глава Екатеринбурга. Из вышеприведенных положений федерального законодательства и Устава муниципального образования <<город Екатеринбург>>, в их совокупности, применительно к рассматриваемому вопросу вытекает, что в муниципальном образовании <<город Екатеринбург>> на основании соответствующих постановлений Главы города могли быть созданы муниципальные учреждения - управления жилищно-коммунального хозяйства районов, основной функцией которых является управление, организация содержания и эксплуатации муниципального жилищного фонда, а в структуре этих управлений образованы подразделения (центры по приему документов), состоящие из должностных лиц (работников муниципальных учреждений), производящих, во исполнение предписаний федерального законодательства, прием, оформление и передачу документов для регистрации граждан в органах Федеральной миграционной службы. Поэтому довод заявителя о том, что центры по приему документов не могут быть структурными подразделениями муниципальных учреждений, а должны иметь статус органов публичной власти, не имеет правового основания. Согласно федеральному законодательству, лицами, ответственными за регистрацию, являются именно работники жилищно-эксплуатационных организаций, муниципальных предприятий или учреждений, а не служащие государственных органов или органов местного самоуправления. 3. Заявитель ставит вопрос о признании оспариваемых постановлений нарушающими конституционные права граждан и противоречащими Уставу Свердловской области в связи с их неопубликованием. Между тем постановление Главы города Екатеринбурга от 30 декабря 2005 года No. 1330 <<О мерах по упорядочению управления муниципальным жилищным фондом города Екатеринбурга>> было опубликовано 3 февраля 2006 года в газете <<Вечерний Екатеринбург>>. Что касается Положения о создании районных центров по приему документов для представления в паспортно-визовые службы на регистрацию граждан по месту жительства и по месту пребывания, утвержденного пунктом 1 постановления Главы города Екатеринбурга от 5 февраля 2001 года No. 116, то содержащиеся в нем цели, задачи и функции центров по приему документов (в частности, осуществление контроля за выявлением пустующего жилья, обеспечение социальной поддержки населения, оформление документации, связанной с решением жилищных проблем, предоставление гражданам различных документов и др.) непосредственно затрагивают права граждан, и поэтому в силу статьи 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации данное Положение подлежало официальному опубликованию для всеобщего сведения. Как неоднократно указывал Уставный Суд Свердловской области (постановления от 5 октября 1999 года, от 30 декабря 1999 года, от 13 мая 2003 года и др.), неопубликование нормативного правового акта, затрагивающего права и обязанности граждан, противоречит нормам федерального и областного законодательства, является нарушением принципов законности и гласности в деятельности органов местного самоуправления и принимаемых ими нормативных правовых актов, и противоречит Уставу Свердловской области, его статьям 2 и 90. На основании изложенного, руководствуясь статьей 27 Федерального конституционного закона <<О судебной системе Российской Федерации>>, статьей 59 (пункт 4) Устава Свердловской области, статьями 67, 76, 77, 86 Областного закона <<Об Уставном Суде Свердловской области>>, Уставный Суд ПОСТАНОВИЛ: 1. Признать пункт 1 постановления Главы города Екатеринбурга от 5 февраля 2001 года No. 116 <<Об утверждении Положения, структуры и штатов районных центров по приему документов для представления в паспортно-визовые службы на регистрацию граждан по месту жительства и месту пребывания>>, которым утверждено Положение о создании районных центров по приему документов для представления в паспортно-визовые службы на регистрацию граждан по месту жительства и по месту пребывания, не соответствующим Уставу Свердловской области, его статьям 2 и 90, в связи с неопубликованием. 2. Признать абзац 1 пункта 4 постановления Главы города Екатеринбурга от 30 декабря 2005 года No. 1330 <<О мерах по упорядочению управления муниципальным жилищным фондом города Екатеринбурга>> соответствующим Уставу Свердловской области. 3. Прекратить производство по делу о соответствии Уставу Свердловской области пункта 1 статьи 5 Устава муниципального образования <<город Екатеринбург>>, постановления Главы города Екатеринбурга от 20 сентября 2000 года No. 983 <<О создании районных центров по приему и оформлению документов на регистрацию граждан по месту жительства>>, постановления Главы администрации города Екатеринбурга от 27 января 1994 года No. 40 <<О требованиях, предъявляемых к выдаче справок с места жительства>>, пунктов 2 и 3 постановления Главы города Екатеринбурга от 5 февраля 2001 года No. 116 <<Об утверждении Положения, структуры и штатов районных центров по приему документов для представления в паспортно-визовые службы на регистрацию граждан по месту жительства и месту пребывания>>. 4. Настоящее Постановление обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом. 5. Постановление подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в <<Областной газете>>, а также должно быть опубликовано в <<Собрании законодательства Свердловской области>> и газете <<Вечерний Екатеринбург>>. Уставный Суд Свердловской области
Поделиться в социальных сетях:
1. Anonymous - 23.12.2009 18:24:21
Почему стали брать за справку №40 100(сто)рублей? Вообще-то ИНТЕРЕСНО.На ......не хватает.
Добавить комментарий: