Судебное дело "Возвращение жителям Сысерти права на ознакомление с муниципалиными актами"
21.03.2007
Именем Свердловской области ПОСТАНОВЛЕНИЕ Уставного Суда Свердловской области по делу о соответствии Уставу Свердловской области пункта 2 статьи 46 Устава Сысертского городского округа в редакции решения Думы Сысертского городского округа от 27 апреля 2006 года No. 158 <<О внесении изменений в Устав Сысертского городского округа>> город Екатеринбург 20 марта 2007 года Уставный Суд Свердловской области в составе Председателя Суда А. В. Гусева, судей Н. А. Жилина, В. И. Задиоры, Д. Н. Разина, с участием И. Н. Летеминой - директора редакции газеты <<Маяк>> (город Сысерть), Н. П. Ермиловой - представителя граждан В. П. Трошковой и Б. Е. Фабриканта, обратившихся с запросами в Уставный Суд, Е. Л. Терентьевой - представителя Главы и Думы Сысертского городского округа, рассмотрел в открытом заседании дело о соответствии Уставу Свердловской области пункта 2 статьи 46 Устава Сысертского городского округа в редакции решения Думы Сысертского городского округа от 27 апреля 2006 года No. 158 <<О внесении изменений в Устав Сысертского городского округа>>. Заслушав сообщение судьи-докладчика Д. Н. Разина, объяснения представителей сторон, мнения А. В. Кириченко - представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Уральскому федеральному округу, А. В. Деменевой - представителя Уполномоченного по правам человека Свердловской области, исследовав материалы дела, Уставный Суд УСТАНОВИЛ: 1. Редакция газеты <<Маяк>>, граждане В. П. Трошкова и Б. Е. Фабрикант, проживающие на территории Сысертского городского округа, обратились в Уставный Суд с запросами о соответствии Уставу Свердловской области пункта 2 статьи 46 Устава Сысертского городского округа в редакции решения Думы Сысертского городского округа от 27 апреля 2006 года No. 158 <<О внесении изменений в Устав Сысертского городского округа>>. Поскольку запросы заявителей касаются одного и того же предмета, Уставный Суд соединил дела по их обращениям для рассмотрения в одном производстве. Первоначальной редакцией пункта 2 статьи 46 Устава Сысертского городского округа, принятого решением Сысертского районного Совета от 16 июня 2005 года No. 81, устанавливалось, что <<официальным опубликованием муниципальных нормативных правовых актов является публикация их полного текста в газете <<Маяк>>. Решением Думы Сысертского городского округа от 27 апреля 2006 года No. 158 <<О внесении изменений в Устав Сысертского городского округа>> пункт 2 статьи 46 Устава изложен в новой редакции, согласно которой <<конкретные печатные издания для официального опубликования муниципальных нормативных актов определяются постановлением Главы Сысертского городского округа ежегодно на календарный год по результатам конкурса, проводимого Администрацией Сысертского городского округа>>. После принятия этого решения Администрацией городского округа были проведены торги в форме аукциона и изданы постановления Главы городского округа от 6 июля 2006 года No. 1843, от 25 декабря 2006 года No. 3405, которыми печатным изданием для официального опубликования муниципальных нормативных актов Сысертского городского округа на оставшийся до конца 2006 года срок и на 2007-й календарный год соответственно была определена еженедельная газета <<Неделя Сысертская>>. По мнению заявителей, оспариваемые положения противоречат федеральному и областному законодательству, нарушают права граждан на ознакомление с решениями муниципальных органов и на осуществление местного самоуправления, общие принципы организации местного самоуправления и не соответствуют Уставу Свердловской области. 2. Согласно части 3 статьи 15, части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения; на органы местного самоуправления, их должностных лиц возлагается обязанность обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Конституционный принцип гласности в деятельности органов местного самоуправления конкретизируется в Федеральном законе <<Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации>>, который устанавливает, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования); наделяет органы местного самоуправления полномочиями учреждать муниципальные печатные средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, выступать соучредителями межмуниципального печатного средства массовой информации; предусматривает, что виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов определяются уставом муниципального образования; порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан (пункт 7 части 1 статьи 17, пункт 6 части 1 статьи 44, части 2, 3 статьи 47, часть 3 статьи 68). Конституционный принцип гласности в силу статьи 90 Устава Свердловской области является обязательным в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Федеральный закон <<Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации>>, так же как и Закон Российской Федерации <<О средствах массовой информации>>, не обязывает органы местного самоуправления учреждать собственные средства массовой информации и не предписывает указывать в самом уставе муниципального образования название печатного издания, в котором публикуются муниципальные правовые акты. В уставе муниципального образования может содержаться такое название, так же как и иной способ определения этого печатного издания, в том числе решением главы муниципального образования. В Сысертском городском округе способ определения печатного издания для официального опубликования муниципальных нормативных актов был изменен: вместо указания непосредственно в самом Уставе муниципального образования наименования конкретного печатного издания в оспариваемый пункт 2 статьи 46 были включены положения о том, что официальные печатные издания определяются на каждый календарный год; решения об определении таких печатных изданий принимаются Главой Сысертского городского округа; для определения печатных изданий Администрацией округа ежегодно должны проводиться конкурсы, по результатам которых издаются соответствующие постановления Главы городского округа. В обоснование легитимности такого порядка органы местного самоуправления Сысертского городского округа ссылаются на Федеральный закон <<О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд>>. Между тем этот Федеральный закон регулирует, в частности, порядок размещения муниципальных заказов, а не порядок определения печатного издания для официального опубликования муниципальных правовых актов. Официальное опубликование правового акта является самостоятельной стадией правотворческого процесса (подпункт 3 пункта 2 статьи 33 Областного закона <<О правовых актах в Свердловской области>>), а в случае, если нормативным правовым актом затрагиваются права, свободы и обязанности человека и гражданина, - обязательным условием вступления его в силу. При этом во всех случаях должно гарантироваться право каждого на своевременный и беспрепятственный доступ к официальному, полному и точному тексту публикуемого муниципального правового акта, затрагивающего его права, свободы и обязанности, обеспечиваться соблюдение закрепленных в Областном законе <<О правовых актах в Свердловской области>> (статья 3) принципов правотворческой деятельности (законности, гласности, планомерности и оперативности, открытости и доступности информации о принятых нормативных правовых актах). По существу, в оспариваемых положениях Устава Сысертского городского округа содержится неточное, фрагментарное воспроизведение отдельных элементов порядка размещения муниципальных заказов, урегулированного федеральным законом. Как указывал Уставный Суд (Постановление от 23 мая 2000 года), искаженное воспроизведение в муниципальных актах норм федеральных законов является нарушением принципа законности в деятельности органов местного самоуправления. Такое регулирование не исключает ситуации, при которой (в случае непроведения или несвоевременного проведения конкурса, признания его несостоявшимся либо недействительным) официальное печатное издание на начало очередного календарного года не будет определено. Тем самым создается потенциальная возможность нарушения принципов нормотворческой деятельности органов местного самоуправления, снижается уровень гарантий конституционных прав граждан на осуществление местного самоуправления, на своевременный и беспрепятственный доступ к информации, непосредственно затрагивающей права и свободы. Таким образом, пункт 2 статьи 46 Устава Сысертского городского округа (в редакции решения Думы Сысертского городского округа от 27 апреля 2006 года No. 158 <<О внесении изменений в Устав Сысертского городского округа>>) в той его части, согласно которой печатные издания для официального опубликования муниципальных нормативных актов определяются ежегодно на календарный год по результатам конкурса, умаляет гарантируемые Уставом Свердловской области конституционные права граждан, нарушает принципы законности и гласности в деятельности органов местного самоуправления, создает препятствия для реализации их правотворческих полномочий и противоречит статьям 2, 90, 92 (пункт 1), 94 (пункт 1) Устава Свердловской области. 3. Федеральный закон <<Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации>> (абзац 2 части 8 статьи 44) предусматривает, что изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений. Данная правовая норма имеет значение общего принципа организации местного самоуправления - неизменности структуры и полномочий органов и выборных должностных лиц местного самоуправления в течение срока полномочий (легислатуры) представительного органа муниципального образования. В Уставе Сысертского городского округа соответствующее положение воспроизводится в пункте 9 статьи 46. Сравнительный анализ содержащихся в прежней и новой редакциях Устава Сысертского городского округа полномочий Главы Сысертского городского округа показывает, что объем этих полномочий изменился: дополнительно к имевшемуся ранее полномочию по подписанию и обнародованию нормативных правовых актов, принятых Думой городского округа (подпункт 9 пункта 5.3 статьи 28), Глава городского округа наделен также полномочием определять своим постановлением печатное издание, в котором производится официальное опубликование муниципальных правовых актов (пункт 2 статьи 46 в редакции решения Думы от 27 апреля 2006 года No. 158). Согласно прежней редакции пункта 2 статьи 46 Устава Глава городского округа таким полномочием не обладал, так как наименование печатного издания (газета <<Маяк>>) указывалось непосредственно в самом Уставе Сысертского городского округа. Органы местного самоуправления не обязаны сохранять прежний способ определения печатного издания и вправе, внеся в установленном порядке соответствующие изменения в устав муниципального образования, закрепить полномочия по определению этого печатного издания за главой муниципального образования, однако эти изменения вступят в силу только после окончания легислатуры (срока полномочий) представительного органа местного самоуправления. Следовательно, пункт 2 статьи 46 Устава Сысертского городского округа (в редакции решения Думы Сысертского городского округа от 27 апреля 2006 года No. 158 <<О внесении изменений в Устав Сысертского городского округа>>) в той его части, согласно которой конкретные печатные издания для официального опубликования муниципальных нормативных актов определяются постановлением Главы Сысертского городского округа, по порядку введения его в действие и с учетом практики применения нарушает принципы организации местного самоуправления и также противоречит Уставу Свердловской области, его статьям 90 и 94 (пункт 1). 4. При принятии Постановления по настоящему делу Уставный Суд не может не учитывать, что признание не соответствующим Уставу Свердловской области пункта 2 статьи 46 Устава Сысертского городского округа (в редакции решения Думы Сысертского городского округа от 27 апреля 2006 года No. 158 <<О внесении изменений в Устав Сысертского городского округа>>) создаст неопределенность в правовом регулировании, которая может привести к нарушению прав граждан, дезорганизации деятельности органов местного самоуправления и повлечь негативные последствия для субъектов хозяйственной деятельности. Это обусловливает необходимость установления в соответствии со статьей 78 (пункт 1) Областного закона <<Об Уставном Суде Свердловской области>> особого порядка исполнения судебного Постановления по делу. На основании изложенного, руководствуясь статьей 27 Федерального конституционного закона <<О судебной системе Российской Федерации>>, статьей 59 (пункт 4) Устава Свердловской области, статьями 8, 70, 73, 75-78, 86 Областного закона <<Об Уставном Суде Свердловской области>>, Уставный Суд ПОСТАНОВИЛ: 1. Признать пункт 2 статьи 46 Устава Сысертского городского округа в редакции решения Думы Сысертского городского округа от 27 апреля 2006 года No. 158 не соответствующим Уставу Свердловской области, его статьям 2, 90, 92 (пункт 1) и 94 (пункт 1) по содержанию норм и по порядку введения в действие. 2. Принятие Уставным Судом настоящего Постановления не влечет признания, по одному лишь этому основанию, муниципальных правовых актов, опубликованных в газете <<Неделя Сысертская>>, надлежащим образом официально не опубликованными (не обнародованными) и не вступившими в юридическую силу. 3. Органам местного самоуправления Сысертского городского округа надлежит в срок до 31 декабря 2007 года урегулировать вопрос об определении официального печатного издания, в котором будут публиковаться муниципальные правовые акты, в соответствии с действующим законодательством и правовыми позициями Уставного Суда, изложенными в настоящем Постановлении. До урегулирования этого вопроса официальное опубликование муниципальных правовых актов органов местного самоуправления Сысертского городского округа может производиться в газете <<Неделя Сысертская>> в соответствии с муниципальным контрактом. 4. Настоящее Постановление обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом. 5. Настоящее Постановление подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в <<Областной газете>>, а также должно быть опубликовано в <<Собрании законодательства Свердловской области>> и в газетах <<Маяк>> и <<Неделя Сысертская>>. Уставный Суд Свердловской области
Поделиться в социальных сетях:
Добавить комментарий: