Судебное дело "Возвращение жителям Сысерти права на ознакомление с муниципалиными актами"
13.03.2007
За статьями и буквами законов Уполномоченный и его советники абсолютно забыли, что от Конституции до нормативного акта в деревне мухино важнейшим критерием соблюдения прав человека - является публикация общественных норм и правил. В отзыве констатируется, что сроки проведения конкурсов на публикацию актов и подписка на газеты реально не совпадают, а, следовательно, акты муниципалитета будут публиковаться, и жители не будут знать где, тем не менее, делается вывод о соответствии закону решения окружной Думы. Если всем участниками процесса ясно, что применительная практика явно ухудшит положение граждан, то соглашаться с этим – заведомо способствовать нарушению. Подобная позиция Уполномоченного по правам человека Свердловской области по меньшей мере настораживает. УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Россия, 620031, г. Екатеринбург, пл. Октябрьская,1. тел.: (343) 217-86-70, факс.217-88-72 электронная почта: оmbudsman@midural.ru "___" ______________ 2007 г. No. ___________ Уставный Суд Свердловской области Мнение Уполномоченного по правам человека Свердловской области по поступившим в Уставный суд Свердловской области запросам Автономной некоммерческой организации <<Редакция районной газеты <<Маяк>>, граждан Трошковой В.П., Фабриканта Б.Е. По запросам заявителей о соответствии Уставу Свердловской области п. 2 статьи 46 Устава Сысертского городского округа в редакции решения Думы Сысертского городского округа от 27 апреля 2006 года и п. 1.3 решения Думы Сысертского городского округа от 27 апреля 2006 г. Уполномоченный по правам человека Свердловской области считает необходимым отметить следующее. 1. Заявители Трошкова В.П., Фабрикант Б.Е. указывают в своих обращениях в Уставный суд Свердловской области на нарушение их прав как жителей Сысертского городского округа на участие в осуществлении местного самоуправления, на доступ к информации, затрагивающей их права и свободы. Заявители считают, что п. 2 статьи 46 Устава Сысертского городского округа и п. 1.3 Решения Думы Сысертского городского округа от 27 апреля 2006 года противоречат Уставу Свердловской области в связи с неуказанием в оспариваемой норме конкретного печатного издания, в котором публикуются правовые акты муниципальной власти. Однако ни нормы Устава Свердловской области, ни нормы федерального закона <<Об общих принципах организации местного самоуправления>> не обязывают муниципальные органы власти называть в Уставе муниципального образования тот печатный орган, в котором будут опубликованы официальные акты. Статья 44 Федерального закона <<Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ>> предусматривает, что уставом муниципального образования должны определяться виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов. Статья 47 данного федерального закона указывает, что порядок опубликования муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования. Из указанных норм с необходимостью не следует, что Устав муниципального образования, определяя порядок опубликования актов органов местного самоуправления, в обязательном порядке должен содержать название конкретного печатного издания. Понятие <<виды>> в указанных нормах федерального закона относится к видам муниципальных правовых актов, но не к видам и названиям печатных изданий. В своей действующей редакции п. 2 статьи 46 Устава Сысертского городского округа также определяет порядок официального опубликования путем закрепления процедуры выбора средства массовой информации для официального опубликования (проведение конкурса) и отсылочной нормы к Постановлению Главы городского округа, в котором и будет содержаться конкретное название средства массовой информации. В этом случае обеспечение гарантии доступа жителей городского округа к информации об актах, затрагивающих их права и свободы, зависит от своевременной публикации Постановления Главы городского округа с указанием конкретного источника официального опубликования муниципальных нормативных актов. Рассмотрение конкретной ситуации с таким информированием населения городского округа Главой Сысертского городского округа об источнике опубликования актов показывает следующее. После проведения конкурса в 2006 году был определен печатный орган для опубликования муниципальных актов, и информация о том, что сроком до 31 декабря 2006 года таким печатным изданием для официального опубликования муниципальных нормативных актов Сысертского городского округа является газета "Неделя Сысертская", содержалась в Постановлении Главы Сысертского городского округа от 06 июля 2006 года. Данное постановление было опубликовано в газете <<Маяк>> N 51, 12.07.2006. Однако неясна ситуация с тем, какой печатный орган уполномочен публиковать акты муниципальной власти в Сысертском городском округе после 31.12.2006 г. Можно предположить, что Постановление Главы Сысертского городского округа по этому поводу отсутствует, что создает ситуацию правовой неопределенности и приводит к нарушению права граждан на доступ к информации об их правах. Важно также отметить, что информирование о результатах конкурса и определении нового печатного издания, в котором будут публиковаться акты органов муниципальной власти в Сысертском городском округе, по периодам времени следовало за завершением подписной кампании, а это значит, что гражданам сложно определиться с выбором для подписки того печатного издания, которое будет уполномочено на опубликование официальных актов муниципальных органов. Таким образом, при формальном отсутствии противоречия между оспариваемой нормой Устава Сысертского городского округа и нормами Устава Свердловской области и федерального законодательства, оспариваемая норма возлагает обязанность за обеспечение доступа к муниципальным актам на Главу Сысертского городского округа, и несвоевременное исполнение данной обязанности приводит к нарушению прав жителей городского округа. 2. Запрос в Уставный суд Свердловской области, в котором заявителем выступает АНО <<Редакция газеты <<Маяк>>, по аргументации относительно противоречия Уставу Свердловской области аналогичен запросам заявителей-граждан. Что же касается обоснования относительно нарушения прав автономной некоммерческой организации, то в запросе АНО <<Редакция газеты <<Маяк>> не содержится четкого указания на то, какие права, принадлежащие организации, были оспариваемой нормой нарушены. Заявитель-организация заявляет о нарушении прав своих читателей, ссылаясь на то, что <<подписчики газеты обращаются в редакцию с просьбой сообщить им, где можно купить, получить, ознакомиться с новым официальным печатным изданием...>>, что является иллюстрацией правовой неопределенности, в которой находятся читатели, и возможного нарушения их прав, но не прав организации. В связи с этим можно считать целесообразным выяснение в судебном заседании вопроса о том, какие охраняемые законом интересы и права организации были нарушены оспариваемой нормой. С уважением, Т.Г. Мерзлякова А.В. Деменева 217-87-41
Поделиться в социальных сетях:
Добавить комментарий: