03.06.2003
ЛЕНИНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СУД г. ЕКАТЕРИНБУРГА
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июня 2003 года Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской
области в составе председательствующего судьи Голубева Б. А. при
секретаре Агаповой И. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
Беляева Сергея Ивановича о признании недействительными пункта 1.2,
подпунктов <<а, б, в, г, д, и, к, с>> пункта 3.3, пунктов 3.4, 4.1,
4.6 <<Положения о порядке перевода жилых помещений в нежилые на
территории города Екатеринбурга>>, утвержденного решением
Екатеринбургской городской Думы от 14 октября 1997 года N 26/10,
установил:
Беляев Сергей Иванович является собственником помещений в квартиреN
313 дома N 1 по улице Сиреневый бульвар в г. Екатеринбурге.
Решением Екатеринбургской городской Думы N 26/10 от 14 октября 1997
года утверждено Положение о порядке перевода жилых помещений (жилых
домов) в нежилые на территории города Екатеринбурга.
Решениями Городской Думы от 26.10.1999 N 73/2, от 11.12.2001 N 11/2и
от 08.10.2002 года N 26/2в указанноеПоложение внесены изменения.
Постановлением Главы города Екатеринбурга от 06 мая 2000 года N
463-в в соответствии с указанным Положением о переводе жилых помещений
в нежилые на территории города Екатеринбурга жилое помещение в
квартире N 131 дома 1 по улице Сиреневый бульвар в г. Екатеринбурге
переведено в нежилое.
Беляев С. И. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать
недействительнымипункт 1.2, подпункты <<а, б, в, г, д, и, к, с>> пункт
3.3, пункт 3.4, 4.1, 4.6 <<Положения о порядке перевода жилых
помещений в нежилые на территории города Екатеринбурга>>,
утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 14 октября
1997 года N 26/10 (в дальнейшем - решение о переводе).
Обосновывая заявленные требования, представители заявителя Бурков А.
Л. по доверенности от 21 января 2003 года, Алехина О. Ю. и Фадеева М.
Н., допущенные в качестве представителей определением суда, пояснили,
что нормы, содержащиеся в пунктах 1.2, 3.4 Положения ограничивают
право собственника жилых помещений на пользование и распоряжение ими,
поскольку определяют, что перевод помещений производится на основании
постановления Главы города и осуществляется после получения разрешения
в Управлении по жилищной политике, а не на основании решения самого
собственника.
Нормы, содержащиеся в подпунктах <<а, б, в, г, д, т, к, с>> пункта 3.3
Положения о переводе, возлагают дополнительную обязанность на
собственника, желающего перевести жилое помещение в нежилое, по
предоставлению документов, хотя такая обязанность федеральным законом
не предусмотрена.
Нормы, содержащиеся в пунктах 4.1 и 4.6 Положения о переводе являются
неопределенными, позволяют органу местного самоуправления вмешиваться
в гражданские правоотношения, не являющиеся его компетенцией, так как
предоставляют органу местного самоуправления право запрашивать
дополнительные сведения и устанавливать для собственника
дополнительные условия по пользованию помещением.
Кроме этого, обжалуемые нормы приняты Екатеринбургской городской Думой
с превышением своей компетенции.
Представитель Екатеринбургской городской Думы по доверенности от 08
января 2003 годаГагарин А. В. с доводами заявления не согласился,
указав, что заявителем не доказано наличие нарушенного права.
Положение принято в пределах компетенции, предоставленной федеральным
и областным законодательством Екатеринбургской городской Думе как
представительному органу местного самоуправления. Требование о
предоставлении собственником, желающим перевести жилое помещение в
нежилое, информацию о правах на жилое помещение, его местонахождении,
техническом состоянии, возможности его использования как нежилого и
т.д. обусловлено требованием федерального закона о защите интересов
других лиц и целевом использовании жилых помещений. Кроме этого,
постановлением Уставного суда Свердловской области п. 1.2 Положения о
переводе признан соответствующим Уставу Свердловской области.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает,
что заявление подлежит удовлетворению частично.
В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие,
что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным
правовым актоморгана государственной власти, органа местного
самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы,
гарантированные Конституцией РФ и другими правовыми актами, вправе
обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим
закону полностью или в части.
В соответствии с п.2 ст. 35и п. 3 ст. 55 Конституции РФ, каждый вправе
иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться, распоряжаться
им как единолично, так и совместно с другими лицами. Права и свободы
гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той
мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного
строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,
обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 2, 3 ст. 288 ГК РФ и ч. 5 ст. 10 ЖК РСФСР, жилые помещения
предназначены для проживания граждан. Граждане обязаны использовать
жилое помещение в соответствии с его назначением. Размещение в жилых
домах промышленных производств не допускается. Размещение
собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий,
учреждений, организаций допускается только после перевода такого
помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится
в порядке, определяемом жилищным законодательством.
Таким образом, федеральным законодательством установлено ограничение
права собственника жилого помещения на его использованиене по
назначению, то есть как нежилое. Поскольку в силу ст. 212 ГК РФ
каких-либо особенностей (исключений) законом не установлено, то данное
ограничение распространяется на всех собственников, независимо от
того, кому принадлежит жилое помещение, а также вида жилищного фонда,
принадлежности жилого фонда и других обстоятельств. В то же время
данное ограничение может быть преодолено в случае перевода жилого
помещения в нежилое в порядке, установленном жилищным
законодательством.
Жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и
субъектов РФ (пп. <<к>> п. 1 ст. 72 Конституции РФ). Поэтому жилищные
отношения регулируются федеральными законами и иными нормативными
актами субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральным
законам (ч.2, 5 ст. 76 Конституции РФ).
Согласно ст. 8, 9 ЖК РСФСР, перевод пригодных для проживания жилых
домов и жилых помещений в домах государственного и общественного
жилищного фона в нежилые может осуществляться в исключительных случаях
по решению соответствующих исполнительных органов государственной
власти субъектов РФ.
Каких-либо иных норм федерального закона, регулирующих порядок
перевода жилых помещений и жилых домов в нежилые, в настоящее время не
имеется.
Поэтому в силу п. 2 ст. 12 Федерального закона РФ от 24 июня 1999 года
N 119-ФЗ <<О принципах и порядке разграничения предметов ведения и
полномочий между органами государственной власти Российской Федерации
и органами государственной власти субъектов Российской Федерации>> до
принятия федеральных законов по вопросу порядка перевода жилых
помещений в нежилые,Свердловская область вправе осуществлять по
этому вопросу собственное правовое регулирование.
Согласно подпункта -<<п>> ст. 7 Закона Свердловской области No. 17-03
от 08 июня 1995 года <<Об основах жилищной политики в Свердловской
области>>, перевод помещений в жилые или в нежилые осуществляют органы
местного самоуправления.
Подобное наделение Свердловской областью органа местного
самоуправления государственным полномочием по осуществлению перевода
помещений в жилые или в нежилые во всех видах жилищного фонда
произведено в соответствии п. 2 ст. 132 Конституции РФ, ст.6 ФЗ РФ от
28 августа 1995 года No. 154-ФЗ <<Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации>>, п.1 ст. 5 Областного
закона Свердловской области от 13 апреля 1995 года No. 12-03 <<О
местном самоуправлении в Свердловской области>>, п.1 ст. 3 Областного
закона Свердловской области от 24 декабря 1996 года No. 59-03 <<О
наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в
Свердловской области отдельными государственными полномочиями>>, т.е.
в пределах предоставленной компетенции и поэтому является законным.
В соответствии с п.1 ст. 13 и ст. 14 Устава муниципального
образования"Город Екатеринбург", представительным органом местного
самоуправления в Екатеринбурге является Екатеринбургская городская
Дума, к компетенции которой отнесено принятие общеобязательных правил
по предметам ведения города Екатеринбурга.
Поэтому в силу ст. п. 3 ст. 15 ФЗ РФ от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ
<<Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации>>, Екатеринбургская городская Дума в пределах своей
компетенции приняла решение об утверждении оспариваемого Положения о
переводе.
В соответствии с п.1.2 Положения о порядке перевода жилых помещений в
нежилые на территории города Екатеринбурга, утвержденного решением
Екатеринбургской городской Думы от 14 октября 1997 -года No. 26/10,
перевод жилых помещений (жилых домов) в нежилые независимо от
формысобственностижилищногофондапроизводитсянаосновании постановления
главы порода.
Учитывая, что в силу ст. 5 0бластного закона Свердловской области от
24 декабря 1996 года No. 59-03 <<О наделении органов местного
самоуправления муниципальных образований в Свердловской области
отдельными государственными полномочиями>>, органы местного
самоуправления муниципальных образований вправе осуществлять правовое
регулирование в пределах передаваемых им государственных полномочий,
то Екатеринбургская городская Дума вправе была определить такой
порядок, при котором актом, юридически подтверждающим факт перевода
жилого помещения в нежилое, является постановление Главы города
Екатеринбурга.
Поскольку Глава города Екатеринбурга в силу ст. 11, 12, 20 Устава
муниципального образования <<Город Екатеринбург>> является высшим
должностным лицом исполнительного органа местного самоуправления,
осуществляющим все организационно - распорядительные полномочия по
предметам ведения города Екатеринбурга, то суд считает, что
какого-либо противоречиядействующему федеральному и областному
законодательству п.1.2 оспариваемого Положения о переводе не содержит.
Довод заявителя о том, что решение о переводе жилого помещения в
нежилое принимается собственником, не зависит от решения Главы города
Екатеринбурга и поэтому должно носить уведомительный характер, основан
на неправильном толковании норм закона. Анализ ст. 9 ЖК РСФСР дает
возможность сделать вывод о том, что перевод жилых домов и жилых
помещений в нежилые может быть осуществлен только по решению
исполнительных органов субъектов РФ. Исключение из данного правила
установлено законом только для колхозов.
Суд считает, что не противоречит действующему федеральному и
областному законодательству подпункты <<а, б, в, г, д, к, с>> пункта
3.3 оспариваемого Положения о переводе, согласно которым лицо,
желающее перевести жилое помещение и жилой дом в нежилые, обязано к
заявлению приложить: нотариально заверенные копии документов,
удостоверяющих право собственности (право хозяйственного ведения) на
жилое помещение (жилой дом); выкопировку из генплана расположения
дома; технический паспорт; поэтажный план в габаритах здания (первый
этаж); справку Бюро технической инвентаризации о техническом состоянии
жилого дома, с указанием даты последнего обследования жилого дома; акт
обследования жилого помещения (жилого дома)организацией, обслуживающей
его; справка о наличии зарегистрированных граждан в переводимом жилом
помещении (жилом доме).
Несмотря на то, что данными пунктами на заявителя возлагается
обязанность по предоставлению документов, однако, это не затрагивает
конституционных прав заявителя и направлено на соблюдение требований
общественной безопасности, защиты прав и свобод других граждан.
Перечисленные документы относятся к технической информации об объекте
недвижимости, статус которого подлежит изменению. Информация,
содержащаяся в перечисленных документах, позволяет оценить,повлечет ли
перевод жилого помещения к ущемлению жилищных, иных прав и свобод
других граждан (ст. 4 Закона РФ <<Об основах федеральной жилищной
политики>>). Поэтому она необходима для принятия решения о переводе
жилого помещения в нежилое. Данные положения не могут создавать для
заявителя препятствий в осуществлении его прав собственника, поскольку
подобная информация у него как собственника имеется либо может быть
предоставлена ему по его требованию.
Не нарушает прав заявителя и норма абзаца 2 пункта 4.6 Положения о
переводе, согласно которой за нарушение несущих конструкций жилого
помещенияприосуществленииегореконструкциисобственникнесет
ответственность в соответствии с действующим законодательством. Сама
по себе норма является общей и не устанавливает конкретной меры
ответственности.
Что касается подпункта <<и>> пункта 3.3, пунктов 3.4, 4.1, абзац 1 ,
пункта 4.6 оспариваемого Положения о переводе, то суд считает, что они
противоречат действующему законодательству.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ, собственник вправе по своему
усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые
действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не
нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ No. 4218-1 от 24 декабря 1992 года
<<Об основах федеральной жилищной политики>>, собственник недвижимости
в жилищной сфере либо ее части имеет право в порядке, установленном
законодательством, осуществлять свои права, если при этом не
нарушаются действующие нормы, жилищные, иные права и свободы других
граждан, а также общественные интересы.
Таким образом, регулируя на основании переданных областным
законодательством государственных полномочий вопросы перевода жилых
помещений в нежилые, орган местного самоуправления вправе
устанавливать такие порядок и условия, которые с одной стороны,
обеспечивали бы защиту прав других лиц, и, с другой стороны, не
создавали бы для граждан - собственников жилых помещений
необоснованные препятствия осуществлению прав собственника, в том
числе не возлагали бы на них не основанные на законе обязанности.
Согласно подпункта <<и>> пункта 3.3 и пункта 3.4 Положения о переводе,
лицу, желающему перевести жилое помещение (жилой дом) в нежилые,
необходимо согласовать с главой администрации района возможность
перевода жилого помещения (жилого дома) в нежилое, в указанных целях и
получить разрешение в Управлении по жилищной политике до начала
оформления документов о переводе жилого помещения (жилого дома) в
нежилое.
Анализ норм пунктов 3.5, 4.2 - 4.5, 4.7 - 4.9 Положения о переводе,
позволяет сделать вывод, что вопрос о возможности перевода жилого
помещения (жилого дома) в нежилые решается комиссией на основании
представленных заявителем документов. Именно комиссии предоставлено
право определения,нарушаются или нет жилищные и иные права граждан и
принимать соответствующее решение. Глава администрации района и
Управление по жилищной политике какими-либо полномочиями по данному
вопросу не обладают.
Поэтому необходимости дополнительно (предварительно) согласовывать
перевод жилого помещения (жилого дома) с главой администрации района
(п.п. <<и>> п. 3.3) и получать разрешение в Управлении по жилищной
политике (п.3.4) - органами, неполномочными принимать соответствующие
решения - нет. Соответственно возложение подобных обязанностей на
заявителя является необоснованным. Какой-либо оговорки об условиях
дачи согласования главой администрации района и разрешения Управлением
по жилищной политике либо о недопустимости отказов согласования и
разрешения Положение о переводе не содержит.
При таких обстоятельствах данные нормы нарушают права заявителя. Суд
считает, что действующему законодательству также противоречат пункт
4.1 и абзац 1 пункта 4.6 оспариваемого Положения о переводе.
Согласно п.4.1 Положения о переводе, комиссия при рассмотрении
представленных заявителями документов в необходимых случаях имеет
право запрашивать дополнительные сведения, необходимые для решения
вопроса о переводе конкретного жилого помещения (жилого дома) в
нежилое, срок представления которых не должен превышать 15 дней с
момента их принятия.
Согласно п. 4.6. Положения о переводе, комиссией могут быть оговорены
дополнительные условия для заявителя по использованию нежилого
помещения. При необходимости комиссия вправе потребовать от заявителя
проведение мероприятий по благоустройству придомовой территории,
архитектурного оформления фасада дома, в том числе устройства вывески
и рекламы.
Суд считает, что указанные нормы являются не конкретными: в каких
случаях могут истребоваться дополнительные сведения, у кого такие
сведения могут быть истребованы, в чем заключаются дополнительные
условия по использованию помещения и т.п., т.е. фактически имеется
возможность возложения на гражданина обязанности, не предусмотренной
законом.
Подобный порядок, при котором объем сведений и условий для принятия
решения о возможности перевода жилых помещений (жилых домов) в нежилые
может расширяться органами местного самоуправления по своему
усмотрению, создает необоснованные препятствия для граждан, желающих
осуществить перевод принадлежащих им жилых помещений в нежилые,
способствует возможности произвольного ущемления их прав и законных
интересов лицами, участвующими в принятии соответствующих решений.
Кроме этого, нормы ЖК РСФСР, ГК РФ либо ФЗ РФ <<Об основах жилищной
политики>> не предоставляют государственным органам, решающим вопрос о
переводе жилых помещений и жилых домов в нежилые, права установления
условий использования жилых помещений после их перевода в нежилые либо
возлагать дополнительные обязанности по благоустройству территории и
т.п. Данные вопросы должны контролироваться соответствующими
уполномоченными на то государственными органами,
осуществляющимисанэпиднадзор, пожарный надзор, архитектурный надзор и
т.п.
Поэтому данные пункты также противоречат п.З ст. 55 Конституции РФ,
ст. 209 ГК РФ.
При таких обстоятельствах в силу ст. 253 ГПК РФ, подпункт <<и>> пункта
3.3, пункты 3.4, 4.1, абзац 1 пункта 4.6 <<Положения о порядке
перевода жилых помещений в нежилые на территории города
Екатеринбурга>>, утвержденного решением Екатеринбургской городской
Думы от 14 октября 1997 года No.- 26/10 (в редакции Решений Городской
Думы от 26.10.1999 No. 73/2, от 11.12.2001 No. 11/2 и от 08.10.2002
года No. 26/2), должны быть признаны противоречащими федеральному и
областному законодательству, недействующими со дня вступления решения
в законную силу с опубликованием сообщения об этом в печатном издании,
в котором был опубликован данный нормативный акт - Вестнике
Екатеринбургской городской думы после вступления решения в законную
силу.
Руководствуясь ст. 194-199, 253ГПК РФ,
РЕШИЛ
Признатьподпункт <<и>> пункта 3.3,пунктов 3.4,4.1,абзац 1пункта 4.6
<<Положения о порядке перевода жилых помещений в нежилые на
территориипородаЕкатеринбурга>>,утвержденногорешением Екатеринбургской
городской Думы от 14 октября 1-997 года No. 26/10 (в редакции Решений
Городской Думы от 26.10.1999 No. 73/2, от 11.12.2001 No. 11/2 и от
08.10.2002 рода No. 26/2),противоречащими федеральному и областному
законодательству, недействующими со дня вступления решения в законную
силу.
Сообщение о признании недействующими со дня вступления решения б
законную силу подпункта <<и>> пункта 3.3, пунктов 3.4, 4.1, абзаца 1
пункта 4.6 <<Положения о порядке перевода жилых помещений в нежилые на
территории города Екатеринбурга>>, утвержденного решением
Екатеринбургской городской Думы от 14 октября 1997 года No. 26/10 (в
редакции Решений Городской Думы от 26.10.1999 No. 73/2 , от 11.12.2001
No. 11/2 и от 08.10.2002 года No. 26/2), подлежит обязательному
опубликованию в Вестнике Екатеринбургской городской думы после
вступления решения б законную силу.
В остальной части Беляеву Сергею Ивановичу в заявлении о признании
недействительными пункта 1.2, подпунктов <<а, б, в, г, д, к, с>>
пункта 3.3, абзаца 2 пункта 4.6 <<Положения о порядке перевода жилых
помещений в нежилые на территории города Екатеринбурга>>,
утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 14 октября
1997 года No. 26/10 (в редакции Решений Городской Думы от 26.10.1999
No. 73/2, от 11.12.2001 No. 11/2 и от 03.10.2002 No. 26/2), отказать.
Решение может быть обжаловано б Свердловский областной суд в течение
10 дней путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г.
Екатеринбурга.
Судья Голубев.
Добавить комментарий: