Общественное объединение "Сутяжник"

Главная страница

Новости судебных дел

Судебное дело "Обжалование Положения о порядке перевода помещений в жилые и нежилые на территории Екатеринбурга"


Решение Ленинского федерального суда г. Екатеринбурга от 3 июня 2003 года о признании частично незаконным Положения «О порядке перевода жилых помещений в нежилые», утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 14 октября 1997 года N 26/10

 

03.06.2003

 

 
                 ЛЕНИНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СУД г. ЕКАТЕРИНБУРГА

                                  РЕШЕНИЕ

                        Именем Российской Федерации

   03 июня 2003 года Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской
   области  в  составе  председательствующего  судьи Голубева  Б.  А. при
   секретаре Агаповой И. В.,

   рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
   Беляева  Сергея  Ивановича  о  признании недействительными пункта 1.2,
   подпунктов  <<а,  б,  в, г, д, и, к, с>> пункта 3.3, пунктов 3.4, 4.1,
   4.6  <<Положения  о  порядке  перевода  жилых  помещений  в нежилые на
   территории     города    Екатеринбурга>>,    утвержденного    решением
   Екатеринбургской городской Думы от 14 октября 1997 года N 26/10,

   установил:

   Беляев  Сергей  Иванович  является собственником помещений в квартиреN
   313 дома N 1 по улице Сиреневый бульвар в г. Екатеринбурге.

   Решением  Екатеринбургской  городской  Думы N 26/10 от 14 октября 1997
   года  утверждено  Положение  о порядке перевода жилых помещений (жилых
   домов) в нежилые на территории города Екатеринбурга.

   Решениями  Городской  Думы от 26.10.1999 N 73/2, от 11.12.2001 N 11/2и
   от 08.10.2002 года N 26/2в указанноеПоложение внесены изменения.

   Постановлением  Главы  города  Екатеринбурга  от  06  мая  2000 года N
   463-в в соответствии с указанным Положением о переводе жилых помещений
   в  нежилые  на  территории  города  Екатеринбурга  жилое  помещение  в
   квартире  N  131  дома 1 по улице Сиреневый бульвар в г. Екатеринбурге
   переведено в нежилое.

   Беляев  С.  И. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать
   недействительнымипункт 1.2, подпункты <<а, б, в, г, д, и, к, с>> пункт
   3.3,  пункт  3.4,  4.1,  4.6  <<Положения  о  порядке  перевода  жилых
   помещений    в   нежилые   на   территории   города   Екатеринбурга>>,
   утвержденного  решением  Екатеринбургской городской Думы от 14 октября
   1997 года N 26/10 (в дальнейшем - решение о переводе).

   Обосновывая  заявленные  требования, представители заявителя Бурков А.
   Л.  по доверенности от 21 января 2003 года, Алехина О. Ю. и Фадеева М.
   Н.,  допущенные в качестве представителей определением суда, пояснили,
   что  нормы,  содержащиеся  в  пунктах  1.2, 3.4 Положения ограничивают
   право  собственника жилых помещений на пользование и распоряжение ими,
   поскольку  определяют, что перевод помещений производится на основании
   постановления Главы города и осуществляется после получения разрешения
   в  Управлении  по  жилищной политике, а не на основании решения самого
   собственника.

   Нормы, содержащиеся в подпунктах <<а, б, в, г, д, т, к, с>> пункта 3.3
   Положения   о   переводе,   возлагают  дополнительную  обязанность  на
   собственника,  желающего  перевести  жилое  помещение  в  нежилое,  по
   предоставлению  документов, хотя такая обязанность федеральным законом
   не предусмотрена.

   Нормы,  содержащиеся в пунктах 4.1 и 4.6 Положения о переводе являются
   неопределенными,  позволяют органу местного самоуправления вмешиваться
   в  гражданские правоотношения, не являющиеся его компетенцией, так как
   предоставляют   органу   местного   самоуправления  право  запрашивать
   дополнительные    сведения    и    устанавливать    для   собственника
   дополнительные условия по пользованию помещением.

   Кроме этого, обжалуемые нормы приняты Екатеринбургской городской Думой
   с превышением своей компетенции.

   Представитель  Екатеринбургской  городской  Думы по доверенности от 08
   января  2003  годаГагарин  А.  В.  с доводами заявления не согласился,
   указав,   что   заявителем  не  доказано  наличие  нарушенного  права.
   Положение  принято в пределах компетенции, предоставленной федеральным
   и  областным  законодательством  Екатеринбургской  городской  Думе как
   представительному   органу   местного   самоуправления. Требование   о
   предоставлении  собственником,  желающим  перевести  жилое помещение в
   нежилое,  информацию о правах на жилое помещение, его местонахождении,
   техническом  состоянии,  возможности  его использования как нежилого и
   т.д.  обусловлено  требованием  федерального закона о защите интересов
   других  лиц  и  целевом  использовании  жилых  помещений. Кроме этого,
   постановлением  Уставного суда Свердловской области п. 1.2 Положения о
   переводе признан соответствующим Уставу Свердловской области.

   Заслушав  объяснения  сторон,  исследовав материалы дела, суд считает,
   что заявление подлежит удовлетворению частично.

   В  соответствии  со  ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие,
   что  принятым  и  опубликованным  в  установленном порядке нормативным
   правовым   актоморгана   государственной   власти,   органа   местного
   самоуправления  или  должностного  лица нарушаются их права и свободы,
   гарантированные  Конституцией  РФ  и  другими правовыми актами, вправе
   обратиться  в  суд  с заявлением о признании этого акта противоречащим
   закону полностью или в части.

   В соответствии с п.2 ст. 35и п. 3 ст. 55 Конституции РФ, каждый вправе
   иметь  имущество в собственности, владеть, пользоваться, распоряжаться
   им  как  единолично, так и совместно с другими лицами. Права и свободы
   гражданина  могут  быть  ограничены  федеральным  законом только в той
   мере,  в  какой  это  необходимо в целях защиты основ конституционного
   строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,
   обеспечения обороны страны и безопасности государства.

   Согласно п. 2, 3 ст. 288 ГК РФ и ч. 5 ст. 10 ЖК РСФСР, жилые помещения
   предназначены  для  проживания  граждан. Граждане обязаны использовать
   жилое  помещение  в соответствии с его назначением. Размещение в жилых
   домах    промышленных    производств    не   допускается.   Размещение
   собственником   в   принадлежащем  ему  жилом  помещении  предприятий,
   учреждений,  организаций  допускается  только  после  перевода  такого
   помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится
   в порядке, определяемом жилищным законодательством.

   Таким  образом,  федеральным законодательством установлено ограничение
   права   собственника   жилого  помещения  на  его  использованиене  по
   назначению,  то  есть  как  нежилое.  Поскольку  в  силу ст. 212 ГК РФ
   каких-либо особенностей (исключений) законом не установлено, то данное
   ограничение  распространяется  на  всех  собственников,  независимо от
   того,  кому принадлежит жилое помещение, а также вида жилищного фонда,
   принадлежности жилого  фонда  и  других  обстоятельств.  В то же время
   данное  ограничение  может  быть  преодолено  в случае перевода жилого
   помещения    в    нежилое    в    порядке,    установленном   жилищным
   законодательством.

   Жилищное   законодательство   находится  в  совместном  ведении  РФ  и
   субъектов  РФ (пп. <<к>> п. 1 ст. 72 Конституции РФ). Поэтому жилищные
   отношения  регулируются  федеральными  законами  и  иными нормативными
   актами  субъектов  РФ,  которые  не  могут  противоречить  федеральным
   законам (ч.2, 5 ст. 76 Конституции РФ).

   Согласно  ст.  8,  9  ЖК РСФСР, перевод пригодных для проживания жилых
   домов  и  жилых  помещений  в  домах  государственного и общественного
   жилищного фона в нежилые может осуществляться в исключительных случаях
   по  решению  соответствующих  исполнительных  органов  государственной
   власти субъектов РФ.

   Каких-либо   иных   норм  федерального  закона,  регулирующих  порядок
   перевода жилых помещений и жилых домов в нежилые, в настоящее время не
   имеется.

   Поэтому в силу п. 2 ст. 12 Федерального закона РФ от 24 июня 1999 года
   N  119-ФЗ  <<О  принципах  и порядке разграничения предметов ведения и
   полномочий  между органами государственной власти Российской Федерации
   и  органами государственной власти субъектов Российской Федерации>> до
   принятия   федеральных  законов  по  вопросу  порядка  перевода  жилых
   помещений   в  нежилые,Свердловская  область  вправе  осуществлять  по
   этому вопросу собственное правовое регулирование.

   Согласно  подпункта -<<п>> ст. 7 Закона Свердловской области No. 17-03
   от  08  июня  1995  года <<Об основах жилищной политики в Свердловской
   области>>, перевод помещений в жилые или в нежилые осуществляют органы
   местного самоуправления.

   Подобное    наделение    Свердловской    областью    органа   местного
   самоуправления  государственным  полномочием по осуществлению перевода
   помещений  в  жилые  или  в  нежилые  во  всех  видах  жилищного фонда
   произведено  в соответствии п. 2 ст. 132 Конституции РФ, ст.6 ФЗ РФ от
   28  августа  1995  года  No.  154-ФЗ  <<Об общих принципах организации
   местного самоуправления в Российской Федерации>>, п.1 ст. 5 Областного
   закона  Свердловской  области  от  13  апреля  1995 года No. 12-03 <<О
   местном  самоуправлении в Свердловской области>>, п.1 ст. 3 Областного
   закона  Свердловской  области  от  24  декабря 1996 года No. 59-03 <<О
   наделении  органов местного самоуправления муниципальных образований в
   Свердловской  области отдельными государственными полномочиями>>, т.е.
   в пределах предоставленной компетенции и поэтому является законным.

   В   соответствии   с  п.1  ст.  13  и  ст.  14  Устава  муниципального
   образования"Город  Екатеринбург",  представительным  органом  местного
   самоуправления  в  Екатеринбурге  является  Екатеринбургская городская
   Дума,  к компетенции которой отнесено принятие общеобязательных правил
   по предметам ведения города Екатеринбурга.

   Поэтому  в силу ст. п. 3 ст. 15 ФЗ РФ от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ
   <<Об  общих принципах организации местного самоуправления в Российской
   Федерации>>,   Екатеринбургская   городская   Дума  в  пределах  своей
   компетенции  приняла  решение об утверждении оспариваемого Положения о
   переводе.

   В  соответствии с п.1.2 Положения о порядке перевода жилых помещений в
   нежилые  на  территории  города  Екатеринбурга, утвержденного решением
   Екатеринбургской  городской  Думы  от 14 октября 1997 -года No. 26/10,
   перевод   жилых  помещений  (жилых  домов)  в  нежилые  независимо  от
   формысобственностижилищногофондапроизводитсянаосновании  постановления
   главы порода.

   Учитывая,  что  в силу ст. 5 0бластного закона Свердловской области от
   24  декабря  1996  года  No.  59-03  <<О  наделении  органов  местного
   самоуправления   муниципальных   образований  в  Свердловской  области
   отдельными    государственными    полномочиями>>,    органы   местного
   самоуправления  муниципальных образований вправе осуществлять правовое
   регулирование  в  пределах передаваемых им государственных полномочий,
   то  Екатеринбургская  городская  Дума  вправе  была  определить  такой
   порядок,  при  котором  актом, юридически подтверждающим факт перевода
   жилого  помещения  в  нежилое,  является  постановление  Главы  города
   Екатеринбурга.

   Поскольку  Глава  города  Екатеринбурга  в  силу ст. 11, 12, 20 Устава
   муниципального  образования  <<Город  Екатеринбург>>  является  высшим
   должностным  лицом  исполнительного  органа  местного  самоуправления,
   осуществляющим  все  организационно  -  распорядительные полномочия по
   предметам   ведения   города   Екатеринбурга,   то  суд  считает,  что
   какого-либо   противоречиядействующему   федеральному   и   областному
   законодательству п.1.2 оспариваемого Положения о переводе не содержит.

   Довод  заявителя  о  том,  что  решение  о переводе жилого помещения в
   нежилое  принимается собственником, не зависит от решения Главы города
   Екатеринбурга и поэтому должно носить уведомительный характер, основан
   на  неправильном  толковании  норм  закона. Анализ ст. 9 ЖК РСФСР дает
   возможность  сделать  вывод  о  том,  что  перевод жилых домов и жилых
   помещений   в   нежилые  может  быть  осуществлен  только  по  решению
   исполнительных  органов  субъектов  РФ.  Исключение из данного правила
   установлено законом только для колхозов.

   Суд   считает,   что   не  противоречит  действующему  федеральному  и
   областному  законодательству  подпункты <<а, б, в, г, д, к, с>> пункта
   3.3   оспариваемого  Положения  о  переводе,  согласно  которым  лицо,
   желающее  перевести  жилое  помещение и жилой дом в нежилые, обязано к
   заявлению   приложить:   нотариально   заверенные   копии  документов,
   удостоверяющих  право  собственности (право хозяйственного ведения) на
   жилое  помещение  (жилой  дом); выкопировку  из  генплана расположения
   дома;  технический  паспорт; поэтажный план в габаритах здания (первый
   этаж); справку Бюро технической инвентаризации о техническом состоянии
   жилого дома, с указанием даты последнего обследования жилого дома; акт
   обследования жилого помещения (жилого дома)организацией, обслуживающей
   его;  справка о наличии зарегистрированных граждан в переводимом жилом
   помещении (жилом доме).

   Несмотря   на  то,  что  данными  пунктами  на  заявителя  возлагается
   обязанность  по  предоставлению документов, однако, это не затрагивает
   конституционных  прав  заявителя и направлено на соблюдение требований
   общественной безопасности, защиты прав и свобод других граждан.

   Перечисленные  документы относятся к технической информации об объекте
   недвижимости,   статус   которого   подлежит   изменению.  Информация,
   содержащаяся в перечисленных документах, позволяет оценить,повлечет ли
   перевод  жилого  помещения  к  ущемлению  жилищных, иных прав и свобод
   других  граждан  (ст.  4  Закона  РФ <<Об основах федеральной жилищной
   политики>>).  Поэтому  она  необходима для принятия решения о переводе
   жилого  помещения  в нежилое.  Данные положения не могут создавать для
   заявителя препятствий в осуществлении его прав собственника, поскольку
   подобная  информация  у  него как собственника имеется либо может быть
   предоставлена ему по его требованию.

   Не  нарушает  прав  заявителя  и норма абзаца 2 пункта 4.6 Положения о
   переводе,  согласно  которой  за  нарушение несущих конструкций жилого
   помещенияприосуществленииегореконструкциисобственникнесет
   ответственность  в  соответствии с действующим законодательством. Сама
   по  себе  норма  является  общей  и  не  устанавливает конкретной меры
   ответственности.

   Что  касается  подпункта <<и>> пункта 3.3, пунктов 3.4, 4.1, абзац 1 ,
   пункта 4.6 оспариваемого Положения о переводе, то суд считает, что они
   противоречат действующему законодательству.

   В  соответствии  со  ст.  209  ГК  РФ,  собственник  вправе  по своему
   усмотрению  совершать  в  отношении принадлежащего ему имущества любые
   действия,  не  противоречащие  закону  и  иным  правовым  актам  и  не
   нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

   В  соответствии  со ст. 6 Закона РФ No. 4218-1 от 24 декабря 1992 года
   <<Об основах федеральной жилищной политики>>, собственник недвижимости
   в  жилищной  сфере  либо ее части имеет право в порядке, установленном
   законодательством,   осуществлять   свои   права,  если  при  этом  не
   нарушаются  действующие  нормы,  жилищные, иные права и свободы других
   граждан, а также общественные интересы.

   Таким   образом,   регулируя   на   основании   переданных   областным
   законодательством  государственных  полномочий  вопросы перевода жилых
   помещений    в   нежилые,   орган   местного   самоуправления   вправе
   устанавливать  такие  порядок  и  условия,  которые  с  одной стороны,
   обеспечивали  бы  защиту  прав  других  лиц,  и,  с другой стороны, не
   создавали   бы   для   граждан   -   собственников   жилых   помещений
   необоснованные  препятствия  осуществлению  прав  собственника,  в том
   числе не возлагали бы на них не основанные на законе обязанности.

   Согласно подпункта <<и>> пункта 3.3 и пункта 3.4 Положения о переводе,
   лицу,  желающему  перевести  жилое  помещение  (жилой  дом) в нежилые,
   необходимо  согласовать  с  главой  администрации  района  возможность
   перевода жилого помещения (жилого дома) в нежилое, в указанных целях и
   получить  разрешение  в  Управлении  по  жилищной  политике  до начала
   оформления  документов  о  переводе  жилого  помещения (жилого дома) в
   нежилое.

   Анализ  норм  пунктов  3.5, 4.2 - 4.5, 4.7 - 4.9 Положения о переводе,
   позволяет  сделать  вывод,  что  вопрос  о возможности перевода жилого
   помещения  (жилого  дома) в  нежилые  решается  комиссией на основании
   представленных  заявителем  документов.  Именно комиссии предоставлено
   право  определения,нарушаются  или нет жилищные и иные права граждан и
   принимать   соответствующее  решение.  Глава  администрации  района  и
   Управление  по  жилищной  политике какими-либо полномочиями по данному
   вопросу не обладают.

   Поэтому  необходимости  дополнительно  (предварительно)  согласовывать
   перевод  жилого  помещения (жилого дома) с главой администрации района
   (п.п.  <<и>>  п.  3.3)  и получать разрешение в Управлении по жилищной
   политике  (п.3.4) - органами, неполномочными принимать соответствующие
   решения  -  нет.  Соответственно  возложение  подобных обязанностей на
   заявителя  является  необоснованным.  Какой-либо  оговорки об условиях
   дачи согласования главой администрации района и разрешения Управлением
   по  жилищной  политике  либо  о  недопустимости отказов согласования и
   разрешения Положение о переводе не содержит.

   При  таких  обстоятельствах данные нормы нарушают права заявителя. Суд
   считает,  что  действующему  законодательству также противоречат пункт
   4.1 и абзац 1 пункта 4.6 оспариваемого Положения о переводе.

   Согласно   п.4.1  Положения  о  переводе,  комиссия  при  рассмотрении
   представленных  заявителями  документов  в  необходимых  случаях имеет
   право  запрашивать  дополнительные  сведения,  необходимые для решения
   вопроса  о  переводе  конкретного  жилого  помещения  (жилого  дома) в
   нежилое,  срок  представления  которых  не  должен превышать 15 дней с
   момента их принятия.

   Согласно  п. 4.6. Положения о переводе, комиссией могут быть оговорены
   дополнительные   условия   для  заявителя  по  использованию  нежилого
   помещения.  При необходимости комиссия вправе потребовать от заявителя
   проведение   мероприятий  по  благоустройству  придомовой  территории,
   архитектурного  оформления фасада дома, в том числе устройства вывески
   и рекламы.

   Суд  считает,  что  указанные  нормы  являются не конкретными: в каких
   случаях  могут истребоваться  дополнительные  сведения,  у  кого такие
   сведения  могут  быть  истребованы,  в  чем заключаются дополнительные
   условия  по  использованию  помещения  и т.п., т.е. фактически имеется
   возможность  возложения  на гражданина обязанности, не предусмотренной
   законом.

   Подобный  порядок,  при  котором объем сведений и условий для принятия
   решения о возможности перевода жилых помещений (жилых домов) в нежилые
   может   расширяться   органами   местного   самоуправления  по  своему
   усмотрению,  создает  необоснованные препятствия для граждан, желающих
   осуществить  перевод  принадлежащих  им  жилых  помещений  в  нежилые,
   способствует  возможности  произвольного  ущемления их прав и законных
   интересов лицами, участвующими в принятии соответствующих решений.

   Кроме  этого,  нормы  ЖК РСФСР, ГК РФ либо ФЗ РФ <<Об основах жилищной
   политики>> не предоставляют государственным органам, решающим вопрос о
   переводе  жилых  помещений и жилых домов в нежилые, права установления
   условий использования жилых помещений после их перевода в нежилые либо
   возлагать  дополнительные  обязанности по благоустройству территории и
   т.п.   Данные   вопросы   должны   контролироваться   соответствующими
   уполномоченными       на       то      государственными      органами,
   осуществляющимисанэпиднадзор,  пожарный надзор, архитектурный надзор и
   т.п.

   Поэтому  данные  пункты  также противоречат п.З ст. 55 Конституции РФ,
   ст. 209 ГК РФ.

   При таких обстоятельствах в силу ст. 253 ГПК РФ, подпункт <<и>> пункта
   3.3,  пункты  3.4,  4.1,  абзац  1  пункта  4.6  <<Положения о порядке
   перевода    жилых   помещений   в   нежилые   на   территории   города
   Екатеринбурга>>,  утвержденного  решением  Екатеринбургской  городской
   Думы  от 14 октября 1997 года No.- 26/10 (в редакции Решений Городской
   Думы  от  26.10.1999  No. 73/2, от 11.12.2001 No. 11/2 и от 08.10.2002
   года  No.  26/2),  должны быть признаны противоречащими федеральному и
   областному  законодательству, недействующими со дня вступления решения
   в законную силу с опубликованием сообщения об этом в печатном издании,
   в   котором   был   опубликован  данный  нормативный  акт  -  Вестнике
   Екатеринбургской  городской  думы  после вступления решения в законную
   силу.

   Руководствуясь ст. 194-199, 253ГПК РФ,

                                   РЕШИЛ

   Признатьподпункт  <<и>>  пункта  3.3,пунктов 3.4,4.1,абзац 1пункта 4.6
   <<Положения   о   порядке   перевода  жилых  помещений  в  нежилые  на
   территориипородаЕкатеринбурга>>,утвержденногорешением Екатеринбургской
   городской  Думы от 14 октября 1-997 года No. 26/10 (в редакции Решений
   Городской  Думы  от  26.10.1999  No. 73/2, от 11.12.2001 No. 11/2 и от
   08.10.2002  рода  No.  26/2),противоречащими федеральному и областному
   законодательству,  недействующими со дня вступления решения в законную
   силу.

   Сообщение  о  признании  недействующими  со  дня  вступления решения б
   законную  силу  подпункта <<и>> пункта 3.3, пунктов 3.4, 4.1, абзаца 1
   пункта 4.6 <<Положения о порядке перевода жилых помещений в нежилые на
   территории     города    Екатеринбурга>>,    утвержденного    решением
   Екатеринбургской  городской  Думы от 14 октября 1997 года No. 26/10 (в
   редакции Решений Городской Думы от 26.10.1999 No. 73/2 , от 11.12.2001
   No.  11/2  и  от  08.10.2002  года  No.  26/2), подлежит обязательному
   опубликованию   в   Вестнике  Екатеринбургской  городской  думы  после
   вступления решения б законную силу.

   В  остальной  части  Беляеву  Сергею Ивановичу в заявлении о признании
   недействительными  пункта  1.2,  подпунктов  <<а,  б,  в, г, д, к, с>>
   пункта  3.3,  абзаца 2 пункта 4.6 <<Положения о порядке перевода жилых
   помещений    в   нежилые   на   территории   города   Екатеринбурга>>,
   утвержденного  решением  Екатеринбургской городской Думы от 14 октября
   1997  года  No. 26/10 (в редакции Решений Городской Думы от 26.10.1999
   No. 73/2, от 11.12.2001 No. 11/2 и от 03.10.2002 No. 26/2), отказать.

   Решение  может  быть обжаловано б Свердловский областной суд в течение
   10   дней   путем  подачи  жалобы  через  Ленинский  районный  суд  г.
   Екатеринбурга.

   Судья Голубев.


Если вы хотите поддержать нашу деятельность, то введите в поле ниже сумму в рублях, которую вы готовы пожертвовать и кликните кнопку рядом:

рублей.      


Поделиться в социальных сетях:

  Diaspora*

Комментарии:

Добавить комментарий:

Ваше имя или ник:

(Войти? Зарегистрироваться? Забыли пароль? Войти под OpenID?)

Ваш e-mail (не обязателен, если укажете - будет опубликован на сайте):

Ваш комментарий:

Введите цифры и буквы с картинки (защита от спам-роботов):

        

 

 

15.05.2015г. распоряжением Минюста РФ СРОО "Сутяжник" включена в реестр иностранных агентов.