03.06.2003
ЛЕНИНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СУД г. ЕКАТЕРИНБУРГА РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 03 июня 2003 года Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Голубева Б. А. при секретаре Агаповой И. В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Беляева Сергея Ивановича о признании недействительными пункта 1.2, подпунктов <<а, б, в, г, д, и, к, с>> пункта 3.3, пунктов 3.4, 4.1, 4.6 <<Положения о порядке перевода жилых помещений в нежилые на территории города Екатеринбурга>>, утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 14 октября 1997 года N 26/10, установил: Беляев Сергей Иванович является собственником помещений в квартиреN 313 дома N 1 по улице Сиреневый бульвар в г. Екатеринбурге. Решением Екатеринбургской городской Думы N 26/10 от 14 октября 1997 года утверждено Положение о порядке перевода жилых помещений (жилых домов) в нежилые на территории города Екатеринбурга. Решениями Городской Думы от 26.10.1999 N 73/2, от 11.12.2001 N 11/2и от 08.10.2002 года N 26/2в указанноеПоложение внесены изменения. Постановлением Главы города Екатеринбурга от 06 мая 2000 года N 463-в в соответствии с указанным Положением о переводе жилых помещений в нежилые на территории города Екатеринбурга жилое помещение в квартире N 131 дома 1 по улице Сиреневый бульвар в г. Екатеринбурге переведено в нежилое. Беляев С. И. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать недействительнымипункт 1.2, подпункты <<а, б, в, г, д, и, к, с>> пункт 3.3, пункт 3.4, 4.1, 4.6 <<Положения о порядке перевода жилых помещений в нежилые на территории города Екатеринбурга>>, утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 14 октября 1997 года N 26/10 (в дальнейшем - решение о переводе). Обосновывая заявленные требования, представители заявителя Бурков А. Л. по доверенности от 21 января 2003 года, Алехина О. Ю. и Фадеева М. Н., допущенные в качестве представителей определением суда, пояснили, что нормы, содержащиеся в пунктах 1.2, 3.4 Положения ограничивают право собственника жилых помещений на пользование и распоряжение ими, поскольку определяют, что перевод помещений производится на основании постановления Главы города и осуществляется после получения разрешения в Управлении по жилищной политике, а не на основании решения самого собственника. Нормы, содержащиеся в подпунктах <<а, б, в, г, д, т, к, с>> пункта 3.3 Положения о переводе, возлагают дополнительную обязанность на собственника, желающего перевести жилое помещение в нежилое, по предоставлению документов, хотя такая обязанность федеральным законом не предусмотрена. Нормы, содержащиеся в пунктах 4.1 и 4.6 Положения о переводе являются неопределенными, позволяют органу местного самоуправления вмешиваться в гражданские правоотношения, не являющиеся его компетенцией, так как предоставляют органу местного самоуправления право запрашивать дополнительные сведения и устанавливать для собственника дополнительные условия по пользованию помещением. Кроме этого, обжалуемые нормы приняты Екатеринбургской городской Думой с превышением своей компетенции. Представитель Екатеринбургской городской Думы по доверенности от 08 января 2003 годаГагарин А. В. с доводами заявления не согласился, указав, что заявителем не доказано наличие нарушенного права. Положение принято в пределах компетенции, предоставленной федеральным и областным законодательством Екатеринбургской городской Думе как представительному органу местного самоуправления. Требование о предоставлении собственником, желающим перевести жилое помещение в нежилое, информацию о правах на жилое помещение, его местонахождении, техническом состоянии, возможности его использования как нежилого и т.д. обусловлено требованием федерального закона о защите интересов других лиц и целевом использовании жилых помещений. Кроме этого, постановлением Уставного суда Свердловской области п. 1.2 Положения о переводе признан соответствующим Уставу Свердловской области. Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению частично. В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актоморгана государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ и другими правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. В соответствии с п.2 ст. 35и п. 3 ст. 55 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться, распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Права и свободы гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно п. 2, 3 ст. 288 ГК РФ и ч. 5 ст. 10 ЖК РСФСР, жилые помещения предназначены для проживания граждан. Граждане обязаны использовать жилое помещение в соответствии с его назначением. Размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством. Таким образом, федеральным законодательством установлено ограничение права собственника жилого помещения на его использованиене по назначению, то есть как нежилое. Поскольку в силу ст. 212 ГК РФ каких-либо особенностей (исключений) законом не установлено, то данное ограничение распространяется на всех собственников, независимо от того, кому принадлежит жилое помещение, а также вида жилищного фонда, принадлежности жилого фонда и других обстоятельств. В то же время данное ограничение может быть преодолено в случае перевода жилого помещения в нежилое в порядке, установленном жилищным законодательством. Жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ (пп. <<к>> п. 1 ст. 72 Конституции РФ). Поэтому жилищные отношения регулируются федеральными законами и иными нормативными актами субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральным законам (ч.2, 5 ст. 76 Конституции РФ). Согласно ст. 8, 9 ЖК РСФСР, перевод пригодных для проживания жилых домов и жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фона в нежилые может осуществляться в исключительных случаях по решению соответствующих исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Каких-либо иных норм федерального закона, регулирующих порядок перевода жилых помещений и жилых домов в нежилые, в настоящее время не имеется. Поэтому в силу п. 2 ст. 12 Федерального закона РФ от 24 июня 1999 года N 119-ФЗ <<О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации>> до принятия федеральных законов по вопросу порядка перевода жилых помещений в нежилые,Свердловская область вправе осуществлять по этому вопросу собственное правовое регулирование. Согласно подпункта -<<п>> ст. 7 Закона Свердловской области No. 17-03 от 08 июня 1995 года <<Об основах жилищной политики в Свердловской области>>, перевод помещений в жилые или в нежилые осуществляют органы местного самоуправления. Подобное наделение Свердловской областью органа местного самоуправления государственным полномочием по осуществлению перевода помещений в жилые или в нежилые во всех видах жилищного фонда произведено в соответствии п. 2 ст. 132 Конституции РФ, ст.6 ФЗ РФ от 28 августа 1995 года No. 154-ФЗ <<Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации>>, п.1 ст. 5 Областного закона Свердловской области от 13 апреля 1995 года No. 12-03 <<О местном самоуправлении в Свердловской области>>, п.1 ст. 3 Областного закона Свердловской области от 24 декабря 1996 года No. 59-03 <<О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области отдельными государственными полномочиями>>, т.е. в пределах предоставленной компетенции и поэтому является законным. В соответствии с п.1 ст. 13 и ст. 14 Устава муниципального образования"Город Екатеринбург", представительным органом местного самоуправления в Екатеринбурге является Екатеринбургская городская Дума, к компетенции которой отнесено принятие общеобязательных правил по предметам ведения города Екатеринбурга. Поэтому в силу ст. п. 3 ст. 15 ФЗ РФ от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ <<Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации>>, Екатеринбургская городская Дума в пределах своей компетенции приняла решение об утверждении оспариваемого Положения о переводе. В соответствии с п.1.2 Положения о порядке перевода жилых помещений в нежилые на территории города Екатеринбурга, утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 14 октября 1997 -года No. 26/10, перевод жилых помещений (жилых домов) в нежилые независимо от формысобственностижилищногофондапроизводитсянаосновании постановления главы порода. Учитывая, что в силу ст. 5 0бластного закона Свердловской области от 24 декабря 1996 года No. 59-03 <<О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области отдельными государственными полномочиями>>, органы местного самоуправления муниципальных образований вправе осуществлять правовое регулирование в пределах передаваемых им государственных полномочий, то Екатеринбургская городская Дума вправе была определить такой порядок, при котором актом, юридически подтверждающим факт перевода жилого помещения в нежилое, является постановление Главы города Екатеринбурга. Поскольку Глава города Екатеринбурга в силу ст. 11, 12, 20 Устава муниципального образования <<Город Екатеринбург>> является высшим должностным лицом исполнительного органа местного самоуправления, осуществляющим все организационно - распорядительные полномочия по предметам ведения города Екатеринбурга, то суд считает, что какого-либо противоречиядействующему федеральному и областному законодательству п.1.2 оспариваемого Положения о переводе не содержит. Довод заявителя о том, что решение о переводе жилого помещения в нежилое принимается собственником, не зависит от решения Главы города Екатеринбурга и поэтому должно носить уведомительный характер, основан на неправильном толковании норм закона. Анализ ст. 9 ЖК РСФСР дает возможность сделать вывод о том, что перевод жилых домов и жилых помещений в нежилые может быть осуществлен только по решению исполнительных органов субъектов РФ. Исключение из данного правила установлено законом только для колхозов. Суд считает, что не противоречит действующему федеральному и областному законодательству подпункты <<а, б, в, г, д, к, с>> пункта 3.3 оспариваемого Положения о переводе, согласно которым лицо, желающее перевести жилое помещение и жилой дом в нежилые, обязано к заявлению приложить: нотариально заверенные копии документов, удостоверяющих право собственности (право хозяйственного ведения) на жилое помещение (жилой дом); выкопировку из генплана расположения дома; технический паспорт; поэтажный план в габаритах здания (первый этаж); справку Бюро технической инвентаризации о техническом состоянии жилого дома, с указанием даты последнего обследования жилого дома; акт обследования жилого помещения (жилого дома)организацией, обслуживающей его; справка о наличии зарегистрированных граждан в переводимом жилом помещении (жилом доме). Несмотря на то, что данными пунктами на заявителя возлагается обязанность по предоставлению документов, однако, это не затрагивает конституционных прав заявителя и направлено на соблюдение требований общественной безопасности, защиты прав и свобод других граждан. Перечисленные документы относятся к технической информации об объекте недвижимости, статус которого подлежит изменению. Информация, содержащаяся в перечисленных документах, позволяет оценить,повлечет ли перевод жилого помещения к ущемлению жилищных, иных прав и свобод других граждан (ст. 4 Закона РФ <<Об основах федеральной жилищной политики>>). Поэтому она необходима для принятия решения о переводе жилого помещения в нежилое. Данные положения не могут создавать для заявителя препятствий в осуществлении его прав собственника, поскольку подобная информация у него как собственника имеется либо может быть предоставлена ему по его требованию. Не нарушает прав заявителя и норма абзаца 2 пункта 4.6 Положения о переводе, согласно которой за нарушение несущих конструкций жилого помещенияприосуществленииегореконструкциисобственникнесет ответственность в соответствии с действующим законодательством. Сама по себе норма является общей и не устанавливает конкретной меры ответственности. Что касается подпункта <<и>> пункта 3.3, пунктов 3.4, 4.1, абзац 1 , пункта 4.6 оспариваемого Положения о переводе, то суд считает, что они противоречат действующему законодательству. В соответствии со ст. 209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. В соответствии со ст. 6 Закона РФ No. 4218-1 от 24 декабря 1992 года <<Об основах федеральной жилищной политики>>, собственник недвижимости в жилищной сфере либо ее части имеет право в порядке, установленном законодательством, осуществлять свои права, если при этом не нарушаются действующие нормы, жилищные, иные права и свободы других граждан, а также общественные интересы. Таким образом, регулируя на основании переданных областным законодательством государственных полномочий вопросы перевода жилых помещений в нежилые, орган местного самоуправления вправе устанавливать такие порядок и условия, которые с одной стороны, обеспечивали бы защиту прав других лиц, и, с другой стороны, не создавали бы для граждан - собственников жилых помещений необоснованные препятствия осуществлению прав собственника, в том числе не возлагали бы на них не основанные на законе обязанности. Согласно подпункта <<и>> пункта 3.3 и пункта 3.4 Положения о переводе, лицу, желающему перевести жилое помещение (жилой дом) в нежилые, необходимо согласовать с главой администрации района возможность перевода жилого помещения (жилого дома) в нежилое, в указанных целях и получить разрешение в Управлении по жилищной политике до начала оформления документов о переводе жилого помещения (жилого дома) в нежилое. Анализ норм пунктов 3.5, 4.2 - 4.5, 4.7 - 4.9 Положения о переводе, позволяет сделать вывод, что вопрос о возможности перевода жилого помещения (жилого дома) в нежилые решается комиссией на основании представленных заявителем документов. Именно комиссии предоставлено право определения,нарушаются или нет жилищные и иные права граждан и принимать соответствующее решение. Глава администрации района и Управление по жилищной политике какими-либо полномочиями по данному вопросу не обладают. Поэтому необходимости дополнительно (предварительно) согласовывать перевод жилого помещения (жилого дома) с главой администрации района (п.п. <<и>> п. 3.3) и получать разрешение в Управлении по жилищной политике (п.3.4) - органами, неполномочными принимать соответствующие решения - нет. Соответственно возложение подобных обязанностей на заявителя является необоснованным. Какой-либо оговорки об условиях дачи согласования главой администрации района и разрешения Управлением по жилищной политике либо о недопустимости отказов согласования и разрешения Положение о переводе не содержит. При таких обстоятельствах данные нормы нарушают права заявителя. Суд считает, что действующему законодательству также противоречат пункт 4.1 и абзац 1 пункта 4.6 оспариваемого Положения о переводе. Согласно п.4.1 Положения о переводе, комиссия при рассмотрении представленных заявителями документов в необходимых случаях имеет право запрашивать дополнительные сведения, необходимые для решения вопроса о переводе конкретного жилого помещения (жилого дома) в нежилое, срок представления которых не должен превышать 15 дней с момента их принятия. Согласно п. 4.6. Положения о переводе, комиссией могут быть оговорены дополнительные условия для заявителя по использованию нежилого помещения. При необходимости комиссия вправе потребовать от заявителя проведение мероприятий по благоустройству придомовой территории, архитектурного оформления фасада дома, в том числе устройства вывески и рекламы. Суд считает, что указанные нормы являются не конкретными: в каких случаях могут истребоваться дополнительные сведения, у кого такие сведения могут быть истребованы, в чем заключаются дополнительные условия по использованию помещения и т.п., т.е. фактически имеется возможность возложения на гражданина обязанности, не предусмотренной законом. Подобный порядок, при котором объем сведений и условий для принятия решения о возможности перевода жилых помещений (жилых домов) в нежилые может расширяться органами местного самоуправления по своему усмотрению, создает необоснованные препятствия для граждан, желающих осуществить перевод принадлежащих им жилых помещений в нежилые, способствует возможности произвольного ущемления их прав и законных интересов лицами, участвующими в принятии соответствующих решений. Кроме этого, нормы ЖК РСФСР, ГК РФ либо ФЗ РФ <<Об основах жилищной политики>> не предоставляют государственным органам, решающим вопрос о переводе жилых помещений и жилых домов в нежилые, права установления условий использования жилых помещений после их перевода в нежилые либо возлагать дополнительные обязанности по благоустройству территории и т.п. Данные вопросы должны контролироваться соответствующими уполномоченными на то государственными органами, осуществляющимисанэпиднадзор, пожарный надзор, архитектурный надзор и т.п. Поэтому данные пункты также противоречат п.З ст. 55 Конституции РФ, ст. 209 ГК РФ. При таких обстоятельствах в силу ст. 253 ГПК РФ, подпункт <<и>> пункта 3.3, пункты 3.4, 4.1, абзац 1 пункта 4.6 <<Положения о порядке перевода жилых помещений в нежилые на территории города Екатеринбурга>>, утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 14 октября 1997 года No.- 26/10 (в редакции Решений Городской Думы от 26.10.1999 No. 73/2, от 11.12.2001 No. 11/2 и от 08.10.2002 года No. 26/2), должны быть признаны противоречащими федеральному и областному законодательству, недействующими со дня вступления решения в законную силу с опубликованием сообщения об этом в печатном издании, в котором был опубликован данный нормативный акт - Вестнике Екатеринбургской городской думы после вступления решения в законную силу. Руководствуясь ст. 194-199, 253ГПК РФ, РЕШИЛ Признатьподпункт <<и>> пункта 3.3,пунктов 3.4,4.1,абзац 1пункта 4.6 <<Положения о порядке перевода жилых помещений в нежилые на территориипородаЕкатеринбурга>>,утвержденногорешением Екатеринбургской городской Думы от 14 октября 1-997 года No. 26/10 (в редакции Решений Городской Думы от 26.10.1999 No. 73/2, от 11.12.2001 No. 11/2 и от 08.10.2002 рода No. 26/2),противоречащими федеральному и областному законодательству, недействующими со дня вступления решения в законную силу. Сообщение о признании недействующими со дня вступления решения б законную силу подпункта <<и>> пункта 3.3, пунктов 3.4, 4.1, абзаца 1 пункта 4.6 <<Положения о порядке перевода жилых помещений в нежилые на территории города Екатеринбурга>>, утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 14 октября 1997 года No. 26/10 (в редакции Решений Городской Думы от 26.10.1999 No. 73/2 , от 11.12.2001 No. 11/2 и от 08.10.2002 года No. 26/2), подлежит обязательному опубликованию в Вестнике Екатеринбургской городской думы после вступления решения б законную силу. В остальной части Беляеву Сергею Ивановичу в заявлении о признании недействительными пункта 1.2, подпунктов <<а, б, в, г, д, к, с>> пункта 3.3, абзаца 2 пункта 4.6 <<Положения о порядке перевода жилых помещений в нежилые на территории города Екатеринбурга>>, утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 14 октября 1997 года No. 26/10 (в редакции Решений Городской Думы от 26.10.1999 No. 73/2, от 11.12.2001 No. 11/2 и от 03.10.2002 No. 26/2), отказать. Решение может быть обжаловано б Свердловский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга. Судья Голубев.
Поделиться в социальных сетях:
Добавить комментарий: