17.07.2007
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ЕВРОПЕЙСКОМ СУДЕ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА МЕМОРАНДУМ по жалобе No. 43724/05 <<Свердловское региональное отделение политической партии <<Российская партия Труда>> против Российской Федерации>> Европейский Суд по правам человека (далее - Европейский Суд) 11 апреля 2007 г. сообщил властям Российской Федерации о жалобе No. 43724/05 <<Свердловское региональное отдаление политической партии <<Российская партия Труда>> против Российской Федерации>>, поданной в Европейский Суд в соответствии со статьей 34 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) Свердловским региональным отделением политической партии <<Российская партия Труда>> 1 ноября 2005 г. Европейский Суд в соответствии с подпунктом <<Ь>> пункта 2 правила 54 своего Регламента принял решение сообщить о данной жалобе властям Российской Федерации, а также предложил представить свои замечания и ответить на следующий вопрос. Учитывая тот факт, что заявитель получил предупреждение в связи с отказом выполнить требование Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области о представлении заявлений своих членов о вступлении в партию, имело ли место нарушение статьи 11 Конвенции? Применимые правовые нормы Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием, нормы которой имеют основополагающее значение для всех сфер правового регулирования в Российской Федерации, предусматривает, в частности, следующие нормы: <<Статья 3 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. 4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону. Статья 13 3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Статья 24 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Статья 30 1. Каждый имеет право на объединение... Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. 2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Статья 32 1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. 2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и был избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Статья 55 1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных: прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. 2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. 3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя..., прав и законных интересов других лиц...>>. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод предусматривает: <<Статья 11 Свобода собраний и объединений (заголовок ст. 11 введен Протоколом от 11 мая 1994 г.) 1. Каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. 2. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья в нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиция или административных органов государства>>. Власти Российской Федерации также хотели бы процитировать извлечения из решения Европейского Суда по правам человека по вопросу о приемлемости жалобы <> от 14 июня 20Э5 г., жалоба No. 12282/02, имеющего прецедентный характер для дела партии-заявителя: < >. При этом власти Российской Федерации обращают внимание Европейского Суда на то, что заявитель должен был в своей деятельности руководствоваться, в частности, следующими нормами права, предусмотренными Федеральным законом от 11 июля 2001 г. No. 95-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21 марта 2002 г. No. 31-ФЗ, от 25 июля 2002 г. No. И 2-ФЗ) <<О политических партиях>>: <<Статья 3. Понятие политической партии и ее структура 1. Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. 2. Политическая партия должна отвечать следующим требованиям: политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии; в политической партии должно состоять не менее десяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее ста членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее пятидесяти членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона; руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации. 3. Под региональным отделением политической партии в настоящем Федеральном законе понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом. 4. Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе. Основными целями политической партии являются: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности е органов государственной власти; выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти к представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе. Статья 8. Основные принципы деятельности политических партий 1. Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом. 2. Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации. 3. Политические партии действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной. 4. Политические партии должны создавать мужчинам и женщинам, гражданам Российской Федерации разных национальностей, являющимся членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Статья 10. Государство и политические партии 1. Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается. 2. Вопросы, затрагивающие интересы политических партий, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующих политических партий или по согласованию с ними. Статья 15. Государственная регистрация политической партии и ее региональных отделений 5. Федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган при установлении соответствия документов, необходимых для государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, требованиям настоящего Федерального закона принимает решение о государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц. На основании указанного решения, принятого федеральным уполномоченным органом или его территориальным органом, и представленных ими необходимых сведений и документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о политической партии или ее региональном отделении и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения. Федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган не позднее чем через три рабочих дня со дня получения от регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о политической партии или ее региональном отделении выдает уполномоченному лицу политической партии или ее регионального отделения документ, подтверждающий факт внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. При этом в случае, если не принято решение об отказе в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, указанный документ должен быть выдан не позднее чем через месяц со дня подачи соответствующего заявления о государственной регистрации. Статья 19. Сведения о зарегистрированных политических партиях 1. Сведения о создании и ликвидации политических партий публикуются в общероссийских периодических печатных изданиях. 2. Регистрирующий орган вносит записи о государственной регистрации политических партий и их региональных отделений в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления... 4. Федеральный уполномоченный орган ежегодно публикует перечень политических партий и их региональных отделений по состоянию на 1 января в общероссийских периодических печатных изданиях и размещает этот перечень на специальном сайте в информационно - телекоммуникационной сети общего пользования с указанием даты регистрации каждой политической партии и каждого регионального отделения политической партии. На указанном сайте ежегодно размещаются также сводные финансовые отчеты политических партий, контактные телефоны постоянно действующих руководящих органов политических партий и их региональных отделений и иная открытая информация о политических партиях... 6. Информация о членах политической партии, представляемая для сведения в уполномоченные органы, относится к информации с ограниченным доступом. Разглашение информации, указанной в настоящем пункте, без согласия соответствующих членов политической партии влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Статья 23. Членство в политической партии 1. Членство в политической партии является добровольным и индивидуальным. 2. Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными. 3. Прием в политическую партию осуществляется на основе личных письменных заявлений граждан Российской Федерации в порядке, предусмотренном уставом политической партии.... 6. Гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии. Член политической партия может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии - по месту постоянного или преимущественного проживания... 8. Членство гражданина Российской Федерации в политической партии или отсутствие такового не может служить основанием для ограничения его прав и свобод, а также быть условием предоставления ему каких-либо преимуществ. Статья 27. Обязанности политической партии 1. Политическая партия обязана: а) соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии; б) ежегодно представлять в уполномоченные органы информацию о численности членов политической партии в каждом из региональных отделений, о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения постоянно действующего руководящего органа, а также копии представляемых в налоговые органы Российской Федерации сводного финансового отчета политической партии и финансовых (бухгалтерских) отчетов ее региональных отделений и иных структурных подразделений с правами юридического лица>>. Статья 38. Контроль за деятельностью политических партий 1. Контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий, осуществляют уполномоченные органы. Указанные органы вправе: а) не чаще одного раза в год знакомиться с документами политических партий и их региональных отделений, подтверждающими наличие региональных отделений и число членов политической партии. Статья 39. Приостановление деятельности политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения 2. В случае нарушения региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов соответствующий территориальный орган выносит региональному отделению ели иному структурному подразделению политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее одного месяца. В случае, если региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии в установленный срок эти нарушения не были устранены и предупреждение территориального органа не было обжаловано в суд, деятельность регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа на основании заявления соответствующего территориального органа. Статья 42. Ликвидация регионального отделения в иного структурного подразделения политической партии 1. Региональное отделение и иное структурное подразделение политической партии могут быть ликвидированы по решению органа политической партии, уполномоченного ее уставом, по решению суда, а также в случае ликвидации политической партии... 3. Ликвидация регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии по решению суда осуществляется в случае: б) неустранения в установленный решением суда срок нарушении, послуживших основанием для приостановления деятельности регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии; в) отсутствия в региональном отделении политической партии необходимого числа членов политической партии, предусмотренного пунктом 2 статьи 3 настоящего Федерального закона; г) неоднократного непредставления региональным отделением политической партии в установленный срок в соответствующий территориальный орган обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях. 4. Заявление о ликвидации регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии вносится в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа федеральным уполномоченным органом или соответствующим территориальным органом>>. Изложение обстоятельств дела, имеющих процессуальное значение 17 сентября 2002 г. Свердловское региональное отделение политической партии <<Российская партия Труда>> было зарегистрировано. На момент регистрации оно объединяло 126 членов партии. 20 апреля 2005 г. на IV Съезде <<Российской партии Труда> были внесены изменения в устав и изменено название политической партии на <<Патриоты России>>. Таким образом, политическая нартия <<Российская партия Труда>> в настоящее время не существует по причине ликвидации по собственной инициативе. 25 июля 2005 г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись об изменениях устава и названия политической партии с <<Российской партии Труда>> на <<Патриоты России>>. Председателем политической партии <<Патриоты Рсссии>> является депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Семигин Геннадий Юрьевич. 30 января 2006 г. сведения об изменении наименования Свердловского регионального отделения политической партии <<Российская партия Труда>> на Свердловское региональное отделение политической партии <<Патриоты России>>, а также о руководителе регионального отделения Змееве Борисе Николаевиче внесены в Единый государственный реестр юридических лиц. Таким образом, Свердловского регионального отделения политической партии <<Российская партия Труда>> в настоящее время не существует, поскольку на указанном отделении отразилась реорганизация политической партии <<Российская партия Труда>> (самостоятельно изменившей свои устав и название), структурным подразделением которой являлся заявитель. В результате проверки, проводившейся территориальным органом Федеральной регистрационной службы по Свердловской области в 2006 году, установлено, что численность Свердловского регионального отделения политической партии <<Патриоты России>> (ранее - <<Российской партии Труда>>) соответствует Федеральному закону <<О политических партиях>>, каких-либо нарушений законодательства Российской Федерации в деятельности указанного отделения выявлено не было. По состоянию на 1 января 2007 г. численность Свердловского регионального отделения политической партии <<Патриоты России>> (ранее - <<Российской партии Труда>>) составляла 512 членов, что в 4 раза превышает число членов Свердловского регионального отделения политической партии <<Российская партии Труда>> по состоянию на 17 сентября 2002 г. Свердловское региональное отделение политической партии <<Патриоты России>> (ранее - <<Российской партии Труда>>) осуществляет свою деятельность в полном объеме. Мотивы, по которым данное дело, по мнению властен Российской Федерации, не должно рассматриваться Европейским Судом по существу 1. К вопросу об отсутствии у Европейского Суда юрисдикции ratione personae по рассмотрению жалобы заявителя В связи с тем, что Свердловское региональное отделение политической партии <<Российская партия Труда>>, являясь структурным подразделением политической партии <<Российская партия Труда>>, обладало ограниченной правоспособностью, власти Российской Федерации полагают, что оно не могло подавать жалобу в Европейский Суд на нарушение своих Конвенционных прг_в без наличия на то соответствующих полномочий, предоставленных этому отделению самой политической партией. Заявитель не представил соответствующих документов, подтверждающих его полномочия по обжалованию действий вжастей Российской Федерации в Европейский Суд, предоставленные политической партией, которая обладает полной правоспособностью. В связи с изложенным власти Российской Федерации полагают, что у Европейского Суда отсутствует юрисдикция ratione personae по рассмотрению жалобы заявителя. 2. К вопросу о прекращении Европейским Судом производства по жалобе заявителя на основании подпункта <<а>> пункта 1 статьи 37 Конвенции 20 апреля 2005 г. на ГУ Съезде <<Российской партии Трудах были внесены изменения в устав и изменено название политической и артии на <<Патриоты России>>. Таким образом, политическая партия <<Российская партия Труда>> в настоящее время не существует по причине ликвидации по собственной инициативе. 25 июля 20(<<5 г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись об изменениях устава и названия политической партии с <<Российской партии Труда>> на <<Патриоты России>>. Председателем политической партии <<Патриоты России>> является депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Семигин Геннадий Юрьевич. 30 января 2006 г. сведения об изменении наименования Свердловского регионального отделения политической партии <<Российская партия Труда>> на Свердловское региональное отделение политической партии <<Патриоты России>>, а также о руководителе регионального отделения Змееве Борисе Николаевиче внесены в Единый государственный реестр юридических лиц. Таким образом, Свердловского регионального отделения политической партии <<Российская партия Труда>> в настоящее время не существует, поскольку на указанном отделении отразилось преобразование политической партии <<Российская партия Труда>> (самостоятельно изменившей свои устав и название), структурным подразделением которой являлся заявитель. Кроме того, власти Российской Федерации не располагают информацией о намерении политической партии <<Патриоты России>> (равно как и о намерении Свердловского регионального отделения политической партии <<Патриоты России>>) добиваться продолжения рассмотрения Европейским Судом жалобы Свердловского регионального отделения политической партии <<Российская партия Труда>>. В связи с изложенным власти Российской Федерации полагают, что на основании подпункта <<а>> пункта 1 статьи 37 Конвенции жалоба заявителя не должна рассматриваться Европейским Судом, поскольку обстоятельства данного дела позволяют сделать вывод об отсутствии у заявителя намерения добиваться рассмотрения своей жалобы Европейским Судом:. 3. К вопросу о приемлемости жалобы заявителя по смыслу пункта 3 статьи 35 Конвенции В постановлении Европейского Суда по делу <<Гранде Ориенте Д" Италия да Палаццо Джустиниани против Италии>> (Grande Orienter D ррItalia di Palazzo Giustiniani v. Italy) от 2 августа 2001 г., жалоба No. 35972/97, указаны такие критерии, на основании которых Европейский Суд оценивает обстоятельства по конкретным делам на предмет нарушения властями государства-ответчика статьи 11 Конвенции, как наличие вмешательства в права заявителя и оправданность такого вмешательства (<<наличие соответствующего законодательства>>, преследование законной цели, предусмотренной пунктом 2 статьи 11 Конвенции, <<необходимость в демократическом обществе>> для достижения такой цели). В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона <<О политических партиях>> прием в политическую партию осуществляется на основе личных письменных заявлений граждан Российской Федерации в порядке, предусмотренном уставом политической партии. В период проведения проверки деятельности заявителя с 18 по 28 апреля 2003 г. действовала редакция устава политической партии <<Российская партия Труда>>. В соответствии с пунктом 5.2.1 этого устава прием в члены партии осуществлялся на основании личного письменного заявления вступающего, которое подавалось в региональное (местное или первичное) отделение партии по месту постоянного или преимущественного проживания, либо непосредственно в Совет партии. Согласно статье 23 Федерального закона <<О политических партиях>> членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Кроме того, член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии - по месту постоянного или преимущественного проживания. Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона <<О политических партиях>> Федеральная регистрационная служба или ее территориальный орган (ранее - Министерство юстиции Российской Федерации) может принять решение о государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения при установлении соответствия документов, представленных для государственной регистрации, требованиям Федерального закона <<О политических партиях>>. Таким образом, на Федеральную регистрационную службу (ранее - на Министерство юстиции Российской Федерации) и ее территориальные органы возлагается обязанность на осуществление проверки соответствия информации, содержащейся в представленных учредительных документа!. В соответствии со статьей 38 Федерального закона <<О политических партиях>> на Федеральную регистрационную службу (ранее - на Министерство юстиции Российской Федерации) возложена обязанность по контролю за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий. Федеральная регистрационная служба (ранее - Министерство юстиции Российской Федерации) и ее территориальные органы вправе не чаще одного раза в год знакомиться с документами политических партий и их региональных отделений, подтверждающими наличие региональных отделений, число членов политической партии и число членов каждого регионального отделения. Представление сведений о фамилии, имени, отчестве, дате рождения и адресе проживания членов партии в официальный государственный орган, в обязанности которого входят государственная регистрация и контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может расцениваться как раскрытие конфиденциальной информации. Кроме того, в соответствии со статьей 19 Федерального закона <<О политических партиях>> информация о членах политической партии, предоставляемая для сведения в государственный орган, относится к информации с ограниченным доступом, а разглашение указанной информации без согласия соответствующих членов политической партии влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Таким образом, наличие заявления о вступлении в политическую партию является необходимым условием для приема в члены партии гражданина, а также входит в число документов, подтверждающих число членов политической партии в ее региональных отделениях, подлежащих изучению государственным уполномоченным органом как для целей проверки исполнения партией требований закона, так я для исключения возможного неоднократного участия одних и тех же граждан в разных партиях, а также включения в список членов партии лиц без согласия на то последних. В результате проверки, проводившейся территориальным органом Федеральной регистрационной службы по Свердловской области в 2006 году, установлено, что численность Свердловского регионального отделения политической партии <<Патриоты России>> (ранее - <<Российской партии Труда>>) соответствует Федеральному закону <<О политических партиях>>, каких-либо нарушений законодательства Российской Федерации в деятельности указанного отделения выявлено не было. По состоянию на 1 января 2007 г. численность Свердловского регионального отделения политической партии <<Патриоты России>> (ранее - <<Российской партии Труда>>) составляла 512 членов, что в 4 раза превышает число членов Свердловского регионального отделения политической партии <<Российская партии Труда>> по состоянию на 17 сентября 2002 г. Свердловское региональное отделение политической партии <<Патриоты России>> (ранее - <<Российской партии Труда>>) осуществляет свою деятельность в полном объеме. Следовательно, право граждан на объединение в политическую партию со стороны Российской Федерации как не нарушалось ранее, так и не нарушается в настоящее время. Таким образом, власти Российской Федерации полагают, что в данном деле в принципе отсутствовало вмешательство в право заявителя, гарантированное статьей 11 Конвенции, а жалоба заявителя должна быть объявлена Европейским Судом неприемлемой для рассмотрения по существу по смыслу пункта 3 статьи 35 Конвенции. Ответ на вопрос, поставленный Европейским Суде м Бели жалоба подана надлежащим лицом, намеренным добиваться ее рассмотрения в Европейском Суде, который установил вмешательство в Конвенционное право этого лица, то зласти Российской Федерации утверждают, что такое вмешательстве было основано на законе (см., изложенные выше положения законодательства, а также доводы властей по поводу их применения), преследовало законную цель, предусмотренную пунктом 2 статьи 11 Конвенции и было необходимо именно в демократическом обществе для достижения такой цели. Так, основной целью изучения заявлений членов политической партии и ее региональных отделений является установление факта достоверности предоставленных ими сведений о количестве членов политической партии и ее региональных отделений, что позволяет обеспечивать общественный порядок и предотвращать беспорядки, защищать права и свободы других лиц. Относительно обеспечения общественного порядка и предотвращения беспорядков посредством установления достоверного числа членов политической партии и ее региональных отделений, власти Российской Федерации отмечают следующее. Так, число членов политической партии и ее региональных отделений является решающим фактором не только для их создания, но и для осуществления ими таких основных целей и задач, как формирование общественного мнения, политическое образование и воспитание граждан, выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти, выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе. Очевидно, что осуществление указанного числа только основных целей политической партии и ее региональных отделений в принципе невозможно без привлечения к их осуществлению определенного, довольно большого, числа граждан Российской Федерации. При этом, ненадлежащее исполнение политической партией и ее региональными отделениями своих функций, в том числе, по причине нехватки количества членов либо их несоответствия законодательным требованиям, а также выдвижение кандидатов на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, равно как участие в выборах в указанные органы и в их работе лиц, личность которых не удостоверена контролирующими органами надлежащим образом, в конечном итоге, реально способно спровоцировать недовольство граждан Российской Федерации и общественные беспорядки. Относительно защиты прав и свобод других лиц посредством установления достоверного числа членов политической партии и ее региональных отделений, власти Российской Федерации отмечают следующее. Так, установление достоверного числа членов политической партии и ее региональных отделений направлено на предотвращение указания в качестве такого рода членов лиц, которые не изъявляли желание стать членами политической партии либо ее отделения, то есть для устранения приписок в свои члены политической партией и ее отделениями большего числа лиц, чем есть на самом деле. Тем самым, соблюдается принцип добровольного участия граждан Российской Федерации в деятельности политической партии. Кроме того, установление достоверного числа лиц - членов политической партии и ее отделений обеспечивает соблюдение прав граждан, предусмотренных статьями 3, 13, 24, 30 и 32 Конституции Российской Федерации, а именно, право на добровольное участие граждан в осуществлении своих властных полномочий путем создания объединений, включая политические, осознанно и при получении достоверной информации о наличии иных объединений граждан и количестве их членов. При этом, органы, контролирующие достоверность сведений о количестве членов политических партий и их объединений, обязаны охранять персональные данные членов таких объединений (за исключением официально зарегистрированных кандидатов на выборы в различные органы государственной власти) от разглашения, предоставляя всем гражданам Российской Федерации только точные данные о количестве членов политической партии. Таким образом, в отсутствие надлежащего контроля количества членов политической партии реально возникновение ситуации, когда какие-либо политические партии, приписав себе несуществующее количество членов, будут претендовать на участие в политической жизни государства, тем самым, нарушая права всех граждан Российской Федерации. Власти Российской Федерации полагают, что именно осуществление надлежащего контроля за численностью политической партии путем проверки персональных данных ее членов и их подписей в условиях, когда свободное распространение указанных данных запрещено законом, является признаком подлинно демократического государства. Кроме того, власти Российской Федерации обращают внимание Европейского Суда на реальные обстоятельства дела, а именно, тот факт, что получение заявителем предупреждения в связи с отказом выполнить требование Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области о представлении заявлений своих членов о вступлении в партию, не оказало какого-либо отрицательного воздействия на осуществление заявителем своих функций, поскольку в судебном порядке его деятельность не приостанавливалась. Также власти Российской Федерации полагают, что незнание заявителем законодательства Российской Федерации, а также конституционных принципов деятельности органов государственной власти и норм, предусматривающих права и свободы всех граждан Российской Федерации, не является основанием для признания несовершенства законодательства Российской Федерации, включая Конституцию Российской Федерации, либо нарушений в работе Министерства юстиции Российской Федерации. В связи с изложенным власти Российской Федерации полагают, что права заявителя, гарантированные статьей 11 Конвенции, нарушены не были. На основании изложенного, представляя интересы Российской Федерации в соответствии с Положением об Уполномоченном Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1998 г. No. 310, ПОЛАГАЮ: у Европейского Суда отсутствует юрисдикция ratione personae по рассмотрению жалобы Свердловского регионального отделения политической партии <<Российская партия труда>> на нарушение его права, предусмотренного статьей 11 Конвенции; на основании подпункта <<а>> пункта 1 статьи 37 Конвенции жалоба заявителя не должна рассматриваться Европейским Судом, поскольку обстоятельства дела позволяют сделать вывод об отсутствии у заявителя либо политической партии, обладающей полной правоспособностью, намерения добиваться рассмотрения данной жалобы Европейским Судом; если Европейский Суд сочтет доводы властей Российской Федерации об отсутствии у него юрисдикции ratione personae и намерения заявителя либо политической партии, обладающей полной правоспособностью, добиваться рассмотрения данной жалобы Европейским Судом, власти Российской Федерации утверждают, что жалоба заявителя является явно необоснованной по смыслу пункта 3 статьи 35 Конвенции и должна быть отклонена в соответствии с пунктом 4 статьи 35 Конвенции; если Европейский Суд продолжит рассмотрение жалобы заявителя, власти Российской Федерации утверждают, что в настоящем деле полностью отсутствует нарушение ими каких-либо прав заявителя; если Европейский Суд признает нарушение властями Российской Федерации каких-либо прав заявителя, власти Российской Федерации полагают, что сам факт такого признания явится достаточной компенсацией заявителю. В. Милинчук
Поделиться в социальных сетях:
1. Anonymous - 25.07.2007 19:54:18
Ну если в каждом субъекте от Калининграда до Чукотки надо иметь своё региональное отделение и в нем минимум 50 членов, то на создание и поддержание нужна уйма денег. Те у кого они есть - люди, а те у кого нет - мусор, который не должен нарушать "права граждан" и иметь своих представителей в законодательном органе. Всё правильно. За что боролись... Опять же мусор надо переписать, чтоб потом знать кого куда...
Добавить комментарий: