24.08.2007
Свердловское областное региональное отделение политической партии <<Российская партия труда>> ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА МЕМОРАНДУМ по жалобе No.43724/05 Свердловского областного регионального отделения политической партии <<Российская партия труда>> против Российской Федерации Подтверждаю получение Меморандума No.14-155-2-07 от 4 июля 2007 г. Уполномоченного Российской Федерации при Европейском суде по правам человека. В ответ на данный меморандум считаем необходимым сообщить следующее. 1. <<К во просу о на личии у Ев ропейского су да юр исдикции ra tio personae по рассмотрению жалобы>>. Утверждение властей Российской Федерации о том, что Свердловское областное региональное отделение политической партии <<Российская партия труда>> (далее - Региональное отделение) обладает ограниченной правоспособностью не основано на российском законодательстве, судебной практике, и противоречит Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция). Законодательство Российской Федерации наделяет зарегистрированное Региональное отделение общероссийской политической партии полной юридической дееспособностью. Гражданский кодекс РФ Статья 48. Понятие юридического лица 1. Юридическим лицом признается организация, которая ... может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. 2. ... 3. К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Федеральный закон <<О политических партиях>> Статья 15. Государственная регистрация политической партии и ее региональных отделений 1. Политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений. Политическая партия и ее региональные отделения осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации. Подтверждением государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения является документ, подтверждающий факт внесения записи о политической партии или ее региональном отделении в единый государственный реестр юридических лиц. (в ред. Федерального закона от от 08.12.2003 No. 169-ФЗ) Необходимо отметить, что Региональное отделение действовало и обращалось в судебные инстанции, в том числе в Европейский суд по правам человека, в период действия закона в приведенной выше редакции, а не в редакции ФЗ No 112-ФЗ от 25 июля 2002 г., приведенной в меморандуме Уполномоченного РФ при Евроейском суде по правам человека. Как следует из части 1 ст. 48 Гражданского Кодекса РФ и части 1 ст. 15 ФЗ <<О политических партиях>> Региональное отделение, его представители вправе по собственной инициативе обращаться в судебные инстанции Российской Федерации за защитой своих прав. Кроме того отделение самостоятельно участвует в суде по искам иных организаций в качестве ответчика или третьей стороны. Российское законодательство не содержит ограничений для юридических лиц, представленных только в одном субъекте федерации на обращение в Европейский суд по правам человека (далее - Европейский суд) и не ставит право на обращение в зависимость от решения общероссийской организации. В соответствии с пунктом 5 статьи 15 <<Государственная регистрация политической партии и ее регионального отделения>> ФЗ <<О политических партиях>> (в редакции ФЗ No 112-ФЗ от 25 июля 2002 г.) территориальный орган федерального уполномоченного органа (в случае Регионального отделения таким органом является Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области; далее - Главное управление) принимает решение о государственной регистрации регионального отделения политической партии и направляет в регистрирующий орган (Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Свердловской области; далее - Управление по налогам и сборам) сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц. Управление по налогам и сборам в течение пяти рабочих дней со дня получения документов вносит в единый государственных реестр юридических лиц запись о региональном отделении политической партии. В дальнейшем Главное управление выдает Свидетельство о государственной регистрации регионального отделения политической партии и Свидетельства о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц. Так, Свердловское областное региональное отделение Российской партии труда (далее - Региональное отделение) обратилось в Главное управление с пакетом соответствующих документов, необходимых для регистрации Регионального отделения в качестве юридического лица. В свою очередь Главное управление направило документы в Управление по налогам и сборам. 17 сентября 2002 г. Управление по налогам и сборам выдало Региональному отделению Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (серия 66 No 003024110). Запись в единый государственный реестр о создании Регионального отделения в качестве юридического лица под номером 1026600001064 внесена 19 сентября 2002 г. Главным управлением было выдано Свидетельство о государственной регистрации регионального отделения политической партии No 3586 от 19 сентября 2002 г. В соответствии с частью 1 ст. 48 Гражданского Кодекса Российской Федерации <<Понятие юридического лица>> и частью 1 ст. 15 ФЗ <<О политических партиях>> Региональное отделение как юридическое лицо вправе в том числе приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде в полном объеме с момента государственной регистрации, то есть 19 сентября 2002 г. Региональное отделение в соответствии с законодательством регулярно пользовалось правами юридического лица, в том числе обращалось с заявлениями в судебные инстанции. Более того, по инициативе властей Российской Федерации в лице Главного управления Министерства юстиции РФ по Свердловской области Региональное отделение выступало в качестве ответчика. Так, Главное управление Министерства юстиции РФ по Свердловской области дважды обращались в суд о ликвидации Регионального отделения (см. решения судебных инстанций, приложенные к первоначальной жалобе, а именно определение Свердловского областного суда от 21 июля 2003 г. о приостановлении производства по делу по иску Главного управления Министерства юстиции РФ по Свердловской области к Свердловскому областному региональному отделению политической партии <<Российская партия труда>> о ликвидации; решение Свердловского областного суда от 29 июля 2004 г. по делу по иску Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области к Свердловскому областному региональному отделению политической партии <<Российская партия труда>> о приостановлении деятельности). Более того, и в настоящее время Главное управление (на сегодняшний день Главное управление Министерства юстиции РФ по Свердловской области переименовано в Управление Федеральной регистрационной службы по Свердловской области) признает региональные отделения политических партий юридическими лицами. Об этом свидетельствует Заочное решение от 12 июля 2007 г. Кировского районного суда г. Екатеринбурга по иску Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области к Свердловскому региональному отделению <<Партия российского единства и согласия>> о признании прекратившим деятельность в качестве юридического лица. Как следует из указанного решения суда, власти Российской Федерации признают региональные отделения политических партий юридическими лицами, имеющими дееспособность участия в суде. Согласно статье 1 Конвенции любое лицо, в том числе неправительственная организация, находящееся под юрисдикцией Высокой Договаривающейся Стороны и заявляющее о нарушении конвенционных прав, вправе обращаться в Европейский суд. Европейская комиссия по правам человека установила, что неправительственные организации, которые были созданы на регулярной основе в соответствии с законодательством Высокой Договаривающейся Стороны, вправе обращаться в Европейский суд (отчет о сессии Комиссии по правам человека DH(54)3, стр. 8). Таким образом, в соответствии с законодательством, судебной практикой Российской Федерации и практикой Комиссии по правам человека Региональное отделение является юридическом лицом и вправе самостоятельно обращаться в судебные инстанции с заявлениями о защите нарушенных прав. 2. <<К вопросу о прекращении Европейским судом производства по жалобе заявителя на основании подпункта <<а>> пункта 1 статьи 37 Конвенции>>. Подпункт <<а>> пункта 1 статьи 37 Конвенции гласит, что Европейский суд вправе прекратить производство по делу, если заявитель более не намерен добиваться рассмотрения своей жалобы. Региональное отделение инициировало обращение с жалобой в Европейский суд и намерено добиваться рассмотрения своей жалобы по существу в полном объеме. Возражения властей Российской Федерации основаны на подмене заявителя. Решение об обращении в Европейский суд, руководство Свердловского областного регионального отделения Российской партии труда по Свердловской области было принято 12 мая 2005 г. Заявление в Европейский суд отправлено 1 ноября 2005 г. Министерство юстиции России зарегистрировало переименование Российской партии труда в партию <<Патриоты России>> 25 июля 2005 г. Свердловское областное региональное отделение политической партии <<Патриоты России>> организовано 30 января 2006 г. Из анализа официальных документов, выданных государственными органами России видно, что обращение в Европейский суд подано в период, когда партия называлась <<РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ ТРУДА>>, а Свердловское областное региональное отделение политической партии <<Российская партия труда>> не проводило предусмотренных законом собраний о переименовании отделения и не получило официальных документов от государственных органов о переименовании. Свердловское областное региональное отделение политической партии <<Российская партия труда>> до настоящего времени не проводило ни собрания, ни конференции с повесткой дня об изменении наименования Свердловского областного регионального отделения политической партии <<Российская партия труда>> в <<Патриоты России>>. Государственные регистрирующие органы самостоятельно не предъявляли к Региональному отделению никаких претензий, в судебные органы не обращались. Со стороны руководства Регионального отделения партии во главе с Беляевым С. И. предпринимались несколько попыток к судебному разрешению спора с Управлением Федеральной регистрационной службы по Свердловской области, которое без предоставления надлежащих протоколов от Регионального отделения партии, по собственной инициативе зарегистрировало переименование Регионального отделения, дезинформировало налоговые органы, которые внесли изменения в Единый государственный реестр юридических лиц. К сожалению и судебные власти отказываются рассматривать заявления по существу. Так, 4 октября 2006 г. определением Кировского районного суда г. Екатеринбурга заявление Председателя областного регионального отделения политической партии <<Российская партия труда>> С. И. Беляева о признании незаконным решения Главного управления Федеральной регистрационной службы Министерства Юстиции по Свердловской области о внесении изменений в учредительные документы регионального отделения политической партии <<Патриоты России>> оставлено без движения. 3 ноября 2006 г. Кировский районный суд г. Екатеринбурга вернул Беляеву С. И. данное заявление. 6 марта 2007 г. кассационная инстанция Свердловского областного суда оставила в силе определение Кировского районного суда. Определение Свердловского областного суда не выдано. 31 июля 2007 г. Председатель областного регионального отделения политической партии <<Российская партия труда>> С. И. Беляев обратился в Кировский районный суд г. Екатеринбурга с иском о признании незаконным действия Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области в части регистрации изменений в учредительные документы Свердловского регионального отделения политической партии <<Российская партия труда>>. Дело не рассмотрено. Не смотря на то, что государственные органы грубо вмешались во внутренние дела политической партии и ее регионального отделения (зарегистрировали переименование без решения собрания, выдали обновленный пакет государственных свидетельств гражданину Змееву Борису Николаевичу, депутату Законодательного собрания Свердловской области по партийному списку Коммунистической Партии РФ (или РКРП), которого в Российскую партию труда не принимали и не избирали руководителем Регионального отделения), а последовательная позиция угрожает безопасности партийным активистам, Свердловское областное региональное отделение политической партии <<Российская партия труда>> намерено добиваться рассмотрения своей жалобы в Европейском суде по правам человека по существу в полном объеме. 3. К вопросу о неприемлемости жалобы на основании части 3 статьи 35 Конвенции, поднятому в меморандуме Уполномоченным РФ при Европейском суде по правам человека, и к вопросу о нарушении статьи 11 Конвенции в связи с получением предупреждения Главного управления о представлении заявлений членов о вступлении в партию, поднятому Европейским судом по правам человека. Заявление о неприемлемости жалобы на основании части 3 статьи 35 Конвенции и ответ на вопрос Европейского суда о нарушении статьи 11 Конвенции в связи с получением предупреждения Главного управления о представлении заявлений своих членов о вступлении в партию, сделанные Уполномоченным РФ при Европейском суде по правам человека, основаны на одном заключении, согласно которому у властей Российской Федерации было полномочие требовать личные заявления граждан о вступлении в партию, а следовательно вмешательство в право на свободу объединения было основано на законодательстве. Данное утверждение властей Российской Федерации основано на незаконном толковании пункта <<а>> части 1 статьи 38 Федерального закона <<О политических партиях>>. Согласно части 2 статьи 11 Конвенции осуществление права свободы на объединение <<не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом>>. По мнению властей Российской Федерации таким законодательным ограничением является пункт <<а>> части 1 статьи 38 Федерального закона <<О политических партиях>>, наделяющих уполномоченные органы <<не чаще одного раза в год знакомиться с документами... региональных отделений, подтверждающими ... число членов политической партии>>. Региональное отделение не отрицает права уполномоченного органа <<знакомиться с документами... региональных отделений, подтверждающими... число членов политической партии>>. Однако Региональное отделение считает, что документами, подтверждающими число членов политической партии, являются документы отчетности партии составленные на основе протоколов собраний о принятии граждан в члены партии. Сами по себе личные заявления о вступлении в партию не являются документами, подтверждающими численность политической партии. Факт обращения гражданина с заявлением о вступлении в партию не влечет автоматически принятия его в ряды партии. Собранием Регионального отделения в удовлетворении заявления может быть отказано. Поэтому количество заявлений о вступлении в партию и количество членов партии, закрепленное в протоколах, не совпадает и совпадать не может. Кроме того, Главное управление приняло на себя бремя толкования закона, потребовав при проведении проверки конкретные документы, представляемые для проверки, что является вмешательством в компетенцию законодателя, который обязал партию информировать о численности, а определение формы информации оставил партийным структурам.. Европейский суд неоднократно указывал, что у неправительственных организаций есть право отказывать гражданам во вступлении в члены организации (так называемый <<негативный аспект>> права на объединение). В этом отношении можно привести решение по делу Объединенного общества машинистов и кочегаров против Соединенного Королевства от 27.02.2007 (Associated Society of Locomotive Engineers and Firemen (ASLEF) v. the UK). Профсоюз исключил одного из своих членов, Ли, так как тот был активистом политической партии крайне правового толка, а позиция этой партии противоречила целям и задачам профсоюза, изложенным в уставе, и профсоюз считал ее фашистской. Ли обжаловал свое исключение в трибунале по трудовым спорам, и профсоюз спустя несколько разбирательств вынужден был снова принять его в члены. Европейский суд постановил, что Англия допустила нарушение ст. 11 Конвенции, так как законодательство этой страны накладывало необоснованные ограничения на право профсоюзов определять условия своего членства. То есть Суд счел, что право неправительственной организации не принимать кого-либо в свои члены обладало приоритетом перед индивидуальным правом индивида быть членом организации. Таким образом, Главное управление при проведении проверки в подтверждение численности членов имеет право требовать только документы свидетельствующие по мнению регионального отделения о численности. Региональное отделение предоставляло Главному управлению протоколы. При чем при первоначальной регистрации Регионального отделения Главное управление сочло протоколы документами, подтверждающими численность, а на момент проверки потребовало еще и личные заявления с персональными данными граждан. Так как с момента изначальной регистрации до момента проведения первой проверки деятельности Регионального отделения численность членов партии в Свердловской области не изменилась, на проверку были представлены протоколы общего собрания о принятии граждан в члены партии. Требование же властей Российской Федерации о предоставлении личных заявлений не основано на законе, направлено на вмешательство во внутренние дела Регионального отделения. О последнем говорит и сам текст меморандума властей Российской Федерации, из которого следует, что целью требования предоставления личных заявлений является не проверка численности Регионального отделения, а <<удостоверение личности лиц>> (стр. 15 Меморандума), <<проверка персональных данных [партийных членов] и их подписей>> (стр. 16 Меморандума). Факт доступности персональных данных членов партии властям Российской Федерации приводит к тому, что члены партии опасаются, что представители власти воспользуются их персональными данными для оказания давления на них. Подобные действия властей являются нарушением ст. 11 Конвенции. Правовая позиция Европейского суда по <<охлаждающему эффекту>> подробно изложена в изначальной жалобе. На основании изложенного ПОЛАГАЮ у Европейского суда имеется юрисдикция ratione personae по рассмотрению жалобы Свердловского областного регионального отделения политической партии <<Российской партии труда>> на нарушение права, предусмотренного статьей 11 Конвенции; нет оснований для прекращения производства по жалобе по подпункту <<а>> пункта 1 статьи 37 Конвенции; нет оснований для признания жалобы неприемлемой на основании пункта 3 статьи 35 Конвенции; в действиях властей Российской Федерации имеется нарушение ст. 11 Конвенции; не возможным заключение мирового соглашения на данной стадии производства в связи с отказом властей Российской Федерации на заключение мирового соглашения. ПРОШУ взыскать с властей Российской Федерации компенсацию нематериального вреда в размере 5000 евро; взыскать с властей Российской Федерации расходы, возникшие и которые возникнут в связи с участием в деле в Европейском суде представителей Качанова Р. Е. и Буркова А. Л.; разрешить представить в Европейский суд перевод данного меморандума на английский язык и подробную подборку прецедентов Европейского суда по данному вопросу на английском языке до 7 ноября 2008 г. Председатель Свердловского областного регионального отделения политической партии <<Российская партия труда>> С. И. Беляев Приложение 1. Свидетельство Главного управления Министерства юстиции РФ по Свердловской области о государственной регистрации Свердловского областного регионального отделения политической партии <<Российской партии труда>> от 19 сентября 2002 г. 2. Свидетельство Управления Министерства РФ по налогам о сборам по Свердловской области о государственной регистрации Свердловского областного регионального отделения политической партии <<Российской партии труда>> в качестве юридического лица от 17 сентября 2002 г. 3. Заочное решение от 12 июля 2007 г. Кировского районного суда г. Екатеринбурга по иску Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области к Свердловскому региональному отделению <<партия российского единства и согласия>> о признании прекратившим деятельность в качестве юридического лица. 4. Определение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 4 октября 2006 г. об оставлении без движения заявления Председателя областного регионального отделения политической партии <<Российская партия труда>> С. И. Беляев о признании незаконным решения Главного управления Федеральной регистрационной службы Министерства Юстиции по Свердловской области о внесении изменений в учредительные документы регионального отделения политической партии <<Патриоты России>>; 5. Определение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 3 ноября 2006 г. о возврате Беляеву С. И. заявления о признании незаконным решения Главного управления Федеральной регистрационной службы Министерства Юстиции по Свердловской области о внесении изменений в учредительные документы регионального отделения политической партии <<Патриоты России>>; 6. Заявление от 31 июля 2007 г. Председателя областного регионального отделения политической партии <<Российская партия труда>> С. И. Беляева в Кировский районный суд г. Екатеринбурга о признании незаконным действия Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области в части регистрации изменений в учредительные документы Свердловского регионального отделения политической партии <<Российская партия труда>>. 7. Доверенность. 8 8.
Поделиться в социальных сетях:
Добавить комментарий: