Общественное объединение "Сутяжник"

Главная страница

Новости судебных дел

Судебное дело "Газета "Маяк" за доступность сысертских нормативных актов"


Запрос АНО "Редакция районной газеты "Маяк" о признании несоответствующему Уставу Свердловской области пункта 1.14. Решения Думы Сысертского городского округа от 13.09.2007. № 271 «О внесении изменений и дополнений в Устав Сысертского городского округа»

 

09.12.2007

 

   Адрес: 624020 Свердловская область, г. Сысерть, ул. К. Либкнехта, 40.

   Телефон (8-34374)6-85-74, факс 8(34374)6-91-73.

     * ИНН/КПП 6652001390/665201001

   Уставный Суд Свердловской области

   Адрес: 620075, г. Екатеринбург, ул. Пушкина, 19

   Заявитель: АНО <<Редакция районной газеты <<Маяк>>

   Адрес: 624022, г. Сысерть, ул. К. Либкнехта, 40

   Часть нормативного акта, подлежащая проверке:

   пункт  1.14. Решения Думы Сысертского городского округа от 13.09.2007.
   No.  271  <<О  внесении  изменений  и  дополнений  в Устав Сысертского
   городского округа>>

   Опубликован: <<Неделя Сысертская>> No. 42 (109) от 18 октября 2007 г.

   Орган местного самоуправления, принявший оспариваемый акт:

   Дума Сысертского городского округа

   Адрес: 624022, г. Сысерть, ул. Ленина, 35

                                  Запрос 

                 о соответствии Уставу Свердловской области

       части нормативного правого акта органа местного самоуправления

   Основанием  для  обращения  в  Уставный  суд  Свердловской  области  в
   соответствии  со  статьей 37 Закона Свердловской области <<Об Уставном
   суде Свердловской области>> является обнаружившаяся неопределенность в
   вопросе  о  том,  соответствуют  ли  Уставу Свердловской области пункт
   1.14.  Решения  Думы  Сысертского городского округа от 13.09.2007. No.
   271 <<О внесении изменений и дополнений в Устав Сысертского городского
   округа>> (далее по тексту - оспариваемое положение).

   В  соответствии  с  оспариваемым  положением  пункт 2 статьи 46 Устава
   Сысертского  городского  округа  был  изложен  в  следующей  редакции:
   <<Официальным  опубликованием  муниципальных  правовых  актов  и  иной
   официальной информации является публикация их полного текста в издании
   <<Вестник Сысертского городского округа>>.

   Считаю,  что  оспариваемые  нормы не соответствует Уставу Свердловской
   области, его статьям 2, 6, 7, 65, 90, 94 по следующим основаниям.

   В  соответствии  с  частью  1  статьи  7  Устава  Свердловской области
   <<Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы
   и  федеральные  законы,  принимаемые  по  предметам ведения Российской
   Федерации, имеют прямое действие на территории Свердловской области>>.

   Статьями  2  и  65  Устава  Свердловской  области закреплено, что <<на
   территории  Свердловской  области гарантируется защита и осуществление
   всех  прав  и  свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией
   Российской  Федерации>>,  а  <<органы  местного самоуправления обязаны
   соблюдать Устав и законы Свердловской области>>.

   Статья  90  Устава  Свердловской  области  устанавливает,  что местное
   самоуправление    осуществляется    на    основе    общих    правовых,
   территориальных   и   экономических   принципов  организации  местного
   самоуправления,  установленных  Конституцией  Российской  Федерации  и
   федеральными законами.

   Статья  94  Устава Свердловской области предусматривает, что <<Уставом
   муниципального  образования  определяются вопросы организации местного
   самоуправления в соответствии с федеральными и областными законами>>.

   В  соответствии  с частью 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации
   <<Органы  государственной  власти и органы местного самоуправления, их
   должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с
   документами  и материалами, непосредственно затрагивающими его права и
   свободы, если иное не предусмотрено законом>>.

   Согласно  части  3 статьи 15 Конституции Российской Федерации <<Законы
   подлежат   официальному   опубликованию.  Неопубликованные  законы  не
   применяются.  Любые  нормативные  правовые  акты, затрагивающие права,
   свободы  и  обязанности  человека  и гражданина, не могут применяться,
   если они не опубликованы официально для всеобщего сведения>>.

   Статья  44 ФЗ <<Об общих принципах организации местного самоуправления
   в  Российской  Федерации>>  (пункт  6  части  1)  предусматривает, что
   уставом  муниципального  образования должны определяться виды, порядок
   принятия   (издания),  официального  опубликования  (обнародования)  и
   вступления в силу муниципальных правовых актов.

   Статья  47  указанного федерального закона (части 2, 3) устанавливает,
   что  муниципальные  правовые  акты,  затрагивающие  права,  свободы  и
   обязанности   человека   и   гражданина,  вступают  в  силу  после  их
   официального   опубликования  (обнародования).  Порядок  опубликования
   (обнародования)  муниципальных  правовых актов устанавливается уставом
   муниципального   образования   и   должен   обеспечивать   возможность
   ознакомления  с  ними  граждан,  за исключением муниципальных правовых
   актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение
   которых ограничено федеральным законом.

   Конституционные  нормы,  содержащиеся в частях 15 и 24 Конституции РФ,
   как   неоднократно   указывал   Уставный   Суд  Свердловской  области,
   устанавливают  режим гласности в деятельности органов публичной власти
   в нашей стране.

   В  области  официальной  нормативной  информации этот режим включает в
   себя  обязанность  данных  органов не только официально опубликовывать
   нормативные  акты  и  иные  источники  права,  издаваемые ими, которые
   затрагивают  права,  свободы и обязанности человека и гражданина, но и
   опубликовывать  их  <<для  всеобщего  сведения>>,  т.е.,  чтобы  такой
   официально  опубликованный  нормативный  акт  был реально доступен для
   широких  масс  <<читающего>>  населения,  а не только для узкого круга
   муниципальных депутатов и муниципальных служащих.

   Опубликование  муниципальных  нормативных  правовых  актов  в  издании
   <<Вестник  Сысертского  городского  округа>>  не может отвечать данным
   конституционным  требованиям,  т.к.  единственным  массовым популярным
   изданием  в  Сысертском  городском  округе является газета <<Маяк>> и,
   следовательно,  опубликование  нормативных  актов  в данном издании, с
   учетом  сложившейся реальной ситуации в области печатных СМИ в округе,
   может считаться опубликованием <<для всеобщего сведения>>.

   Кроме   того,   оспариваемое  положение  нарушает  не  только  принцип
   гласности,  доступности  официальной информации, но и принцип правовой
   определенности,   т.к.   из   него   не  понятно,  каков  должен  быть
   количественный   тираж   официального   издания,  какова  должна  быть
   территориальная  сфера  его распространения, а также не понятно, будет
   ли  существовать  возможность  беспрепятственного  (без несоизмеримого
   ущерба   для   физических   и   психических   сил,  времени  и  денег)
   приобретения  всеми  <<читающими>>  гражданами  официального печатного
   издания.

   Очевидно,  что  эти  фундаментальные  вопросы,  являющиеся по существу
   критериями   соблюдения  конституционного  требования  общедоступности
   официальной  нормативной  информации  (<<для  всеобщего  сведения>>) и
   непосредственно   влияющие   на   право   граждан  на  ознакомление  с
   документами  и  материалами, непосредственно затрагивающими их права и
   свободы,  должны  быть  непосредственно урегулированы в Уставе округа,
   т.к.  регулирование  их  в  иных  актах (тем более есть вероятность не
   урегулирования  их  вовсе,  т.к.  оспариваемая норма ничего об этом не
   говорит)   создает   опасность  правовой  неопределенности,  опасность
   нарушения  принципа  гласности,  опасность  злоупотребления правами со
   стороны  того  субъекта,  в  чем  ведении  находится новое официальное
   печатное издание.

   В  соответствии  с  частью 2 статьи 6 Устава Свердловской области <<на
   территории   Свердловской   области   в  соответствии  с  Конституцией
   Российской   Федерации   действуют  общепризнанные  принципы  и  нормы
   международного  права  и международные договоры Российской Федерации и
   Свердловской области>>.

   Европейская  Конвенция  о  защите  прав  человека  и основных свобод в
   толковании,  данном  в  решениях Европейского Суда по правам человека,
   гарантирует     соблюдение     государством    принципов    <<правовой
   определенности>>, <<доступности>> законодательства.

   В  постановлении  по  делу  "САНДИ  ТАЙМС"  (THE  SUNDAY TIMES) ПРОТИВ
   СОЕДИНЕННОГО  КОРОЛЕВСТВА (Страсбург, 26 апреля 1979 года) Европейский
   Суд  по  правам  человека  указал:  <<по  мнению  Суда,  из  выражения
   "предусмотрены  законом" вытекают следующие два требования. Во-первых,
   право  должно  быть в адекватной мере доступным: граждане должны иметь
   соответствующую  обстоятельствам  возможность  ориентироваться  в том,
   какие правовые нормы применяются к данному случаю. Во-вторых, норма не
   может  считаться  "законом",  если она не сформулирована с достаточной
   степенью  точности,  позволяющей  гражданину сообразовывать с ней свое
   поведение:  он  должен иметь возможность - пользуясь при необходимости
   советами  -  предвидеть,  в  разумной  применительно к обстоятельствам
   степени, последствия, которые может повлечь за собой данное действие>>
   (п. 49).

   В  постановлении  по делу ОЛССОН (OLSSON) ПРОТИВ ШВЕЦИИ (Страсбург, 24
   марта  1988  года) Европейский суд указал: <<среди требований, которые
   Суд определил как вытекающие из фразы "предусмотрено законом", имеются
   следующие:

   a)  Какая-либо  норма  не  может  считаться  "законом",  если  она  не
   сформулирована   с   достаточной   точностью   так,   чтобы  гражданин
   самостоятельно  или,  если понадобится, с профессиональной помощью мог
   предвидеть  с  долей  вероятности,  которая может считаться разумной в
   данных  обстоятельствах,  последствия,  которые может повлечь за собой
   конкретное действие>>. (п. 61).

   Таким образом, оспариваемая норма, не устанавливая хотя бы минимальных
   критериев  общедоступности  официального  печатного  издания, нарушает
   принцип  гласности  в  деятельности органов местного самоуправления, и
   право   граждан   на   ознакомление   с   документами  и  материалами,
   непосредственно   затрагивающими   их   права  и  свободы,  вступая  в
   противоречие  со  статьями  2,  6,  7,  65, 90, 94 Устава Свердловской
   области.

   В  соответствии  со  ст.  83 закона Свердловской области <<Об Уставном
   Суде  Свердловской  области>>  правом  на  обращение  в Уставный Суд с
   запросом   о  соответствии  Уставу  Свердловской  области  нормативных
   правовых   актов,   принимаемых   органами   местного   самоуправления
   муниципальных  образований,  расположенных  на территории Свердловской
   области,   обладают   граждане,   иностранные   граждане  и  лица  без
   гражданства,   чьи   права   нарушаются  нормативным  правовым  актом,
   примененным  или  подлежащим  применению  в  конкретном  деле, либо их
   объединения.

   Ранее  официальным  печатным  изданием,  после  публикации  в  котором
   нормативные правовые акты и иная официальная информация муниципального
   образования  Сысертский  городской  округ  вступали  в  силу, являлась
   газета  <<Маяк>>,  что официально было закреплено в Уставе Сысертского
   городского  округа.  Это  газета,  имеющая  75-летнюю  историю,  и  на
   сегодняшний  день  является  самой  тиражной  и  популярной  газетой в
   Сысертском  городском  округе.  Соучредителем  газеты, до декабря 2005
   года  являлась  администрация  Муниципального образования <<Сысертский
   район>>, но по политическим мотивам вышла из состава учредителей.

   В  оспариваемой  редакции пункта 2 ст. 46 Устава определено, что новым
   официальным   печатным   изданием   является   <<Вестник  Сысерстского
   городского округа>>.

   Жители Сысертского городского округа, подписчики газеты, перед которым
   заявитель  несет  ответственность  согласно  ФЗ <<О средствах массовой
   информации  (ст.  38)>>, обращаются в редакцию с просьбой сообщить им,
   где  можно купить, получить, ознакомиться с новым официальным печатным
   изданием, однако, такую информацию заявитель предоставить не может.

   Таким  образом,  оспариваемые  нормы  были непосредственно применены к
   заявителю, нарушили его права и интересы, а также интересы читателей.

   На  основании изложенного, руководствуясь ст. 37, 83 Областного закона
   <<Об Уставном суде Свердловской области>>,

                                   Прошу:

   Признать  пункт  1.14.  Решения  Думы Сысертского городского округа от
   13.09.2007.  No.  271  <<О  внесении  изменений  и  дополнений в Устав
   Сысертского  городского  округа>>  не соответствующим статьям 2, 6, 7,
   65, 90, 94 Устава Свердловской области.

   Директор

   АНО <<Редакция районной газеты <<Маяк>> И. Л. Летемина

   " " декабря 2007 г.

   Приложение:

    1. ходатайство об уменьшении размера государственной пошлины.
    2. квитанция об уплате государственной пошлины.
    3. копия настоящего запроса (2 экз.).
    4. пункт   1.14.   Решения  Думы  Сысертского  городского  округа  от
       13.09.2007.  No.  271  <<О внесении изменений и дополнений в Устав
       Сысертского городского округа>> (2 экз.).

   Автономная некоммерческая организация "Редакция районной газеты "Маяк"

   4


Если вы хотите поддержать нашу деятельность, то введите в поле ниже сумму в рублях, которую вы готовы пожертвовать и кликните кнопку рядом:

рублей.      


Поделиться в социальных сетях:

  Diaspora*

Комментарии:

Добавить комментарий:

Ваше имя или ник:

(Войти? Зарегистрироваться? Забыли пароль? Войти под OpenID?)

Ваш e-mail (не обязателен, если укажете - будет опубликован на сайте):

Ваш комментарий:

Введите цифры и буквы с картинки (защита от спам-роботов):