12.02.2008
Дело No.2- 164 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 04 февраля 2008 года Первоуральский суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Карапетян Е.В. с участием прокурора Барышева Н.А. при секретаре Масленниковой И.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Терехова Владимира Геннадьевича о признании незаконным и возложение обязанностей по отмене Решения Первоуральской городской территориальной избирательной комиссии от 27.01.2008 года No. 4/29 УСТАНОВИЛ: решением Первоуральской городской Думы от 06 декабря 2006 года No. 394 назначены очередные выборы Главы городского округа Первоуральск на воскресенье 02 марта 2008 года. Постановлением избирательной комиссии Свердловской области No. 290 от 15.12.2006 года назначена Первоуральская городская территориальная избирательная комиссия с правом решающего голоса в составе 11 человек, на должность председателя Первоуральской городской территориальной избирательной комиссии назначена Маковлева И.А. Порядок работы Первоуральской городской территориальной избирательной комиссии определен Регламентом, который представлен в материалы гражданского дела и исследован в ходе судебного заседания 24 декабря 2007 года Терехов В.Г. обратился в Первоуральскую городскую территориальную избирательную комиссию с письменным уведомлением о выдвижении своей кандидатуры для баллотирования кандидатом на данных выборах и представил для этого необходимые документы. 24 января 2008 года Первоуральской городской территориальной избирательной комиссией от Терехова В.Г. приняты подписные листы в 3-х томах, содержащие 1025 подписей избирателей, собранные в поддержку его самовьщвижения кандидатом на должность Главы городского округа Первоуральск на выборах 02 марта 2008 года. По результатам проверки представленных Тереховым В.Г. документов и подписей избирателей Первоуральская городская избирательная комиссия решением от 27 января 2008 года No. 4/29 отказала Терехову В.Г. в регистрации кандидатом на должность Главы городского округа Первоуральск на вышеуказанных выборах. В качестве оснований для принятия данного решения избирательная комиссия указала недействительность значительного количества подписей избирателей в подписных листах, подвергнутых сплошной проверке (из 1025 проверенных подписей достоверные составили 672 подписи), что составляет менее 939 подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата на должность Главы городского округа Первоуральск. Не согласившись с данным решением Первоуральской городской избирательной комиссии, Терехов В.Г. обратился в Первоуральский городской суд с заявлением о его отмене, как незаконного. В обосновании своих доводов в заявлении Терехов В.Г. указывал нарушение процессуальных и материальных норм действующего избирательного законодательства. В ходе судебного заседания заявитель Терехов В.Г. поддержал заявленные требования в полном объеме, указав на то, что руководствуясь действующим законодательством, он выдвинул свою кандидатуру на должность Главы городского округа Первоуральск. 24 декабря 2007 года им было написано заявление в Первоуральскую городскую территориальную избирательную комиссию о .даче согласия баллотироваться кандидатом на должность Главы городского округа Первоуральск, был представлен пакет документов. В этот же день в Сберегательном Банке им был открыт счет. В этот же день через индивидуального предпринимателя им были заказаны подписные листы, которые получены им на следующий день в количестве 500 штук. Оплата выполненной работы произведена позднее 09 января 2008 года с его специального счета. Сбором подписей он начал заниматься через день после обращения в Первоуральскую городскую территориальную избирательную комиссию с уведомлением, то есть 26 декабря 2007 года. В его поддержку было собрано 1025 подписей избирателей. Комиссия признала достоверными только 672. Основания по которым было отказано, избирательная комиссия указала подпункты 3,5,6,7,8 пункта 5 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области. Самым большим количеством подписей признанных незаконными указано основание, предусмотренное подпунктом 8 пункта 5 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области, по которым составлен отдельный акт No. 2 к протоколу проверки подписей избирателей, собранных в его поддержку. Данный подпункт является отсылочным. Статьей 48 Избирательного кодекса Свердловской области, регламентирующей сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата и списков кандидата, предусмотрено два порядка сбора подписей. На выборах в органы местного самоуправления подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата. Сбор подписей осуществлялся им с 26.12.2007 года. На подписных листах, изготовленных за счет средств его избирательного фонда. В акт No. 2 включено 234 подписи. Эти же основания указаны в ряде подписей, указанных в акте No. 1, так в акте No. 1 под номером 16, том No. 1, номер страницы 52 указаны строки 245, 248, всего две строки. Эти же строки включены в акт No. 2, номер по порядку 18, том 1, 3 страницы в томе 52, количество строк в данном случае 5, то есть все подписи на строках с 250 по 254 всего 5 подписей исключены полностью. По акту No. 1 по подпункту 8, пункта 5 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области исключено еще 27 подписей избирателей, но фактически дополнительно количество подписей указанных в акте No. 2 их будет 25, так как 2 подписи, номер страницы 52 том 1 указаны в обоих актах. Общее количество подписей признанных не действительными по подпункту 8- по дате их сбора составляет 259. Учитывая, что представитель заинтересованного лица его требования в части 24 подписей признанных недействительными по подпункту 5 пункта 5 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области признал, то соответственно уже при таких подсчетах у него имеется необходимое количество голосов. Согласно представленной таблице No. 2 к его пояснениям им не оспаривается 43 подписи. Избирательной комиссией нарушены процессуальные нормы. Акт No. 2 является незаконным как по форме, так и по содержанию. Пунктом 8 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области предусмотрены ведомости проверки подписных листов, а не акт, в которых требуется указать номер папки, номер подписного листа и строки в подписном листе, в котором содержится каждая из подписей, признанная недостоверной. В акте No. 2 отсутствует указание на строку подписного листа. Акт No. 1 оспаривается не в полном объеме, а только 119 подписей. Он намеревался присутствовать в процессе проверки подписей избирателей, однако о дате времени и месте проведения проверки извещен не был. 24 января 2008 года около 18.00. час. секретарь избирательной комиссии не объясняя причину предложила ему приехать в избирательную комиссию. Приехав с поселка Пильная в 19.30. час. заместителем председателя Первоуральской городской территориальной избирательной комиссии Изотовым В.В. был зачитал протокол проверки подписей избирателей собранных в его поддержку при этом копии данных документов ему выданы не были. Он их получил только 25.01.2008 года. Представитель заявителя Терехова В.Г. - Качанов Р. Е. доводы своего доверителя поддержал. Представитель заинтересованного лица Горожанкин Д.А., действующий по доверенности No.1 от 31.01.2008 ( л.д. 122 ), выданной Первоуральской городской территориальной избирательной комиссией , требования заявителя не признал, указав, что Первоуральска^ городская территориальная избирательная комиссия при принятии оспариваемого решения действовала строго в соответствии с требованиями избирательного законодательства и никаких прав кандидата на должность Главы городского округа Первоуральск на выборах 02.03.2008 года Терехова В.Г. не нарушила. 06.12.2007 года Первоуральска городская Дума приняла решение о назначении очередных выборов Главы городского округа Первоуральск на 02.03.2008 года. 14.12.2007 года Первоуральска городская территориальная избирательная комиссия приняла решение No. 21/231, согласно которому необходимым для регистрации кандидата на должность главы городского округа Первоуральск является 939 подписей избирателей. 24.12.2007 года Терехов В.Г. представил в Первоуральскую городскую территориальную избирательную комиссию уведомление о своем согласии баллотироваться на должность Главы городского округа Первоуральск. 17.01.2007 года Терехов ВТ. представил в Первоуральскую городскую территориальную избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения и регистрации его в качестве кандидата на должность Главы городского округа Первоуральск в количестве 1025 подписей. 24.01.2008 года Терехов ВТ. был уведомлен по телефону о предстоящей проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения и регистрации его в качестве кандидата на должность Главы городского округа Первоуральск. 24.01.2008 года в соответствии с п. 3 ст. 52 Избирательного кодекса Свердловской области была проведена сплошная проверка вышеуказанных представленных подписей. Проверка была оформлена протоколом от 24.01.2008 года. Кроме того, по результатам проверки были составлены Акт No. 1 <<проверки подписей избирателей ...>> и Акт No. 2 <<проверки подписей избирателей...>>. Из 1025 проверенных подписей избирателей достоверными были признаны 672 подписи, что составляет менее 939 подписей, необходимых для регистрации кандидата на должность Главы городского округа Первоуральск. Недействительными признаны 353 подписи, что составляет 34,44 процента от числа проверенных. 25.01.2008 года кандидат на должность Главы городского округа Первоуральск Терехов ВТ. получил копии итогового протокола проверки подписей и копии Акта No. 1 и Акта No. 2 проверки подписных листов. По результатам проверки на основании п.п. 4 п. 7 ст. 53 Избирательного кодекса Первоуральская городская территориальная избирательная комиссия могла принять единственное решение - об отказе в регистрации Терехова ВТ. кандидатом на должность Главы городского округа Первоуральск на выборах 02.03.2008 года в связи выявлением 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки. 25.01.2008 года Терехов ВТ. был уведомлен о том, что решение о его регистрации, либо отказе в его регистрации кандидатом на должность Главы городского округа Первоуральск будет принято комиссией 27.01.2008 года. 27.01.2008 года Первоуральская городская территориальная избирательная комиссия провела заседание, на котором присутствовали 10 членов комиссии с правом решающего голоса из 11. За принятие решения об отказе в регистрации Терехова ВТ. кандидатом на должность Главы городского округа Первоуральск на выборах 02.03.2008 года все присутствующие на заседании комиссии члены проголосовали единогласно. 27.01.2008 года в 10 часов 25 минут было принято решение No. 4/29 об отказе в регистрации Терехова В.Г. кандидатом на должность Главы городского округа Первоуральск на выборах 02.03.2008 года. Решение было подписано председателем и секретарем Первоуральской городской территориальной избирательной комиссии. 27.01.2008 года Терехов ВТ. получил копию вышеуказанного решения. Никаких нарушений процедуры рассмотрения документов, представленных Тереховым В.Г. для регистрации кандидатом на должность Главы городского округа Первоуральск избирательной комиссией не допущено. С доводами заявителя Терехова ВТ. о том, что сбор подписей он может начинать со дня, следующим за днем уведомления кандидатом избирательной комиссии о своем выдвижении также не согласны. Пункт 2 ст. 48 Избирательного кодекса РФ закрепил, что подписные листа должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда. Ни на каком ином носителе, кроме как подписные листы, подписи избирателей в поддержку кандидата собраны быть не могут. Подписные листы были изготовлены 24.12.2008 года предпринимателем Розовей А.А. по договору от 24.12.2007 года, однако, оплачена данная работа была лишь 09.01.2008 года. Таким образом, именно с этого дня Терехов В.Г. мог начать сбор подписей избирателей в свою поддержку. Подписи, собранные до этого дня, в количестве 234 штук, были признаны недействительными. В части требований о признании недействительными 25 подписей избирателей по подпункту 5 пункта 5 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области признает, так как была нарушена процедура признания подписей недействительными - отсутствует письменное заключение эксперта. При этом в соответствии со статьями 29, 48, 51, 52, 53 Избирательного кодекса Свердловской области, требования Терехова В.Г. удовлетворению не подлежат. Исследовав материалы по делу, выслушав заявителя, его представителя, а также представителя заинтересованного лица, свидетеля, выслушав заключение прокурора, полагавшего признать действительными подписи избирателей, внесенные в подписные листы до момента оплаты подписных листов, суд находит требования, заявленные Тереховым, подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации << избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, ... считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд. Согласно ч. 1 ст. 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации <<суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме. Способы восстановления права конкретизированы в законодательных актах об избирательной системе. Разрешая дело по существу, суд первой инстанции принимает решение в соответствии с ч. 1 ст. 194 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно п. 3 ст. 75 Закона <<Об основных гарантиях избирательных прав>> и ст. 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе в Российской Федерации" решение суда обязательно для исполнения, в том числе и для избирательных комиссий, и служит достаточным основанием, в частности, для регистрации (восстановления регистрации), не требуя какого бы то ни было подтверждения с их стороны. Выдвижение и регистрация кандидатов на должность глав муниципальных образований осуществляется в соответствии со статьями 32-35, 37,38 Федерального закона <<Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации>>, статьями 33-36,43-54,73 и 75 Избирательного кодекса Свердловской области. Согласно пункту 3 статьи 52 избирательного кодекса Свердловской области проверке подлежат не менее 20% от необходимого для регистрации кандидата количества подписей в поддержку выдвижения каждого кандидата. В случае, если необходимое для регистрации количество подписей не превышает 1000 подписей, проверке подлежат все подписи. В соответствии с Федеральным Законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, при проведении проверки подписей избирателей, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей. Статьей 52 Избирательного кодекса Свердловской области урегулирована проверка достоверности данных, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, избирательными объединениями. Согласно пункту 5 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области недействительными подписями считаются : 1) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, а также подписи избирателей, место жительства которых находится за пределами территории соответствующего избирательного округа; 2) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (в этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел, сведений, полученных по каналам связи ГАС "Выборы" и подписанных электронной цифровой подписью председателя соответствующей избирательной комиссии, либо письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи); 3) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Кодексом сведений либо без указания даты внесения избирателем своей подписи в подписной лист; 4) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом; 5) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых не внесены ими собственноручно, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи; 6) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы; 7) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, либо если не указана или не внесена собственноручно дата заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно; 8) подписи избирателей, внесенные в подписные листы ранее сроков, установленных в пункте 2 статьи 48 настоящего Кодекса; 9) подписи избирателей, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 48 настоящего Кодекса; 10) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи; 11) все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном с несоблюдением требований, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, и (или) оформленном не в соответствии с приложениями 5, 6 и 7 к настоящему Кодексу; В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений. Подпункт 8 пункта 5 статьи 52 избирательного кодекса Свердловской области в качестве основания признания недействительными подписей избирателей указывает подписи, внесенные в подписные листы ранее сроков, установленных в пункте 2 статьи 48 избирательного кодекса Свердловской области. Статьей 48 Избирательного кодекса Свердловской области урегулирован порядок сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата, списков кандидатов, согласно которому <<в соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, на выборах депутатов Областной Думы и депутатов Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, на выборах в органы местного самоуправления подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов. Сторонами не оспаривается, что подписные листы изготавливались заявителем Тереховым В.Г. за счет средств соответствующего избирательного фонда. Данный факт нашел свое подтверждение и в документах, исследованных в ходе судебного заседания. Согласно договору на оказание услуг No. 1 от 24.12.2007 года Терехов В.Г., именуемый в дальнейшем <<Заказчик>> с одной стороны, и предприниматель без образования юридического лица Розовей А.А., именуемый в дальнейшем <<Исполнитель>>, заключили договор на изготовление подписных листов по выборам Главы городского округа Первоуральск. Согласно пункта 2.1. исполнитель обязался выполнить поручение в срок с момента заключения настоящего договора и по 26.12.2007 года включительно ( л.д. 85-86). Согласно товарно-транспортной накладной No. 275 от 26.12.2007 года изготовлены подписные листы в количестве 300 штук, аналогичное количество подписных листов указано и в счет-фактуре 00000356 от 26.12.2007 на оплату , стоимость услуги указана 201 руб. 78 коп. ( л.д. 87, 89) Согласно акту приема выполненных работ объем по изготовлению подписных листов по выборам Главы городского округа Первоуральск выполнен в период, определенный договором с 24-26.12.2007 ( л.д. 91). Согласно данным, исследованным в ходе судебного заседания, в Сберегательном Банке Российской Федерации 24.12.2007 открыт специальный избирательный счет на имя кандидата Терехова В.Г., что подтверждается договором ( л.д. 92-93) Платежным поручением No. 25907 от 09.01.2008 Терехов указанная сумма перечислена ИП Розовей, как оплата по счету No. 275 от 26.12.2007 ( л.д. 90). Предметом спора в данном случае является дата, с которой подписи избирателей могут собираться и вноситься в подписные листы. Пункт 2 статьи 48 избирательного кодекса Свердловской области закрепил два срока: * на выборах депутатов Областной Думы и депутатом Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов, * на выборах в органы местного самоуправления подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата. Такой же механизм сбора подписей определен Примерным порядком выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований и кандидатов на должности глав муниципальных образований в Свердловской области, утвержденный Постановлением Избирательной комиссии Свердловской области от 06.09.2007 No. 16/95 . Пунктом 5.2 данного Примерного порядка предусмотрено, что <<подписи при выборе глав муниципальных образований могут собираться со дня, следующего за днем представления в избирательную комиссию письменного заявления о согласии баллотироваться, заверения списка кандидатов. При таких обстоятельствах суд находит требования Терехова В.Г. в данной части подлежащими удовлетворению. Подписи избирателей собранных в поддержку выдвижения Терехова В.Г. кандидатом на должность Главы городского округа Первоуральск, выдвинутого в порядке самовыдвижения в количестве 234 подписей , указанных в акте No. 2 проверки подписей избирателей ( Л.Д. 17-118), и отраженных в копиях подписных листов к акту в 3 томах ( т.1- л.д. 165-239, том 2 - л.д. 1-31) , следует признать действительными. По этому же основанию подлежат включению подписи избирателей указанные в акте No. 1 ( т. 1 л.д. 115-116) : под порядковым номером 18, том 1, страница 54, номера строк 256-259 в количестве 4, а не 5, как указано в акте подписей. Суд расценивает это как описку или арифметическую ошибку, которая была выявлена в ходе судебного заседания. Кроме того, в порядковых номерах обоих актов отсутствует номер 6 ( шесть ) Порядковый No. акта 21, том 2, номер страницы 8, номер строк 34-38, 5 подписей. Порядковый No. 22 акта , том 2, номер страницы 9, номер строк 39-43, количество подписей 5. Порядковый No. акта 24, том 2, номер страницы 14, номер строк 64-68, количество подписей 5. Порядковый No. акта 25, том 2, норме страницы 16, номер строк 74-78,количество подписей 5. Всего 24 подписи избирателей. Другие подписи по тому же основанию - подпункт 8, пункта 5 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области, включенные в акт No. 1, учтены в акте No. 2. Соответственно, 234 подписи, указанные в акте No. 2 по проверке подписей избирателей ( т.1 л.д. 117-118), а также 24 подписи из акта No. 1 ( т.1 л.д. 115-116 ) составляют 258 подписей, признанных недействительными по дате внесенной в подписные листы ранее сроков установленных пунктом 2 статьи 48 Избирательного кодекса Свердловской области, следует признать действительными, внесенными в подписные листы в сроки, установленные в пункте 2 статьи 48 Избирательного кодекса Свердловской области.. В соответствии со статьями 37, 48, 51 Избирательного кодекса Свердловской области, учитывая численность избирателей, установленную по состоянию на 01 июля 2007 года по городскому округу Первоуральск, решением Первоуральской городской территориальной избирательной комиссией от 14.12.2007 No. 21/231 (т.1 л.д. 49-50) признано необходимым для регистрации кандидата на должность Главы городского округа Первоуральск 939 подписей, а также определено максимальное количество подписей, которое может быть представлено - 1033. Согласно подтверждению No. 1 ( т.1 л.д. 94 ) Тереховым 17.01.2008 года представлены документы для регистрации кандидатом на должность Главы городского округа Первоуральск, подписные листы 3 тома: 1 том - 77 листов, 373 подписи 2 том - 80 листов, 343 подписи 3 том - 64 листа, 309 подписей, протокол об итогах сбора подписей Согласно протоколу проверки подписей избирателей от 24.01.2008 ( т.1 л.д. 113-114), собранных в поддержку выдвижения Терехова В.Г. кандидатом на должность Главы городского округа Первоуральск, выдвинутого в порядке самовыдвижения, составленному в ходе сплошной проверки подписей избирателей установлено, что в томе No. 1 количество заявленных подписей 385, количество представленных и проверенных подписей 373, количество достоверных подписей 262, количество недействительных подписей 111. Соответственно в томе No. 2 эти цифры составят, 350 -343 - 220 - 123. Том 3 - 320 - 309 - 190 - 119. Из 1025 проверенных подписей избирателей, достоверными признаны 672 подписи, что составляет мене 939 подписей, необходимых для регистрации кандидата на должность главы городского округа Первоуральск 24 подписи избирателей, признанные недействительными по подпункту 5 пункта 5 ст. 52 Избирательного кодекса Российской Федерации , которые указаны в акте No. 1 ( т.1 л.д. 115-116) представителем заинтересованного лица Горожанкиным Д.А. не оспариваются в ходе судебного заседания, так как исключены без соблюдения требований, указанных в данном подпункте - без письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 4 ст. 52 Избирательного кодекса Свердловской области Соответственно, подписи избирателей, указанные в акте No. 1- под порядковым номером 7, том 1, No. страницы в томе 27, No.No. строк 122-124. количество строк 3, порядковый No. 10, том 1, No. страницы 33, No. строки 150-154, количество строк 5. Порядковый No. 13, том 1, No. страницы 48, No. строки 226 , количество строк 1. Порядковый No. 32, том 2, No. страницы 35, No. строки 171, количество строк 1. Порядковый No. 41, том 2, No. страницы 66, No. строк 320-324, количество строк 5. Порядковый No. 44, том 3, No. страницы 6, No. строк 29-30 , количество строк 2. Порядковый No. 47, том 3, No. страницы 17, No. строки 79 , количество строк 1. Порядковый No. 2, том 3, No. страницы 42 , No. строки 203 , количество строк 1., Таким образом, еще 19 подписей избирателей судом признаются действительными Подписи избирателей , указанные под порядковым номером 15 в акте No. 1 в количестве 5 строк и признанные недействительными по подпункту 5 пункта 5 ст. 52 Избирательного кодекса Свердловской области не подлежат дополнительному подсчету, так как уже засчитаны как действительные в акте No. 2, а в акт No. 1 включены повторно. Повторно по п.п. 5 п. 5 ст. 52 Избирательного кодекса Свердловской области не могут быть признаны незаконными. Учитывая, что 672 подписи признаны Первоуральской городской территориальной избирательной комиссией действительными, а также 258 подписей, признанных комиссией недействительными по сроку их внесения в подписные листы, 19 подписей, признанных недействительными по подпункту 5 пункта 5 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области, но признанных достоверными судом, в общей сумме составят 949 подписей. Учитывая, что из 1025 подписей представленных Тереховым В.Г., достоверных подписей 949 ( 672 + 258 ( это сумма чисел 234 и 24) + 19) при 939 необходимых, является количеством , достаточным для его регистрации кандидатом . Суд рассматривает требования Терехова В.Г. в рамках всех заявленных требований. Заявителем Тереховым В.Г. оспаривается незаконность признания недействительными подписей избирателей также и по акту No. 1 . Оспариваются позиции, указанные под порядковыми номерами 1,8,14,19,20,26,29,30,35,3638,45,48,51,53,54,58,59,60. Основаниями для признания подписей избирателей недействительными указаны в акте No.1 также подпункты 3 , 6, 7 пункта 5 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области. Пункт 3 вышеназванного закона в качестве основания недействительности подписей указывает на подписи избирателей без указания каких-либо истребуемых в соответствии с настоящим кодексом сведений, либо без указания даты внесения избирателей своей подписи в подписной лист, пункт 6 указывает на подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы. В ходе судебного заседания в качестве свидетеля была допрошена секретарь Первоуральского городской территориальной избирательной комиссии Черкасова О.Г., которой также представлена в материалы гражданского дела ксерокопия рабочего варианта акта No. 1. Из акта No. 1 заявителем оспариваются признанные недействительными подписи избирателей: порядковый No. 1, том 1, No. страницы 19, No. строки 84-88, количество строк 5 недействительность подписей - п.п.6 п.5 ст. 52 Избирательного кодекса Свердловской области. Причина признания 5 подписей избирателей по пояснению свидетеля Черкасовой О.Г. исправление - неточность, которая имеется в данных паспорта лица, составившего подписной лист, исправления в дате выдачи паспорта - год 2002. ( Данные подписи включены в акт No. 2.). Данный довод не может быть признан законным, гак как не соответствует основанию, указанному в подпункте 6 п.5 ст. 52 Избирательного кодекса Российской Федерации . Соответственно, признание подписи недействительной по п.п.6 -незаконно. Порядковый No. 8, том 1, No. страницы 29, No. строки 134, количество строк 1 . Основание , указанное в акте No.1 , тоже п.п.6 п.5 ст. 52 Избирательного кодекса Свердловской области . По пояснению свидетеля и черновому варианту акта ( л.д. ) исправления присутствуют в дате подписи избирателя. Такое основание предусмотрено п.п. п.5 ст. 52 вышеназванного закона, согласно которой подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, признаются недействительными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи. Соответственно, признание подписи недействительной по п.п.6 - незаконно. Порядковый No. 14, том 1, No. страницы 49, No. строки 233, количество строк 1. При этом данная стока включена в акт No. 2. В последствии в ходе судебного заседания, после осмотра подлинника подписного листа, где имеются исправления - наличие штриха в дате внесения подписи, данное требование заявителем Тереховым снято. Порядковый No. 19, том 1, No. страницы 70, No. строки 334-338, количество строк 5. недействительность подписей - п.п.6 п.5 ст. 52 Избирательного кодекса Свердловской области. Причина признания 5 подписей избирателей недействительными по пояснению свидетеля Черкасовой О.Г. исправление - неточность, которая имеется в данных паспорта лица, составившего подписной лист, исправления в дате выдачи паспорта - число и месяц Данный довод не может быть признан законным, так как не соответствует основанию, указанному в подпункте 6 п.5 ст. 52 Избирательного кодекса Российской Федерации. Соответственно, признание подписей недействительной по п.п.6 - незаконно. Порядковый No. 26, том 2, No. страницы 18, No. строки 87, количество строк 1. недействительность подписи - п.п.З п.5 ст. 52 Избирательного кодекса Свердловской области. Причина признания 1 ( одной) подписи избирателя по пояснению свидетеля Черкасовой О.Г. исправление - неточность имеется в дате внесения подписи избирателя. Однако подпункт 3 в качестве основания признания подписи избирателя недействительной указывает подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Кодексом сведений либо без указания даты внесения избирателем своей подписи в подписной лист. При этом подпунктом 5 предусмотрено иное основание признания подписи избирателя недействительной - подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист,. При этом обязательным основанием должно быть письменное заключение эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи; Соответственно, признание подписи недействительной по п.п.З - незаконно. Порядковый No. 29, том 2, No. страницы 23, No. строки 108-112, количество строк 5 и Порядковый No. 30, том 2, No. страницы 27, No. строки 128-132, количество строк 5. недействительность подписей - п.п.З п.5 ст. 52 Избирательного кодекса Свердловской области. Причина признания 5 подписей избирателя по пояснению свидетеля Черкасовой О.Г. адрес избирателей указан другими чернилами от тех, которыми написаны фамилия, имя, отчество и другие данные избирателей., в номере паспорта лица, заверившего подписи 5, а не 6 цифр. Учитывая, что подпункт 3 в качестве основания признания подписи избирателя недействительной указывает подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Кодексом сведений либо без указания даты внесения избирателем своей подписи в подписной лист, соответственно, признание 10 подписей недействительной по п.п.З - незаконно. Порядковый No. 45, том 3, No. страницы 7, No. строки 31-35, количество строк 5. недействительность подписей - п.п.З п.5 ст. 52 Избирательного кодекса Свердловской области. Причина признания 5 подписей избирателя по пояснению свидетеля Черкасовой О.Г. отсутствие данных квартиры лица, заверившего подписи избирателей, так как дом No. 80 по ул. Береговая в городе Первоуральске многоквартирный. Учитывая, что подпункт 3 пункта 5 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области в качестве основания признания подписи избирателя недействительной указывает подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Кодексом сведений либо без указания даты внесения избирателем своей подписи в подписной лист, отсутствие каких-либо данных в отношении лица, заверившего подписной лист, и признание 5 подписей избирателей недействительной по п.п.З п. 5 ст. 52 вышеназванного закона противозаконно. Порядковый No. 48, том 3, No. страницы 23, No. строки 109-113, количество строк 5. недействительность подписей - п.п.6 п.5 ст. 52 Избирательного кодекса Свердловской области. Причина признания 5 подписей избирателей недействительными по пояснению свидетеля Черкасовой О.Г. исправление - неточность в дате внесения подписи лица, собирающего подписи, а именно месяце. Данное основание не может быть признано законным, так как не соответствует основанию, указанному в подпункте 6 п.5 ст. 52 Избирательного кодекса Российской Федерации. Соответственно, признание подписей недействительными по п.п.6 - незаконно. Порядковый No. 51, том 3, No. страницы 39, No. строк 185,188,189, количество строк 3, из них оспаривается 2 строки, No. 188,189. Данные подписи избирателей признаны недействительными также по п.п.6 п.5 ст. 52 Избирательного кодекса Свердловской области. Со слов свидетеля Черкасовой О.Г. нарушена последовательность в дате сбора подписей, подписи 9 января указаны после 10 января 2008 года. Кроме того, имеются исправления в дате рождения избирателя в строке 185. Данное основание по строкам 188, 189 не может быть признано законным, так как не соответствует основанию, содержащемуся в подпункте 6 п.5 ст. 52 Избирательного кодекса Российской Федерации. Соответственно, признание 2 подписей избирателей недействительными по п.п.6 п. 5 ст. 52 вышеназванного закона - незаконно. Порядковый No. 53, том 3, No. страницы 45, No. строки 215,216,218, количество строк 3, из них оспаривается 2 строки, No. 215,216. Признание данных подписей избирателей недействительными ( нарушена последовательность внесения подписей избирателей и якобы существующее исправление в литере дома ) по вышеуказанному основанию также не может быть судом признано законным Аналогичные доводы у суда и с подписями избирателей, указанных в акте No.1 под порядковым No. 54,том 3, No. страницы 46, No. строки 220-223, количество строк 4, из них оспаривается 3, No. 221-223. ( по порядку дат внесения подписей избирателей в подписные листы) Порядковый No. 58, том 3, No. страницы 58, No. строки 278-282, количество строк 5, из них оспаривается 3, No. 278-280, а также порядковый No. 59, том 3, No. страницы 59, No. строки 283-286, количество строк 4, из них оспариваются все и порядковый No. 60, том 3,"No. страницы 64, No. строки 305-309, количество строк 5, из них все оспариваются, всего 12 подписей избирателей , которые признаны недействительными по причине отсутствия данных об Управлении внутренних дел, выдавшем паспорт лицу, заверившему подписной лист, и даты выдачи паспорта. Все подписи избирателей признаны недействительными по подпункту 3 п.5 ст. 52 Избирательного кодекса Свердловской области, что суд не может признать законным.. Однако подписной лист, заверенный лицом, собиравшим подписи, должен содержать данные о дате выдачи паспорта этому лицу. В силу Избирательного кодекса Свердловской области все подписи избирателей в подписном листе могут быть признаны недействительными по другому основанию, а именно , по подпункту 7 пункта 5 ст. 52 Избирательного кодекса Свердловской области в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, либо если не указана или не внесена собственноручно дата заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно; По данному основанию исключены подписи избирателей, указанные в акте No.1, которые оспаривает заявитель Терехов В.Г.: порядковый No. 20, том 1, No. страницы 72, No. строки 344,345, количество строк 2., Порядковый No. 35, том 2, No. страницы 49, No. строки 238-242, количество строк 5. Порядковый No. 36, том 2, No. страницы 51, No. строки 248-250, количество строк 3. Порядковый No. 38, том 2, No. страницы 59, No. строки 285-289, количество строк 5. По пояснению свидетеля Черкасовой в данных лица, заверившего подписные листы, отсутствуют сведения об органе, выдавшем паспорт. Кроме того, по позициям под порядковыми номерами 35,36,38 в данных избирателей отсутствует указание на область. Признание 15 подписей избирателей недействительными по п.п.7 - незаконно В соответствии с Избирательным кодексом Свердловской области подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата должны соответствовать приложению No. 6 к Избирательному кодексу Свердловской области. Согласно форме подписного листа подписной лист заверяют лица, которые обязаны указать фамилию, имя, отчество лица собиравшего подписи, адрес его места жительства, серию и номер его паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Необходимости внесения данных об органе (организации, учреждении), выдавшем документ отсутствует. Соответственно требования о необходимости внесения данных органе, выдавшем паспорт лицу, собирающему подписи, безосновательно, и соответственно исключение подписей избирателей и признании данных подписей недействительными по такому основанию противозаконно. В статью 38 Федерального закона <<Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации>> внесены изменения, касающиеся принятия избирательными комиссиями решений о регистрации, об отказе в регистрации. Норма дополнена п. 1.1, который возлагает на избирательную комиссию обязанность при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, известить об этом кандидата, избирательное объединение, которые не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о выдвинутых кандидатах, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей). При этом неполнота или несоблюдение требований к оформлению документов могут служить основаниями для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения отдельных кандидатов из списка кандидатов (см. подпункты <<в1>> и <<в">> пункта 24, подпункты <<б1>> и <<б">> пункта 25. подпункты <<з>> и <<и>> пункта 26 статьи 38 Федерального закона). Данная норма является императивной , то есть обязательной, поэтому избирательная комиссия, наделенная полномочиями по регистрации кандидата, списка кандидатов обязана предоставить кандидату, избирательному объединению возможность осуществления действий, предусмотренных настоящим пунктом. При этом в извещении избирательной комиссии должно быть указано, какие конкретно сведения о кандидате отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований закона, в чем состоит данное нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки. Устранение недостатков документов кандидатом может осуществляться неоднократно, но не позднее чем за день до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата. Если избирательная комиссия в установленный срок не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретно сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований закона, она не вправе принимать решение об отказе в регистрации. В случае, если судом будет установлено, что избирательная комиссия не выполнила требование пункта 1.1, о есть не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных ею нарушениях в избирательных документах, и при этом приняла решение об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов исключения кандидата из списка кандидатов), данное решение избирательной комиссии должно быть признано незаконным. Такое указание по применению указанной нормы Центральной избирательной комиссией Российской Федерации принято Постановление от 23 марта 2007 No. 203/1272-4 <<О разъяснении порядка применения ст. 38 Федерального закона <<Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Аналогичные разъяснения имеются и в постановлении Избирательной комиссии Свердловской области от 06.09.2007 No. 16/95 <<О Примерном порядке выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований и кандидатов на должность глав муниципальных образований в Свердловской области>>. Вышеуказанные требования Федерального закона Первоуральской городской территориальной избирательной комиссией исполнены не были, в связи с чем, оспариваемое заявителем Тереховым В.Г. решение не может быть признано законным. Кроме того, акт No. 2 , а также акт No. 1 по названию, не соответствует требованиям п. 8 ст. 52 Избирательного кодекса Свердловской области, согласно которому в случае, если проведенная избирательной комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктом 5 пункта 6 или подпунктом 4 пункта 7 статьи 53 настоящего Кодекса, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе получить в избирательной комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198, 260.1, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Заявление Терехова Владимира Геннадьевича удовлетворить. Решение Первоуральской городской территориальной избирательной комиссии от 27.01.2008 No. 4/29 <<Об отказе в регистрации Терехова В.Г. кандидатом на должность Главы городского округа Первоуральск на выборах 2 марта 2008 года>> признать незаконным, обязать Первоуральскую городскую территориальную избирательную комиссии зарегистрировать Терехова Владимира Геннадьевича кандидатом на должность Главы городского округа Первоуральск на выборах 2 марта 2008 года. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Первоуральский городской суд в течение 5 дней со дня принятия судом решения. Решение в мотивированном виде изготовлено 05 февраля 2008 года. Судья: подпись Копия верна. Судья (Карапетян Е.В.)
Поделиться в социальных сетях:
1. СЕРЖант - 13.02.2008 00:27:41
E-mail: black-white@bk.ru
Что и следовало ожидать. Только почему решение может быть обжаловано в течение 5 дней, а не 10?
2. Роман - 13.02.2008 12:48:09
СЕРЖант, почитайте главу 26 ГПК
3. Роман - 13.02.2008 12:49:19
А почему, чего и следовало ожидать? Скорее наоборот. Кандидат то от внесистемной опозиции, а не от власти....
4. Cam - 13.02.2008 15:09:29
поздравляю, Роман!
Добавить комментарий: