Общественное объединение "Сутяжник"

Главная страница

Новости судебных дел

Судебное дело "Сутяжник Роман Качанов против "иных СМИ""


Отзыв Екатеринбургской городской Думы по делу

 

24.03.2008

 

                            РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                      ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

                              ЧЕТВЕРТЫЙ СОЗЫВ

                   пр. Ленина, 24а, Екатеринбург, 620014

        ТЕЛ. 376-43-93 FAX. 371-86-93 E-mail: [1]orq@qduma.mplik.ru

               ОКПО 44655392. ИНН/КПП 6661061807 / 666101001

                           Ленинский районный суд
                              г. Екатеринбурга

                                   Отзыв

        на Заявление Качанова Р.Е. о проверке законности нормативных

       правовых актов органов местного самоуправления муниципального

                     образования <<город Екатеринбург>>

   Качанов  Р.Е.  обратился  в  Ленинский районный суд г. Екатеринбурга с
   Заявлением  о  проверке  законности нормативных правовых актов органов
   местного    самоуправления    муниципального    образования    <<город
   Екатеринбург>>,  в  котором  просит  признать пункт 7 статьи 52 Устава
   муниципального  образования <<город Екатеринбург>> в части слов <<либо
   в  ином официальном печатном издании, установленном городской Думой>>,
   пункт  3  Решения  Екатеринбургской городской Думы от 22 сентября 1998
   года  No.45/3  <<О публикации решений и постановлений Екатеринбургской
   городской  Думы  в  официальном издании и СМИ города Екатеринбурга>> в
   части  слов  <<или иных СМИ>>, Решение Екатеринбургской городской Думы
   от   22   сентября   1998   года  No.45/3  <<О  публикации  решений  и
   постановлений  Екатеринбургской городской Думы в официальном издании и
   СМИ города Екатеринбурга>> противоречащими законодательству Российской
   Федерации и недействующими.

   Екатеринбургская  городская Дума не согласна с требованиями Заявителя,
   считает   их   необоснованными  и  не  подлежащими  удовлетворению  по
   следующим основаниям:

   1.   Заявитель   одновременно   требует   признать   несоответствующим
   законодательству  как  полностью  Решение  Екатеринбургской  городской
   Думы  от  22  сентября  1998  года  No.45/3  <<О  публикации решений и
   постановлений  Екатеринбургской городской Думы в официальном издании и
   СМИ  города  Екатеринбурга>> (далее - Решение от 22 сентября 1998 года
   No.45/3)  так  и  в части пункта 3. Между тем, согласно части 1 статьи
   251   Гражданского  процессуального  кодекса  РФ  (далее  -  ГГДС  РФ)
   заявление  о  признании  нормативного  правового акта должно содержать
   требования  о  признании  его  противоречащим  закону  полностью или в
   части.  Одновременное  заявление  альтернативных  требований  является
   нарушением процессуального законодательства.

   Заявление  Качанова Р.Е. содержит обоснование заявленных им требований
   только по пункту 3 Решения от 22 сентября 1998 года No.45/3, тогда как
   в соответствии с частью 5 статьи 251 ГПК РФ, в случае оспаривания акта
   в целом, оно должно указывать на нарушения прав и свобод заявителя или
   неопределенного  круга  лиц  также  и  по  пунктам  1,  2, 4 - 7 этого
   решения.  Таким образом, основания для признания в целом Решения от 22
   сентября  1998  года  No.45/3  <<О  публикации решений и постановлений
   Екатеринбургской  городской  Думы  в  официальном издании и СМИ города
   Екатеринбурга>> несоответствующим законодательству отсутствуют.

   2.  Пунктом  3  статьи  47 Федерального закона от 06 октября 2003 года
   <<Об  общих принципах организации местного самоуправления в Российской
   Федерации>>  установлено,  что <<порядок опубликования (обнародования)
   муниципальных  правовых  актов  устанавливается уставом муниципального
   образования  и  должен  обеспечивать  возможность  ознакомления с ними
   граждан>>.  Подпунктом  6  пункта 1 статьи 44 Федерального закона <<Об
   общих  принципах  организации  местного  самоуправления  в  Российской
   Федерации>>  установлено,  что  в  уставе  муниципального  образования
   должны  определяться  <<виды, порядок принятия (издания), официального
   опубликования   (обнародования)  и  вступления  в  силу  муниципальных
   правовых  актов>>.  Указания  на  обязательность  определения в уставе
   муниципального  образования  конкретного  печатного  средства массовой
   информации указанный Закон не содержит.

   Во  исполнение вышеуказанных требований Федерального закона <<Об общих
   принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации>>
   статьей  52  Устава  муниципального образования <<город Екатеринбург>>
   установлены   виды   правовых   актов  Думы,  процедура  их  принятия,
   подписания  и  опубликования  (обнародования),  то  есть общий порядок
   правотворческой   деятельности   Думы.   Пунктом  2  указанной  статьи
   определено,  что  помимо  Устава  такой  порядок может быть установлен
   решениями  городской  Думы, поскольку устав муниципального образования
   на  местном  уровне  является  основополагающим  документом и не может
   регулировать  все  вопросы  местного  значения.  По  этой  же  причине
   оспариваемый  Заявителем  пункт  7  статьи  52  Устава  муниципального
   образования    <<город    Екатеринбург>>   определяет,   что   решения
   Екатеринбургской  городской Думы подлежат публикации (обнародованию) в
   <<Вестнике  Екатеринбургской городской Думы>> как в основном (главном)
   печатном  издании,  специально для этого предназначенном и учрежденном
   Екатеринбургской  городской  Думой и Главой Екатеринбурга, и допускает
   публикацию  в  ином  официальном печатном издании, установленном Думой
   дополнительно.  Следовательно,  Решение  Думы от 22 сентября 1998 года
   No.45/3   по  отношению  к  нормам  статьи  52  Устава  муниципального
   образования   <<город   Екатеринбург>>,   является   конкретизирующим,
   дополнительно  регулируя  порядок  публикации  решений  Думы.  Так,  в
   частности,  пунктом  1  указанного  решения  реализуется установленное
   подпунктом  7  пункта  1  статьи  17  Федерального  закона  <<Об общих
   принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации>>
   право   на  учреждение  печатного  средства  массовой  информации  для
   опубликования муниципальных правовых актов.

   Таким  образом,  Федеральный  закон  <<Об  общих принципах организации
   местного  самоуправления  в Российской Федерации>> не обязывает органы
   местного   самоуправления   учреждать  собственные  средства  массовой
   информации,  а  даёт  им  такое  право,  и не предписывает указывать в
   самом   уставе   муниципального   образования   название   конкретного
   печатного  издания, в котором публикуются муниципальные правовые акты.
   В  уставе  муниципального  образования  может быть определено название
   печатного  издания,  а  может  быть  просто  указан способ определения
   этого  печатного  издания,  в  том  числе  решением  представительного
   органа муниципального образования.

   3.  Екатеринбургская  городская Дума не обязана указывать в Решении от
   22 сентября 1998 года No.45/3 определенное печатное издание, поскольку
   в соответствии с пунктом 4 статьи 52 Устава муниципального образования
   <<город  Екатеринбург>>  обязанность  по  обнародованию принятых Думой
   Решений  возложена на Главу Екатеринбурга. В случае указания в решении
   Екатеринбургской   городской   Думы  иного  печатного  издания,  кроме
   <<Вестника  Екатеринбургской  городской  Думы>>,  Глава  Екатеринбурга
   обязан  данную  норму  исполнить.  Указание в каждом отдельном решении
   Думы  на  необходимость  опубликования  этого  решения дополнительно в
   газете  <<Вечерний  Екатеринбург>>  будет  исполнением  нормы пункта 7
   статьи 52 Устава муниципального образования <<город Екатеринбург>>.

   4.  Принимая в пределах своей компетенции решение по вопросам местного
   значения,  Екатеринбургская  городская Дума в тексте решения указывает
   на  то,  где  надлежит  его опубликовать. Обязательным в таких случаях
   всегда  является  указание  на  <<Вестник  Екатеринбургской  городской
   Думы>>  и  в  особо  важных  случаях, когда принятое решение требуется
   довести   в   кратчайшие   сроки   до  большего  количества  населения
   муниципального   образования   <<город   Екатеринбург>>,   указывается
   дополнительные  источник  -газета  <<Вечерний  Екатеринбург>>.  Доводы
   Заявителя  о  том,  что фраза <<и иных СМИ>> означает публикацию <<где
   угодно>>  не  подтверждаются  и  сложившейся практикой - публикации не
   только  решений  Думы, но актов Главы Екатеринбурга, других важных для
   города   документов   (или  информации)  только  в  газете  <<Вечерний
   Екатеринбург>>.    Например,   Глава   Екатеринбурга   с   2000   года
   (Постановление  от  19  июля  2000  года  No.755,  Постановление от 19
   февраля  2003 года No.175) по настоящее время (Постановление от 02 мая
   2007   года   No.1853   <<Об  официальном  опубликовании  актов  Главы
   Екатеринбурга>>)    определяет,    что    официальным   опубликованием
   постановлений   и   распоряжений   Главы   Екатеринбурга  является  их
   опубликование   в   газете  <<Вечерний  Екатеринбург>>.  Доказательств
   опубликования  нормативных  правовых  актов, принятых Екатеринбургской
   городской  Думой,  в  другом,  никому  не  известном источнике, помимо
   <<Вестника  Екатеринбургской  городской  Думы>>  и  газеты  <<Вечерний
   Екатеринбург>>, Заявителем не представлено.

   5. Доводы Заявителя о том, что под <<иными СМИ>> можно понимать не
   только периодическое печатное издание, но и, например, радио -,
   телепрограмму, также не основательны. Наименование оспариваемого
   Заявителем Решения Думы <<О публикации решений Екатеринбургской
   городской Думы в официальном издании и СМИ города Екатеринбурга>>
   напрямую указывает на публикацию как способ обнародования, исключая,
   таким образом, распространение в иных средствах массовой информации,
   кроме  периодических  печатных  изданий.  Более того, если исходить из
   понятия
   <<периодического печатного издания>>, установленного статьей 2 Закона
   Российской  Федерации  <<О  средствах массовой информации>>, когда под
   этим
   понимается   <<газета,  журнал,  альманах,  бюллетень,  иное  издание,
   имеющее
   постоянное  название,  текущий номер и выходящее в свет не реже одного
   раза в
   год>>,   газета  <<Вечерний  Екатеринбург>>  полностью  отвечает  этим
   требованиям.

   При  этом,  необходимо понимать, что публикация нормативного правового
   акта,  принятого  Екатеринбургской  городской  Думой,  только в газете
   <<Вечерний  Екатеринбург>>  невозможна.  В  любом  случае,  все  акты,
   принимаемые  Думой,  в  обязательном  порядке публикуются в <<Вестнике
   Екатеринбургской  городской  Думы>>.  Таким  образом, право граждан на
   ознакомление  с  принимаемыми Думой решениями не только не нарушается,
   но   и  предоставляется  возможность  более  оперативно  и  в  большем
   количестве  (по распространению газеты) получить информацию о принятых
   Думой решениях из газеты <<Вечерний Екатеринбург>>.

   6. В описываемом Заявителем случае, произошедшем во время
   рассмотрения его запроса в Уставном Суде Свердловской области, не
   произошло нарушения его прав, установленных статьей 15 Конституции
   Российской  Федерации. Так, Решение Екатеринбургской городской Думы от
   14  ноября  2006  года  No.79/31  <<О  внесении  изменений  в  Решение
   Екатеринбургской  городской  Думы  от 24 января 2006 года No.1/18 <<Об
   утверждении  Положения  <<О  порядке  и  сроках рассмотрения обращений
   граждан  в  органы  местного самоуправления муниципального образования
   <<город   Екатеринбург>>  было  опубликовано  и  в  газете  <<Вечерний
   Екатеринбург>>   No.   от   22   ноября  2006  года,  и  в  <<Вестнике
   Екатеринбургской  городской  Думы>>  No.118 от 22 ноября 2006 года. То
   есть, оба печатных издания были выпущены в свет в один день - 22
   ноября  2006  года  и  на  день  рассмотрения  дела  в  Уставном  Суде
   Свердловской  области  Решение  Екатеринбургской  городской Думы от 14
   ноября  2006  года  No.79/31  вступило  в  силу.  То  есть, публикация
   указанного   Решения  в  газете  <<Вечерний  Екатеринбург>>  не  имела
   принципиального  значения  для  разрешения  дела  Заявителя в Уставном
   Суде  Свердловской  области  и,  как следствие, не нарушила и не может
   нарушать его права и законные интересы.

   7.  Как  оспариваемое  Заявителем  Решение  от  22  сентября 1998 года
   No.45/3 в целом, так и его пункт 3 были ранее предметом рассмотрения в
   Уставном Суде Свердловской области, который своим Постановлением от 13
   мая  2003  года  по  делу  о  соответствии Уставу Свердловской области
   Решения   Екатеринбургской  от  22  сентября  1998  года  No.45/3  <<О
   публикации  решений  и постановлений Екатеринбургской городской Думы в
   официальном издании и СМИ города Екатеринбурга>> признал пункты 1, 2 и
   3  соответствующим  Уставу Свердловской области. При этом, в отношении
   пункта  3  Уставный Суд Свердловской области указал, что регулирование
   общего порядка официального опубликования правовых актов Думы возможно
   Уставом  муниципального  образования  <<город Екатеринбург>>. При этом
   Решение   от   22   сентября   1998   года   No.45/3   будет  являться
   конкретизирующим   по   отношению   к  норме,  закрепленной  в  Уставе
   муниципального    образования   <<город   Екатеринбург>>.   То   есть,
   <<регулирование    в   уставе   муниципального   образования   порядка
   официального опубликования нормативных правовых актов органов местного
   самоуправления   не   исключает  возможности  принятия  ими  отдельных
   правовых  актов,  касающихся тех или иных элементов этого порядка>>. В
   Определении Уставного Суда Свердловской области от 28 ноября 2006 года
   по  запросу  Качанова  Р.Е.  Уставный Суд Свердловской области ещё раз
   указал,  что <<опубликование решения Екатеринбургской городской Думы в
   газете  <<Вечерний  Екатеринбург>>  отвечает  требованиям официального
   опубликования  и не нарушает принципа гласности в деятельности органов
   местного самоуправления>>.

   На   основании   вышеизложенного,  руководствуясь  статьями  251,  253
   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

   ПРОШУ:

   В  удовлетворении требований Качанова Р.Е. о признании пункта 7 статьи
   52  Устава  муниципального  образования <<город Екатеринбург>> в части
   слов   <<либо  в  ином  официальном  печатном  издании,  установленном
   городской  Думой>>,  пункта  3 Решения Екатеринбургской городской Думы
   от   22   сентября   1998   года  No.45/3  <<О  публикации  решений  и
   постановлений  Екатеринбургской городской Думы в официальном издании и
   СМИ  города  Екатеринбурга>>  в  части  слов <<или иных СМИ>>, Решения
   Екатеринбургской  городской  Думы от 22 сентября 1998 года No.45/3 <<О
   публикации  решений  и постановлений Екатеринбургской городской Думы в
   официальном  издании  и  СМИ  города  Екатеринбурга>>  противоречащими
   законодательству Российской Федерации и недействующими отказать.

   Председатель

   Екатеринбургской 

   городской Думы Е.Н. Порунов

   исп. Ситник А.В., 371-33-13 

   

Ссылки

   1. mailto:orq@qduma.mplik.ru


Если вы хотите поддержать нашу деятельность, то введите в поле ниже сумму в рублях, которую вы готовы пожертвовать и кликните кнопку рядом:

рублей.      


Поделиться в социальных сетях:

  Diaspora*

Комментарии:

Добавить комментарий:

Ваше имя или ник:

(Войти? Зарегистрироваться? Забыли пароль? Войти под OpenID?)

Ваш e-mail (не обязателен, если укажете - будет опубликован на сайте):

Ваш комментарий:

Введите цифры и буквы с картинки (защита от спам-роботов):

        

 

 

15.05.2015г. распоряжением Минюста РФ СРОО "Сутяжник" включена в реестр иностранных агентов.