Судебное дело "Сутяжник Роман Качанов против "иных СМИ""
24.03.2008
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА ЧЕТВЕРТЫЙ СОЗЫВ пр. Ленина, 24а, Екатеринбург, 620014 ТЕЛ. 376-43-93 FAX. 371-86-93 E-mail: [1]orq@qduma.mplik.ru ОКПО 44655392. ИНН/КПП 6661061807 / 666101001 Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Отзыв на Заявление Качанова Р.Е. о проверке законности нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования <<город Екатеринбург>> Качанов Р.Е. обратился в Ленинский районный суд г. Екатеринбурга с Заявлением о проверке законности нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования <<город Екатеринбург>>, в котором просит признать пункт 7 статьи 52 Устава муниципального образования <<город Екатеринбург>> в части слов <<либо в ином официальном печатном издании, установленном городской Думой>>, пункт 3 Решения Екатеринбургской городской Думы от 22 сентября 1998 года No.45/3 <<О публикации решений и постановлений Екатеринбургской городской Думы в официальном издании и СМИ города Екатеринбурга>> в части слов <<или иных СМИ>>, Решение Екатеринбургской городской Думы от 22 сентября 1998 года No.45/3 <<О публикации решений и постановлений Екатеринбургской городской Думы в официальном издании и СМИ города Екатеринбурга>> противоречащими законодательству Российской Федерации и недействующими. Екатеринбургская городская Дума не согласна с требованиями Заявителя, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: 1. Заявитель одновременно требует признать несоответствующим законодательству как полностью Решение Екатеринбургской городской Думы от 22 сентября 1998 года No.45/3 <<О публикации решений и постановлений Екатеринбургской городской Думы в официальном издании и СМИ города Екатеринбурга>> (далее - Решение от 22 сентября 1998 года No.45/3) так и в части пункта 3. Между тем, согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГГДС РФ) заявление о признании нормативного правового акта должно содержать требования о признании его противоречащим закону полностью или в части. Одновременное заявление альтернативных требований является нарушением процессуального законодательства. Заявление Качанова Р.Е. содержит обоснование заявленных им требований только по пункту 3 Решения от 22 сентября 1998 года No.45/3, тогда как в соответствии с частью 5 статьи 251 ГПК РФ, в случае оспаривания акта в целом, оно должно указывать на нарушения прав и свобод заявителя или неопределенного круга лиц также и по пунктам 1, 2, 4 - 7 этого решения. Таким образом, основания для признания в целом Решения от 22 сентября 1998 года No.45/3 <<О публикации решений и постановлений Екатеринбургской городской Думы в официальном издании и СМИ города Екатеринбурга>> несоответствующим законодательству отсутствуют. 2. Пунктом 3 статьи 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года <<Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации>> установлено, что <<порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан>>. Подпунктом 6 пункта 1 статьи 44 Федерального закона <<Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации>> установлено, что в уставе муниципального образования должны определяться <<виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов>>. Указания на обязательность определения в уставе муниципального образования конкретного печатного средства массовой информации указанный Закон не содержит. Во исполнение вышеуказанных требований Федерального закона <<Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации>> статьей 52 Устава муниципального образования <<город Екатеринбург>> установлены виды правовых актов Думы, процедура их принятия, подписания и опубликования (обнародования), то есть общий порядок правотворческой деятельности Думы. Пунктом 2 указанной статьи определено, что помимо Устава такой порядок может быть установлен решениями городской Думы, поскольку устав муниципального образования на местном уровне является основополагающим документом и не может регулировать все вопросы местного значения. По этой же причине оспариваемый Заявителем пункт 7 статьи 52 Устава муниципального образования <<город Екатеринбург>> определяет, что решения Екатеринбургской городской Думы подлежат публикации (обнародованию) в <<Вестнике Екатеринбургской городской Думы>> как в основном (главном) печатном издании, специально для этого предназначенном и учрежденном Екатеринбургской городской Думой и Главой Екатеринбурга, и допускает публикацию в ином официальном печатном издании, установленном Думой дополнительно. Следовательно, Решение Думы от 22 сентября 1998 года No.45/3 по отношению к нормам статьи 52 Устава муниципального образования <<город Екатеринбург>>, является конкретизирующим, дополнительно регулируя порядок публикации решений Думы. Так, в частности, пунктом 1 указанного решения реализуется установленное подпунктом 7 пункта 1 статьи 17 Федерального закона <<Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации>> право на учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов. Таким образом, Федеральный закон <<Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации>> не обязывает органы местного самоуправления учреждать собственные средства массовой информации, а даёт им такое право, и не предписывает указывать в самом уставе муниципального образования название конкретного печатного издания, в котором публикуются муниципальные правовые акты. В уставе муниципального образования может быть определено название печатного издания, а может быть просто указан способ определения этого печатного издания, в том числе решением представительного органа муниципального образования. 3. Екатеринбургская городская Дума не обязана указывать в Решении от 22 сентября 1998 года No.45/3 определенное печатное издание, поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 52 Устава муниципального образования <<город Екатеринбург>> обязанность по обнародованию принятых Думой Решений возложена на Главу Екатеринбурга. В случае указания в решении Екатеринбургской городской Думы иного печатного издания, кроме <<Вестника Екатеринбургской городской Думы>>, Глава Екатеринбурга обязан данную норму исполнить. Указание в каждом отдельном решении Думы на необходимость опубликования этого решения дополнительно в газете <<Вечерний Екатеринбург>> будет исполнением нормы пункта 7 статьи 52 Устава муниципального образования <<город Екатеринбург>>. 4. Принимая в пределах своей компетенции решение по вопросам местного значения, Екатеринбургская городская Дума в тексте решения указывает на то, где надлежит его опубликовать. Обязательным в таких случаях всегда является указание на <<Вестник Екатеринбургской городской Думы>> и в особо важных случаях, когда принятое решение требуется довести в кратчайшие сроки до большего количества населения муниципального образования <<город Екатеринбург>>, указывается дополнительные источник -газета <<Вечерний Екатеринбург>>. Доводы Заявителя о том, что фраза <<и иных СМИ>> означает публикацию <<где угодно>> не подтверждаются и сложившейся практикой - публикации не только решений Думы, но актов Главы Екатеринбурга, других важных для города документов (или информации) только в газете <<Вечерний Екатеринбург>>. Например, Глава Екатеринбурга с 2000 года (Постановление от 19 июля 2000 года No.755, Постановление от 19 февраля 2003 года No.175) по настоящее время (Постановление от 02 мая 2007 года No.1853 <<Об официальном опубликовании актов Главы Екатеринбурга>>) определяет, что официальным опубликованием постановлений и распоряжений Главы Екатеринбурга является их опубликование в газете <<Вечерний Екатеринбург>>. Доказательств опубликования нормативных правовых актов, принятых Екатеринбургской городской Думой, в другом, никому не известном источнике, помимо <<Вестника Екатеринбургской городской Думы>> и газеты <<Вечерний Екатеринбург>>, Заявителем не представлено. 5. Доводы Заявителя о том, что под <<иными СМИ>> можно понимать не только периодическое печатное издание, но и, например, радио -, телепрограмму, также не основательны. Наименование оспариваемого Заявителем Решения Думы <<О публикации решений Екатеринбургской городской Думы в официальном издании и СМИ города Екатеринбурга>> напрямую указывает на публикацию как способ обнародования, исключая, таким образом, распространение в иных средствах массовой информации, кроме периодических печатных изданий. Более того, если исходить из понятия <<периодического печатного издания>>, установленного статьей 2 Закона Российской Федерации <<О средствах массовой информации>>, когда под этим понимается <<газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год>>, газета <<Вечерний Екатеринбург>> полностью отвечает этим требованиям. При этом, необходимо понимать, что публикация нормативного правового акта, принятого Екатеринбургской городской Думой, только в газете <<Вечерний Екатеринбург>> невозможна. В любом случае, все акты, принимаемые Думой, в обязательном порядке публикуются в <<Вестнике Екатеринбургской городской Думы>>. Таким образом, право граждан на ознакомление с принимаемыми Думой решениями не только не нарушается, но и предоставляется возможность более оперативно и в большем количестве (по распространению газеты) получить информацию о принятых Думой решениях из газеты <<Вечерний Екатеринбург>>. 6. В описываемом Заявителем случае, произошедшем во время рассмотрения его запроса в Уставном Суде Свердловской области, не произошло нарушения его прав, установленных статьей 15 Конституции Российской Федерации. Так, Решение Екатеринбургской городской Думы от 14 ноября 2006 года No.79/31 <<О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 24 января 2006 года No.1/18 <<Об утверждении Положения <<О порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления муниципального образования <<город Екатеринбург>> было опубликовано и в газете <<Вечерний Екатеринбург>> No. от 22 ноября 2006 года, и в <<Вестнике Екатеринбургской городской Думы>> No.118 от 22 ноября 2006 года. То есть, оба печатных издания были выпущены в свет в один день - 22 ноября 2006 года и на день рассмотрения дела в Уставном Суде Свердловской области Решение Екатеринбургской городской Думы от 14 ноября 2006 года No.79/31 вступило в силу. То есть, публикация указанного Решения в газете <<Вечерний Екатеринбург>> не имела принципиального значения для разрешения дела Заявителя в Уставном Суде Свердловской области и, как следствие, не нарушила и не может нарушать его права и законные интересы. 7. Как оспариваемое Заявителем Решение от 22 сентября 1998 года No.45/3 в целом, так и его пункт 3 были ранее предметом рассмотрения в Уставном Суде Свердловской области, который своим Постановлением от 13 мая 2003 года по делу о соответствии Уставу Свердловской области Решения Екатеринбургской от 22 сентября 1998 года No.45/3 <<О публикации решений и постановлений Екатеринбургской городской Думы в официальном издании и СМИ города Екатеринбурга>> признал пункты 1, 2 и 3 соответствующим Уставу Свердловской области. При этом, в отношении пункта 3 Уставный Суд Свердловской области указал, что регулирование общего порядка официального опубликования правовых актов Думы возможно Уставом муниципального образования <<город Екатеринбург>>. При этом Решение от 22 сентября 1998 года No.45/3 будет являться конкретизирующим по отношению к норме, закрепленной в Уставе муниципального образования <<город Екатеринбург>>. То есть, <<регулирование в уставе муниципального образования порядка официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления не исключает возможности принятия ими отдельных правовых актов, касающихся тех или иных элементов этого порядка>>. В Определении Уставного Суда Свердловской области от 28 ноября 2006 года по запросу Качанова Р.Е. Уставный Суд Свердловской области ещё раз указал, что <<опубликование решения Екатеринбургской городской Думы в газете <<Вечерний Екатеринбург>> отвечает требованиям официального опубликования и не нарушает принципа гласности в деятельности органов местного самоуправления>>. На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 251, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ПРОШУ: В удовлетворении требований Качанова Р.Е. о признании пункта 7 статьи 52 Устава муниципального образования <<город Екатеринбург>> в части слов <<либо в ином официальном печатном издании, установленном городской Думой>>, пункта 3 Решения Екатеринбургской городской Думы от 22 сентября 1998 года No.45/3 <<О публикации решений и постановлений Екатеринбургской городской Думы в официальном издании и СМИ города Екатеринбурга>> в части слов <<или иных СМИ>>, Решения Екатеринбургской городской Думы от 22 сентября 1998 года No.45/3 <<О публикации решений и постановлений Екатеринбургской городской Думы в официальном издании и СМИ города Екатеринбурга>> противоречащими законодательству Российской Федерации и недействующими отказать. Председатель Екатеринбургской городской Думы Е.Н. Порунов исп. Ситник А.В., 371-33-13 Ссылки 1. mailto:orq@qduma.mplik.ru
Поделиться в социальных сетях:
Добавить комментарий: