Судебное дело "Сутяжник Роман Качанов против "иных СМИ""
21.04.2008
Свердловский областной суд Адрес: 620019, Екатеринбург, ул. Московская, 120 Заявитель: Качанов Роман Евгеньевич Адрес: _________________________________________ Заинтересованные лица: Екатеринбургская городская Дума Адрес: 620014, Екатеринбург, проспект Ленина 24А Глава Екатеринбурга Адрес: 620014, Екатеринбург, проспект Ленина 24А Государственная пошлина: 50 рублей. Кассационная жалоба на Решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 4 апреля 2008 г. (мотивированное -- от 11 апреля 2008 г.) об оставлении без удовлетворения заявления Качанова Р.Е. о признании противоречащими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующими пункта 7 ст. 52 Устава Муниципального образования <<Город Екатеринбург>>, пунктов 4, 4 (повторяющийся), 5, 6, 7 Решения Екатеринбургской городской Думы от 22.09.1998 No. 45/3 <<О публикации решений и постановлений Екатеринбургской городской Думы в официальных изданиях и СМИ города Екатеринбурга>> Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 4 апреля 2008 г. (в окончательном виде изготовлено 11 апреля 2008 г.) мне было отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующими пункта 7 ст. 52 Устава Муниципального образования <<Город Екатеринбург>>, пунктов 4, 4 (повторяющийся), 5, 6, 7 Решения Екатеринбургской городской Думы от 22.09.1998 No. 45/3 <<О публикации решений и постановлений Екатеринбургской городской Думы в официальных изданиях и СМИ города Екатеринбурга>>. С указанным решением суда не согласен, считаю его незаконным и необоснованным как по содержанию, так и по процедуре принятия. 1. Суд необоснованно прекратил производство по делу в части признания противоречащими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующими пунктов 1, 2 и 3 Решения Екатеринбургской городской Думы от 22.09.1998 No. 45/3 <<О публикации решений и постановлений Екатеринбургской городской Думы в официальном издании и СМИ города Екатеринбурга>>. В данном случае суд не учел, что Уставный Суд Свердловской области проверяет нормативные акты исключительно на предмет их соответствия Уставу Свердловской области; правовые последствия решений судов, действующих в рамках конституционный и административной юстиции не одинаковы. Кроме того, Уставным Судом Свердловской области совершенно не рассматривался вопрос о соответствии Уставу Свердловской области нормы пункта 3 Решения Екатеринбургской городской Думы от 22.09.1998 No. 45/3 <<О публикации решений и постановлений Екатеринбургской городской Думы в официальных изданиях и СМИ города Екатеринбурга>> в части слов <<или иных СМИ>>, что следует из содержания Постановления от 13 мая 2003 года. Также в своем заявлении я ставил вопрос о несоответствии данного пункта в части указанных слов не только федеральному законодательству, но и новому Уставу города Екатеринбурга, который не действовал в период проверки Решения Екатеринбургской городской Думы от 22.09.1998 No. 45/3 <<О публикации решений и постановлений Екатеринбургской городской Думы в официальном издании и СМИ города Екатеринбурга>> на предмет его соответствия Уставу Свердловской области Уставным Судом Свердловской области в 2003 году. Конституционный Суд РФ, рассматривая возможность судебного оспаривания тех же самых норм (нормативных актов) по другим основаниям, отметил следующее: <<Часть восьмая статьи 251 ГПК Российской Федерации в системной связи с его статьей 248, согласно которой судья отказывает в принятии заявления по делу, возникшему из публичных правоотношений, если имеется решение суда, принятое по заявлению о том же предмете и вступившее в законную силу, и статьей 250, согласно которой после вступления в законную силу решения суда по делу, возникшему из публичных правоотношений, лица, участвующие в деле, а также иные лица не могут заявлять в суде те же требования и по тем же основаниям, не предполагает отказ суда в принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта, если основания, указанные в данном заявлении, отличаются от оснований, по которым судом ранее была проверена законность этого акта>>. Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, его правовые позиции, выраженные в своих решениях (постановлениях, определениях) носят общеобязательный характер и должны применяться судами, другими правоприменительными органами (статья 6 ФКЗ <<О Конституционном Суде Российской Федерации>>). Три пункта, в отношении которых суд прекратил производство, оспаривались мной в нормативном единстве с другими нормами и актами; их невозможно рассматривать в отдельности. Таким образом, данное обстоятельство является основанием для отмены решения суда вместе с отменой определения о прекращении производства по делу, в связи с необходимостью рассмотрения дела по существу в полном объеме, а не по частям. 2. Суд необоснованно отказал в удовлетворении моего ходатайства о приобщении к материалами дела мнения Уполномоченного по правам человека Свердловской области по делу, рассмотренному в Ленинском районном суде г. Екатеринбурга, в части нарушения прав заявителя и других жителей Екатеринбурга (копия прилагается). В частности, Уполномоченный по правам человека указал на то, что пункт 3 Решения Екатеринбургской городской Думы от 22.09.1998 No. 45/3 <<О публикации решений и постановлений Екатеринбургской городской Думы в официальном издании и СМИ города Екатеринбурга>> по нескольким параметрам нарушает права заявителя, нарушает принцип правовой определенности, федеральное законодательство и Устав муниципального образования <<город Екатеринбург>>. Однако Ленинский районный Суд г. Екатеринбурга не только отказался приобщать к материалам гражданского дела мнение Уполномоченного по правам человека по делу, чем унизил этот важнейший институт государственной власти Свердловской области в глазах общественности, но и прекратил производство по делу в части пункта 3 Решения Екатеринбургской городской Думы от 22.09.1998 No. 45/3 <<О публикации решений и постановлений Екатеринбургской городской Думы в официальном издании и СМИ города Екатеринбурга>>, которому посвящены несколько листов письменного мнения Уполномоченного по правам человека. Свой отказ в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела мнения Уполномоченного по правам человека Свердловской области суд обосновал тем, что суд наделен правом толкования действующего законодательства. Однако мной и не оспаривалось данная функция суда, т.к. мнение Уполномоченного по правам человека Свердловской области, равно как мнения иных органов и должностных лиц, не являются обязательными для суда; мнение Уполномоченного по правам человека Свердловской области подлежало оценки судом наряду с другими представленными доказательствами и доводами. Причем суд мог согласится с ним или отвергнуть его, но не имел право отказывать в приобщении его к материалам дела, т.к. оно отвечало признакам относимости и допустимости. Право стороны заявить ходатайство о приобщении к материалам дела того или иного доказательства вытекает из принципов состязательности и диспозитивности. Кроме того, в заголовке мнения Уполномоченного по правам человека прямо указывается на то, что оно направляется в Ленинский районный суд г. Екатеринбурга, а не заявителю; заявителю же Уполномоченный по правам человека по Свердловской области поручил передать свое мнение по делу суду, что он и попытался сделать во время судебного процесса. В своих многочисленных выступлениях Уполномоченный по правам человека Свердловский области часто говорит о том, что граждане обращаются к нему с целью истребования его мнения по их делам, рассматриваемым в судах; Уполномоченный по правам человека такие мнения предоставляет в письменном виде и они приобщаются судами к материалам дела. При этом Уполномоченный по правам человека Свердловской области призывает граждан и впредь обращаться к нему с такими просьбами. Таким образом, отказ суда в удовлетворении ходатайства заявителя о приобщении к материалам дела письменного мнения Уполномоченного по правам человека Свердловской области по делу является незаконным и необоснованным, нарушает гражданско-процессуальные принципы состязательности, равноправия сторон и диспозитивности. Данное нарушение является грубым процессуальным нарушением и должно влечь за собой отмену решения суда и направления дела для нового судебного рассмотрения. В этой связи, не доверяя Ленинскому районному суду в части разрешения данного своего ходатайства, заявляю ходатайство перед Свердловским областным судом о приобщении к материалам гражданского дела мнения Уполномоченного по правам человека Свердловской области, по делу, рассмотренному в части (и прекращенному в части) Ленинским районным судом г. Екатеринбурга по нарушению прав заявителя и других жителей Екатеринбурга (копия прилагается). 3. Решение Ленинского районного суда от 4 апреля 2008 г. по содержанию также не может быть признано законным и обоснованным. Как правильно отмечает суд, анализируя Федеральный закон <<Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации>> <<Таким образом, регулирование порядка официального опубликования (обнародования) нормативных правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления должно определяться в уставе муниципального образования>>. Однако далее им делается неверный вывод о том, что <<Оспариваемый заявителем пункт 7 статьи 52 Устава муниципального образования <<город Екатеринбург>> устанавливает порядок вступления в силу решений Екатеринбургской городской Думы>>. Обязанность регулирования порядка опубликования муниципальных нормативных правовых актов в Уставе муниципального образования, в том числе нормативно закрепить конкретные источники официального опубликования, прямо вытекает из пункта 1 статьи 44 Федерального закона <<Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации>>. Правотворческие органы, а тем более, суды своими решениями не могут изменять императивные нормы действующего законодательства. Екатеринбургская городская Дума, закрепив в Уставе города Екатеринбурга, в качестве официального органа опубликования актов Екатеринбургской городской Думы <<Вестник Екатеринбургской городской Думы>> и, тем самым, исполнив норму пункта 1 статьи 44 Федерального закона <<Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации>>, не имела право определять, что в иных нормативных актах могут устанавливаться иные источники официального опубликования ее нормативных правовых актов. Как правильно указывает суд, <<... в муниципальном образовании <<город Екатеринбург>> действуют два официальных печатных издания: <<Вестник Екатеринбургской городской Думы>>, являющийся официальным изданием Екатеринбургской городской Думы на основании решения Екатеринбургской городской Думы от 22.09.1998 No. 45/3 и газета <<Вечерний Екатеринбург>>, являющаяся официальным источником опубликования правовых актов Главы Екатеринбурга на основании Постановления Главы Екатеринбурга от 02.05.2007 No. 1853>>. Однако далее суд делает неправильный и не соответствующий действительности вывод о том, что <<Следовательно, положения оспариваемого пункта в части <<либо в ином официальном печатном издании, установленном городской Думой>> не нарушает прав Качанова Р.Е., так как круг официальных печатных изданий определен. Толкование заявителем данного положения, как возможность опубликования нормативных правовых актов в любых средствах массовой информации ни на чем не основано>>. Между тем, возможность официального опубликования нормативных актов Екатеринбургской городской Думы в <<иных СМИ>>, т.е. в любых других СМИ, а не только в <<Вестнике Екатеринбургской городской Думы>>, непосредственно вытекает из пункта 3 Решения Екатеринбургской городской Думы от 22.09.1998 No. 45/3 <<О публикации решений и постановлений Екатеринбургской городской Думы в официальных изданиях и СМИ города Екатеринбурга>>, который суд отказался рассматривать, прекратив производство по делу в части его оспаривания. Не на чем не основан и вывод суда о том, что <<Описываемый заявителем случай рассмотрения его дела в Уставном суде Свердловской области прав заявителя не нарушил, так как Решение Екатеринбургской городской Думы от 14.11.2006 No. 79/31, которым внесены изменения в оспариваемое заявителем в Уставном суде решение Екатеринбургской городской Думы от 24.01.2006 No. 1/18 было опубликовано как в газете <<Вечерний Екатеринбург>>, так и в <<Вестнике Екатеринбургской городской Думы>> 22 ноября 2006 г. и на день рассмотрения дела в Уставном суде Свердловской области вступило в законную силу. Публикация данного решения в газете <<Вечерний Екатеринбург>> принципиального значения для разрешения дела в Уставном суде Свердловской области не имела>>. Однако до заседания Уставного Суда Свердловской области 22 ноября 2006 г. вышла в свет только газета <<Вечерний Екатеринбург>>, <<Вестника Екатеринбургской городской Думы>> еще не было. Если бы он действительно вышел в свет 22 ноября 2006 г. представители главы Екатеринбурга и Екатеринбургской городской Думы обязательно представили бы его в заседание Уставного Суда, как это они сделали в отношении газеты <<Вечерний Екатеринбург>>. И, соответственно, Уставный Суд, вынося через неделю определение о прекращении производства по делу, также руководствовался бы не только газетой <<Вечерний Екатеринбург>>, но и <<Вестником Екатеринбургской городской Думы>>. Однако же он сослался только на <<Вечерний Екатеринбург>>, применив нормы, которые я оспариваю в этом процессе. Таким образом решение суда является неправосудным как по процедуре его вынесения, так и по содержанию. На основании изложенного и руководствуясь ст. 336-340 ГПК РФ, ПРОШУ: 1. Решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 4 апреля 2008 г. (мотивированное от 11 апреля 2008 г.) отменить. 2. Дело отправить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Екатеринбурга. Приложение: 1. Копия настоящей кассационной жалобы (4 экз.); 2. Копия письменного мнения Уполномоченного по правам человека Свердловской области по делу (4 экз); 3. Квитанция об уплате госпошлины. 21 апреля 2008 года ___________________Р.Е. Качанов
Поделиться в социальных сетях:
Добавить комментарий: