03.10.2008
Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга Адрес: 620019, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 2Б Истец: Рощин Алексей Петрович Адрес: ________________________________________ Ответчик: Екатеринбургское муниципальное объединение автобусных предприятий (ЕМУП МОАП) Адрес: 620027, г. Екатеринбург, ул. Челюскинцев, 35. ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ о признании незаконными (неправомерными) положений локальных нормативных актов ЕМУП <<МОАП>> о 12-минутном подготовительном времени Я работаю водителем рейсового автобуса в ЕМУП МОАП. В отношении меня работодателем были изданы Приказ No. 117 от 20.03.2008 г., Приказ No. 148 от 11.04.2008 г. о привлечении меня к дисциплинарной ответственности. Согласно приказу No. 117 от 20.03.2008 г. мне было объявлено замечание, и я был лишён премиальных выплат за март на 10 %. Согласно приказу No. 148 от 11.04.2008 г. мне был объявлен выговор. Основанием для вынесения приказов No. 117, No. 148 явилось якобы ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, выразившееся в невыходе на маршрут согласно расписанию. Указанные приказы мной были оспорены в судебном порядке. Решением мирового судьи судебного участка No. 1 Железнодорожного района г. Екатеринбурга от 7 июня 2008 г. (мотивированное - от 12 июня 2008 г.) мне было отказано в удовлетворении моего искового заявления о признании приказов незаконными. Апелляционным решением Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 29 августа 2008 г. (мотивированное - от 3 сентября 2008 г.) Решение от 07 июня 2008 года мирового судьи судебного участка No. 1 Железнодорожного района г Екатеринбурга Бочкаревой Е.Ю. по гражданскому делу по моему иску к ЕМУП <<Муниципальное объединение автобусных предприятий>> о признании приказов незаконными, взыскании премиальных выплат, было отменено в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконными приказов No. 117 от 20.03.2008 и No. 148 от 11.04.2008, было вынесено в этой части новое решение - о признании незаконными приказов No. 117 от 20.03.2008 <<О наложении дисциплинарного взыскания>> и No. 148 от 11.04.2008 <<О применении дисциплинарного взыскания>>. Удовлетворяя мое исковое заявление в части признания незаконными приказов директора АП-4 ЕМУП МОАП No. 117 от 20.03.2008 <<О наложении дисциплинарного взыскания>> и No. 148 от 11.04.2008 <<О применении дисциплинарного взыскания>>, Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга установил, что определенного коллективным договором, действующим на предприятии, и Рабочей инструкцией водителя автомобиля 12-и минутного периода времени для проведения подготовительных работ, объективно не достаточно (ни в зимнее, ни в летнее время года) для подготовки автобуса к рейсу. В частности, Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга указал следующее: <<Суд соглашается с позицией стороны истца о том, что отсутствие вины работника в неисполнении либо ненадлежащем исполнении возложенных на него трудовым договором обязанностей является обстоятельством, препятствующим в соответствии с действующим трудовым законодательством привлечению работника к дисциплинарной ответственности. Никем из сторон в судебном заседании не оспаривался тот факт, что 04.03.2008 и 11.04.2008 истец, своевременно прибыв к началу рабочей смены в автопарк и получив путевой лист у диспетчера, на линию в установленное расписанием автобусных рейсов время не выехал. Согласно п. 5. 1 коллективного трудового договора ЕМУП <<МОАП>> подготовительно-заключительное время установлено для водителей 18 минут в смену и 5 минут для прохождения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра (12 минут - подготовительное время и время медосмотра, 11 минут - заключительное время и время медосмотра) и включает в себя следующие работы: заправку автомобиля топливом, смазочными материалами и водой, оформление путевых документов, запуск двигателя, осмотр, проверку технического состояния и прием автомобиля, постановку его на отведенное место и другие работы, предусмотренные рабочей инструкцией (л.д. 76). Пункт 3.4. Рабочей инструкции водителя обязывает водителя при приемке автобуса проверить его исправность, а именно: устранены ли технические неисправности автобуса в соответствии с заявкой на ремонт, состояние и крепление колес, шин, подвески, стекол, зеркал, государственных и гаражных номеров, внешнего вида автобуса и чистоту салона, осмотр салона на предмет безопасности перевозки пассажиров и их имущества, кроме того, водитель должен проверить наличие и состояние средств пассивной безопасности, не менее двух исправных огнетушителей в кабине и салоне, двух укомплектованных аптечек, двух противооткатных упора и внутреннюю экипировку, пиктограммы о наличии аптечки, соответствующих надписей, информирующих о способах экстренного открывания дверей в случае ДТП, мест для пассажиров с детьми и инвалидов, стоимости проезда, штрафа за неоплаченный проезд, схемы движения городских автобусных маршрутов, прав пользования автобусом в городе, правильность установки и соответствие лобовых, боковых и задних указателей маршрутов, телефона диспетчера АП, гаражный номер автобуса, исправность всех запоров, всех люков, работу двигателя, рулевого управления, ГМП, тормозной системы, вспомогательного оборудования (стеклоочистителя, приборов освещения, световой и звуковой сигнализации), работоспособность радиостанции <<Моторола>>. Исследовав в судебном заседании представленные сторонами доказательства, оценив их в совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что доводы истца о недостаточности подготовительного времени (12 минут) для выполнения всех процедур, предусмотренных коллективным договором и рабочей инструкцией водителя, для подготовки автобуса к рейсу, стороной ответчика в ходе рассмотрения дела не опровергнуты. Указанные доводы подтверждаются обозревавшейся в судебном заседании видеозаписью хронометража подготовительного времени, проведенного истцом 24 03 2008 и составившего более 20 минут, при том, что истцом были выполнены не все перечисленные выше обязательные процедуры, а также показаниями свидетеля Чепчугова В.И, участвовавшего при проведении хронометража подготовительно-заключительного времени 22 08 2008. из которых следует, что подготовка автобуса к рейсу заняла у него 28 минут, при этом суд учитывает, что хронометраж ответчиком проводился в летнее время, когда отсутствует необходимость в длительном прогревании двигателя. Свидетель Чепчугов В. И. пояснил, что наиболее длительную по времени часть подготовительного времени занимает накачка воздухом компрессорной системы, которая может составлять у разных автобусов, в зависимости от стажа эксплуатации, от 3-4 минут до 10 минут. Свидетель и истец ездят на одинаковых автобусах марки Икарус-283 10, двигатель в них охлаждается при помощи антифриза, в связи с чем автобусы в холодное время года оставляют на улице, напротив, автобусы, в которых в качестве охлаждающей жидкости используется вода, на ночь оставляют в помещениях теплой стоянки. Из пояснений свидетеля следует, что при температуре воздуха ниже 25 градусов 12 минут для обогрева лобового стекла, которое замерзает за время нахождения автобуса на улице в ночное время, недостаточно. Просмотрев видеозапись хронометража, выполненную истцом, свидетель Чепчугов В. И. пояснил, что действия, выполнявшиеся истцом при подготовке автобуса к рейсу, соответствует перечню, определенному коллективным договором и рабочей инструкцией, при этом из показаний свидетеля следует, что подготовительное время можно сократить за счет не выполнения некоторых процедур, например, проверки давления в колесах, но это возможно только в том случае, если водитель постоянно ездит на одном и том же автобусе и хорошо знаком с его техническими характеристиками, если свидетель по каким-либо причинам выезжает в рейс на чужом автобусе, подготовку такого автобуса к рейсу он проводит полностью, в соответствии с требованиями рабочей инструкции. Представленную ответчиком и также обозревавшуюся в судебном заседании видеозапись хронометража подготовительно-заключительного времени, выполненного 22. 08. 2008 с участием водителя-перегонщика Бурганова К.Н., и акт, составленный по итогам проведения указанного хронометража (Л Д.), в соответствии с которым подготовительно-заключительное время составило 21 мин. 47 сек., из них 9 мин. 30 сек. - подготовительное время, 12 мин. 28 сек. - заключительное время, суд оценивает критически, так как, во-первых, автобус до начала проведения хронометража был уже с прогретым двигателем и накачанной компрессорной системой, водитель Бурганов К.Н., как следует из его показаний в судебном заседании, не выполнил ряд обязательных процедур, в частности, не проверил давление в колесах, работу световой сигнализации и уровень охлаждающей жидкости. Также критически относится суд и к акту по итогам проведения видеохронометражного наблюдения процессов подготовки к выезду и предрейсового обслуживания автобуса, проводившегося водителем Чепчуговым В.И. (л.д ), согласно которому подготовительное время составило 8 минут, заключительное время - 9 минут, так как указанный акт противоречит показаниям свидетеля Чепчугова В.И, данным им в судебном заседании, при этом свидетель пояснил, что первоначальная подготовка автобуса, занявшая 28 минут, не была занесена в акт, так как не была заснята на видеокамеру по техническим причинам, акт был составлен по итогам повторной подготовки автобуса к рейсу, когда двигатель автобуса был уже прогрет и компрессор накачан воздухом. Довод стороны ответчика о том, что истец, снимая на видеокамеру хронометраж подготовительного времени, умышленно сделал это 24. 03. 2008, в понедельник, поскольку автобус не находился в том месте, где его оставил Рощин А.П. в пятницу после рабочей смены (использовался другими водителями в субботу и воскресенье), в связи с чем истец значительное время потратил на поиски автобуса на территории автопарка, не могут быть приняты во внимание, поскольку другими доказательствами по делу, не вызывающими у суда сомнений и ответчиком не опровергнутыми, установлено, что даже при отсутствии необходимости осуществлять поиск автобуса на стоянках автопарка, подготовительное время занимает более 12 минут. То обстоятельство, что продолжительность подготовительно-заключительного времени установлена коллективным договором ЕМУП <<МОАП>>, согласованным с представительным органом работников предприятия, само по себе не свидетельствует о наличии вины истца в том, что время, затрачиваемое им на подготовку автобуса к рейсу, превышает установленное коллективным договором. Таким образом, поскольку в судебном заседании установлено, что истец 04. 03.2008 и 11. 04. 2008 по объективным причинам не мог в течение 12 минут подготовить автобус к рейсу в соответствии с требованиями рабочей инструкции, что свидетельствует об отсутствии в действиях Рощина А.П вины (умысла либо неосторожности), наличие которой в соответствии со ст 192 Трудового кодекса Российской Федерации является обязательным условием привлечения работника к дисциплинарной ответственности, суд полагает, что вынесенные ответчиком приказы No. 117 от 20. 03. 2008 и No. 148 от 11.04.2008 являются незаконными, в связи решение мирового судьи в части отказа в удовлетворении требования истца о признании этих приказов незаконными подлежит отмене с вынесением по делу в этой части нового решения - об удовлетворении заявленного Рощиным А.П. требования о признании названных приказов незаконными>> (выделено мной - А.Р.). В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ <<Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица>>. В соответствии со статьей 192 Трудового кодекса РФ <<За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником ПО ЕГО ВИНЕ возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям>>. Данное положение Закона исходит из того, что в силу общеправового принципа ответственности за вину, основанием для применения юридической ответственности любого вида, в том числе, дисциплинарной ответственности, является ВИНА субъекта, которая выступает в качестве основного элемента субъективной стороны состава правонарушения (в совокупности с другими элементами состава правонарушения). Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 25 января 2001 года по делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 1070 ГК Российской Федерации, наличие вины - общий и общепризнанный принцип юридической ответственности во всех отраслях права, и всякое исключение из него должно быть выражено прямо и недвусмысленно, т.е. закреплено непосредственно. В пункте 53 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации No. 2 от 17 марта 2004 г. <<О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации>> указано следующее: <<В силу статьи 46 (часть 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 (пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной. Учитывая это, а также принимая во внимание, что суд, являющийся органом по разрешению индивидуальных трудовых споров, в силу части 1 статьи 195 ГПК РФ должен вынести законное и обоснованное решение, обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции РФ и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а следовательно и дисциплинарной, ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм>>. В этой связи необходимо отметить, что существование в локальных нормативных актах организации, обязательных для исполнения, нормы, объективно невозможной к исполнению, приводит к тому, что работники вынуждены постоянно ее <<нарушать>>, перерабатывая свое рабочее время путем начала рабочей смены ранее установленного момента начала течения рабочего времени либо, начиная рабочую смену в установленное время, завершая подготовительные действия тогда, когда они уже обязаны выйти в рейс и работать на линии. Существование такой нормы приводит к тому, что за ее <<нарушение>> работодатель может в любой момент неограниченное количество раз привлекать работника к дисциплинарной ответственности, что, в частности, со мной произошло два раза. И работник в этом случае должен постоянно отстаивать свои права в суде, доказывая с огромным трудом незаконный характер нормы о 12-и минутном подготовительном времени, в виду невозможности ее исполнения, т.е. нарушающей общеправовой принцип ответственности за вину. Таким образом, создан <<легальный>> механизм эксплуатации труда работников, вынужденных начинать рабочую смену раньше (причем это время, выходящее за 12 минут, им не оплачивается, что противоречит понятию <<принудительного труда>>, закрепленного в статье 4 Трудового кодекса РФ и соответствующих конвенциях Международной организации труда), а также механизм постоянного привлечения к дисциплинарной ответственности тех работников, которые не начинают работать ранее установленного момента начала их рабочей смены, но которые вынуждены <<выходить>> за 12 минут подготовительного времени и вовремя не выходить в рейс. Из этого следует, что такая норма подлежит официальной дисквалификации как противоречащая общеправовому принципу ответственности за вину, общеправовому принципу свободы труда и запрета принудительного труда, нашедших свое отражение в статьях 2, 4 и 192 Трудового кодекса РФ, в связи с тем, что она создает ситуацию принуждения работников не исполнять эту норму, за что они потенциально неограниченное количество раз могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения, и ситуацию принуждения их начинать работу ранее установленного момента начала рабочей смены, т.е. ситуацию принудительного труда. В соответствии со статьей 24 ГПК РФ все трудовые споры подсудны районным (городским) судам. В соответствии со статьей 393 Трудового кодекса РФ государственная пошлина и иные судебные расходы по искам работников, вытекающих из трудовых отношений, не уплачивается. На основании изложенного и руководствуясь статьёй 131 ГПК РФ, Главой 60 Трудового кодекса РФ, ПРОШУ: Признать незаконными (неправомерными) и недействующими (недействительными) положения пункта 1.5. Рабочей инструкции водителя автомобиля, утвержденной и.о. генерального директора ЕМУП <<МОАП>> Н.М. Герасимовым 15.11.2004 года, в части слов <<продолжительностью 18 мин. в смену>> и пункта 5.3. Коллективного договора между Администрацией и работниками Муниципального объединения автобусных предприятий г. Екатеринбурга на 2007-2010 годы, утвержденного решением первичной профсоюзной организации (ЕМУП МОАП) Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства протоколом No. 1 от 15 мая 2007 года. Приложение: 1. Копия настоящего искового заявления (2экз.); 2. копия выдержки из Рабочей инструкции водителя автомобиля, утвержденной и.о. генерального директора ЕМУП <<МОАП>> Н.М. Герасимовым 15.11.2004 года (2 экз.); 3. копия апелляционного решения Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 29 августа 2008 г. по гражданскому делу по иску Рощина А.П. к ЕМУП <<Муниципальное объединение автобусных предприятий>> о признании приказов незаконными, взыскании премиальных выплат (2 экз.). Ходатайствую истребовать у ЕМУП <<МОАП>> полной текст Рабочей инструкции водителя автомобиля, утвержденной и.о. генерального директора ЕМУП <<МОАП>> Н.М. Герасимовым 15.11.2004 года, и полный текст Коллективного договора между Администрацией и работниками Муниципального объединения автобусных предприятий г. Екатеринбурга на 2007-2010 годы, утвержденного решением первичной профсоюзной организации (ЕМУП МОАП) Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства протоколом No. 1 от 15 мая 2007 года. 4 октября 2008 года _______________________А.П. Рощин 3
Поделиться в социальных сетях:
Добавить комментарий: