07.11.2008
Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванову А.А. Уважаемый Антон Александрович! Анализ инструкций арбитражных судов Российской Федерации, регламентирующих порядок пропускного режима, свидетельствует о допускаемых ими нарушениях конституционных принципов гласности судопроизводства и его информационной открытости, обусловленных искусственно создаваемыми препятствиями для прохода в их помещения. Как свидетельствует практика, подзаконными нормативными правовыми актами арбитражных судов Российской Федерации право на проход в здание суда предоставляется посетителям при наличии у них документа, удостоверяющего личность; определения о назначении дела к слушанию; доверенности представителю лица, участвующего в деле (для руководителя - документа, удостоверяющего его служебное положение, например, приказа о назначении); а также должностным лицам, имеющим право на беспрепятственный проход в государственные учреждения в соответствии с федеральным законодательством. Иные граждане Российской Федерации и должностные лица, желающие посетить открытое судебное заседание, при отсутствии у них документов, предусмотренных ведомственной инструкцией, права на проход в здание арбитражного суда не имеют. Подобные нормативные положения содержатся, в частности, в Инструкции по обеспечению пропускного и внутриобъектового режима и порядка несения дежурства на посту милиции 3 в Арбитражном суде города Москвы, Инструкции о пропускном режиме в Арбитражном суде Псковской области, Положении об организации пропускного режима и правилах поведения посетителей в здании Арбитражного суда Республики Бурятия. Сложившаяся в арбитражных судах Российской Федерации практика, ограничивающая право граждан на присутствие в открытом судебном процессе, противоречит гласности правосудия, гарантированной каждому статьей 123 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не соответствует она и требованиям верховенства закона. Открытость разбирательства дел во всех судах подразумевает предусмотренный федеральным законом порядок судопроизводства, допускающий свободный доступ в зал судебного заседания всех желающих, их право на получение информации и фиксирование ее установленными средствами, а также возможность ознакомления с вынесенными судебными решениями. Гласность отправления правосудия арбитражными судами оказывает не-обходимое воспитательное и предупредительное воздействие на присутствующих в зале судебного заседания, способствует укреплению законности и предупреждению правонарушений в предпринимательской и иной экономической деятельности. Вместе с тем, ограничение доступа граждан к отправлению правосудия свидетельствует не только о фактическом превращении открытых судебных процессов в закрытые, но и нарушает их право на свободное получение информации любым законным способом, гарантированное каждому частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации. В связи с этим, пунктом 8 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.96 No. 7, установлено, что пропускной режим должен обеспечивать как безопасность судей и работников аппарата арбитражного суда; поддержание порядка, необходимого для нормальной деятельности арбитражного суда; так и соблюдение принципа гласности разбирательства дел. Гарантом открытости осуществления правосудия в условиях независимости судебной власти должна быть сама судебная система, которая несет конституционную ответственность за соблюдение и защиту прав человека, в связи с чем, необходимым условием ее деятельности является обеспечение доверия общества к органам судебной власти, что во многом определяется их доступностью для населения. Изложенные обстоятельства позволяют обратиться к Вам, уважаемый Антон Александрович, с просьбой рассмотреть ситуацию с обеспечением открытости разбирательства дел в арбитражных судах Российской Федерации и принять меры к соблюдению конституционных прав граждан на открытое и гласное правосудие. Буду признателен за информацию о принятом Вами решении. С уважением, В.Лукин http://www.ombudsman.gov.ru/doc/vistup10/p28_10_08.shtml
Поделиться в социальных сетях:
1. tigress - 10.11.2008 08:39:20
E-mail: irinatigress@gmail.com
Да, скоро на нашего главного в стране омбудсмена будут смотреть, как на сумасшедшего, и это печально. Вот на меня, человека мало кому известного, кроме своего узкого круга, уже СЕГОДНЯ смотрят, как на сумасшедшую, и это нормально. Даже мое самолюбие от этого не страдает. Вот когда уважаемого мною (и не только) господина В.П. Лукина публично объявят сумасшедшим, пора будет бить тревогу...
2. Anonymous - 11.11.2008 14:41:44
E-mail: Alexander_Shumilov@rambler.ru
Перед кем же "сама судебная система" "несет конституционную ответственность за соблюдение и защиту прав человека" "в условиях независимости
судебной власти" от всех и вся? Уж явно не перед В.П.Лукиным. Может быть перед гарантом?
Добавить комментарий: