07.11.2008
Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванову
А.А.
Уважаемый Антон Александрович!
Анализ инструкций арбитражных судов Российской Федерации,
регламентирующих порядок пропускного режима, свидетельствует о
допускаемых ими нарушениях конституционных принципов гласности
судопроизводства и его информационной открытости, обусловленных
искусственно создаваемыми препятствиями для прохода в их помещения.
Как свидетельствует практика, подзаконными нормативными правовыми
актами арбитражных судов Российской Федерации право на проход в здание
суда предоставляется посетителям при наличии у них документа,
удостоверяющего личность; определения о назначении дела к слушанию;
доверенности представителю лица, участвующего в деле (для руководителя
- документа, удостоверяющего его служебное положение, например,
приказа о назначении); а также должностным лицам, имеющим право на
беспрепятственный проход в государственные учреждения в соответствии с
федеральным законодательством.
Иные граждане Российской Федерации и должностные лица, желающие
посетить открытое судебное заседание, при отсутствии у них документов,
предусмотренных ведомственной инструкцией, права на проход в здание
арбитражного суда не имеют.
Подобные нормативные положения содержатся, в частности, в Инструкции
по обеспечению пропускного и внутриобъектового режима и порядка
несения дежурства на посту милиции 3 в Арбитражном суде города Москвы,
Инструкции о пропускном режиме в Арбитражном суде Псковской области,
Положении об организации пропускного режима и правилах поведения
посетителей в здании Арбитражного суда Республики Бурятия.
Сложившаяся в арбитражных судах Российской Федерации практика,
ограничивающая право граждан на присутствие в открытом судебном
процессе, противоречит гласности правосудия, гарантированной каждому
статьей 123 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, не соответствует она и
требованиям верховенства закона.
Открытость разбирательства дел во всех судах подразумевает
предусмотренный федеральным законом порядок судопроизводства,
допускающий свободный доступ в зал судебного заседания всех желающих,
их право на получение информации и фиксирование ее установленными
средствами, а также возможность ознакомления с вынесенными судебными
решениями.
Гласность отправления правосудия арбитражными судами оказывает
не-обходимое воспитательное и предупредительное воздействие на
присутствующих в зале судебного заседания, способствует укреплению
законности и предупреждению правонарушений в предпринимательской и
иной экономической деятельности.
Вместе с тем, ограничение доступа граждан к отправлению правосудия
свидетельствует не только о фактическом превращении открытых судебных
процессов в закрытые, но и нарушает их право на свободное получение
информации любым законным способом, гарантированное каждому частью 4
статьи 29 Конституции Российской Федерации.
В связи с этим, пунктом 8 Регламента арбитражных судов Российской
Федерации, утвержденного Постановлением Пленума Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации от 05.06.96 No. 7, установлено, что
пропускной режим должен обеспечивать как безопасность судей и
работников аппарата арбитражного суда; поддержание порядка,
необходимого для нормальной деятельности арбитражного суда; так и
соблюдение принципа гласности разбирательства дел.
Гарантом открытости осуществления правосудия в условиях независимости
судебной власти должна быть сама судебная система, которая несет
конституционную ответственность за соблюдение и защиту прав человека,
в связи с чем, необходимым условием ее деятельности является
обеспечение доверия общества к органам судебной власти, что во многом
определяется их доступностью для населения.
Изложенные обстоятельства позволяют обратиться к Вам, уважаемый Антон
Александрович, с просьбой рассмотреть ситуацию с обеспечением
открытости разбирательства дел в арбитражных судах Российской
Федерации и принять меры к соблюдению конституционных прав граждан на
открытое и гласное правосудие.
Буду признателен за информацию о принятом Вами решении.
С уважением, В.Лукин
http://www.ombudsman.gov.ru/doc/vistup10/p28_10_08.shtml
1. tigress - 10.11.2008 08:39:20
E-mail: irinatigress@gmail.com
Да, скоро на нашего главного в стране омбудсмена будут смотреть, как на сумасшедшего, и это печально. Вот на меня, человека мало кому известного, кроме своего узкого круга, уже СЕГОДНЯ смотрят, как на сумасшедшую, и это нормально. Даже мое самолюбие от этого не страдает. Вот когда уважаемого мною (и не только) господина В.П. Лукина публично объявят сумасшедшим, пора будет бить тревогу...
2. Anonymous - 11.11.2008 14:41:44
E-mail: Alexander_Shumilov@rambler.ru
Перед кем же "сама судебная система" "несет конституционную ответственность за соблюдение и защиту прав человека" "в условиях независимости
судебной власти" от всех и вся? Уж явно не перед В.П.Лукиным. Может быть перед гарантом?
Добавить комментарий: