17.11.2008
В Кировский районный суд г. Екатеринбурга от заявителя Шаклеина Владимира Андреевича ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОЯСНЕНИЯ по своему заявлению об обжаловании решения органа государственной власти, нарушающего права человека Помимо доводов, изложенных в моем заявлении об обжаловании решения органа государственной власти, нарушающего права человека, также поясняю следующее. В своем отзыве на мое заявление от 07.11.2008 No. 09-15/35531 представитель Управления ФНС по Свердловской области ссылается на правомерность применения к спорным правоотношениям статьи 21.1. Федерального закона <<О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей>>, устанавливающей административный порядок лишения правоспособности юридического лица. Данное утверждение является несостоятельным, т.к. противоречит Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конституции Российской Федерации и действующему законодательству. Согласно статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года (ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 30.03.2998 г. No. 54-ФЗ) <<1. Каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. 2. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимым в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства>>. В достаточно большом количестве решений Европейский Суд констатировал нарушение государством-ответчиком права на свободу объединения (статья 11 Европейской Конвенции) в связи с отказом в государственной регистрации общественного или религиозного объединения в качестве юридического лица либо прекращением их деятельности в качестве юридического лица. Например, в пункте 31 решения по существу по делу Sidiropoulos and others v. Greece от 10.07.1998 г. Европейский Суд по правам человека указал следующее: <<Суд считает, так же, как и заявители, что отказ греческих судов зарегистрировать ассоциацию заявителей является вмешательством властей в право заявителей реализовать свои права на свободу объединения. Отказ лишил заявителей какой-либо возможности совместно или индивидуально достигать целей, которые указаны в Уставе организации и тем самым ограничил само право на объединение>>. В этом решении Европейский Суд по правам человека указал также следующее: <<...то, что граждане должны иметь право создать юридическое лицо для достижения общих целей и интересов - один из наиболее важных аспектов права на свободу ассоциации. Государства имеет право проверять, соответствует ли цель и деятельность объединения нормам законодательства, но они должны это делать способами, совместимыми с одним из важнейших документов. Суд считает, что отказ в регистрации нарушает права заявителей на свободу объединения и возможность совместно осуществлять цели...>>. Во всех делах, связанных с отказом в регистрации, принудительной ликвидацией (прекращением деятельности) общественных и религиозных объединений, т.е. связанных с реализацией права на объединение, гарантированной статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Европейский Суд по правам человека проверяет, было ли вмешательство государства в право на свободу ассоциаций <<предусмотрено законом>>, преследует ли оно одну или более правомерных целей согласно пункту 2 статьи 11 Конвенции и необходимо ли такое вмешательство <<в демократическом обществе>> для достижения этих целей. При этом нарушение государством хотя бы одного из указанных трех критериев является нарушением статьи 11 Конвенции. Так, в пункте 31 Решения <<Социалистическая партия и другие против Турции>> Европейский Суд по правам человека указал: <<Вмешательство является нарушением статьи 11, если оно <<не предусмотрено законом>>, не преследует одну или более правомерных целей согласно п. 2 и <<необходимо в демократическом обществе>> для достижения этих целей>>. В указанном решении Европейский Суд по правам человека, в частности, констатировал, что вмешательство в право на объединение было <<предусмотрено законом>>, имело одну из <<правомерных целей>> - <<защита национальной безопасности>>; однако это вмешательство не было <<необходимо в демократическом обществе>>, что позволило ему признать нарушение Турцией статьи 11 Конвенции. В пункте 32 Решения от 5 октября 2004 г. по делу <<Президентская партия Мордовии против России>> Европейский Суд по правам человека пришел к выводу о нарушении первого критерия - <<предусмотрено законом>>, что позволило ему отказаться от исследования фактов нарушения остальных двух критериев и признать нарушение статьи 11 Конвенции. Европейский Суд по правам человека, в частности, указал: <<Бесспорно, что рассматриваемое вмешательство не было предусмотрено законом. Придя к такому выводу, Суд не считает необходимым проверять, были ли другие требования параграфа 2 статьи 11 соблюдены - в частности, преследовало ли вмешательство законную цель и было ли необходимым в демократическом обществе>>. Относительно соблюдения Российской Федерацией в лице Управления ФНС по Свердловской области пункта 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в отношении <<Межрегионального цента прав человека>> необходимо отметить следующее. 1. Вмешательство в право на объединение не было <<предусмотрено законом>>. Так, Федеральный закон <<Об общественных объединениях>> является специальным по отношению к Федеральному закону <<О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей>>. В соответствии с общеправовыми принципами, в случае коллизии между общим и специальным законом, должен применяться специальный закон. Так, Конституционный Суд РФ указал на то, что <<в соответствии с общими принципами права в случае коллизии норм, регулирующих одни и те же общественные отношения, применению подлежат нормы закона, принятого по времени позднее, при условии, что в нем не установлено иное, при этом приоритетом над общими нормами обладают специальные нормы...>> (Определение Конституционного Суда РФ от 5 октября 2000 года No. 199-О; абзац третий пункта 2 мотивировочной части). В соответствии с последними частями статьи 29 Федерального закона <<Об общественных объединениях>> <<Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц. Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц. Непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц>>. Из указанных норм закона следует, что в них установлен специальный, отличный от других юридических лиц, порядок признания общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключения его из единого государственного реестра юридических лиц. Это можно сделать только путем обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с соответствующим заявлением в случае нарушения общественным объединением тех или иных норм Федерального закона <<Об общественных объединениях>>. Таким образом, вмешательство государства в право на объединение не было <<предусмотрено законом>>. 2. Вмешательство в право на объединение не преследовало хотя бы одной из <<правомерных целей>>. Ни уставные документы МЦПЧ, ни его деятельность не направлены на подрыв национальной безопасности и общественного порядка, на совершение беспорядков и преступлений, нарушение здоровья и нравственности, прав и свобод других лиц. Напротив, в уставных документах МЦПЧ в качестве цели деятельности указывается защита прав и свобод человека (правозащитная деятельность); данную деятельность МЦПЧ фактически и осуществляет. Доказательств иного Управление ФНС по Свердловской области не предоставило. 3. Вмешательство в право на объединение не было <<необходимо в демократическом обществе>>. Ни уставные цели, ни деятельность МЦПЧ не посягает на демократические устои общества, напротив, цели и деятельность МЦПЧ способствует их развитию и защите. Положения, аналогичные статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, содержит и Конституция Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации <<Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется>>. Согласно части 5 статьи 13 Конституции Российской Федерации <<Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни>>. Цели и действия МЦПЧ не были направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Доказательств обратного Управление ФНС по Свердловской области суду не предоставило. Таким образом, вмешательство Российской Федерации в мое право на объединение, гарантированное статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьей 30 Конституции Российской Федерации, не было <<предусмотрено законом>>, не преследовало ни одной из <<правомерных целей>>, не было <<необходимо в демократическом обществе>>. Следовательно, Российская Федерация в лице Управления ФНС по Свердловской области, приняв оспариваемое решение и осуществив оспариваемые действия, нарушило это право. Исходя из этого, решение Управления ФНС России по Свердловской области от 27.10.2006 No. 214 и действия Управления ФНС России по Свердловской области от 19.02.2007 г. об исключении Межрегиональной общественной организации <<Межрегиональный центр прав человека>> из Единого государственного реестра юридических лиц должны быть признаны незаконными, в том числе, нарушающим статью 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ. На Управление ФНС России по Свердловской области должна быть возложена обязанность восстановить мои права путем восстановления у Межрегиональной общественной организацией <<Межрегиональный центр прав человека>> правоспособности юридического лица. 18 ноября 2008 г. _______________________В.А. Шаклеин 4
Поделиться в социальных сетях:
Добавить комментарий: