Судебное дело "Сысертский предприниматель против Положения о Вестнике Сысертского городского округа"
26.12.2008
   Уставный Суд Свердловской области
   Адрес: 620075, г. Екатеринбург, ул. Пушкина, 19
   Заявитель: Кесельман Михаил Адольфович
   Адрес: ____________________________________
   Нормативный правовой акт, подлежащий проверке:
   Положение  о  периодическом  печатном  издании  <<Вестник  Сысертского
   городского округа>>
   Опубликован:  Газета  <<Неделя  Сысертская>> от 5 июля 2007 года No.27
   (094)
   Орган местного самоуправления, принявший оспариваемый акт:
   Дума Сысертского городского округа
   Адрес: 624022, г. Сысерть, ул. Ленина, 35
                                  Запрос 
                 о соответствии Уставу Свердловской области
          нормативного правого акта органа местного самоуправления
   Основанием  для  обращения  в  Уставный  суд  Свердловской  области  в
   соответствии  со  статьей 37 Закона Свердловской области <<Об Уставном
   Суде Свердловской области>> является обнаружившаяся неопределенность в
   вопросе  о  том, соответствуют ли Уставу Свердловской области ряд норм
   Положения  о  периодическом  печатном  издании  <<Вестник  Сысертского
   городского округа>>.
   Считаю,  что  Положение  о  периодическом  печатном  издании <<Вестник
   Сысертского  городского  округа>> не соответствует Уставу Свердловской
   области, его статьям 2, 6, 7, 65, 90, 94 по следующим основаниям.
   Я являюсь жителем Сысертского городского округа и, следовательно, имею
   не   ограниченное   несоразмерным  образом  право  на  ознакомление  с
   нормативными   правовыми   актами,   издаваемыми   органами   местного
   самоуправления    нашего   округа,   в   официальных   источниках   их
   опубликования. Однако это мое право существенным образом нарушается на
   территории округа длительное время.
   В  соответствии  с  частью  1  статьи  7  Устава  Свердловской области
   <<Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы
   и  федеральные  законы,  принимаемые  по  предметам ведения Российской
   Федерации, имеют прямое действие на территории Свердловской области>>.
   Статьями  2  и  65  Устава  Свердловской  области закреплено, что <<на
   территории  Свердловской  области гарантируется защита и осуществление
   всех  прав  и  свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией
   Российской  Федерации>>,  а  <<органы  местного самоуправления обязаны
   соблюдать Устав и законы Свердловской области>>.
   Статья  90  Устава  Свердловской  области  устанавливает,  что местное
   самоуправление    осуществляется    на    основе    общих    правовых,
   территориальных   и   экономических   принципов  организации  местного
   самоуправления,  установленных  Конституцией  Российской  Федерации  и
   федеральными законами.
   Статья  94  Устава Свердловской области предусматривает, что <<Уставом
   муниципального  образования  определяются вопросы организации местного
   самоуправления в соответствии с федеральными и областными законами>>.
   В  соответствии  с частью 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации
   <<Органы  государственной  власти и органы местного самоуправления, их
   должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с
   документами  и материалами, непосредственно затрагивающими его права и
   свободы, если иное не предусмотрено законом>>.
   Согласно  части  3 статьи 15 Конституции Российской Федерации <<Законы
   подлежат   официальному   опубликованию.  Неопубликованные  законы  не
   применяются.  Любые  нормативные  правовые  акты, затрагивающие права,
   свободы  и  обязанности  человека  и гражданина, не могут применяться,
   если они не опубликованы официально для всеобщего сведения>>.
   Статья  47  указанного федерального закона (части 2, 3) устанавливает,
   что  муниципальные  правовые  акты,  затрагивающие  права,  свободы  и
   обязанности   человека   и   гражданина,  вступают  в  силу  после  их
   официального   опубликования  (обнародования).  Порядок  опубликования
   (обнародования)  муниципальных  правовых актов устанавливается уставом
   муниципального   образования   и   должен   обеспечивать   возможность
   ознакомления  с  ними  граждан,  за исключением муниципальных правовых
   актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение
   которых ограничено федеральным законом.
   Конституционные  нормы,  содержащиеся в частях 15 и 24 Конституции РФ,
   как   неоднократно   указывал   Уставный   Суд  Свердловской  области,
   устанавливают  режим гласности в деятельности органов публичной власти
   в нашей стране.
   В  области  официальной  нормативной  информации этот режим включает в
   себя  обязанность  данных  органов не только официально опубликовывать
   нормативные  акты  и  иные  источники  права,  издаваемые ими, которые
   затрагивают  права,  свободы и обязанности человека и гражданина, но и
   опубликовывать  их  <<для  всеобщего  сведения>>,  т.е.,  чтобы  такой
   официально  опубликованный  нормативный  акт  был реально доступен для
   широких  масс  <<читающего>>  населения,  а не только для узкого круга
   муниципальных депутатов и муниципальных служащих.
   Опубликование  муниципальных  нормативных  правовых  актов  в  издании
   <<Вестник  Сысертского  городского  округа>>  не может отвечать данным
   конституционным требованиям.
   Как   видно   из   норм  оспариваемого  нормативного  акта,  <<Вестник
   Сысертского городского округа>> распространяется по закрытой подписке;
   его  тираж  составляет  всего  400  экземпляров  (пункт  3.4.); жители
   Сысертского  городского  округа  лишены возможности приобрести его для
   собственных нужд.
   Кроме  того, как видно, в частности, из пункта 3.8. Положения, мировые
   судьи   Сысертского   городского   округа,  Сысертский  районный  суд,
   вышестоящие  суды, функционирующие на территории Свердловской области,
   лишены   возможности   получения   <<Вестника  Сысертского  городского
   округа>>,   что   существенным   образом  нарушает  режим  доступности
   официальной   нормативный   информации   не   только  применительно  к
   физическим и юридическим лицам, но и к органам судебной власти.
   Исходя  из  этого,  можно  сделать  вывод,  что  принимая оспариваемое
   Положение  органы  местного  самоуправления  округа  даже  не пытались
   соблюсти   конституционно-правовой   режим   доступности   официальной
   нормативной  информации для граждан и для органов государственной и, в
   частности,  судебной  власти.  Таким  образом,  оспариваемое Положение
   подлежит  признанию  не  соответствующим Уставу Свердловской области в
   полном объеме.
   На  основании изложенного, руководствуясь ст. 37, 83 Областного закона
   <<Об Уставном суде Свердловской области>>,
                                   Прошу:
   Признать   Положение   о   периодическом  печатном  издании  <<Вестник
   Сысертского  городского  округа>>  не соответствующим статьям 2, 6, 7,
   65, 90, 94 Устава Свердловской области.
   Приложение:
    1. квитанция об уплате государственной пошлины.
    2. копия настоящего запроса (3 экз.);
    3. копия   Положения   о  периодическом  печатном  издании  <<Вестник
       Сысертского городского округа>> (3 экз.).
   _____________________М.А. Кесельман
   26 декабря 2008 г.
   3
   3
Добавить комментарий: