Судебное дело "Брехов против Российской Федерации"
10.10.2005
Европейский суд по правам человека Страсбург, Франция Настоящим обращением Брехов Анатолий Сергеевич информирует Европейский суд по правам человека о своем намерении представить в Европейский суд по правам человека жалобу о нарушении статьи 6.1 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьи 1 Протокола 1 к Конвенции. Обстоятельства дела: 1. Брехов Анатолий Сергеевич служил в войсковой части 23132 в России (войсковая часть Северо-Кавказского округа) и принимал участие в контртеррористической операции в Чеченской республике. Поскольку в данном районе проводились боевые действия, военнослужащим в соответствии с законодательством Российской Федерации полагались денежные выплаты за каждый день участия в боевых действиях. Данные суммы не были военнослужащим выплачены, в связи с чем заявитель обратился с исковым заявлением в суд о взыскании денежных сумм за 241 день участия в боевых действиях. 2. 17.06.2002 г. Владикавказский военный гарнизонный суд вынес решение о взыскании с пользу заявителя денежных средств за 241 день участия в боевых действиях с военной части N 23132. Решение не было обжаловано в кассационном порядке, вступило в законную силу. Исполнительный лист на взыскание задолженности за 241 день участия в боевых действиях был выдан 25 марта 2003 г. Владикавказским гарнизонным военным судом. 3. Исполнительный лист был направлен для исполнения в службу судебных приставов, однако был возвращен из службы судебных приставов в связи с тем, что для взыскания данных средств служба судебных приставов не наделена полномочиями, взыскание средств производится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации Об утверждении правил взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств из Федерального бюджета N 143 от 22.02.2001, которым установлено, что если должник является получателем средств федерального бюджета, исполнительные листы должны предъявляться в орган федерального казначейства по месту открытия должнику лицевого счета получателя средств. Однако в 2003 и 2004 году процесс передачи казначейству функций по обслуживанию войсковых частей, дислоцирующихся в Чеченской республике, не был завершен и данный вопрос находился в компетенции Северокавказского военного округа, вследствие чего на основании приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15 мая 2001 г., исполнительные документы были направлены 27 мая 2003 г. в адрес Северо-Кавказского военного округа. 4. 28 июля 2003 года Финансово-экономическим управлением Северо-Кавказского военного округа заявителю было сообщено, что войсковая часть 23132 до настоящего времени не была переведена на казначейскую систему исполнения бюджета в связи с тем, что Главным управлением федерального казначейства Министерства финансов РФ не решен вопрос открытия федерального казначейства в гарнизоне Ханкала, вследствие чего исполнительные листы судебных органов по взысканию средств федерального бюджета следует предъявлять по месту нахождения должника, то есть войсковой части 23132. Также в данном ответе сообщалось, что после поступления целевого финансирования на указанные денежные обязательства по решению судебных органов на лицевой счет должника, войсковой частью 23132 будет исполнено данное решение суда. 5. 7.04.2004 г. Уполномоченным по правам человека Свердловской области Министру обороны РФ было направлено обращение в защиту прав заявителя на своевременное исполнение решения суда. Уполномоченный по правам человека Свердловской области указывала в обращении, что решение суда остается неисполненным уже в течение двух лет. В обращении указывалось на то, что законодательством Российской Федерации предусмотрен специальный порядок исполнения подобных решений: Постановлением Правительства РФ Об утверждении правил взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств из Федерального бюджета N 143 от 22.02.2001 г. , исполнительные листы должны предъявляться в орган федерального казначейства по месту открытия должнику лицевого счета получателя средств. Однако, как сообщалось также в обращении Уполномоченного по правам человека, в мае 2003 года процесс передачи казначейству функций по обслуживанию войсковых частей, дислоцирующихся в Чеченской республике, не был завершен, вследствие чего исполнительные листы были направлены в адрес Командующего войсками Северо-Кавказского округа. Уполномоченный по правам человека Свердловской области в своем обращении ссылалась на нарушение в отношении заявителя статьи 6.1 Конвенции и статьи 1 Протокола 1 к Конвенции, прецеденты Европейского суда по правам человека и указывала на невозможность исполнения решения, поскольку порядок, установленный Постановлением правительства не исполняется, а контроль за исполнением исполнительных документов, направленных в адрес должников, полностью отсутствует. Более того, заявитель лишен возможности предъявить исполнительный документ к Министерству финансов РФ, поскольку исполнительные листы не возвращаются из военной части, куда они были направлены для исполнения. 5. В ответе на обращение Уполномоченного по правам человека Свердловской области, направленное в интересах заявителя, первым заместителем начальника Главного финансово-экономического управления Министерства обороны Кузнецовым В. 28 мая 2004 года указывалось на то, что воинская часть 23132 не переведена на обслуживание через органы федерального казначейства Минфина России.... В связи с чем указывалось на необходимость разъяснить взыскателям порядок исполнения судебного решения и принять меры к его реализации. 6. 15 июня 2004 года заявителю и Уполномоченному по правам человека Свердловской области, обращающемуся в защиту прав заявителя, была направлена копия ответа с поручением Командиру войсковой части 27777 и Первому заместителю начальника главного финансово-экономического управления министерства обороны РФ, разобраться по существу указанного обращения, разъяснить заявителю порядок исполнения судебного решения и принять меры к его реализации. До настоящего момента никаких действий официальными органами Российской Федерации для исполнения решения, вынесенного в пользу заявителя, не предпринято. Заявитель считает, что в отношении него нарушены статьи 6.1 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статья 1 Протокола 1 к Конвенции. Соответствующая часть статьи 6 1 Конвенции предусматривает: Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях... имеет право на справедливое разбирательство дела ...судом.... Статья 6.1 Конвенции гарантирует право на справедливое судебное разбирательство, неотъемлемой частью которого является право на своевременное исполнение решения национального суда, вступившего в законную силу. Длительное (в течение трех лет) неисполнение решения национального суда, вынесенное в пользу заявителя, нарушает право, гарантированное статьей 6.1 Конвенции. Как указано в п. 37 Решения Европейского суда по правам человека по делу Бурдов против России (7 мая 2002), не предприняв в течение нескольких лет необходимые меры для исполнения решений суда о присуждении денежных сумм по данному делу, российские власти лишили положения статьи 6 1 для заявителя какого-либо полезного смысла. Считаю, что российское законодательство в сфере исполнительного производства не соответствует части 1 статьи 6 Конвенции, так как ни в какой мере не обеспечивает полное и своевременное исполнение решений, особенно если речь идет о взыскании денежных средств с государственных органов. Для целей взыскания денежных средств с государственных органов и казны Российская Федерация устанавливает специальный порядок, который фактически исключает возможность взыскания средств в пользу граждан. Судебные приставы-исполнители, наделенные законом Об исполнительном производстве полномочиями по принудительному исполнению решений суда, в случае взыскания средств с государственных органов, никакими полномочиями не наделены и возвращают исполнительные листы, направленные в службу судебных приставов, со ссылкой на то, что не имеют полномочий и для исполнения таких решений установлен специальный порядок. Так, для исполнения решений по взысканию средств с получателей средств федерального бюджета, каким, например, является военная часть 23132, принято Постановление Правительства РФ Об утверждении правил взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств из Федерального бюджета N 143 от 22.02.2001 г. , согласно которому исполнительные листы должны предъявляться в орган федерального казначейства по месту открытия должнику лицевого счета получателя средств. Однако в 2003 и 2004 году процесс передачи казначейству функций по обслуживанию войсковых частей, дислоцирующихся в Чеченской республике, не был завершен, вследствие чего на основании Постановления Министерства финансов от 15.05.2001 г. исполнительные листы должны быть направлены непосредственно распорядителям федерального бюджета, то есть самому должнику. В такой ситуации отсутствуют какие-либо гарантии принудительного исполнения решения, взыскатель не обладает никакими правами стороны в исполнительном производстве, и исполнение решения может не проводиться сколь угодно долго, поскольку государственные органы ссылаются на то, что решение будет исполнено, как только на соответствующий счет поступят средства. (см. копия ответа из финансово-экономического управления Северо-кавказского военного округа от 28 июля 1003 г.). В п. 35 постановления Европейского суда по правам человека по делу Малиновский против России (7.07.2005 ) указано, что государство не вправе ссылаться на отсутствие средств в бюджете в оправдание неисполнения решения суда. Также нарушено право заявителя, гарантированное статьей 1 Протокола 1 к Конвенции - право на уважение собственности. Невозможность для заявителя добиться исполнения судебных решений составляла вмешательство в его право на пользование своей собственностью, как оно установлено в первом предложении первого параграфа статьи 1 Протокола 1. Документы, прилагаемые к жалобе: 1. Копия решения Владикавказского военного гарнизонного суда от 17.06.2002 г. 2. Копия исполнительного листа от 25 марта 2003 г. 3. Копия ответа от 28 июля 2003 года из финансово-экономического управления Северо-кавказского военного округа. 4. Копия обращения Уполномоченного по правам человека в интересах заявителя Министру обороны РФ от 7.04.2004 г. 5. Копия ответа от 28.05.2004 г. заместителя начальника Главного финансово-экономического управления Министерства обороны РФ 6. Копия ответа из финансово-экономического управления Северо-кавказского военного округа от 15.06.2004 г. ___ _______________2005 Брехов А.С.
Поделиться в социальных сетях:
1. Сергей Шенкман - 23.05.2009 17:08:55
E-mail: advshenk@mail.ru
Кто знает результат рассмотрения?
2. stefi - 24.05.2009 16:16:08
Как в горячие точки посылать,так быстро, а как платить-никого не найдешь. Россия в Европейском суде как посмешище со своим видением прав свободы и демократии.
3. Anonymous - 29.07.2009 14:32:38
A какие могут быть в данном случае комунтарии,
если наше правительство и МО РФ в частности
сплошь и рядом нарушает права своих граждан
военнослужащих в том числе.
4. Angry Butcher - 06.09.2009 13:29:20
На счет Шалинской части не знаю, но ВВешникам за 2000 год в течении 6 месяцев все выплатили, хотя слухи ходили, что командование некоторых из частей специально задерживали, а иногда и вовсе не выплачивали заслуженные деньги "чеченцам", прокручивая их в своих интересах........
5. Danilan - 06.12.2013 14:20:01
Была такая же хня,Только через пять лет через знакомого офицера путём отката (хотя б за 40 дней заплатите)получил свои кровные (вместо 80 дней)...
беспредел, встаёт вопрос на хуй мы туда лезли, если после такого кровопролития до сих пор там нет порядка? чурки сами себя перебили бы и хуй с ними...
Вместо этого они сейчас ходят среди нас и взрывают нас же улыбаясь...
Добавить комментарий: