14.01.2009
В Конституционный Суд Российской Федерации Адрес: 190000 г. Санкт-Петербург, Сенатская площадь, дом 1 Заявитель: Летемина Ирина Николаевна Адрес: ___________________________________________________ Законы, подлежащие проверке: Часть 2 статьи 260 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Опубликован: <<Парламентская газета>>, No. 220-221, 20.11.2002, <<Российская газета>>, No. 220, 20.11.2002, <<Собрание законодательства РФ>>, 18.11.2002, No. 46, ст. 4532. Пункт 2 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 г. No. 67-ФЗ <<Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации>>; Пункт 1 статьи 11.1. Федерального закона от 12 июня 2002 г. No. 67-ФЗ <<Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации>> Опубликован: <<Парламентская газета>>, No. 110-111, 15.06.2002, <<Российская газета>>, No. 106, 15.06.2002, <<Собрание законодательства РФ>>, 17.06.2002, No. 24, ст. 2253. Орган, принявший нормативный акт, подлежащий проверке: Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации Адрес: Москва, ул. Охотный ряд, 1 Государственная пошлина: 100 руб. ЖАЛОБА на федеральные законы, примененные в конкретном деле В соответствии с частью 4 статьи 125 Конституции РФ <<Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом>>. В соответствии со статьей 3 Федерального конституционного закона <<О Конституционном Суде Российской Федерации>> Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации>>. В соответствии с частью 2 статьи 96 Федерального конституционного закона <<О Конституционном суде Российской Федерации>> <<Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле...>>. В соответствии со статьей 36 Федерального конституционного закона <<О Конституционном Суде Российской Федерации>> поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в Конституционный Суд в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованием настоящего Федерального конституционного закона. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон...>>. Основанием для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации послужила возникшая неопределенность в том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации положения пункта 2 статьи 78, пункта 1 статьи 11.1 Федерального Закона от 12.06.2002 No. 67-ФЗ <<Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации>> и части 2 статьи 260 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 260 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации <<Заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть подано в суд в течение 10 дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения. Установленный настоящей частью процессуальный срок восстановлению не подлежит>>. Аналогичная норма содержится в пункте 2 статьи 78 Федерального Закона от 12.06.2002 No. 67-ФЗ <<Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации>>: <<Жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанный срок восстановлению не подлежит>>. В соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального Закона от 12.06.2002 No. 67-ФЗ <<Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации>> <<Если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события>>. Полагаю, что вышеуказанные нормативные предписания несоразмерно ограничивают право на судебную защиту, тем самым, нарушают его, что приводит к невозможности восстановления избирательных прав, нарушаемых действиями и решениями избирательных органов; данные нормы противоречат Конституции Российской Федерации и международным обязательствам России в области прав человека. Мои права были нарушены при следующих обстоятельствах. Решением Сысертской окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа No. 1 от 24 января 2008 г. No. 29 я была зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты Думы Сысертского городского округа четвертого созыва по Сысертскому пятимандатному избирательному округу No. 1 (копия Решения прилагается). Считая, что данное Решение Сысертской окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа No. 1 частично нарушает мои права, я обратилась с заявлением в Сысертский районный суд о признании незаконным Решения в части. В виду того, что Решение Сысертской окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа No. 1 от 24 января 2008 г. No. 29 было не по моей вине мной получено не сразу, а по истечение нескольких дней, я не имела физической возможности подать заявление в суд в 10-дневный срок, исчисляемый с момента вынесения данного решения. Да и для подготовки заявления в суд требовалось определенное время, в том числе, для изыскания юриста, обладающего профессиональными знаниями в области избирательного права, с целью реализации своего конституционного права на квалифицированную юридическую помощь. В связи с тем, что я проживаю в маленьком городке Сысерть, юриста, обладающего такими знаниями, мне удалось отыскать только в г. Екатеринбурге (административный центр Свердловской области). Данные обстоятельства оказали непосредственное влияние на то, что я подала заявление в суд с небольшим <<выходом>> за 10-дневный период, исчисляемый в силу пункта 1 статьи 11.1 Федерального Закона от 12.06.2002 No. 67-ФЗ <<Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации>> с момента принятия решения Сысертской окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа No. 1. Дело было рассмотрено Сысертским районным судом Свердловской области по существу с вызовом сторон. Зная о наличии 10-дневного срока для подачи заявления, исчисляемого с момента принятия решения избирательной комиссией и не подлежащего восстановлению, в своем заявлении я безуспешно попыталась обосновать, что действиями избирательной комиссии были нарушены мои не избирательные, а трудовые права, с тем, чтобы дело рассматривалось судом не по правилам Главы 26 ГПК РФ, а по правилам Главы 25 ГПК РФ (а в этой Главе установлен 3-х месячный срок для защиты права). Сделала это я, в связи с тем, что понимала, что в Законе установлен четко и определенно сформулированный запрет восстановления срока для обращения в суд; причем данный срок исчисляется не с момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав, а с момента вынесения решения избирательной комиссией. Несмотря на наличие данной нормы, в судебном заседании я попыталась объяснить председательствующему судье ситуацию и заявить ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд. Однако председательствующий мне разъяснил, что я не могу даже заявитель такое ходатайство, в связи с тем, что оно <<заведомо неудолетворяемо в силу Закона>>, а я как участник судопроизводства могу заявлять только ходатайства по вопросам, связанным с реализацией процессуальных прав (то есть те ходатайства, которые могут быть удовлетворены в силу Закона); а в данном же случае мое ходатайство не было направлено на реализацию процессуальных прав, т.к. процессуального права на восстановление срока обращения в суд по данной категории дел я не имею. Определением Сысертского районного суда от 26 февраля 2008 г. производство по моему делу было прекращено (копия прилагается). В обоснование этого Определения Сысертский районный суд сослался на оспариваемые мной нормы части 2 статьи 260 Гражданского процессуального кодекса РФ, пункта 2 статьи 78 Федерального закона No. 67-ФЗ <<Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации>>, а также пункта 1 статьи 11.1 этого же Закона, который обязывает правоприменителей исчислять 10-дневный срок не с того момента, когда я узнала о нарушении своих прав, а с момента вынесения решения. Я подала частную жалобу на указанное определение суда. Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 29 февраля 2008 г. мне было отказано в удовлетворении частной жалобы. В надзорные инстанции я не обращалась, во-первых, в связи с очевидностью нарушения моих прав не судебными постановлениями, а теми правовыми нормами, которыми суды руководствовались и которые я обжалую, а во-вторых, в связи с окончанием избирательной кампании, что делало неактуальным дальнейшие действия по восстановлению своих прав. Между тем, я являюсь депутатом Сысертской районной думы, занимаюсь общественно-политической деятельностью на территории Сысертского городского округа, намерена и в дальнейшем принимать участие в выборах депутатов Сысертской районной думы в качестве кандидата (в частности, в настоящее время я баллотируюсь на должность главы Сысертского городского округа), и, в этой связи, мне бы очень не хотелось оказаться еще хотя бы раз в такой же ситуации бесправия, в которой я уже оказалась однажды. Считаю, что положения пункта 2 статьи 78, пункта 1 статьи 11.1 Федерального Закона от 12.06.2002 No. 67-ФЗ <<Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации>> и части 2 статьи 260 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в той их части, в которой данные нормы устанавливают десятидневный срок для подачи в суд заявления, касающегося решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, исчисляемый не со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав, а со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения, налагают на суд обязанность в любом случае применять указанный процессуальный срок, т.е. не ставят реализацию данной обязанности суда в зависимость от волеизъявления одного из участников судопроизводства, а также в части, в которой они не допускают заявления со стороны участников судопроизводства ходатайств о восстановлении указанного десятидневного срока, рассмотрения судом указанных ходатайств по существу и принятия по ним обоснованных решений, в том числе, удовлетворяющих данные ходатайства, нарушают мои избирательные права, право на участие в управление делами государства, право на осуществление местного самоуправления, право на судебную защиту и не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 12, 17, 18, 32 (частям 1 и 2), 45, 46 (частям 1 и 2), 52, 55, 120, 123 (части 3) и 130 (части 2). В соответствии со статьей 2 Конституции РФ <<Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -- обязанность государства>>. В силу статей 17, 18 Конституции РФ прав и свободы человека неотчуждаемы, принадлежат каждому от рождения, являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В силу статьи 55 Конституции РФ не допускается издание законов, отменяющих и умаляющих права и свободы человека и гражданина. Этим статьям корреспондируют положения статьи 45 Конституции РФ, в силу которой <<Государственная защита прав и свобод гарантируется>>; <<Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом>> и статьи 46 Конституции РФ, в силу которой <<Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод>>; <<Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд>>. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в тех случаях, <<когда федеральный законодатель устанавливает ограничения конституционных прав и свобод в соответствии с требованиями статьи 55 Конституции Российской Федерации, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания; даже имея цель воспрепятствовать злоупотреблению правом, он должен использовать не чрезмерные, а только необходимые и обусловленные конституционно признаваемыми целями таких ограничений меры>> (см., например, Постановление Конституционного Суда РФ от 26 декабря 2005 г. No. 14-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 260 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Е.Г. Одиянкова). Как указал Конституционный Суд РФ в этом же Постановлении <<Целью обеспечения прав других лиц обусловливается только устанавливаемое федеральным законом соразмерное ограничение права. Правоприменитель же не вправе исходить из того, что этой целью может быть оправдан отказ в защите нарушенного избирательного права, означающий, по существу, отказ в правосудии - в противоречие с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (пункт 1 статьи 6; пункт 2 статьи 4 Протокола N 7)>>. Согласно статье 52 Конституции РФ законом охраняются, в том числе, права потерпевших от злоупотреблений властью. По данным делам государство гарантирует доступ к правосудию. Анализ указанных конституционных норм позволяет установить, что они нарушают именно право на доступ к правосудию. Это, установленное законодателем, ограничение конституционных избирательных прав и права на судебную защиту, не является соразмерным, т.к. не преследует достижения ни одной из конституционно значимых целей, указанных в части 3 статьи 55 Конституции РФ. Между тем, Конституционный Суд РФ неоднократно формулировал правовую позицию следующего содержания: <<право на судебную защиту выступает как гарантия в отношении всех конституционных прав и свобод, а закрепляющая его статья 46 Конституции Российской Федерации находится в неразрывном системном единстве с ее статьей 21, согласно которой государство обязано охранять достоинство личности во всех сферах, чем утверждается приоритет личности и ее прав (статья 17, часть 2, и статья 18 Конституции Российской Федерации). Из этого следует, что личность в ее взаимоотношениях с государством выступает не как объект государственной деятельности, а как равноправный субъект, который может защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (статья 45, часть 2, Конституции Российской Федерации) и спорить с государством в лице любых его органов...>> (см., например, Определение от 12 мая 2005 года No. 244-О <<По жалобе граждан Вихровой Любови Александровны, Каревой Екатерины Ивановны и Масловой Валентины Николаевны на нарушение их конституционных прав пунктом 1 части 1 статьи 134, статьями 220 и 253 Гражданского процессуального кодекса РФ>>; Определение от 2 марта 2006 года No. 58-О <<По жалобе гражданина Смердова Сергея Дмитриевича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса РФ>>; Определение от 8 июля 2004 г. N 238-О <<По жалобе гражданина Тимонина Дмитрия Викторовича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части первой статьи 134, статьей 248, частями первой и восьмой статьи 251 ГПК РФ>>; Определение от 20 октября 2005 г. N 513-О <<По жалобе гражданина Шалота Владимира Федоровича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 1 части первой статьи 134 ГПК РФ>>; Определение от 24 января 2006 г. N 3-О <<По жалобе гражданина Коженова Александра Петровича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части первой статьи 134 Гражданского процессуального кодекса РФ>>). Также Конституционный Суд РФ неоднократно указывал на то, что понятие <<способы, не запрещенные законом>>, не должно толковаться как право законодателя произвольно устанавливать в законах любые запреты на использование тех или иных способов защиты прав. Такие запреты также должны соответствовать части 3 статьи 55 Конституции РФ. Нарушение избирательных прав, а также права на судебную защиту, с учетом того, что оспариваемые нормы распространяются также и на муниципальные выборы, приводит к нарушению права на местное самоуправление, гарантированное статьями 12 и 130 Конституцией РФ, а также Европейской хартией местного самоуправления, т.к. одной из форм осуществления местного самоуправления являются местные референдум и местные выборы. В силу обжалуемых норм, заявители по делам об оспаривании решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, лишены права даже требовать (ходатайствовать) о восстановлении десятидневного срока для подачи заявления в суд, т.к. это в любом случае бесперспективно (суд по Закону может даже не рассматривать по существу такое ходатайство; при любом варианте он обязан в силу Закона отказать в его удовлетворении, если такое ходатайство судом даже будет принято к рассмотрению). При этом норма части 2 статьи 260 Гражданского процессуального кодекса РФ и пункта 2 статьи 78 Федерального закона No. 67-ФЗ <<Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации>> сформулирована таким образом, что суд применяет десятидневный срок по собственной инициативе; она налагает на суд обязанность в любом случае применять указанный процессуальный срок, т.е. не ставит реализацию данного права суда в зависимость от волеизъявления одного из участников судопроизводства, по сути, превращая право суда в его обязанность. Так, в моем деле никакого ходатайства со стороны избирательной комиссии о применении десятидневного срока не было; суд применил его по собственной инициативе. Следовательно, оспариваемая норма в этой части нарушает также часть 3 статьи 123 Конституции РФ, устанавливающую важнейший конституционный принцип состязательности и равноправия сторон в судопроизводстве, и, кроме того, нарушает статью 120 Конституции РФ, устанавливающую не менее важный конституционный принцип независимости судей, т.к. ставит законное и обоснованное решение суда по существу дела в зависимость от пресекательного срока, о применении которого ни одна из сторон может и не заявить. Между тем, аналогичные сроки, имеющие как материально-правовую, так и процессуально-правовую природу, содержащиеся в российском законодательстве, могут быть применены судом только по заявлению стороны и уж, конечно, могут быть восстановлены (например, 3-летний срок исковой давности в гражданском праве, 3-х месячный срок для защиты трудовых прав в трудовом праве, 3-х месячный срок, применяемый в рамках Главы 25 ГПК РФ, в гражданском процессуальном праве и т.п.). Описанная ситуация усугубляется также тем, что оспариваемые мной нормы части 2 статьи 260 Гражданского процессуального кодекса РФ, пункта 2 статьи 78 Федерального закона No. 67-ФЗ <<Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации>> в их нормативном единстве с положением пункта 1 статьи 11.1 Федерального закона No. 67-ФЗ <<Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации>> обязывают суды исчислять десятидневный срок для подачи в суд заявления не со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав, а со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения. На основании изложенного, руководствуясь частью 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 36, 96 Федерального конституционного закона <<О Конституционном Суде Российской Федерации>>, ПРОШУ: Признать не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 12, 17, 18, 32 (частям 1 и 2), 45, 46 (частям 1 и 2), 52, 55, 120, 123 (части 3) и 130 (части 2), положения пункта 2 статьи 78, пункта 1 статьи 11.1 Федерального Закона от 12.06.2002 No. 67-ФЗ <<Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации>> и части 2 статьи 260 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в той их части, в которой данные нормы устанавливают десятидневный срок для подачи в суд заявления (жалобы), касающегося (-йся) решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, исчисляемый не со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав, а со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения; налагают на суд обязанность в любом случае применять указанный процессуальный срок, т.е. не ставят реализацию данной обязанности суда в зависимость от волеизъявления одного из участников судопроизводства, а также в части, в которой они не допускают заявления со стороны участников судопроизводства ходатайств о восстановлении указанного десятидневного срока, рассмотрения судом указанных ходатайств по существу и принятия по ним обоснованных решений, в том числе, удовлетворяющих данные ходатайства. Приложение: 1. Квитанция об уплате государственной пошлины; 2. копи настоящей жалобы (3 экз.); 3. текст статьи 78 Федерального Закона от 12.06.2002 No. 67-ФЗ <<Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации>> (3 экз.); 4. текст статьи 11.1 Федерального Закона от 12.06.2002 No. 67-ФЗ <<Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации>> (3 экз.); 5. текст статьи 260 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (3 экз.); 6. копия Определения Сысертского районного суда от 26 февраля 2008 г. о прекращении производства по делу (3 экз.); 7. копия определения Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда об отказе в удовлетворении частной жалобы Летеминой И.Н. на определение Сысертского районного суда от 26 февраля 2008 г. о прекращении производства по делу (3 экз.). ______________И.Н. Летемина 14 января 2009 г.
Поделиться в социальных сетях:
Добавить комментарий: