Судебное дело "Конституционный Суд РФ занимается екатеринбургскими туалетами"
16.02.2009
В Конституционный Суд Российской Федерации 190000, г. Санкт-Петербург, ул. Декабристов, д.1. заявителя Рощина Алексея Петровича ЗАЯВЛЕНИЕ о вынесении Конституционным Судом РФ решения в порядке статьи 40 Федерального конституционного закона <<О Конституционном Суде Российской Федерации>> Мною в Конституционный Суд Российской Федерации была направлена жалоба на нарушение конституционных прав и свобод от 22 декабря 2009 года, содержащая просьбу о проверке конституционности положений абзаца 3 части 1 статьи 21 и части 1 статьи 223 Трудового кодекса Российской Федерации, в той их части, в которой данные нормы препятствуют принимать работодателем меры по обеспечению санитарно-бытовых нужд работников, необходимость обеспечения которыми вытекает из непосредственных условий их труда и связанных с ними санитарно-гигиеническими (санитарно-бытовыми) потребностями, но которые никакими нормативными правовыми актами, в том числе, государственными нормативными требованиями охраны труда, коллективным договором, не предусмотрены, и, соответственно, препятствуют уполномоченным органам исполнительной власти возлагать на работодателей обязанность по обеспечению такими условиями труда работников, а также препятствуют судам, вопреки их роли и предназначению в обществе как носителей судебной власти, органов, призванных на основе принципов справедливости, независимости и законности разрешать споры, возникающие, в том числе, между работодателями и работниками по поводу обеспечения санитарно-бытовых нужд последних, удовлетворять исковые требования работников о возложении на работодателей обязанностей по обеспечению санитарно-бытовых нужд работников, необходимость обеспечения которыми вытекает из непосредственных условий труда работников и связанных с ними санитарно-гигиеническими (санитарно-бытовыми) потребностями, но которые никакими нормативными правовыми актами, в том числе, государственными нормативными требованиями охраны труда, коллективным договором не предусмотрены. Однако ответом советника Управления конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты Секретариата Конституционного Суда РФ В.А. Сафонова No. 164343/15-01/08 от 21 января 2009 г. мне было указано со ссылкой на статью 40 Федерального конституционного закона <<О Конституционном Суде Российской Федерации>> на то, что моя жалоба не соответствует требованиям данного Закона. Считаю, что ответ советника Управления конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты Секретариата Конституционного Суда РФ В.А. Сафонова не обоснован. Данный ответ свидетельствует о том, что В.А. Сафонов не разобрался в существе моей жалобы и в существе заявленного требования. Я обжаловал абсолютно взаимосвязанные нормы Трудового кодекса РФ, что не оспаривается и в ответе В.А. Сафонова. Норма абзаца 3 части 1 статьи 21 Трудового кодекса РФ обсуждалась в судебных разбирательствах всех инстанций; на нее я указывал в своих жалобах. Тот факт, что данная норма не <<попала>> в окончательные тексты судебных постановлений еще не свидетельствует о том, что она не была применена в моем деле. Этот факт связан с субъективизмом судей, которые, видимо, в целях процессуальной экономии, посчитали возможным сослаться в своих постановлениях только на статью 223 Трудового кодекса РФ. Однако проверка только части 2 статьи 223 Трудового кодекса РФ и признание ее не соответствующей Конституции РФ означала бы, что по существу аналогичная норма абзаца 3 части 1 статьи 21 Трудового кодекса РФ осталась бы не рассмотренной и продолжала бы действовать, что не соответствовало бы принципу правовой определенности и юридической силе решений Конституционного Суда РФ. Кроме того, в практике Конституционного Суда РФ уже имели место случаи, когда Суд проверял конституционность взаимосвязаны (аналогичных) нормы, на которые как содержались ссылки в судебных решениях, так и не содержались. Исходя из этого, я, прося Конституционный Суд РФ признать неконституционной также и абзац 3 части 1 статьи 21 Трудового кодекса РФ, помимо части 1 статьи 223 Трудового кодекса РФ, не нарушил правила о единстве предмета обращения в Конституционный Суд РФ и правила об обязательности применения (судебного применения) оспариваемой нормы. Что же касается части 1 статьи 223 Трудового кодекса РФ, то факт применения этой нормы подтверждается четырьмя судебными постановлениями судов общей юрисдикции, вынесенных по двум делам, а именно: - Решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 27 мая 2008 г. - Решением мирового судьи судебного участка No. 1 Железнодорожного района г. Екатеринбурга Бочкаревой Е.Ю. от 11 марта 2008 г.; - Апелляционным решением Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 19 мая 2008 г. (мотивированное - от 26 мая 2008 г.); - Определением судьи Свердловского областного суда от 14 октября 2008 г. об отказе в передачи надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции. Копии данных судебных постановлений мной были приложены к жалобе в Конституционный Суд РФ. Также о применении части 1 статьи 223 Трудового кодекса РФ свидетельствуют акты и предписания Гострудинспекции, также приложенные к жалобе. Также не могу согласиться с оценкой В.А. Сафоновым конституционности оспариваемых норм по существу. Во-первых, - это исключительная прерогатива Конституционного Суда РФ. Во-вторых, само содержание этой оценки также свидетельствует о том, что В.А. Сафонов абсолютно не разобрался в существе моего требования. На что указывает В.А. Сафонов? Он указывает на то, что <<Часть первая статьи 223 Трудового кодекса Российской Федерации в системной связи с абзацем третьим части первой статьи 21, абзацем тринадцатым части второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации, обязывающим работодателя обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей, а также с абзацем шестым части второй статьи 41 указанного кодекса, согласно которого в коллективный договор могут включаться обязательства работодателя по улучшению условий и охраны труда работников, предполагает наличие у работодателя возможности принимать дополнительные меры по обеспечению санитарно-бытового обслуживания работников, не предусмотренные государственными нормативными требованиями охраны труда, а также не отрицает право уполномоченных органов государственной власти вносить изменения в государственные нормативные требования охраны труда, возлагающие на работодателя новые обязанности по обеспечению санитарно-бытового обслуживания работников>>. Однако в своей жалобе в Конституционный Суд РФ я вовсе не оспаривал ни наличие у работодателя возможности принимать дополнительные меры по обеспечению санитарно-бытового обслуживания работников, не предусмотренные государственными нормативными требованиями охраны труда, а также не оспаривал наличие права уполномоченных органов государственной власти вносить изменения в государственные нормативные требования охраны труда, возлагающие на работодателя новые обязанности по обеспечению санитарно-бытового обслуживания работников. Работники оказываются в ситуации бесправия, в ситуации невозможности защиты своих прав, в том числе, права на уважительное обращение, именно тогда, когда ни работодатель не использует возможности принимать дополнительные меры по обеспечению санитарно-бытового обслуживания работников, не предусмотренные государственными нормативными требованиями охраны труда, ни уполномоченные органы государственной власти не реализуют права на внесение изменений в государственные нормативные требования охраны труда, возлагающие на работодателя новые обязанности по обеспечению санитарно-бытового обслуживания работников. В этом случае такие конституционные права как, в частности, право на труд в условиях гигиены, право не подвергаться бесчеловечному и унижающему достоинство обращению, право на охрану здоровья, охранять которые как раз и призван Конституционный Суд РФ, невозможно защитить ни в суде общей юрисдикции, ни в уполномоченных органах власти, призванных в силу российского законодательства и норм международного права (например, Конвенции МОТ <<Об инспекции труда в промышленности и торговле>>), защищать данные права. Как следует из правоприменительных актов, приложенных к жалобе, именно оспоренные мной в Конституционный Суд РФ нормы препятствуют установлению фактических обстоятельств дела, установлению необходимости принятия тех или иных санитарно-гигиенических мер, направленных на восстановление вышеуказанных конституционных прав работников, и, в конченом счете, вынесению Гострудинспекцией в адрес работодателя соответствующих предписаний, а судам - вынесению соответствующих решений о возложении на работодателя обязанности по установлению необходимых условий труда в области гигиены и санитарии, которые не предусмотрены ни в колдоговоре (иных локальных нормативных актах организации), ни в нормативных правовых актах, издаваемых на государственном уровне. Указанная мной проблема еще в большей степени обостряется в зимний период, когда морозы достигают до 30 градусов. Непринятие мер по ее разрешению - бесчеловечное обращение по отношению к работникам, фактически лишенных в условиях экономического кризиса возможности поиска новых вариантов трудоустройства. В соответствии с частью 2 статьи 40 Федерального конституционного закона <<О Конституционном Суде Российской Федерации>> <<В случаях, если обращение: 1) явно не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации; 2) по форме не отвечает требованиям настоящего Федерального конституционного закона; 3) исходит от ненадлежащего органа или лица; 4) не оплачено государственной пошлиной, если иное не установлено настоящим Федеральным конституционным законом, Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям настоящего Федерального конституционного закона>>. Основания для уведомления Секретариатом Конституционного Суда РФ о несоответствии обращения заявителя требованиям Федерального конституционного закона <<О Конституционном Суде Российской Федерации>> имеют исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежат. Мое обращение в Конституционный Суд РФ подведомственно Конституционному Суду РФ (часть 4 статьи 125 Конституции РФ; статья 3 Федерального конституционного закона <<О Конституционном Суде РФ>>), по форме отвечает требованиям Федерального конституционного закона <<О Конституционном Суде РФ>> (статьи 37, 38, 97 Федерального конституционного закона <<О Конституционном Суде РФ>>), исходит от надлежащего лица (гражданина) (часть 4 статьи 125 Конституции РФ), государственной пошлиной оплачено (статья 39 Федерального конституционного закона <<О Конституционном Суде РФ>>). Таким образом, вывод советника Управления конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты Секретариата Конституционного Суда РФ В.А. Сафонова о том, что мое обращение не соответствует части 2 статьи 40 Федерального конституционного закона <<О Конституционном Суде РФ>> является не обоснованным. В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 40 Федерального конституционного закона <<О Конституционном Суде Российской Федерации>>, заявитель вправе потребовать принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения по вопросу принятия жалобы к производству. В соответствии с параграфом 10 Регламента Конституционного Суда РФ от 1 марта 2005 года <<В случае, если заявителем оспаривается содержащийся в поступившем на его имя уведомлении Секретариата вывод о несоответствии обращения требованиям Закона о Конституционном Суде, Председатель Конституционного Суда поручает одному или нескольким судьям в соответствии с установленными принципами распределения обращений между судьями провести проверку обоснованности принятого Секретариатом решения. Результаты проверки не позднее месяца докладываются судьей в пленарном заседании>>. На основании изложенного и руководствуясь статьей 40 Федерального конституционного закона <<О Конституционном Суде Российской Федерации>>, ПРОШУ: 1. Разобраться в предмете моей жалобы в Конституционный Суд Российской Федерации от 22 декабря 2008 г., в ее аргументах и тех конституционных правах, а также конституционных принципах (доступа к правосудию, независимости судей и пр.), которые в ней затрагиваются; 2. Принять решение по вопросу принятия к производству Конституционного Суда Российской Федерации моей жалобы от 22 декабря 2008 года о соответствии Конституции Российской Федерации положений абзаца 3 части 1 статьи 21 и части 1 статьи 223 Трудового кодекса Российской Федерации, в той их части, в которой данные нормы препятствуют принимать работодателем меры по обеспечению санитарно-бытовых нужд работников, необходимость обеспечения которыми вытекает из непосредственных условий их труда и связанных с ними санитарно-гигиеническими (санитарно-бытовыми) потребностями, но которые никакими нормативными правовыми актами, в том числе, государственными нормативными требованиями охраны труда, коллективным договором, не предусмотрены, и, соответственно, препятствуют уполномоченным органам исполнительной власти возлагать на работодателей обязанность по обеспечению такими условиями труда работников, а также препятствуют судам, вопреки их роли и предназначению в обществе как носителей судебной власти, органов, призванных на основе принципов справедливости, независимости и законности разрешать споры, возникающие, в том числе, между работодателями и работниками по поводу обеспечения санитарно-бытовых нужд последних, удовлетворять исковые требования работников о возложении на работодателей обязанностей по обеспечению санитарно-бытовых нужд работников, необходимость обеспечения которыми вытекает из непосредственных условий труда работников и связанных с ними санитарно-гигиеническими (санитарно-бытовыми) потребностями, но которые никакими нормативными правовыми актами, в том числе, государственными нормативными требованиями охраны труда, коллективным договором не предусмотрены. Приложение: 1. Копия ответа советника Управления конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты Секретариата Конституционного Суда РФ В.А. Сафонова No. 164343/15-01/08 от 21 января 2009 г.; 2. высланные обратно заявителю материалы обращения на 102 л.; 3. квитанция об уплате государственной пошлины; 4. справка о возврате государственной пошлины. 16 февраля 2009 года ________________А.П. Рощин 4
Поделиться в социальных сетях:
Добавить комментарий: