04.04.2009
Судья Капралов В. Р. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Колесовой Л. А., судей Комаровой Н. С, Орловой А. И. рассмотрела в открытом судебном заседании 17.02.2009 гражданское дело по заявлению Шаклеина Владимира Андреевича об обжаловании решения Управления Федеральной налоговой службы России по Свердловской области от 27.10.2006 по кассационной жалобе представителя Управления Федеральной налоговой службы России по Свердловской области Саитова А. С. на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 28.11.2008. Заслушав доклад судьи Комаровой Н. С, пояснения Шаклеина В.А., его представителя Качанова Р. Е., возражавших против доводов кассационных жалоб, и представителей заинтересованного лица Грошевой С. В., действующей на основании доверенности от 26.01.09; Тильк Ю. Е., действующей на основании доверенности от 29.12.2008, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Шаклеин В. А. обратился в суд с заявлением об обжаловании решения Управления Федеральной налоговой службы России по Свердловской области от 27.10.2006. В обоснование заявления указал, что он является руководителем общественной организации <<Межрегиональный центр прав человека>>,, которая была учреждена в марте 1996 г. региональной конференцией. Зарегистрирована в апреле 1996 Управлением юстиции Свердловской области. В августе 2008 администрацией ФБУИК-15 ГУФСИН России по Свердловской области,- ему, как председателю совета координаторов МОО МЦПЧ, было отказано во встрече с заключенными, с целью оказания им юридической помощи по защите прав человека. На его обращение в ГУФСИН России по Свердловской области от 21.08.2008, он получил ответ, что действия ИК-15, являются законными, <<так как с 19.02.2007 МОО <<Межрегиональный центр прав человека>>, руководителем которой он является, прекратила свое существование и исключена из Единого реестра юридических лиц. В связи с исключением деятельность МЦПЧ является незаконной и посещение учреждений ГУФСИН России по Свердловской области, ее представителями, будет необоснованным>>. Он обратился в Управление ФНС России по Свердловской области с просьбой разъяснить, является ли информация, предоставленная ему ГУФСИН России по Свердловской области, соответствующей действительности>>., 17.09.2008 он получил ответ, в котором указывается, что <<правоспособность организации прекращена в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п. 2 ст. 21.1. ФЗ от 08.08.2001 No. 129-ФЗ <<О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей>>. Управлением 27.10.2006 принято решение о предстоящем исключении МОО <<Межрегиональный центр прав человека>> из ЕГРЮЛ на основании документов: справки, от 24.10.2006 - о не предоставлении МОО <<Межрегиональный центр прав человека>> документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах с 2004; справки от 24.10.2006 - об отсутствии движения денежных средств по расчетным счетам. Однако МОО <<Межрегиональный центр прав человека>> не прекращала свою деятельность, так как ее деятельность не связана с финансовыми операциями, а организация является некоммерческой, общественной. МОО <<Межрегиональный центр прав человека>> за свою деятельность с 1996 по 2008 не получала прибыль, не имела зарубежных и отечественных грантов и не имела иных финансовых средств, о чем информировалась ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга, а с 2006 - УФНС России по Свердловской области. Просил признать незаконным решение УФНС России по Свердловской области от 27.10.2006 и обязать Управление ФНС России по Свердловской области восстановить его права путем восстановления у МО О <<Межрегиональный центр прав человека>> статуса юридического лица. В судебном заседании Шаклеин В.А., его представитель Качанов Р. Е. требования заявления поддержали. Представитель заинтересованного лица УФНС России по Свердловской области -Мирная С. Ю. требования заявления не признала, указав, что решение было вынесено на основании того, что организацией не представлялась отчетность в налоговую инспекцию. Счет организации был открыт и закрыт в Ленинском отделении Сбербанка. УФНС не уполномочена уведомлять организацию об ее исключении из реестра, также не уполномочены уведомлять организации о том, что надо производить отчетность. Решение было вынесено 26.08.2006. Потом было публиковано сообщение в <<Вестнике государственной регистрации>>. После чего организации дается срок 3 месяца для осуществления каких-либо действий, в частности подачи заявления. По истечении трех месяцев организация исключается из ЕГРЮЛ. Представитель заинтересованного лица Управления Министерства юстиции РФ по Свердловской области Спасская Н. С. требования заявления не признала, указав, что законодательство не связывает осуществление деятельности общественных организаций с государственной регистрацией в качестве юридического лица. Организация может осуществлять свою уставную деятельность в качестве общественной организации на основании ст. 27 Федерального закона <<Об общественных объединениях>>. В силу ст. 38 Федерального закона <<Об общественных объединениях>> Управление обязано осуществлять контроль за общественной организацией, соответствия их деятельности Уставу, и может вынести предупреждение. За предоставлением налоговой отчетности следит налоговая инспекция. Препятствия, возникшие в связи с исключением из реестра, не относятся к компетенции Управления МЮ РФ. Управления МЮ РФ не выносит штрафных санкций, только предупреждения, и принимает решение о государственной регистрации. Годовые и квартальные отчеты должны предоставляться только по требованию, в случае проведения проверки. Судом постановлено решение, которым заявление удовлетворено. Решение Управления Федеральной налоговой службы России по Свердловской области от 27.10.2006 о предстоящем исключении недействующего юридического лица Межрегиональной общественной организации <<Межрегиональный центр прав человека>> из единого государственного реестра юридических лиц признано незаконным. Действия Управления Федеральной налоговой службы России по Свердловской области по исключению 19.02.2007 из Единого государственного реестра юридических лиц Межрегиональной общественной организации <<Межрегиональный центр прав человека>>, признаны незаконными. На Управление Федеральной налоговой службы России по Свердловской области возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав Шаклеина Владимира Андреевича и Межрегиональной общественной организации <<Межрегиональный центр прав человека>>, восстановить в Едином государственном реестре юридических лиц запись о регистрации Межрегиональной общественной организации <<Межрегиональный центр прав человека>>. На Управление Федеральной налоговой службы России по Свердловской области возложена обязанность сообщить в Кировский районный суд г. Екатеринбурга об исполнении решения суда в течение месяц; со дня получения решения. В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного. Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для- их удовлетворения. Из материалов дела и содержания решения видно, что суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения данного спора и выводы суда им соответствуют. Представленным доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка. Каких либо нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом допущено не было. Согласно ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц. В силу ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае систематического осуществлении общественной организацией (объединением) деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Как установлено судом, Межрегиональная общественная организация <<Межрегиональный центр прав человека>> в период с 01.01.2005 документы налоговой и бухгалтерской отчетности в налоговый орган не представляла. Операции по расчетному счету с 06.12.1999 не осуществляла. Расчетный счет закрыт 23.11.2005. 27.10.2006 Управлением ФНС России по Свердловской области вынесено решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица МОО <<Межрегиональный центр прав человека>> из единого государственного реестра юридических лиц. 19.02.2007 Управлением ФНС России по Свердловской области в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения об исключении юридического лица МОО <<Межрегиональный центр прав человека>>, как фактически прекратившего свою деятельность. Судом также достоверно установлено, что последняя операция по расчетному счету МОО <<Межрегиональный центр прав человека>> в Ленинском отделении No.11 Сбербанка России произведена до 01.01.2005. Последняя дата представления документов налоговой и бухгалтерской отчетности МОО <<Межрегиональный центр прав человека>> произведена за 4 квартал 2004. Движение денежных средств по расчетному счету МОО <<Межрегиональный центр прав человека>> за период с 01.01.2005 по 23.11.2005 не было. Дата совершения последней операции 06.12.1999. Счет закрыт 23.11.2005. Согласно ст. 25 Федерального закона <<О некоммерческих организациях>> некоммерческая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный-фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Согласно ст.З Федерального закона <<О некоммерческих организациях>> некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету. В силу ст. 32 Федерального закона <<О некоммерческих организациях>> федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, устанавливает соответствие расходования денежных средств и использования иного имущества некоммерческими организациями целям, предусмотренным их учредительными документами и сообщают о результатах органу, принявшему решение о регистрации соответствующей некоммерческой организации, Суд пришел к правильному выводу, что МОО <<Межрегиональный центр прав человека>> обязан был представлять в налоговый орган налоговую и бухгалтерскую отчетность, однако указанную обязанность в нарушение требований законодательства о налогах и сборах не исполнил. Указанный вывод является верным, подтверждается материалами дела и основан на правильном применении норм материального права. В силу ст. 17 Федерального закона вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц" в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Как установлено судом, согласно п. 2.2, 2.3 Устава целью организации является, зашита прав, нравственного достоинства граждан, защита чести и достоинства своих членов их гражданских интересов, является общественной организацией. МОО <<Межрегиональный центр прав человека>> обязан в частности представлять в орган, регистрирующий общественное объединение годовые отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговый орган. Судом установлено, что отчеты о деятельности некоммерческой организации и сведения о персональном составе ее руководящих органов МОО <<Межрегиональный центр прав "человека>> в Управление ФРС России по Свердловской области за 2006 представлены 26.03.2007,"за 2007 представлены 21.03.2008. Представителем Управления МЮ Российской Федерации по Свердловской области данный факт не оспаривался. Управлением ФНС России по Свердловской области 27.10.2006 принято решение о предстоящем исключении общественной организации из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст. 21.1 Налогового кодекса РФ. 19.02.2007 в ЕГРЮЛ внесены сведения об исключении МОО <<Межрегиональный центр прав человека>>, правоспособность ее прекращена. Судом было установлено, что МОО <<Межрегиональный центр прав человека>> свою деятельность в 2005-2008 не прекращала и продолжает действовать. Данный вывод суда заявителем Шаклеиным, а так же представителями УФНС России по Свердловской области и Управления МЮ РФ по Свердловской области не оспаривался. Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что наличие либо отсутствие имущества у общественных организаций, движение денежных средств на расчетных счетах не является обязательным в деятельности общественной организации. Судебная коллегия также полагает верным вывод суда о том, что лишившись правоспособности, в результате исключения из ЕГРЮЛ, общественная организация лишилась в частности права участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными Федерального закона <<Об общественных объединениях>> и другими законами; участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В силу ст. 29 Федерального закона <<Об общественных объединениях>> неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц. Решение о государственной регистрации общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений, внесение соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц осуществляет уполномоченный регистрирующий орган, признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц осуществляется судом, на основании обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения. Таким образом, решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица принято регистрирующим органом при наличии данных, свидетельствующих об отсутствии у организации признаков недействующего юридического лица, что подтверждается материалами дела. Разрешая спор и удовлетворяя требования, суд первой инстанции на основании исследования и оценки, представленных сторонами доказательств, в том числе истребованных судом по ходатайству сторон, с учетом их пояснений, пришел к выводу о том, что действия УФНС России по Свердловской области при принятии решения от 27.10.2006 о предстоящем исключении МОО <<Межрегиональный центр прав человека>> из единого государственного реестра юридических лиц, решение УФНС России по Свердловской области от 27.10.2006 нарушают права МОО <<Межрегиональный центр прав человека>>, Шаклеина В. А. и являются незаконными. В соответствии со ст.258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. При таких обстоятельствах, решение суда является законным, обоснованным и оснований для его отмены нет. Выводы суда первой инстанции мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными, судебной коллегией не установлено. Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, не являются основаниями для отмены решения суда по основаниям, предусмотренным ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 347, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 28.11.2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий: (подпись) Судьи: (подписи)
Поделиться в социальных сетях:
Добавить комментарий: