Общественное объединение "Сутяжник"

Главная страница

Новости судебных дел

Судебное дело "Жалоба Бобровской А.Л. и др. на нарушение РФ ст. 6.1, ст. 1 Протокола 1 ЕКПЧ"


Формуляр жалоба Бобровской А.Л. и др. на нарушение РФ ст. 6.1., ст. 1 Протокола 1 ЕКПЧ

 

15.09.2009

 

   Voir Note explicative Numero de dossier

   See Explanatory Note File-number

   См. Инструкцию Досье No. 38297/09

   (Version russe)

                    COUR EUROPENNE DES DROITS DE L'HOMME

                      EUROPEAN COURT OF HUMAN RIGHTS 

                      ЕРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРААМ ЧЕЛОЕКА

                  Conseil de l'Europe - Council of Europe

                  Strasbourg, France - Страсбург, Франция

                                    REQU

                                APPLICATION

                                   ЖАЛОБА

   prsente en application de l'article 34 de la Convention europenne des
                             Droits de l'Homme,

           ainsi que des articles 45 et 47 du Rglement de la Cour

        under Article 34 of the European Convention on Human Rights

                 and Rules 45 and 47 of the Rules of Court

   в соответствии со статьей 34 Европейской Конвенции по правам человека

                     и статьями 45 и 47 Регламента Суда

    I. LES PARTIES

     * THE PARTIES
     * СТОРОНЫ

    A. LE REQURANT / LA REQURANTE

   THE APPLICANT

   ЗАЯИТЕЛЬ 1.

   (Renseignements  fournir  concernant  le  / la requrant(e) et son / sa
   reprsentant(e) ventuel(le))

   (Fill   in   the   following   details   of   the  applicant  and  the
   representative, if any)

   (Данные о заявителе и его представителе, при наличии такового

    1. Nom de famille / Surname / Фамилия заявителя Бобровская 

    2. Prnom (s ) /  Fi rst na me (s ) /  Имя (имена) и отчество Алевтина
       Леонидовна

   Sexe: masculin / feminine Sex: male / female Пол женский

    3. Nationalit / Nationality /Гражданство Российская Федерация

    4. Profession / Occupation / Род занятий пенсионер

    5. Date et lieu de naissance / Date and place of birth / Дата и место
       рождения 6 августа 1944 года, г.Семипалатинск, Казахской ССР

    6. Domicile  /  Permanent  address  / Постоянный адрес Россия, 214010
       Смоленская область, Смоленский район, поселок Плембаза, дом 23

    7. Tel. Nр / Номер телефона 8-(4812)-42-68-94, 8-915-643-28-32 

    8. Adresse actuelle (si diffrente de 6.)

   Present  address (if different from 6.) / Адрес проживания в настоящее
   время (если отличается от п. 6)

    9. Nom et prnom du / de la reprsentant(e)^

   Name of representative* / Имя и фамилия представителя*

   13. Profession du / de la reprsentant(e) 

   Occupation of representative / Род занятий представителя 

   11. Adresse du / de la reprsentant(e)

   Address of representative / Адрес представителя

   12. Tel. Nр/ Номер телефона Fax Nр / Номер телефакса 

   ЗАЯВИТЕЛЬ 2.

    9. Nom de famille / Surname / Фамилия заявителя Бобровский
   10. Prnom  (s)  /  First  name  (s)  / Имя (имена) и отчество Анатолий
       Иванович 

   Sexe: masculin / feminine Sex: male / female Пол мужской

   11. Nationalit / Nationality /Гражданство Российская Федерация

   12. Profession / Occupation / Род занятий пенсионер 

   13. Date et lieu de naissance / Date and place of birth / Дата и место
       рождения   20   января   1941  года,  Казахская  ССР  село  Бахты,
       Маканчинского района Семипалатинской области.

   14. Domicile  /  Permanent  address / Постоянный адрес Россия, 214010,
       Смоленская область, Смоленский район, поселок Плембаза, дом 23

   15. Tel. Nр / Номер телефона 8-(4812)-42-68-94, 8-910-769-50-16

   16. Adresse actuelle (si diffrente de 6.)

   Present  address (if different from 6.) / Адрес проживания в настоящее
   время (если отличается от п. 6)

   10. Nom et prnom du / de la reprsentant(e)^

   Name  of  representative*  /  Имя  и фамилия представителя* Бобровская
   Алевтина Леонидовна

   14. Profession du / de la reprsentant(e) 

   Occupation of representative / Род занятий представителя пенсионер

   13. Adresse du / de la reprsentant(e)

   Address   of  representative  /  Адрес  представителя  Россия,  214010
   Смоленская область, Смоленский район, поселок Плембаза, дом 23

   14. Tel.  Nр/ Номер телефона 8-(4812)-42-68-94, 8-915-643-28-32 Fax Nр
       / Номер телефакса 

     * ЗАЯВИТЕЛЬ 3. 

   17. Nom de famille / Surname / Фамилия заявителя Бобровский 

   18. Prnom (s ) /  Fi rst na me (s ) /  Им я (и мена) и отчество Андрей
       Анатольевич

   Sexe: masculin / feminine Sex: male / female Пол мужской

   19. Nationalit / Nationality /Гражданство Российской Федерации

   20. Profession / Occupation / Род занятий временно не работает

   21. Date et lieu de naissance / Date and place of birth / Дата и место
       рождения 5 марта 1973 года, г. Семипалатинск 

   22. Domicile  /  Permanent  address / Постоянный адрес Россия, 214010,
       Смоленская  область,  Смоленский  район,  поселок Магаленщина, дом
       55-а

   23. Tel. Nр / Номер телефона 8-903-894-52-94 

   24. Adresse actuelle (si diffrente de 6.)

   Present  address (if different from 6.) / Адрес проживания в настоящее
   время (если отличается от п. 6)

   11. Nom et prnom du / de la reprsentant(e)^

   Name  of  representative*  /  Имя  и фамилия представителя* Бобровская
   Алевтина Леонидовна

   15. Profession du / de la reprsentant(e) 

   Occupation of representative / Род занятий представителя пенсионер

   15. Adresse du / de la reprsentant(e)

   Address   of  representative  /  Адрес  представителя  Россия,  214010
   Смоленская область, Смоленский район, поселок Плембаза, дом 23

   16. Tel.  Nр/ Номер телефона 8-(4812)-42-68-94, 8-915-643-28-32 Fax Nр
       / Номер телефакса 

     * ЗАЯВИТЕЛЬ 4. 

   25. Nom de famille / Surname / Фамилия заявителя Громова 
   26. Prnom  (s)  /  First  name  (s)  /  Имя (имена) и отчество Татьяна
       Анатольевна

   Sexe: masculin / feminine Sex: male / female Пол женский

   27. Nationalit / Nationality /Гражданство Российская Федерация

   28. Profession / Occupation / Род занятий бухгалтер

   29. Date et lieu de naissance / Date and place of birth / Дата и место
       рождения 1 июля 1973 года, г. Семипалатинск 

   30. Domicile  /  Permanent  address  / Постоянный адрес Россия, 214010
       Смоленская область, Смоленский район, поселок Плембаза, дом 23

   31. Tel. Nр / Номер телефона 8 (4812)-42-63-75, 8-915-643-28-32 

   32. Adresse actuelle (si diffrente de 6.)

   Present  address (if different from 6.) / Адрес проживания в настоящее
   время (если отличается от п. 6)

   12. Nom et prnom du / de la reprsentant(e)^

   Name  of  representative*  /  Имя  и фамилия представителя* Бобровская
   Алевтина Леонидовна

   16. Profession du / de la reprsentant(e) 

   Occupation of representative / Род занятий представителя пенсионер

   17. Adresse du / de la reprsentant(e)

   Address   of  representative  /  Адрес  представителя  Россия,  214010
   Смоленская область, Смоленский район, поселок Плембаза, дом 23

   18. Tel.  Nр/ Номер телефона 8-(4812)-42-68-94, 8-915-643-28-32 Fax Nр
       / Номер телефакса 

    B. LA HAUTE PARTIE CONTRACTANTE

   THE HIGH CONTRACTING PARTY

   ЫСОКАЯ ДОГОАРИВАЮЩАЯСЯ СТОРОНА

   (Indiquer ci-aprs le nom de l'Etat / des Etats contre le(s) quel(s) la
   requte est dirige)

   (Fill  in  the  name  of the State(s) against which the application is
   directed)

   (Укажите название государства, против которого направлена жалоба)

   13. Российская Федерация

   14. EXPOS DES FAITS

   STATEMENT OF THE FACTS

   ИЗЛОЖЕНИЕ ФАКТОВ

   (Voir chapitre II de la note explicative)

   (See Part II of the Explanatory Note)

   (См. Раздел П Инструкции)

   Заявители,  Бобровская А.Л., 1944 года рождения, Бобровский А.И., 1941
   года рождения, Бобровский А.А., 1971 года рождения, Громова Т.А., 1973
   года    рождения    проживали   в   зоне   действия   Семипалатинского
   испытательного  ядерного  полигона  с  рождения  и до 1976 года. В это
   время  на  Семипалатинском  испытательном  ядерном  полигоне проходили
   сверхсекретные   воздушные,  высотные,  наземные  и  подземные  (с  13
   нештатными  ситуациями)  испытания  ядерного  оружия мощностью до 1600
   килотонн    каждое,    без   оповещения,   без   отселения   населения
   г.Семипалатинска  и  области.  Данные  взяты  из  Официального издания
   Министерства  РФ  по  атомной  энергии  и  Министерства обороны РФ под
   руководством  профессора  Михайлова  В.Н.  (Саров, 1996г.) <<Испытания
   ядерного  оружия  и ядерные взрывы в мирных целях СССР Семипалатинский
   испытательный  ядерный  полигон.  1949  --  1990 г.г.>>. (опубликовно:
   [1]http://npc.sarov.ru/publications.html).

   Бобровская  А.Л.  и  дети:  Бобровский  А.А.,  Громова Т.А. родились и
   проживали  в  г.Семипалатинске  до  1976г..  Бобровский А.И. родился и
   проживал  в  детском  возрасте в Семипалатинской области, Маканчинском
   районе,  селе  Бахты  (погранзастава)  до  1958 года, затем обучался и
   окончил техническое училище трудовых резервов в г.Семипалатинске (1958
   г.  по  1960  г.),  после  окончания  училища  продолжал  проживать  в
   Семипалатинской  области  на  пограничной заставе, работал водителем и
   ездил  по  всей  Семипалатинской  области,  в  том числе попадая и под
   радиационные  облака  до  1968  года,  затем с 1968 г. по 1976г. снова
   проживал  в  г.Семипалатинске,  т.е. весь период его проживания в зоне
   действия  Семипалатинского испытательного ядерного полигона составляет
   с 1949 г. по 1976 г.

   В 1976 году семья Бобровских выехала из зоны действия Семипалатинского
   испытательного  полигона.  Заявители  были  гражданами  СССР,  а затем
   гражданами Российской Федерации. Другого гражданства не имели.

   На  основании  Закона Республики Казахстан Закона Республики Казахстан
   от   18.12.1992   г.  No.  1787-Х11  <<О  социальной  защите  граждан,
   пострадавших   вследствие   ядерных   испытаний   на   Семипалатинском
   полигоне>> компетентным органом Республики Казахстан заявителям выданы
   удостоверения,  подтверждающее право на льготы пострадавшим вследствие
   ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне, в которых
   подтверждается  проживание  в  г.Семипалатинске,  расположенном в зоне
   повышенного  радиационного  риска  и  справки  с  указанием полученной
   суммарной  (накопленной)  эффективной  дозой облучения, превышающей 25
   сзв (бэр).

   Дополнительно  Научно-исследовательский институт Радиационной медицины
   и  экологии  Республики  Казахстан выдал 22.11.2004 г. Бобровской А.Л.
   справку  No.  7803,  с  указанием:  <<Учитывая радиологический маршрут
   проживания   в   зоне   повышенного   радиационного  риска,  суммарная
   эффективная эквивалентная доза Бобровской А.Л. составляет 31,2 сЗв>>.

   Получение  Бобровской  А.Л.  дозы  радиации, превышающей 25 сзв (бэр),
   подтверждается      и     Российской     Федерацией     -     Брянским
   клинико-диагностическим   центром,  где  были  выполнены  исследования
   периферической крови на наличие хромосомных радиационных маркеров: <<У
   Бобровской А.Л. обнаружены 1 дицентрик и 1 мультиаберрантная клетка.

   Наличие   радиационных   маркеров  говорит  о  том,  что  имелся  факт
   облучения.

   В  связи с тем, что обследование Бобровской А.Л. проводилось в гораздо
   более  поздние  сроки  после  факта облучения... можно утверждать, что
   факт   облучения   имелся  и  полученные  дозы  облучения  значительно
   выше...>>.  Дано  определение  мультиаберрантных  клеток:  <<Получение
   мультиаберрантных  клеток  говорит не только о факте облучения, но и о
   том,  что  в  организме  человека  присутствуют  <<горячие  частицы>>,
   имеющие  в  своем  составе  альфа-излучающие радионуклиды>>, т.е. даже
   спустя  более  30 лет, как уехали из г. Семипалатинска, все равно идет
   самооблучение организма.

   В  связи с данными обстоятельствами заявители обратились в Департамент
   Смоленской  области  по социальному развитию с просьбой включения их в
   реестр  и  направления документов в Министерство чрезвычайных ситуаций
   РФ   (МЧС   РФ)на   право  получения  удостоверений  единого  образца.
   Департамент удовлетворил просьбу и направил документы в МЧС РФ.

   06  февраля  2009  г. МЧС РФ отказал заявителям в выдаче удостоверений
   лиц,  пострадавших  вследствие  ядерных  испытаний  на Семипалатинском
   полигоне,  в  связи  с  те,  что г. Семипалатинск не входит в Перечень
   населенных  пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие
   ядерных    испытаний   на   Семипалатинском   полигоне,   определенных
   Распоряжением Правительства РФ от 15 марта 1995г. No. 356-р.

   Заявители  обратились  в  Мещанский  районный  суд г. Москвы с исковым
   заявлением к Министерству чрезвычайных ситуаций Российской Федерации с
   требованиями:

   1. Признать право Бобровской А.Л., Бобровского А.И., Бобровского А.А.,
   Громовой  (Бобровской)  Т.А.  на меры социальной поддержки и получение
   компенсаций  в  связи  с  нахождением в зоне повышенного радиационного
   риска  в  период  воздушных,  высотных,  наземных  и подземных ядерных
   испытаний,  проводимых  государством  СССР  на Семипалатинском ядерном
   полигоне  на  основании  ст.  2  Федерального  Закона  <<О  социальных
   гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие
   ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне>>.

   2.  Обязать  Министерство  Российской  Федерации  по делам гражданской
   обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации последствий стихийных
   бедствий выдать

   Бобровской Алевтине Леонидовне, 1944 года рождения,

   Бобровскому Анатолию Ивановичу, 1941 года рождения,

   Бобровскому Андрею Анатольевичу, 1971 года рождения,

   Громовой (Бобровской) Татьяне Анатольевне, 1973 года рождения

   удостоверения  единого  образца,  предусмотренные  <<Правилами  выдачи
   удостоверений  единого  образца  гражданам, подвергшимся радиационному
   воздействию    вследствие   ядерных   испытаний   на   Семипалатинском
   полигоне>>,   утвержденными   Постановлением   Правительства   РФ   от
   27.12.2004  г. No. 849, с указанием полученной суммарной (накопленной)
   эффективной дозы облучения свыше 25 сзв (бэр).

   12 августа 2008 года Мещанский районный суд г. Москвы вынес решение об
   отказе в удовлетворении требований заявителей. Решение было обжаловано
   заявителями в кассационную инстанцию.

   4  декабря  2008  года  определением  судебной коллегии по гражданским
   делам  Московского  городского суда решение Мещанского городского суда
   г.  Москвы  от  12  августа  2008  года  оставлено  без  изменения,  а
   кассационная жалоба заявителей без удовлетворения.

   23 июня 2009 г. Московский городской суд вынес определение об отказе в
   передаче  надзорной  жалобы  заявителей  для  рассмотрения  в судебном
   заседании Президиума Московского городского суда.

   II. EXPOS  DE  LA  OU  DES  VIOLATION(S)  DE LA CONVENTION ET / OU DES
       PROTOCOLES  ALLGUE(S), AINSI QUE DES ARGUMENTS L'APPUISTATEMENT OF
       ALLEGED  VIOLATION(S)  OF THE CONVENTION AND / OR PROTOCOLS AND OF
       RELEVANT ARGUMENTS

   ИЗЛОЖЕНИЕ  ИМЕВШЕГО(ИХ)  МЕСТО,  ПО  МНЕНИЮ  ЗАЯВИТЕЛЯ,  НАРУШЕНИЯ(ИЙ)
   КОНВЕНЦИИ И/ИЛИ ПРОТОКОЛОВ К НЕЙ И ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ АРГУМЕНТОВ

   (Voir chapitre III de la note explicative)

   (See Part III of the Explanatory Note)

   (См. Раздел Ш Инструкции)

   15.

   Заявители  считают,  что Российская Федерация допустила нарушение ч. 1
   ст.  6,  ст.  1  Протокола  No.1  Европейской конвенции о защите права
   человека и основных свобод.

   Данная  жалоба  является приемлемой для рассмотрения Европейским Судом
   по  правам  человека,  она  относится  к категории гражданского спора,
   поскольку  заявители  имеют  право на имущественные выплаты, они также
   реализовали право на обращение за защитой их гражданских прав в суд.

   В  деле  Mennitto,  Европейский  суд  по  правам  человека в отношении
   приемлемости  дела  по  спору  о  выплате  пособия лицу с ограниченной
   трудоспособностью указал:

   <<Суд полагает, что право, о котором идет речь, имущественное по своей
   природе,   имеет   <<гражданский>>  характер,  согласно  его  судебной
   практике>> (28).

   В  решение  от  9  июня  1998  г.  Макгинли и Иган против Соединенного
   Королевства  Европейский  Суд  по  правам человека указал: <<С момента
   создания  ядерного  оружия  было  известно, что оно способно не только
   вызвать  немедленную  смерть  огромного  числа  людей,  но может также
   спустя  много  времени  иметь  серьезные  последствия  для  здоровья и
   физической  целостности  тех, кто подвергся его прямому или косвенному
   воздействию  с  близкого  или  дальнего  расстояния.  После  того, что
   случилось в Хиросиме и Нагасаки в августе 1945 года, ни у кого на этот
   счет не может быть никаких сомнений>>.

   В Резолюции No. [2]A/RES/57/101 58 Сессии Генеральной Ассамблеи ООН от
   25  ноября  2002  года говорится, что в докладе Генерального секретаря
   ООН  о международном сотрудничестве и координации деятельности в целях
   реабилитации  населения  Семипалатинского региона и его экономического
   развития  подтверждается масштабность последствий ядерных испытаний, а
   так   же   подчеркивается   что  население  региона,  пострадавшее  от
   многочисленных  ядерных  испытаний,  проводившихся  свыше  сорока лет,
   продолжает жестко страдать от их последствий и сейчас.

   Заявители  обратились  в  Мещанский  районный  суд г. Москвы с исковым
   заявлением к Министерству чрезвычайных ситуаций Российской Федерации )
   с требованиями:

   1. Признать право Бобровской А.Л., Бобровского А.И., Бобровского А.А.,
   Громовой  (Бобровской)  Т.А.  на меры социальной поддержки и получение
   компенсаций  в  связи  с  нахождением в зоне повышенного радиационного
   риска  в  период  воздушных,  высотных,  наземных  и подземных ядерных
   испытаний,  проводимых  государством  СССР  на Семипалатинском ядерном
   полигоне  на  основании  ст.  2  Федерального  Закона  <<О  социальных
   гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие
   ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне>>.

   2.  Обязать  Министерство  Российской  Федерации  по делам гражданской
   обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации последствий стихийных
   бедствий выдать

   Бобровской Алевтине Леонидовне, 1944 года рождения,

   Бобровскому Анатолию Ивановичу, 1941 года рождения,

   Бобровскому Андрею Анатольевичу, 1971 года рождения,

   Громовой (Бобровской) Татьяне Анатольевне, 1973 года рождения

   удостоверения  единого  образца,  предусмотренные  <<Правилами  выдачи
   удостоверений  единого  образца  гражданам, подвергшимся радиационному
   воздействию    вследствие   ядерных   испытаний   на   Семипалатинском
   полигоне>>,   утвержденными   Постановлением   Правительства   РФ   от
   27.12.2004г.  No.  849, с указанием полученной суммарной (накопленной)
   эффективной дозы облучения свыше 25 сзв (бэр).

   12 августа 2008 года Мещанский районный суд г. Москвы вынес решение об
   отказе в удовлетворении требований заявителей. Решение было обжаловано
   заявителями в кассационную инстанцию.

   4  декабря  2008  года  определением  судебной коллегии по гражданским
   делам  Московского  городского суда решение Мещанского городского суда
   г.  Москвы  от  12  августа  2008  года  оставлено  без  изменения,  а
   кассационная жалоба заявителей без удовлетворения.

    Нарушение ч. 1 ст. 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и
                              основных свобод 

   В  соответствии  со  статьей  6  Европейской  конвенции  о защите прав
   человека   и   основных   свобод   (право   на  справедливое  судебное
   разбирательство):

   1.  Каждый  в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или
   при  предъявлении  ему  любого  уголовного  обвинения  имеет  право на
   справедливое   и   публичное  разбирательство  дела  в  разумный  срок
   независимым  и  беспристрастным  судом, созданным на основании закона.
   Судебное  решение  объявляется публично, однако пресса и публика могут
   не  допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его
   части  по  соображениям морали, общественного порядка или национальной
   безопасности  в  демократическом  обществе, а также когда того требуют
   интересы  несовершеннолетних  или для защиты частной жизни сторон, или
   -  в  той  мере,  в какой это, по мнению суда, строго необходимо - при
   особых   обстоятельствах,   когда   гласность   нарушала  бы  интересы
   правосудия.

    1. Заявители сч итают, чт о пр и ра ссмотрении их  дела было нарушено
       право   на   справедливое   судебное   разбирательство,  поскольку
       национальными  судами  не  были рассмотрены их требования в полном
       объеме.

   Иск заявителей содержал два требования:

    1. Признание   права   заявителей  на  меры  социальной  поддержки  и
       получение  компенсаций  в  связи  с нахождением в зоне повышенного
       радиационного  риска  в  период  воздушных,  высотных,  наземных и
       подземных  ядерных  испытаний,  проводимых  государством  СССР  на
       Семипалатинском  ядерном  полигоне на основании ст. 2 Федерального
       Закона    <<О   социальных   гарантиях   гражданам,   подвергшимся
       радиационному   воздействию   вследствие   ядерных   испытаний  на
       Семипалатинском полигоне>>.
    2. Обязание  Министерства  Российской  Федерации по делам гражданской
       обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
       бедствий   выдать   заявителям   удостоверения   единого  образца,
       предусмотренные  <<Правилами  выдачи удостоверений единого образца
       гражданам,   подвергшимся   радиационному  воздействию  вследствие
       ядерных  испытаний  на  Семипалатинском  полигоне>>, утвержденными
       Постановлением   Правительства  РФ  от  27.12.2004г.  No.  849,  с
       указанием  полученной  суммарной  (накопленной)  эффективной  дозы
       облучения свыше 25 сзв (бэр).

   Однако,  суд  первой  инстанции  принял решение только по требованию о
   выдаче  удостоверений,  требование  о  признании  права рассмотрено не
   было.

   Таким   образом,   национальными   судами   было   нарушено  право  на
   справедливое   судебное   разбирательство,  гарантированное  ст.  6.1.
   Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

   2.  Заявители  считает,  что  при  рассмотрении  его  дела был нарушен
   принцип  правовой  определенности законодательства, применяемого судом
   в его деле. 

   Европейская  Конвенция  о  защите  прав  человека  и основных свобод в
   толковании,  данном  в  решениях Европейского Суда по правам человека,
   гарантирует     соблюдение     государством    принципов    <<правовой
   определенности>> законодательства.

   В   постановлении   по   делу   <<Санди  Таймс>>  против  Соединенного
   Королевства  (от  26  апреля  1979  года)  Европейский  Суд  по правам
   человека  указал:  <<по  мнению  Суда,  из  выражения  <<предусмотрены
   законом>>  вытекают  следующие два требования. Во-первых, право должно
   быть    в   адекватной   мере   доступным:   граждане   должны   иметь
   соответствующую  обстоятельствам  возможность  ориентироваться  в том,
   какие правовые нормы применяются к данному случаю. Во-вторых, норма не
   может  считаться <<законом>>, если она не сформулирована с достаточной
   степенью  точности,  позволяющей  гражданину сообразовывать с ней свое
   поведение:  он  должен иметь возможность - пользуясь при необходимости
   советами  -  предвидеть,  в разумной, применительно к обстоятельствам,
   степени, последствия, которые может повлечь за собой данное действие>>
   (п. 49).

   В  постановлении  по  делу  Олссон против Швеции от 24 марта 1988 года
   Европейский  суд указал: <<среди требований, которые Суд определил как
   вытекающие из фразы <<предусмотрено законом>>, имеются следующие:

   a)  Какая-либо  норма  не  может  считаться  <<законом>>,  если она не
   сформулирована   с   достаточной   точностью   так,   чтобы  гражданин
   самостоятельно  или,  если понадобится, с профессиональной помощью мог
   предвидеть  с  долей  вероятности,  которая может считаться разумной в
   данных  обстоятельствах,  последствия,  которые может повлечь за собой
   конкретное действие>>. (61)

   Заявители  считают,  что  законодательство,  примененное национальными
   судами  в  их  деле  не отвечает вышеуказанным принципам, поскольку не
   сформулировано с достаточной степенью точности, позволяющей предвидеть
   последствия,  которые  может  повлечь  за  собой те или иные действия,
   связанные   с  обращением  за  признанием  права  на  меры  социальной
   поддержки  и  получение  компенсаций  в  связи  с  нахождением  в зоне
   повышенного радиационного риска в период воздушных, высотных, наземных
   и   подземных  ядерных  испытаний,  проводимых  государством  СССР  на
   Семипалатинском ядерном полигоне.

   Конституция    Российской    Федерации    и   федеральное   российское
   законодательство в ряде норм гарантирует гражданам право на возмещение
   вреда,  причиненного неправомерными действиями государственных органов
   и  должностных  лиц,  в  том числе право на возмещение вреда здоровью,
   причиненного  гражданам,  находящимся в зоне повышенного радиационного
   риска  в  период  воздушных,  высотных,  наземных  и подземных ядерных
   испытаний,  проводимых  государством  СССР  на Семипалатинском ядерном
   полигоне,  в  том числе право на меры социальной поддержки и получение
   компенсаций.

   Статья 39 Конституции РФ:

   <<1.  Каждому  гарантируется  социальное  обеспечение  по  возрасту, в
   случае  болезни,  инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей
   и в иных случаях, установленных законом.

   2.   Государственные   пенсии  и  социальные  пособия  устанавливаются
   законом>>.

   Статья 42 Конституции РФ:

   <<Каждый  имеет  право  на благоприятную окружающую среду, достоверную
   информацию  о  ее  состоянии  и на возмещение ущерба, причиненного его
   здоровью или имуществу экологическим правонарушением>>.

   Статья 53 Конституции РФ:

   <<Каждый  имеет  право  на возмещение государством вреда, причиненного
   незаконными  действиями  (или  бездействием)  органов  государственной
   власти или их должностных лиц>>>>.

   Статья  15  Федерального  закона  от  21.11.1995  г.  No.  170-ФЗ <<Об
   использовании атомной энергии>>:

   <<Граждане, которым причинены убытки и вред в результате радиационного
   воздействия   при   использовании  атомной  энергии,  имеют  право  на
   возмещение  указанных  убытков  и вреда в полном объеме в соответствии
   со   статьями   53-60   настоящего   Федерального   закона  и  другими
   законодательными актами Российской Федерации>>.

   Часть   2  статьи  53  закона  <<Об  использовании  атомной  энергии>>
   (Ответственность   за   убытки   и   вред,   причиненные  радиационным
   воздействием юридическим и физическим лицам, здоровью граждан):

   <<Возмещению  подлежит  вред,  причиненный  жизни и здоровью граждан и
   обусловленный  радиационным воздействием либо сочетанием радиационного
   воздействия    с    токсическими,   взрывными   или   иными   опасными
   воздействиями>>.

   Часть  3 статьи 66 Федерального закона РФ <<Основы законодательства РФ
   об охране здоровья граждан>> от 22.07.1993 года No. 5487-1:

   <<Вред,   причиненный   здоровью   граждан  в  результате  загрязнения
   окружающей  природной среды, возмещается государством, юридическим или
   физическим   лицом,   причинившим   вред,   в  порядке,  установленном
   законодательством Российской Федерации>>.

   Статья  79  Федерального  закона  РФ <<Об охране окружающей среды>> от
   10.01.2002 No. 7-ФЗ:

   1. Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным
   воздействием  окружающей  среды  в  результате  хозяйственной  и  иной
   деятельности  юридических  и  физических  лиц,  подлежит  возмещению в
   полном объеме.

   2.Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью
   и  имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области
   охраны    окружающей    среды,   осуществляется   в   соответствии   с
   законодательством>>.

   Статьей   22   федерального   закона   <<О  радиационной  безопасности
   населения>>  от  09.01.1996  г.  No.  3  -  ФЗ установлено: <<граждане
   Российской  Федерации,  иностранные  граждане  и лица без гражданства,
   проживающие   на  территории  Российской  Федерации,  имеют  право  на
   радиационную безопасность>>.

   Статьей  26 данного закона гарантировано: <<1. Граждане имеют право на
   возмещение  вреда,  причиненного  их  жизни  и  здоровью,  и  (или) на
   возмещение    причиненных   им   убытков,   обусловленных   облучением
   ионизирующим  излучением  сверх  установленных  настоящим  Федеральным
   законом  основных  пределов  доз,  в  соответствии с законодательством
   Российской Федерации.

    1. В  случае  радиационной  аварии граждане имеют право на возмещение
       вреда,  причиненного  их  жизни  и здоровью, и (или) на возмещение
       причиненных   им   убытков   в  соответствии  с  законодательством
       Российской Федерации>>.

   Частью   2   статьи   9   данного   закона   устанавливаются  основные
   гигиенические   нормативы   (допустимые   пределы  доз)  облучения  на
   территории  Российской Федерации в результате использования источников
   ионизирующего излучения, например:

   <<для  населения  средняя годовая эффективная доза равна 0,001 зиверта
   или  эффективная  доза  за  период  жизни  (70  лет) - 0,07 зиверта; в
   отдельные   годы  допустимы  большие  значения  эффективной  дозы  при
   условии,  что  средняя  годовая  эффективная доза, исчисленная за пять
   последовательных лет, не превысит 0,001 зиверта;

   для работников средняя годовая эффективная доза равна 0,02 зиверта или
   эффективная доза за период трудовой деятельности (50 лет) - 1 зиверту;
   допустимо  облучение  в  годовой  эффективной дозе до 0,05 зиверта при
   условии,  что  средняя  годовая  эффективная доза, исчисленная за пять
   последовательных лет, не превысит 0,02 зиверта>>.

   Частью  2 статьи 2 данного закона предусмотрено: <<Федеральные законы,
   иные  нормативные  правовые  акты  Российской Федерации, законы и иные
   нормативные  правовые  акты  субъектов  Российской  Федерации не могут
   устанавливать  нормы, снижающие требования к радиационной безопасности
   и   гарантиям  их  обеспечения,  установленные  настоящим  Федеральным
   законом>>.

   Таким  образом,  данный закон является основополагающим при применении
   иных   законов   Российской   Федерации,   касающихся   требований   к
   радиационной безопасности.

   Статьей  1  закона Российской Федерации от 10.01.2002 г. No. 2- ФЗ <<О
   социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию
   вследствие    ядерных    испытаний   на   Семипалатинском   полигоне>>
   установлено:

   <<Гражданам,  которые  проживали  в  1949  -  1963  годах в населенных
   пунктах   на  территории  Российской  Федерации  и  за  ее  пределами,
   включенных  в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни
   населенных  пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие
   ядерных  испытаний  на  Семипалатинском  полигоне,  и которые получили
   суммарную  (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр),
   а  также  детям  в  возрасте  до  18  лет  первого и второго поколения
   указанных  граждан,  страдающим заболеваниями вследствие радиационного
   воздействия  на  одного  из  родителей,  гарантируются меры социальной
   поддержки, установленные настоящим Федеральным законом.

   Заявители   проживали   в   указанный  период  в  населенных  пунктах,
   подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на
   Семипалатинском полигоне, получили дозу облучения выше 5с3в(бэр).

   Данным  законом  установлены  следующие  меры социальной поддержки, на
   которые вправе претендовать заявители:

   Статья  2  закона:  <<Гражданам,  получившим  суммарную  (накопленную)
   эффективную  дозу  облучения,  превышающую 25 сЗв (бэр), гарантируются
   меры социальной поддержки:

   -внеочередное  обслуживание  в  лечебно-профилактических учреждениях и
   аптеках;

   -обслуживание  в поликлиниках, к которым они были прикреплены в период
   работы до выхода на пенсию;

   -  ежемесячная  выплата  денежной  компенсации в размере 200 рублей на
   приобретение продовольственных товаров;

   -  доплата  до  размера прежнего заработка при переводе по медицинским
   показаниям  на  нижеоплачиваемую  работу.  Эта  доплата осуществляется
   работодателем до восстановления 

   -  выплата  пособия  по  временной  нетрудоспособности  в  размере 100
   процентов  заработка, не превышающего максимального размера пособия по
   временной  нетрудоспособности,  установленного  федеральным  законом о
   бюджете   Фонда   социального   страхования  Российской  Федерации  на
   очередной  финансовый  год, независимо от непрерывного стажа работы, в
   том   числе   при  направлении  на  врачебную  консультацию  в  другой
   населенный пункт;

   -  преимущественное  право  на  оставление  на  работе  при сокращении
   численности  или  штата  независимо  от времени работы в организации и
   первоочередное   трудоустройство   при  ликвидации  или  реорганизации
   данной организации;

   -  назначение  пенсии  по  старости  с уменьшением на 10 лет возраста,
   дающего право на пенсию по старости;

   -  преимущественное  обеспечение  местами  в пансионатах ветеранов или
   домах-интернатах для престарелых и инвалидов;

   -  использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное
   для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска
   продолжительностью 14 календарных дней;

   -   внеочередное   вступление   в   жилищно-строительные  кооперативы,
   внеочередное  обеспечение  земельными  участками  для  индивидуального
   жилищного  строительства  (при  условии  признания  их  нуждающимися в
   улучшении     жилищных    условий),    внеочередное    вступление    в
   гаражно-строительные   кооперативы,   внеочередное   обслуживание   на
   предприятиях   службы   быта,   технического  обслуживания  и  ремонта
   транспортных  средств,  в учреждениях жилищно-коммунального хозяйства,
   организациях связи и междугородного транспорта;

   -  оплата  в  размере  50  процентов  занимаемой общей площади в домах
   государственного  и  муниципальных  фондов и в приватизированных жилых
   помещениях   (в   пределах   норм,  предусмотренных  законодательством
   Российской  Федерации),  в  том числе и членам их семей, проживающим с
   ними;  оплата  в  размере  50  процентов  за  пользование  отоплением,
   водопроводом,  газом  и  электроэнергией,  а  проживающим  в домах, не
   имеющих  центрального  отопления, - предоставление скидки в размере 50
   процентов  со  стоимости  топлива,  приобретаемого  в  пределах  норм,
   установленных для продажи населению, включая транспортные расходы>>.

   Статья 4:

   <<Одному  из  родителей  либо  бабушке,  дедушке, опекуну (попечителю)
   детей  в  возрасте  до  18  лет  первого  и второго поколения граждан,
   получивших  суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5
   сЗв   (бэр),   страдающих   заболеваниями   вследствие   радиационного
   воздействия  на  одного  из  родителей,  гарантируются меры социальной
   поддержки:

   1)   пребывание   с   больным   ребенком  в  лечебном  учреждении  (по
   рекомендации врачей) в течение всего времени лечения;

   2)  получение  пособия  по  временной  нетрудоспособности за все время
   болезни  ребенка  в  размере  100 процентов заработка, не превышающего
   максимального   размера   пособия   по  временной  нетрудоспособности,
   установленного   федеральным   законом  о  бюджете  Фонда  социального
   страхования   Российской   Федерации   на  очередной  финансовый  год,
   независимо  от  наличия непрерывного трудового стажа, необходимого для
   получения этого пособия;

    1. ежемесячная компенсация в размере 35 рублей на питание школьников,
       если   они  не  посещают  школу  в  период  учебного  процесса  по
       медицинским  показаниям, а также ежемесячная компенсация в размере
       180   рублей   на  питание  дошкольников,  если  они  не  посещают
       дошкольное учреждение по медицинским показаниям>>.

   Статья   4.1.:   <<Граждане,  подвергшиеся  радиационному  воздействию
   вследствие  ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, имеют право
   на   ежемесячную   денежную   выплату.  Ежемесячная  денежная  выплата
   устанавливается в размере:

   1)  гражданам,  получившим  суммарную  (накопленную)  эффективную дозу
   облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), - 1 236 рублей;

    1. гражданам,  получившим  суммарную  (накопленную)  эффективную дозу
       облучения  более  5  сЗв  (бэр),  но  не превышающую 25 сЗв (бэр),
       детям  в  возрасте  до 18 лет первого и второго поколения граждан,
       получивших  суммарную  (накопленную)  эффективную  дозу  облучения
       более   5   сЗв   (бэр),   страдающим   заболеваниями   вследствие
       радиационного воздействия одного из родителей, - 387 рублей>>.

   Согласно  статье  5  данного  закона <<гражданам, получившим суммарную
   (накопленную)   эффективную   дозу   облучения   более  5  сЗв  (бэр),
   уполномоченным   Правительством   Российской   Федерации   федеральным
   органом  исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца,
   которые  дают право на получение мер социальной поддержки с момента их
   предъявления.   Порядок   выдачи   этих   удостоверений   определяется
   уполномоченным   Правительством   Российской   Федерации   федеральным
   органом исполнительной власти>>.

   Распоряжением  Правительства  Российской Федерации от 15 марта 1995 г.
   No.  356-р  утвержден  <<Перечень  населенных пунктов бывшей Казахской
   ССР,   подвергшихся   радиационному   воздействию  вследствие  ядерных
   испытаний на Семипалатинском полигоне>>. Однако, города Семипалатинска
   в данном перечне нет.

   Но  Конституционный  суд РФ в своем определении от 4 декабря 2007 года
   No. 960-О-П <<По жалобе гражданина Ермакова Сергея Лукича на нарушение
   его конституционных прав частью первой статьи 1 Федерального закона "О
   социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию
   вследствие  ядерных  испытаний  на Семипалатинском полигоне>> высказал
   свою  правовую  позицию,  которая  является  обязательной к применению
   судами   Российской  Федерации  относительно  населенных  пунктов,  не
   указанных  в  Распоряжении  Правительства  РФ No. 356-р: <<...с учетом
   целевого   предназначения  Федерального  Закона  от  10.01.2002г.  <<О
   социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию
   вследствие    ядерных   испытаний   на   Семипалатинском   полигоне>>,
   выраженного в его преамбуле, - меры социальной поддержки, направленные
   на возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием вследствие
   ядерных  испытаний на Семипалатинском полигоне, должны быть обеспечены
   каждому   лицу,   суммарная   (эффективная)  доза  облучения  которого
   вследствие  этих  ядерных испытаний превышает определенное федеральным
   законодателем   пороговое  значение  в  5  сзв  (бэр),  при  том,  что
   проживание  лица  в  1949-1963  годах  в  одном из населенных пунктов,
   подвергшихся    радиационному    воздействию,    является   формальным
   подтверждением   наличия   такого   вреда   и   что   в   определяемый
   Правительством   Российской  Федерации  перечень  населенных  пунктов,
   подвергшихся  радиационному  воздействию, подлежат включению каждый из
   таких населенных пунктов.

   ...  Поэтому  само  по себе не включение населенного пункта, в котором
   гражданин   подвергся  радиационному  воздействию  вследствие  ядерных
   испытаний  на Семипалатинском полигоне, в установленный Правительством
   РФ  перечень  не может быть основанием для отказа в предоставлении мер
   социальной поддержки>>.

   Из Определения Конституционного Суда РФ от 13 июня 2006 года No. 186-О
   по  ходатайству  Министерства  здравоохранения  и социального развития
   Российской    Федерации   об   официальном   разъяснении   определения
   Конституционного Суда РФ от 7 октября 2005 года No. 385-О следует, что
   граждане,  оказавшиеся  в  зоне  радиационного  излучения,  вызванного
   испытаниями  ядерного оружия, имевшими место в СССР в начальный период
   освоения  и  использования  ядерной  энергии,  как  правило,  не  были
   информированы о возникновении угрозы их здоровью и, соответственно, не
   выразили добровольного волеизъявления на пребывание в этой зоне. Также
   Суд  подтвердил,  что... п. 2.2 <<в>> - причинение вреда имело место в
   начальный период освоения и использования ядерной энергии в СССР (40 -
   60 годы ХХ века).

   В  Постановлении  Конституционного суда РФ от 1 декабря 1997г No.18-II
   сказано,  что  граждане,  которым причинен вред воздействием радиации,
   имеют  гарантированное  Конституцией  РФ  право  на  возмещение такого
   вреда,  а  государство  обязанность, и что ионизирующее воздействие на
   человека, где и когда бы оно ни имело место, не проходит бесследно для
   здоровья.

   В  постановлении  Конституционного  Суда  от  19  июня 2002 г. No.11-П
   установлено,  что  постановления Конституционного суда РФ от 1 декабря
   1997  г. No.18-П и от 19 июня 2002 г. No. 11-П имеют после Конституции
   РФ наибольшую юридическую силу.

   В  определении Конституционного Суда РФ No. 7-П (1996 г.) указано, что
   сам   факт   проживания   на  территории  загрязненной  радиоактивными
   веществами доказывает факт причинения вреда здоровью.

   Согласно опубликованному официальный отчет НИИ Радиационной медицины и
   экологии  г.  Семипалатинска  (ранее Диспансер No. 4 МЗ СССР) исх. No.
   140  от  11.05.05г.  к  Парламентским  слушаниям  Республики Казахстан
   (апрель  2005г.)  (опубликовано:  http://www.poligon.  kz/.htm  )  "на
   основании  архивных  данных Диспансера No. 4 МЗ СССР в таблице No. 2,3
   г.  Семипалатинск  относится  к  району  повышенной степени реализации
   постлучевых  эффектов,  Дозовых  групп  от  25  бэр  и  более. Расчеты
   основаны  на рекомендациях Международного Комитета радиационной защиты
   (МКРЗ)>>.

   Таким  образом,  заявители имели право претендовать на меры социальной
   поддержки и выдачу документа, удостоверяющего это право. 

   Несмотря  на  высказанную  Конституционным  судом РФ правовую позицию,
   установленный  факт  облучения,  национальные  суды  в деле заявителей
   отказались  его  применять  и восстанавливать права заявителей на меры
   социальной  поддержки  и получение компенсаций в связи с нахождением в
   зоне  повышенного  радиационного  риска  в период воздушных, высотных,
   наземных  и  подземных ядерных испытаний, проводимых государством СССР
   на Семипалатинском ядерном полигоне.

   Так,  в решении Мещанского районного суда г. Москвы от 12 августа 2008
   г. указано:

   <<Из  материалов  дела  усматривается  и  не оспаривается истицами тот
   факт.  что они проживали в г. Семипалатинск в период с 1944 г. по 1976
   г.  г.  Однако  указанный  населенный  пункт не включен в утвержденный
   распоряжением  Правительства  РФ  от  15  марта  1995  г.  в  редакции
   постановления  Правительства  РФ  от  08.02.2002  г No. 156-р перечень
   населенных  пунктов  бывшей  Казахской ССР, подвергшихся радиационному
   воздействию  вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

   При   таких   обстоятельствах   суд  приходит  к  выводу  о  том,  что
   законодательство  Российской  Федерации, а именно Федеральный Закон от
   10  января  2002  г.  <<О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся
   радиационному    воздействию    вследствие    ядерных   испытаний   на
   Семипалатинском  полигоне>>  не дает права истице на получение льгот и
   компенсаций,   поскольку   в   указанный   в  Законе  период,  она  на
   территориях,  подвергшимся ядерным испытаниях, указанных в приложении,
   не проживала>>.

   Судебная  коллегия по гражданским делам Московского городского суда от
   04 декабря 2008 г. согласилась с доводами суда первой инстанции:

   <<В  этой  связи  суд,  отказывая  истцам в удовлетворении требований,
   правомерно  суд  пришел  к  выводу  о  том,  что  истцы  не могут быть
   отнесены  к  категории  лиц,  подвергшихся  радиационному  воздействию
   вследствие  ядерных  испытаний  на Семипалатинском полигоне, поскольку
   проживали  в период с 1944 года по 1976 год на территории Казахстана в
   г.  Семипалатинске  -  населенном пункте, не вошедшим в указанный выше
   Перечень>>.

   Таким  образом,  заявители  считают,  что  их право на рассмотрение их
   гражданского  дела  на основании закона, отвечающего принципу правовой
   определенности,  предусмотренное  ч.  1  ст. 6 Европейской Конвенции о
   защите прав человека и основных свобод

   Нарушение  ст.  1  Протокола  1  Европейской  Конвенции  о защите прав
   человека и основных свобод.

   В  соответствии  со ст. 1 Протокола 1 к Европейской Конвенции о защите
   прав человека и основных свобод:

   <<Каждое  физическое или юридическое лицо имеет право беспрепятственно
   пользоваться  своим  имуществом.  Никто  не  может  быть  лишен своего
   имущества,   иначе,   как   в   интересах  общества,  и  на  условиях,
   предусмотренных законом и общими принципами международного права>>. 

   Европейский  Суд  по  правам  человека  неоднократно  в своих решениях
   указывал,    что   <<исковое   требование>>   может   пониматься   как
   <<собственность>> по смыслу статьи 1 Протокола 1 к Конвенции в случае,
   если  в  достаточной  мере  установлено,  что оно может быть исполнено
   (дело  Бурдова  против  России),  признавая,  что право на взыскание с
   государства  сумм  возмещения вреда здоровью (дело Горохова и Русляева
   против России) подлежит защите Европейской Конвенцией.

   Заявители  считают,  что  действиями государственных властей России их
   право   собственности   на   меры  социальной  поддержки  и  получение
   компенсаций  в  связи  с  нахождением в зоне повышенного радиационного
   риска  в  период  воздушных,  высотных,  наземных  и подземных ядерных
   испытаний,  проводимых  государством  СССР  на Семипалатинском ядерном
   полигоне,  установленные  в  ФЗ  <<О  социальных  гарантиях гражданам,
   подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на
   Семипалатинском  полигоне>> было нарушено, поскольку национальные суды
   не  рассмотрели  требования  заявителей  о  признании  права  на  меры
   социальной поддержки и компенсации.

   Таким  образом,  Российская  Федерация нарушила в отношении заявителей
   ст.  1  Протокола  1  Европейской  конвенции  о защите прав человека и
   основных свобод.

     * EXPOS RE LATIF AU X PR ESCRIPTIONS DE  L' ARTICLE 35  S:  1  DE LA
       CONVENTION   STATEMENT   RELATIVE  TO  ARTICLE  35  S:  1  OF  THE
       CONVENTION

   ЗАЯВЛЕНИЕ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 35S: 1 КОНВЕНЦИИ

   (Voir chapitre IV de la note explicative. Donner pour chaque grief, et
   au  besoin  sur une feuille spare, les renseignements demands sous les
   points 16 18 ci-aprs)

   (See  Part  IV of the Explanatory Note. If necessary, give the details
   mentioned  below  under  points  16 to 18 on a separate sheet for each
   separate complaint)

   (См.   Раздел   IV  Инструкции.  Если  необходимо,  укажите  сведения,
   упомянутые в пунктах 16-18 на отдельном листе бумаги)

   II. Dcision  interne dfinitive (date et nature de la dcision, organe -
       judiciaire ou autre - l'ayant rendue)

   Final decision (date, court or authority and nature of decision)

   Окончательное  внутреннее  решение  (дата  и характер решения, орган -
   судебный или иной - его вынесший)

   Окончательное  внутреннее  решение  - определение судебной коллегии по
   гражданским  делам  Московского  городского  суда  от 04.12.2008 г. об
   оставлении   без   изменения  решения  Мещанского  районного  суда  от
   12.08.2008 г.

   III. Autres  dcisions (numres dans l'ordre chronologique en indiquant,
       pour  chaque  dcision, sa date, sa nature et l'organe - judiciaire
       ou autre - l'ayant rendue)

   Other  decisions  (list  in chronological order, giving date, court or
   authority and nature of decision for each of them)

   Другие  решения  (список в хронологическом порядке, даты этих решений,
   орган - судебный или иной - его принявший)

   Заявители  обращались  с  надзорной жалобой в Московский городской суд
   решение  Мещанского  районного  суда  от  12.08.2008  г. и определение
   Московского городского суда от 04.12.2008 г.

   Определением  от 23 июня 2009 г. в удовлетворении требований надзорной
   жалобы заявителей было отказано.

   IV. Disposez-vous  d'un  recours  que  vous  n'avez pas exerc? Si oui,
       lequel et pour quel motif n'a-t-il pas t exerc?

   Is  there  or  was there any other appeal or other remedy available to
   you  which you have not used? If so, explain why you have not used it.

   Располагаете  ли  Вы  каким-либо  средством  защиты,  к которому Вы не
   прибегли?   Если   да,   то   объясните,   почему  оно  не  было  Вами
   использовано?

   Заявители  использовали  все  доступные внутригосударственные средства
   правовой защиты.

   III. EXPOS  DE L'OBJET DE LA REQUTE ET PRTENTIONS PROVISOIRES POUR UNE
       SATISFACTION EQUITABLE APPLICATION

   STATEMENT  OF  THE  OBJECT  OF  THE  AND  PROVISIONAL  CLAIMS FOR JUST
   SATISFACTION

   ИЗЛОЖЕНИЕ    ПРЕДМЕТА   ЖАЛОБЫ   И   ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ   ТРЕБОВАНИЯ   ПО
   СПРАВЕДЛИВОМУ ВОЗМЕЩЕНИЮ

   (Voir chapitre V de la note explicative)

   (See Part V of the Explanatory Note)

   (См. Раздел V Инструкции)

   19.

   Заявители  просят признать нарушение Российской Федерацией в отношении
   них  части  1  статьи 6 Европейской конвенции о защите прав человека и
   основных  свобод,  статьи 1 Протокола 1 Европейской конвенции о защите
   прав  человека и основных свобод, и взыскать справедливое возмещение в
   размере ______________ евро каждому заявителю.

   IV. AUTRES INSTANCES INTERNATIONALES TRAITANT OU AYANT TRAIT 

   L'AFFAIRE

   STATEMENT CONCERNING OTHER INTERNATIONAL PROCEEDINGS

   ДРУГИЕ    МЕЖДУНАРОДНЫЕ    ИНСТАНЦИИ,    ГДЕ    РАССМАТРИВАЛОСЬ    ИЛИ
   РАССМАТРИВАЕТСЯ ДЕЛО

   (Voir chapitre VI de la note explicative)

   (See Part VI of the Explanatory Note)

   (См. Раздел VI Инструкции)

   16. Avez-vous  soumis une autre instance internationale d'enqute ou de
       rglement  les griefs noncs dans la prsente requte? Si oui, fournir
       des indications dtailles ce sujet.

   Have  you  submitted  the  above  complaints to any other procedure of
   international investigation or settlement? If so, give full details.

   Подавали   ли  Вы  жалобу,  содержащую  вышеизложенные  претензии,  на
   рассмотрение   в   другие   международные   инстанции?   Если  да,  то
   предоставьте полную информацию по этому поводу. 

   С  аналогичной  жалобой  в другие международные инстанции заявители не
   обращались.

    V. PICES  ANNEXES  (PAS  D'ORIGINAUX, LIST OF DOCUMENTSUNIQUEMENT DES
       COPIES)

   СПИСОК   ПРИЛОЖЕННЫХ   ДОКУМЕНТОВ   (NO   ORIGINAL   DOCUMENTS,   ONLY
   PHOTOCOPIES)

   (НЕ ПРИЛАГАЙТЕ ОРИГИНАЛЫ ДОКУМЕНТОВ, А ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ФОТОКОПИИ)

   21.

   (Voir chapitre VII de la note explicative. Joindre copie de toutes les
   dcisions  mentionnes  sous  ch.  IV  et  VI ci-dessus. Se procurer, au
   besoin,  les  copies  ncessaires, et, en cas d'impossibilit, expliquer
   pourquoi  celles-ci ne peuvent pas tre obtenues. Ces documents ne vous
   seront pas retourns.)

   (See Part VII of the Explanatory Note. Include copies of all decisions
   referred  to  in Parts IV and VI above. If you do not have copies, you
   should  obtain  them.  If  you cannot obtain them, explain why not. No
   documents will be returned to you.)

   (См. Раздел VII Инструкции. Приложите копии всех решений, упомянутых в
   Разделах  IV и VI. Если у Вас нет копий, Вам следует их получить. Если
   Вы  не  можете их получить, то объясните причину. Полученные документы
   не будут Вам возвращены.)

    1. Копия от  вета Де партамента См оленской об ласти по  со циальному
       развитию от 10.11.2006г. No. 9-10523.
    2. Копия   ответа   Министерства   Российской   Федерации   по  делам
       гражданской   обороны,   чрезвычайным   ситуациям   и   ликвидации
       последствий стихийных бедствий от 06.02.2007г. No. 6-4-138.
    3. Копия   справки   научно-исследовательский  институт  Радиационной
       медицины и экологии Республики Казахстан от 22.11.2004 г.
    4. копия искового заявления.
    5. Копия  решения  Мещанского  районного  суда г.Москвы от 12 августа
       2008 года.
    6. Копия  кассационной  жалобы  на  решение Мещанского районного суда
       г.Москвы от 12 августа 2008 года.
    7. Копия   определения   судебной   коллегии   по  гражданским  делам
       Московского городского суда от 4 декабря 2008 г.
    8. Выборка из официального издания Министерства РФ по атомной энергии
       и  Министерства  обороны  РФ под руководством профессора Михайлова
       В.Н.  (Саров, 1996г.) <<Испытания ядерного оружия и ядерные взрывы
       в мирных целях СССР Семипалатинский испытательный ядерный полигон.
       1949 -- 1990 г.г.>> ( [3]http://npc.sarov.ru/publications.html).

   VI. 

   DCLARATION ET SIGNATURE

   DECLARATION AND SIGNATURE

   ЗАЯВЛЕНИЕ И ПОДПИСЬ

   (Voir chapitre VIII de la note explicative)

   (See Part VIII of the Explanatory Note)

   (См. Раздел VIII Инструкции)

   Je  dclare  en  toute  conscience et loyaut que les renseignements qui
   figurent sur la prsente formule de requte sont exacts.

   I  hereby  declare  that,  to the best of my knowledge and belief, the
   information I have given in the present application form is correct.

   Настоящим,  исходя  из  моих  знаний  и  убеждений,  заявляю,  что все
   сведения, которые указаны в формуляре, являются верными.

   Lieu / Place / Место г. Смоленск 

   Date / Date / Дата 15 сентября 2009 г. 

          (Signature du / de la requrant(e) ou du / de la reprsentant(e))

                    (Signature of the applicant or of the representative)

                                (Подпись заявителя или его представителя)

                                             ____________ Бобровская А.Л.

   ^A  form of authority signed by the applicant should be submitted if a
   representative is appointed.

   Если   заявитель  действует  через  представителя,  следует  приложить
   доверенность на имя представителя, подписанную заявителем.

   ^A  form of authority signed by the applicant should be submitted if a
   representative is appointed.

   Если   заявитель  действует  через  представителя,  следует  приложить
   доверенность на имя представителя, подписанную заявителем.

   ^A  form of authority signed by the applicant should be submitted if a
   representative is appointed.

   Если   заявитель  действует  через  представителя,  следует  приложить
   доверенность на имя представителя, подписанную заявителем.

   ^A  form of authority signed by the applicant should be submitted if a
   representative is appointed.

   Если   заявитель  действует  через  представителя,  следует  приложить
   доверенность на имя представителя, подписанную заявителем.

Ссылки

   1. http://npc.sarov.ru/publications.html
   2. http://daccess-ods.un.org/access.nsf/Get?Open&DS=A/RES/57/101&Lang=R
   3. http://npc.sarov.ru/publications.html


Если вы хотите поддержать нашу деятельность, то введите в поле ниже сумму в рублях, которую вы готовы пожертвовать и кликните кнопку рядом:

рублей.      


Поделиться в социальных сетях:

  Diaspora*

Комментарии:

1. Лана - 24.04.2011 13:59:50
E-mail: lana_tal@hotmail.com

Здравствуйте! Сколько же сил вам пришлось приложить - это уму непостижимо! И вам удалось добиться компенсации?

У меня мама тоже в Питере, уехала из Семипалатинска 10 лет назад в Питер и сейчас не может добиться добавку к пенсии по той же причине - говорят что не положено, что район не тот. Как это не тот, если моя подруга живя в соседнем доме получает эту надбавку.

 

Добавить комментарий:

Ваше имя или ник:

(Войти? Зарегистрироваться? Забыли пароль? Войти под OpenID?)

Ваш e-mail (не обязателен, если укажете - будет опубликован на сайте):

Ваш комментарий:

Введите цифры и буквы с картинки (защита от спам-роботов):