Подборка материалов "Уголовное преследование правозащитника АЛЕКСЕЯ СОКОЛОВА"
16.09.2009
Президенту РФ Руководителям Палат Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам государственной Думы и Членам Совета Федерации Генеральному прокурору РФ Министру МВД РФ Секретарю Общественной палаты РФ Уполномоченному по правам человека РФ 07 сентября 2009г. ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ членов Общественных Наблюдательных Комиссий Российской Федерации Для нас очевидно, что ситуация в местах лишения свободы в России далека от благополучной. Однако члены недавно сформированных Общественной Палатой Российской Федерации общественных наблюдательных комиссий (ОНК) по мере активизации своей работы сталкиваются с фактами прямых или косвенных ограничений в посещении учреждений, беседах с содержащимися в них лицами, получении устной и документированной информации, необходимой для оценки наличия или отсутствия фактов нарушения прав, анализа и оценки этой информации и направления предложений в компетентные органы для принятия адекватных мер реагирования. Столь же очевидно, что традиционная закрытость мест лишения свободы обусловливает особую значимость их общественного контроля. Однако дефицит понимания этой аксиомы во многих регионах вызывает среди немалого числа сотрудников правоохранительных ведомств не только нежелание создавать благоприятные условия содействию этой деятельности, но отторжение, даже неприкрытое противодействие, вплоть до преследования особо добросовестных активистов. В частности, в тех случаях, когда факты нарушений прав заключенных членами комиссий предаются огласке, сотрудники подконтрольных учреждений встают на защиту ложно понимаемых ведомственных интересов и чести мундира, покрывая зачастую даже очевидные правонарушения. Именно такая ситуация происходит с членом ОНК Свердловской области Алексеем Соколовым, против которого возобновлено ранее прекращённое уголовное дело. Алексей Соколов стал известен в России после опубликования результатов расследования по событиям в ФБУ 48/1 в г. Копейске Челябинской области, где 31 мая 2008 г. сотрудниками УФСИН совершались убийства и истязания заключенных. Это преступление - самое жестокое нарушение прав человека и требует от государства наказания всех и виновных, и причастных к нему сотрудников. Однако, соответствующего привлечения к ответственности за это преступление виновных не произошло - в т.ч. те руководители, которые его замалчивали и тем самым поощряли безнаказанность. Обстоятельства, предшествующие возобновлению производства по делу, необоснованно унизительному задержанию и аресту, как меры пресечения, избранной в отношении Александра Соколова, полагаем, имели прямую связь с реакцией правоохранительных органов на его общественную деятельность. В частности, накануне его задержания - 29.04.09 в квартире Ю.Н. Скогарева, участника расследований трагедии в колонии в г. Копейске, был проведен обыск с поиском материалов фильма. А уголовное обвинения самого А.Соколова было основано на материалах расследования, завершённого ещё в 2005 году, по результатам которого следствием была установлена его непричастность, и прокуратура против этого не возражала. Эти обстоятельства дают основание предполагать заказной характер данного дела. А нам известно, что производство по таким делам чревато грубыми процессуальными нарушениями, ущемлением прав подозреваемых, обвиняемых и защитников, фальсификацией доказательств, обвинительным уклоном предварительного и судебного следствия. В итоге - несправедливый, необоснованный и незаконный приговор, имеющий целью внушить всем, кто осмеливается выносить сор из этой пока ещё нечищенной избы: вы влезли в запретную зону, зону исключительно лишь нашей особой ответственности. Не лезьте, уймите свою принципиальность - и будете на свободе! Было бы наивным объяснять такое поведение ряда высокопоставленных должностных лиц в российских регионах - как в отношении А.Соколова, так и в иных случаях - только непониманием значимости реализации в полном объёме давно выстраданного обществом Федерального Закона ФЗ-76 от 10 июня 2008г., во исполнение которого действует ряд правозащитных общественных организаций и члены наших Комиссий. Поэтому так важно именно сейчас, в начальный период наработки опыта реализации этого Закона, давать каждому факту его неуважения принципиально острую оценку, тем более именно такой оценке подлежит каждый случай уголовного, административного или дисциплинарного преследования активистов решившихся осуществлять эту очень трудоёмкую и опасную миссию. При этом, полагаем, следует ввести специальные нормы и процедуры контроля органами прокуратуры законности и обоснованности такого преследования, гарантирующие от имени государства обязательность для каждого случая анализ конкретных ситуаций на предмет выявления возможной причинно-следственной связи между общественно-полезной деятельностью преследуемого лица и вменяемого ему обвинения, и при выявлении фактов незаконного и необоснованного вменения вины привлекать виновных в этом лиц к установленной законом ответственности, а при отсутствии или дефиците правовых оснований привлечения виновных к ответственности соответствующие нормы следует срочно разработать, принять и использовать, в первую очередь против тех недобросовестных лиц, которые пока ещё позволяют себе в расчёте на безнаказанность препятствовать полной реализации контрольной миссии гражданских активистов. Такая ситуация совершенно недопустима, тем более, что участники общественного контроля проводят посещения учреждений и работают с большим массивом документов исключительно на общественных началах и за личные средства. Участие в общественном контроле для членов Комиссий не только обременительно, но и чрезвычайно ответственно. При этом участники общественного контроля не имеют необходимых гарантий последующей личной безопасности своей деятельности, и совершенно не защищены от противоправного вмешательства и воздействия. Заявляя о своей солидарности в защите наших соратников, выражаем опасение вероятному распространению практики противодействия деятельности и преследования членов ОНК, мы: * требуем ра сследования мо тивов и об стоятельств во збуждения уголовного дела в отношении А. Соколова, как сотрудниками ГУВД, так и Следственного комитета при Прокуратуре Свердловской области, предполагая, что они действовали по указанию должностных лиц, заинтересованных в воспрепятствовании общественной деятельности правозащитника; * просим в любом случае решить вопрос об изменении меры пресечения в отношении А. Соколова, освободив его из-под стражи; * учитывая длящееся отсутствие в национальном законодательстве каких-либо специальных гарантий деятельности правозащитников, просим учесть при рассмотрении данного Обращения в полном объёме содержание <<Декларации о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы>> No. 53\144 от 9 декабря 1998 года, и, в частности, ст.ст.1,2,8, п.2 ст.5, п.п.1,2,3 ст.12 этого документа ООН; * просим по-возможности неотложно проинформировать нас о Ваших решениях по данному обращению, а затем - о результатах полной проверки всех обстоятельств дела; * учитывая, что практика реализации Закона от 10.06.2008г. No.76-ФЗ уже выявила ряд вопросов, требующих срочного обсуждения, толкования и изменения отдельных его норм, внесения поправок и дополнений, рекомендуем изыскать средства для подготовки и по-возможности срочного проведения специальной конференции с участием как государственных органов, так и руководителей правозащитных организаций, их активистов, наиболее активно занимающихся контролем <<закрытых>> учреждений, с приглашением всех членов Общественных наблюдательных Комиссий, а в порядке первого шага к подготовке такой конференции неотложно организовать сбор соответствующих предложений от всех её потенциальных участников. Члены Общественных Наблюдательных Комиссий Российской Федерации: (Фамилии, имена, отчества, от какой Общественной Наблюдательной Комиссии): 1. Шаклеин Владимир Андреевич, Свердловская ОНК; 2. Звягина Наталья Алексеевна, Воронежская ОНК; 3. Шимоволос Сергей Михайлович, Нижегородская ОНК; 4. Хомутова Наталья Ивановна, Нижегородская ОНК; 5. Лавочников Юрий Леонидович, Нижегородская ОНК; 6. Куперман Марк Александрович, председатель Сахалинской ОНК; 7. Абрамова Раиса Борисовна, заместитель председателя Сахалинской ОНК; 8. Терюков Евгений Олегович, член Сахалинской ОНК; 9. Матвеев Игорь Викторович, член Сахалинской ОНК; 10. Стойко Николай Геннадьевич, председатель Красноярской ОНК; 11. Дьяконов Александр Егорович, Иркутская ОНК; 12. Верещагин Алексей Николаевич, Приморская ОНК; 13. Смышляев Александр Михайлович, Приморская ОНК; 14.
Поделиться в социальных сетях:
Добавить комментарий: