15.12.2009
Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" В соответствии со статьей 5 Федерального закона Российской Федерации "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзы независимы в своей деятельности, в том числе и от работодателей, а в соответствии с Конвенцией No. 98 Международной организации труда (МОТ) организации трудящихся и предпринимателей должны пользоваться надлежащей защитой против любых актов вмешательства со стороны друг друга или со стороны их агентов или членов в создание и деятельность организаций и управление ими. Как правило, интерес к такому вмешательству имеет место со стороны работодателей. Во многих странах за независимостью профсоюзов следит государство. Это обычно тщательно проверяется при осуществлении их государственной регистрации. В некоторых странах независимость профсоюзов от работодателей обеспечивается на законодательном уровне. Например, в Канаде и Дании руководителям предприятий всех уровней запрещено входить в профсоюз, объединяющий рядовых работников. А в законодательстве США установлено, если профсоюз включает в свой состав лиц, относящихся к администрации предприятий даже самого низового звена, он не вправе выступать представителем работников в коллективных переговорах. Однако в большинстве стран в уставах самих профсоюзов предусмотрена норма о запрете приема в профсоюз административных работников предприятий. В результате нигде, кроме постсоветских стран, нет профсоюзов, в которых вместе с рядовыми работниками находятся административные работники. И это является основной гарантией независимости профсоюзов. Более того, нельзя называть профсоюзом организацию, в которой работодатели (их представители) состоят вместе с остальными работниками. К сожалению, в России по настоящему независимые профсоюзы находятся еще в зачаточном состоянии. При этом следует иметь в виду, что Федерация, так называемых, Независимых Профсоюзов России (ФНПР), исходя из вышесказанного, объединением профсоюзов не является. Профсоюзы же в России необходимы, так как они выполняют очень важные социальные функции. Даже можно заявлять, что без наличия независимых профсоюзов невозможно нормальное социально-экономическое развитие общества. Их роль видится не только в защите прав и интересов наемных работников, во влиянии на экономическое развитие общества, но и в создании гражданского общества, в структуре которого профсоюзы должны являться одним из основных институтов. Надеяться на реформирование профсоюзов, входящих в ФНПР, в целях превращения их в независимые профсоюзы путем включения в уставы нормы о запрещении приема административных работников предприятий смысла нет. Следовательно, этот основной признак независимости профсоюзов необходимо ввести законодательным путем. Таким образом, данный законопроект внесен в целях создания условий для формирования в России независимых профсоюзов. Он предусматривает, что не могут состоять в одном профсоюзе работники и лица, осуществляющие в трудовых отношениях права и обязанности работодателя, в том числе и те из них, кто одновременно относится к категории работников. Например, начальник цеха, как правило, осуществляет отдельные права и обязанности работодателя. Но одновременно он является и работником, если с ним заключен трудовой договор. При этом в тексте законопроекта применяются понятия, используемые в Трудовом кодексе РФ. После реализации данного предложения можно будет отказаться от применения в наименовании профсоюзов слово "независимый", так как любой профсоюз по определению должен быть независимым. 2
Поделиться в социальных сетях:
Добавить комментарий: