23.12.2009
Конституционный Суд Российской Федерации 190000, г. Санкт-Петербург, Сенатская пл., 1 Заявитель Капустин Владимир Яковлевич г. Екатеринбург, Оспариваемый акт: статья 83 <<Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации>>, утверждённого федеральным законом от 10.01.2003 г. No. 18-ФЗ Опубликован: в No. 8 Российской газеты за 18 января 2003 г. Орган, принявший оспариваемый акт: Государственная Дума Федерального Собрания РФ Адрес: г. Москва, Охотный ряд, 1 Жалоба о признании неконституционной статьи 83 <<Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации>> 29 октября 2008 г. я обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой о признании не соответствующей статье 2, части 1 статьи 15, статье 19, частям 2 и 3 статьи 55 Конституции РФ статьи 83 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, утверждённого федеральным законом от 10.01.2003 г. No. 18-ФЗ, в истолковании МПС РФ и Верховного Суда РФ, лишающей граждан - потребителей услуг перевозки права на возврат неиспользованных проездных билетов на поезда пригородного сообщения и получение полной стоимости железнодорожного билета при его возврате в железнодорожную кассу. Письмом от 24.02.2009 г. No. 791 Секретариат Конституционного Суда РФ вернул мне жалобу на основании её несоответствия требованиям ФКЗ <<О Конституционном Суде Российской Федерации>>, пояснив, что <<из прилагаемых к жалобе документов не усматривается, что обжалуемые положения статьи 83 Федерального закона <<Устав железнодорожного транспорта>> Российской Федерации>> были применены в деле с Вашим участием>>. В соответствии с требованиями письма Секретариат Конституционного Суда РФ от 24.02.2009 г. No. 791 прилагаю к настоящей жалобе решение мирового судьи судебного участка No. 3 Железнодорожного района г. Екатеринбурга Ракимова С. С. от 19 июня 2009 года и определение Железнодорожного районного суда Екатеринбурга от 17.08.2009 г., подтверждающие применение статьи 83 Федерального закона <<Устав железнодорожного транспорта>> Российской Федерации>>. В соответствии со статьёй 125 Конституции РФ Конституционный Суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом. Статья 96 ФКЗ <<О Конституционном Суде Российской Федерации>> предусматривает права граждан, чьи права и свободы нарушаются законом, применённым или подлежащим применению в конкретном деле, на обращение в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение их конституционных прав и свобод. В соответствии со статьёй 36 ФКЗ <<О Конституционном Суде Российской Федерации>> основанием к рассмотрению дела является неопределённость в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон. В соответствии с частью 2 статьи 74 ФКЗ <<О Конституционном Суде Российской Федерации>> Конституционный Суд РФ принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов. Поводом моего обращения в Конституционный Суд РФ является неопределённость в том, соответствует ли Конституции РФ статья 83 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, утверждённого федеральным законом от 10.01.2003 г. No. 18-ФЗ, в толковании МПС РФ и Верховного Суда РФ о том, что пассажиры поездов пригородного сообщения в отличие от пассажиров поездов дальнего сообщения лишены права возврата билетов (т.е., одностороннего расторжения договора перевозки) и получения обратно их стоимости до начала самой перевозки. 22 августа 2008 г. за десять минут до отхода пригородного поезда я попытался сдать обратно двумя минутами ранее купленный билет на электричку с тем, чтобы купить его по льготной цене как ветеран либо обменять на льготный (в два раза дешевле). Мне было в этом кассиром отказано. Пришлось ехать за полную стоимость. На мою жалобу Дорожная дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении письмом от 08.10.2008 г. также ответила отказом, сославшись на пункт 57 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утв. приказом МПС РФ от 26.07.2002 г. No. 30: <<возврат денег за неиспользованный пассажиром билет на поезд пригородного сообщения не производится...>> 19 июня 2009 года мировой судья судебного участка No. 3 Железнодорожного района г. Екатеринбурга Ракимова С. С. отказала мне в удовлетворении искового требования к ОАО <<Российские железные дороги>> о признании незаконным отказа принять неиспользованный железнодорожный билет стоимостью 28 рублей и взыскании стоимости билета. Определением Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 17.08.2009 г. решение мирового судьи судебного участка No. 3 Железнодорожного района г. Екатеринбурга Ракимовой С. С. от 19.06.2009 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения. Оба судебных постановления были приняты на основании ст. 83 Федерального закона <<Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации>>. При подготовке документов для судебного оспаривания вышеназванных Правил выяснилось, что высшим судебным органом страны - Верховным Судом РФ - 5 июня 2003 г. рассмотрена жалоба граждан Буркова и Смердова в отношении пункта 57 Правил, утверждённых МПС РФ (дело ГКПИ 03-55) и данный пункт Правил, ущемляющий права граждан - пассажиров поездов пригородного сообщения, признан законным на основании того, что он сформулирован на основании статьи 83 федерального закона <<Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации>>. Таким образом, Верховный Суд РФ указал, что основанием ограничения прав граждан в рассматриваемых правоотношениях является оспариваемая норма ст. 83 Устава. Согласно статье 32 федерального закона <<О защите прав потребителей>> потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесённых им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Специальный закон о правах потребителей в России был принят с целью усилить правовую защищённость граждан - потребителей от недобросовестного поведения производителей услуг и работ, навязывания собственных монопольных правил производителями гражданам и должен иметь приоритет в силу своей направленности на защиту индивида. Смысл, сущность сделки о перевозке пассажиров заключается не только во внесении оплаты (предварительной!) гражданином за будущую перевозку, но и в совершении конкретных оконченных действий перевозчика по перевозке гражданина. Не может быть платы за то, что не совершено - общий принцип возмездных сделок, с единственной оговоркой о возмещении понесённых расходов производителем услуг, с чем нельзя не согласиться, но что никак не подпадает под абсолютный отказ изготовителя, в нашем случае перевозчика, в возврате выплаченной суммы за несостоявшуюся перевозку (не оказанную услугу). В связи с не возвратом стоимости проезда возникают обязательства вследствие неосновательного обогащения (ст. 1102 ГК РФ). Если в статье 57 Правил перевозок прямо запрещается возврат денег пассажиру за неиспользованный билет, в федеральном законе нет такого прямого запрета возврата, в статье 83 закона говорится лишь об единственном случае возврата денег пассажиру <<в случае незапланированного перерыва в движении пригородных поездов более чем на час>>. Но, именно данное положение статьи 83 Устава при отсутствии каких-либо других положений о возможности сдачи билета и возврата денег за неиспользованный билет на пригородный поезд, толкуется МПС РФ и Верховным Судом РФ не в пользу потребителя - гражданина. Налицо дискриминация огромной группы граждан-потребителей услуг по перевозке пригородными поездами по отношению к другой группе граждан - потребителей услуг по перевозке поездами местного и дальнего сообщения, нарушение статьи 19 Конституции РФ. Согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Считаю, что было нарушено мое право собственности, закрепленное в ч. 2 ст. 35 Конституции РФ и ст. 1 Протокола 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Часть 2 статьи 35 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ следует логике нормы о защите права собственности, закрепленной в ст. 1 Протокола 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Выявляя содержание гарантий реализации права собственности, важно учитывать объем защиты права собственности, закрепленный в Конвенции, и получивший свое развитие в постановлениях Европейского суда по правам человека. Согласно статье 1 Протокола 1 к Конвенции <<Защита собственности>> <<Каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. Предыдущие положения не умаляют права государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами или для обеспечения уплаты налогов или других сборов или штрафов>>. Европейский суд по правам человека в пункте 61 постановления Спорронг и Лонротт против Швеции от 23 сентября 1982 (A 52 (1982)) истолковал положения данной статьи следующим образом: <<Статья 1 Протокола 1 к Конвенции включает в себя три четких нормы. Первая, которая является общей по своему характеру, утверждает принцип беспрепятственного пользования собственностью; принцип выражен в первом предложении первого абзаца. Вторая норма касается лишения имущества и оговаривает это рядом условий; она приведена во втором предложении того же абзаца. Третья норма признает, что государства-участники имеют право контролировать использование собственности в соответствии с интересами общества, вводя такие законы, которые они считают необходимыми для этой цели; данная норма содержится во втором абзаце>>. В моем деле необходимо решить, применимы ли к моему случаю ограничения, закрепленные в третьей норме -- запрещение на использование права собственности, а именно права на возврат части стоимости билета в случае отказа от договора предоставления услуг. Можно ли считать такое вмешательство государства юридически обоснованным. Европейский суд по правам человека возложил бремя доказывания обоснованности ограничения на государство, в данном случае в лице представителя Государственной думы РФ в Конституционном Суде РФ. В противном случае должно быть признано нарушение ст. 1 Протокола 1. Любое вмешательство в право собственности должно преследовать законную цель в интересах общества, во всеобщих интересах (Джеймс против Соединенного Королевства, постановление Европейского суда по правам человека от 21 февраля 1986, A 98 (1986), п. 46). Но только того факта, что вмешательство в право собственности преследует законную цель недостаточно. Такое вмешательство также должно быть соразмерным. В постановлении по делу Спорронг и Лонротт против Швеции ЕСПЧ сформулировал следующий важный принцип относительно обоснованности вмешательства: <<Суд должен определить, было ли соблюдено справедливое равновесие между требованиями интересов общества и необходимыми условиям защиты основных прав личности... Стремление к такому равновесию присуще Конвенции в целом и отражено также в структуре статьи 1 Протокола 1>>. Таким образом, представитель Государственной Думы РФ обязан доказать, что введение государством в законодательстве ограничения права собственности, в частности, введение запрета на возврат части стоимости билета на пригородный поезд в случае отказа от услуг перевозчика преследует законную цель, более того, доказать, что такое ограничение соразмерно преследуемой цели, соблюдает справедливое равновесие. Применительно к Российской Федерации в данном случае необходимо доказать также дополнительно существование целей, закрепленных в части 2 ст. 55 Конституции: <<защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства>>. Но такие цели не могут преследоваться, в том числе и в связи с тем, что такого ограничения не установлено относительно возврата части стоимости билета на поезда дальнего следования. Моё право гражданина и потребителя на данном примере нарушено федеральным законом и принятыми на его основе Правилами, в нарушение ч. 1 статьи 15 и статьи 55 Конституции РФ. На основании изложенного, руководствуясь ФКЗ <<О Конституционном Суде Российской Федерации>>, прошу: признать не соответствующей статье 2, части 1 статьи 15, статье 19, частям 2 и 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, статье 1 Протокола 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод статью 83 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, утверждённого федеральным законом от 10.01.2003 г. No. 18-ФЗ, в толковании МПС РФ и Верховного Суда РФ о лишении граждан-потребителей услуг перевозки права на возврат неиспользованных проездных билетов на поезда пригородного сообщения и получение полной стоимости железнодорожного билета при его возврате в железнодорожную кассу. Приложение: 1. копия письма Секретариата Конституционного суда РФ No. 791 от 24 февраля 2009 г. (в 3 экз.); 2. квитанция об уплате госпошлины; 3. две копии настоящей жалобы; 4. оспариваемая статья 83 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (в 3 экз.); 5. статья 57 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте (в 3 экз.); 6. копия решения Верховного Суда от 05.06.2003 г. (в 3 экз.); 7. копия ответа Дорожной дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении от 08.10.2008 г. (в 3 экз.); 8. копия решения мирового судьи судебного участка No. 3 Железнодорожного района г. Екатеринбурга Ракимова С. С. от 19 июня 2009 года. 9. копия определения Железнодорожного районного суда Екатеринбурга от 17.08.2009 г. Заявитель В.Я. Капустин 22 декабря 2009 г.
Поделиться в социальных сетях:
1. Anonymous - 01.12.2010 22:52:41
И тут дискриминация))) Интересно, к разным субъектам права, разных пассажиров Конституционный суд не причислил?
Добавить комментарий: