Общественное объединение "Сутяжник"

Главная страница

Новые документы и материалы

Подборка материалов "Общественный контроль исправительных учреждений"


ЗАКЛЮЧЕНИЕ о работе Общественной наблюдательной комиссии по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания Свердловской области в 2009 г.

 

17.01.2010

 

     *

   Общественная  наблюдательная  комиссия  по  общественному  контролю за
   обеспечением  прав  человека  в  местах  принудительного  содержания и
   содействия  лицам,  находящимся  в  местах  принудительного содержания
   Свердловской области в 2009 г.
     *

   Екатеринбург, 620014б а/я 165, [1]el_stepanova@mail.ru
     *

     *

   Уполномоченному по правам человека Российской Федерации 
     *

   Лукину В.П. 
     *

   Копии: 
     *

   Председателю Общественной палаты Российской Федерации
     *

   Велихову Е.П.; 
     *

   Губернатору Свердловской области 
     *

   Мишарину А. С.;
     *

   Уполномоченному по правам человека Свердловской области
     *

   Мерзляковой Т. Г.;
     *

   Начальнику ГУФСИН России по Свердловской области,

   генерал-лейтенанту внутренней службы

   Ладик А. Ф.;

   Начальнику ГУВД по Свердловской области, 

   генерал-лейтенанту милиции 

   Никитину М. А.

     *

     *

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
     *

   о   работе   Общественной  наблюдательной  комиссии  по  общественному
   контролю  за  обеспечением  прав  человека  в  местах  принудительного
   содержания  и  содействия  лицам, находящимся в местах принудительного
   содержания Свердловской области в 2009 г.

   Общественная  наблюдательная комиссия была сформирована в декабре 2008
   г. в соответствии с ФЗ РФ No. 76 в следующем составе:

    1. Степанова Елена Алексеевна (председатель).
    2. Маннапова Раиса Тимофеевна (заместитель председателя).
    3. Котельникова Лидия Даниловна.
    4. Рожин Дмитрий Игоревич.
    5. Соколов Алексей Вениаминович.
    6. Уфимцев Андрей Юрьевич.
    7. Халидова Марина Владимировна.
    8. Шаклеин Владимир Андреевич.

   В   настоящее   время   деятельность   Соколова   А.   В.  в  комиссии
   приостановлена в связи с его нахождением в ИВС г. Камышлова.

   I. Учреждения ГУФСИН по Свердловской области:

   1.1.В 2009 г. были проведены следующие проверки:

   ИЗ 66/1; (г. Екатеринбург, неоднократно);

   ИЗ 66/5 (г. Екатеринбург);

   ИЗ 66/4 (г. Камышлов);

   ФБУ ИК-2 (г. Екатеринбург, включая Областную больницу для осужденных);

   ФБУ ИК-3 (г. Краснотурьинск, неоднократно);

   ФБУ ИК-5 (г. Нижний Тагил);

   ФБУ ИК-6 (г. Нижний Тагил);

   ФБУ ИК-12 (г. Нижний Тагил, неоднократно);

   ФБУ ИК-13 (г. Нижний Тагил, неоднократно);

   ФБУ ИК-18 (г. Сосьва, встреча с администрацией);

   ФБУ ИК-46 (г. Невьянск);

   ФБУ ИК-47 (г. Каменск-Уральский);

   ФБУ ИК-52 (г. Камышлов);

   ФБУ ИК-53 (г. Верхотурье);

   ФБУ ИК-55 (г. Ивдель);

   ФБУ ИК-62 (г. Ивдель, неоднократно);

   ФБУ ИК-63 (г. Ивдель);

   ФБУ ВК-2 (г. Кировград);

   ФБУ КП-45 (г. Камышлов).

   ФБУ КП-52 (г. Нижний Тагил);

   ФБУ КП-59 (г. Каменск-Уральский);

   1.2.  Основные выводы ОНК, сделанные в ходе проверок учреждений ГУФСИН
   по Свердловской области:

     * В   ходе   проведения   проверок   члены   комиссии  беседовали  с
       арестованными    и    осужденными,   знакомились   с   необходимой
       документацией,  проверяли  состояние  различных помещений и служб.
       Как   правило,   препятствий  со  стороны  сотрудников  ГУФСИН  не
       возникает, администрация мест принудительного содержания проявляет
       открытость  и  готовность к взаимодействию. Периодически возникали
       проблемы,  связанные  с тем, что, по мнению представителей ГУФСИН,
       члены  ОНК  должны предупреждать о посещениях за один-два дня (что
       не  соответствует  положениям ФЗ РФ-76). Организационные вопросы в
       числе  прочего  были  обсуждены  на  совместном  заседании  ОНК  с
       руководством  ГУФСИН  по  Свердловской  области  6  ноября 2009 г.
       Комиссия  отмечает,  что администрация учреждений ГУФСИН не всегда
       вовремя дает ответы на заключения ОНК.
     * ОНК   обращает   внимание   на   недопустимые  условия  содержания
       большинства  арестованных  в  ИЗ  66/1. При лимите на размещение в
       2255 человек в изоляторе на сегодняшний день фактически содержится
       около  3400  человек  Проблемы,  связанные с нарушением санитарных
       норм  жилой  площади,  отсутствием  индивидуальных спальных мест и
       постельных    принадлежностей,    сложностями    в   осуществлении
       гигиенических  мероприятий,  хранении  продуктов, с предоставлении
       медицинской  помощи,  повышенной  влажности  помещений, отсутствии
       вентиляции  и  т.д.  являются  хроническими.  В  связи  с этим ОНК
       заявляет   о   необходимости   немедленного   решения   вопроса  о
       строительстве  нового  следственного изолятора в г. Екатеринбурге,
       соответствующего современным требованиям.
     * В  ходе  проверки ИЗ 66/1 (камеры, в которой содержатся транзитные
       осужденные,   больные   туберкулезом),   осуществленной  29.12.09,
       выявлены  следующие  вопиющие  факты:  осужденный  Бартылов  А. Я.
       находился  в  тяжелом  состоянии,  с  высокой  температурой, но не
       получал соответствующей медицинской помощи. Больные туберкулезом -
       бактериовыделители,  содержатся  с  больными  с впервые выявленным
       туберкулезом.   Транзитные   осужденные  не  получают  необходимых
       лекарств, в частности, потому, что их медицинские карты недоступны
       медицинским  работникам.  В  камере  отсутствует  вентиляция,  нет
       сосудов  для мокроты, имеется повышенная влажность. В связи с этим
       ОНК  делает следующий вывод: скученность больных открытыми формами
       туберкулеза  в  помещениях,  не приспособленных для их содержания,
       ведет   к   ухудшению   здоровья   осужденных   и  распространению
       туберкулеза  с  множественной  лекарственной  устойчивостью  среди
       населения.
     * В  ходе  проверки  медсанчасти ИЗ 66/1 члены комиссии неоднократно
       лично  наблюдали  привязанных  к  кроватям арестованных (по словам
       медработников,  находящихся  в  состоянии  психоза) в камерах, где
       находились  другие  арестованные.  В ходе совещания с руководством
       ГУФСИН   достигнута   договоренность   о   выделении   для   таких
       арестованных специального помещения.
     * В  адрес ОНК поступает информация от осужденных (ЛИУ-23, КП-59) по
       поводу  того,  что  их  жалобы  до  комиссии не доходят (жалобы не
       регистрируются,  уведомления осужденным не предоставляются). Также
       имеется  информация  о  преследовании  осужденных  после общения с
       членами комиссии (ИК-47).
     * Выявлены  факты  необоснованного наказания осужденных (помещение в
       ШИЗО ПКТ в ИК- 53, ИК-5, ИК-12).
     * Членами   ОНК   были   проверены   жалобы   о   нарушении   правил
       предоставления   длительных   свиданий  (ИК-18),  о  неправомерном
       применении средств физического воздействия к осужденным со стороны
       сотрудников,   о   неправомерных  обысках  и  столкновениях  между
       рядовыми осужденными и представителями самодеятельных организаций,
       которые   дважды   привели   к  волнениям  и  столкновениям  между
       осужденными  (ИК-12).  ОНК отмечает, что в ряде случаев не удается
       установить  объективность  информации,  изложенной  в  жалобах или
       устно,  поскольку  она  не  находит  документального подтверждения
       (так, в медицинских справках травмы и повреждения не отражены).
     * В  ходе  проверки  ИК-62  в октябре 2009 г. не все осужденные были
       допущены  на  прием  по  личным  вопросам.  Членам комиссии в ходе
       повторной  проверки  удалось  выявить  факт  избиения  осужденного
       Коробова А.А. В адрес комиссии поступило 15 письменных обращений с
       жалобами  на  грубость  со  стороны администрации, на режим работы
       каптерки.  Информация  о  воспрепятствовании  общению осужденных с
       членами  ОНК,  о  наличии  телесных повреждений у осужденного была
       направлена  в  СКП  и  Прокурору по надзору г. Ивделя для принятия
       решения об ответственности должностных лиц. В настоящее время дело
       передано в Североуральский МСО СК.
     * Особое  внимание ОНК уделяет осужденным с ВИЧ-инфекцией (около 10%
       всех  осужденных)  и  проблеме  профилактики  туберкулеза.  В ходе
       проверок  обнаружено,  что  в  некоторых ИК документы на врачебную
       комиссию   медуправления   для   пересмотра   стадии  ВИЧ-инфекции
       направляются  несвоевременно,  что  приводит к позднему назначению
       антиретровирусной     терапии,    снижению    ее    эффективности,
       инвалидизации   пациентов.   Выявлены   факты   нарушения  ведения
       диспансерного  наблюдения ВИЧ-позитивных осужденных, недостаточное
       обеспечение  их  лекарствами  и  дополнительным  питанием  (ИК-46,
       ИК-63).   В   некоторых  колониях  при  вывешивании  списков  лиц,
       получающих   дополнительное   питание,  указывается  диагноз,  что
       является    разглашением    медицинской   тайны   (ИК-63).   Члены
       наблюдательной  комиссии  выражают  серьезную обеспокоенность тем,
       что в условиях некачественного диспансерного наблюдения осужденных
       с   ВИЧ-инфекцией   (несоблюдение  сроков  исследования  иммунного
       статуса,   неконтролируемая   терапия)  и  недостаточном  внимании
       фтизиатрической  службы  к вопросам профилактики туберкулеза среди
       осужденных  с  иммунодефицитом  в  некоторых  ИК возрастает угроза
       вспышки туберкулеза.
     * Много  жалоб  поступает  от родственников осужденных и осужденных,
       находящихся  в  ИК-18  и  ИК-15  поселка Сосьва Серовского района.
       Содержание  жалоб:  плохие  жилищные  условия, холод в помещениях,
       необеспеченность  теплой  одеждой, недостаток лекарств, непринятие
       теплых  предметов  одежды от родственников, неоказание медицинской
       помощи.   Комиссия  отмечает,  что  многие  учреждения  ГУФСИН  по
       Свердловской   области   находятся  в  труднодоступных  местах,  в
       условиях   сурового   климата,   что   никак  не  способствует  ни
       исправлению  осужденных,  ни поддержанию и восстановлению семейных
       связей,  и  считает  необходимым обратить на эти учреждения особое
       внимание в рамках реформы УИС.

   II. Учреждения Управления внутренних дел по Свердловской области:

   2.1. В 2009 г. были проведены следующие проверки: 

   1. ИВС г. Екатеринбурга;

   2. ИВС г. Первоуральска;

   3. ИВС г. Верхней Пышмы;

   4. ИВС г. Асбеста;

   5. ИВС г. Камышлова;

   6. ИВС г. Ивделя;

   7. ИВС г. Полевского;

   8. ИВС г. Краснотурьинска;

   9. КВЗ РУВД Чкаловского района города Екатеринбурга;

   10.  Спецприемник  для содержания лиц, арестованных в административном
   порядке УВД по МО г. Екатеринбург.

   2.2.Основные  выводы  ОНК, сделанные в ходе проверок учреждений УВД по
   Свердловской области:

     * В це лом пр едставители УВД проявили стремление к сотрудничеству и
       конструктивному  диалогу  с ОНК. Однако 16.05.09 члены ОНК не были
       допущены  в  ИВС г. Екатеринбурга, где в это время содержался член
       комиссии  (на  тот  момент)  А.  В. Соколов, задержанный 14.05.09.
       Представители ГУВД г. Екатеринбурга мотивировали отказ в посещении
       невозможностью обеспечения безопасности членов ОНК. 18.05.09 в ИВС
       г.  Екатеринбурга были допущены два члена комиссии, однако им было
       отказано   в  посещении  камер  и  предоставлении  всей  требуемой
       документации.  В  адрес начальника УВД по Свердловской области был
       направлен  запрос о причинах воспрепятствования работе комиссии. В
       полученном  ответе  говорится,  что  нарушений законодательства не
       выявлено. Эта ситуация продемонстрировала, что в отдельных случаях
       руководство  мест  принудительного  содержания  считает  возможным
       игнорировать положения ФЗ РФ No. 76.
     * В  ИВС  УВД  было  обнаружено большое количество нарушений условий
       содержания  -  отсутствие индивидуальных спальных мест, отсутствие
       матрасов   и   спальных  принадлежностей,  повреждения  в  системе
       водоснабжения  и канализации, отсутствие гигиенических мероприятий
       и  прогулок,  отсутствие  света. В основном это связано с тем, что
       ИВС  находятся  в  старых помещениях, требующих серьезного ремонта
       или  нового  строительства.  Такое  строительство во многих местах
       либо  уже  ведется,  либо  планируется,  однако  этот процесс идет
       медленно.   Так,   ведется  строительство  новых  помещений  в  г.
       Первоуральске  и Полевском, разработана проектная документация ИВС
       г.  Асбеста.  В  то же время после комиссия отмечает очень хорошие
       условия  содержания  в  ИВС  г.  Верхней Пышмы, где была проведена
       реконструкция.
     * Длительный  и  систематический  характер  носят  нарушения условий
       содержания  в  Спецприемнике  для  содержания  лиц, арестованных в
       административном  порядке, где отсутствуют индивидуальные спальные
       места,    матрасы   и   постельные   принадлежности,   возможность
       гигиенических мероприятий, место для прогулок. В камерах почти нет
       света. Существует опасность содержания больных туберкулезом вместе
       с   другими   арестованными.   Спецприемник  находится  в  здании,
       принадлежащем   ФСИН  РФ,  поэтому  решить  вопросы,  связанные  с
       ремонтом  помещений  и  оборудования, не представляется возможным.
       Вопрос  о строительстве нового спецприемника, условия содержания в
       котором     соответствовали     бы     требованиям     российского
       законодательства  и  международным  нормам,  неоднократно ставился
       перед Правительством Свердловской области, в настоящее время решен
       вопрос  о  выделении  земельного  участка под строительство нового
       спецприемника,   однако   пока   никаких  дальнейших  действий  не
       предпринимается.   В   этой  связи  ОНК,  члены  которой  посетили
       Спецприемник  в  июне  и  в  сентябре 2009 г., считает необходимым
       немедленно  принять  меры по недопущению нарушений прав человека в
       отношении   арестованных   лиц,   содержащихся   в  спецприемнике.
       Положение  усугубляется  еще  и  тем, что после недавнего принятия
       поправок   в   Кодекс   РФ   об  административных  правонарушениях
       количество людей, подлежащих административному аресту, значительно
       возросло  (в  частности,  за счет лиц, управляющих автомобилем без
       прав),  но  соответствующие условия для этого не созданы. Ежегодно
       через  спецприемник  проходят  сотни  людей,  и  содержание  их  в
       условиях,  унижающих  человеческое  достоинство и нарушающих права
       человека, недопустимо.
     * Члены ОНК в апреле 2009 г. посетили КВЗ РУВД Чкаловского района г.
       Екатеринбурга,  где  было  обнаружено  содержание арестованных без
       оформления   протокола   задержания,  отсутствие  естественного  и
       искусственного   освещения,  были  установлены  факты  совместного
       содержания   лиц,   задержанных  за  совершение  административного
       правонарушения  и  лиц,  задержанных  по  подозрению  в совершении
       тяжкого  преступления,  арестованные  не  были обеспечены в ночное
       время местом для сна.
     * Члены  ОНК  произвели  проверку  ИВС г. Асбеста в связи со случаем
       массового членовредительства арестованных лиц в мае 2009 г. В ходе
       проверки было установлено, что протестные действия были направлены
       на привлечение внимания сотрудников ИВС, контролирующих, надзорных
       органов   и   общественности  в  связи  с  предвзятым,  по  мнению
       арестованных,  унижающим  человеческое  достоинство  обращением со
       стороны  сотрудников  ИВС,  выразившееся в разбрасывании их личных
       вещей  и продуктов питания на полу камеры, необоснованным изъятием
       продуктов  питания и последующим игнорированием обращений и жалоб.
       По  факту  членовредительства  руководством  ГУВД  по Свердловской
       области были приняты необходимые меры.

   III. Общие положения: 

    1. ОНК  считает  существенным недостатком действующего ФЗ No.76-ФЗ от
       10.06.2008г.  отсутствие  положения  о  возможности  кооптирования
       дополнительных  членов  комиссии  в течение срока ее полномочий. 7
       человек,   которые   в   настоящее   время  входят  в  комиссию  в
       Свердловской области - это чрезвычайно мало.
    2. ОНК  считает  необходимым  обратить  внимание  на  решение вопроса
       финансового обеспечения деятельности комиссии. Согласно ФЗ-76, эта
       обязанность  возложена на общественные организации, делегировавшие
       своих  представителей  в  состав ОНК. Однако в большинстве случаев
       общественные   организации   не   имеют   финансовых  средств  для
       поддержания  деятельности ОНК. В Свердловской области, где имеется
       около  50 учреждений ГУФСИН, в которых содержится около 40000 лиц,
       а  также  около  50  учреждений  ГУВД,  деятельность  комиссии без
       финансового  обеспечения  чрезвычайно  затруднена, не говоря уже о
       том,   что   места   принудительного   содержания   находятся   на
       значительном  расстоянии  от г. Екатеринбурга, где проживают члены
       комиссии,  и проверка удаленных учреждений требует нескольких дней
       и значительных личных средств.
    3. ОНК  считает  необходимым  внести  дополнения  в  ФЗ  No.76-ФЗ  от
       10.06.2008   в   той  части,  которая  позволяет  членам  ОНК  при
       необходимости применять технические средства для аудиозаписи жалоб
       и  предложений  при  собеседовании с лицами, находящимися в местах
       принудительного содержания.

   IV. Особое мнение

    1. ОНК  считает  необходимым  привлечение  внимания к проблеме защиты
       членов  комиссии от преследования со стороны органов правопорядка.
       Так,  члены  комиссии  В.  А.  Шаклеин  и  М.  В. Халидова считают
       уголовное  преследование  члена  ОНК  А.  Соколова непосредственно
       связанным  с  его  правозащитной деятельностью, а уголовное дело -
       сфабрикованным.
    2. Шаклеин   В.А.   также   считает,   что,  подобно  сфабрикованному
       уголовному  делу  против А. Соколова, также сфабриковано уголовное
       дело и против другого члена ОНК - Рожина Д. И., который с мая 2009
       г.  находится  под подпиской о невыезде. Таким образом, фактически
       приостановлена его активная деятельность как члена ОНК.
    3. Член  ОНК  Шаклеин  В.  А.  считает, что именно из-за инициативной
       деятельности  членов  ОНК  Соколова  А.В.  и Рожина Д.И., с личным
       участием  которых  был  проведен  общественный  контроль в большей
       части  исправительных учреждений ГУФСИН РФ по Свердловской области
       (14  ИУ из 21 всех проконтролированных) и изоляторов в системе МВД
       (7  изоляторов  из  10 проконтролированных). Выявление членами ОНК
       Соколовым    А.В.    и    Рожиным   Д.И.многочисленных   нарушений
       конституционных  прав человека в местах принудительного содержания
       граждан  вызвал различные препятствия в их деятельности и угрозы в
       адрес   активно   работающих   членов  ОНК  со  стороны  отдельных
       должностных   лиц  в  системе  ГУФСИН  и  особенно  МВД,  которые,
       используя должностные полномочия, практически пытаются осуществить
       угрозы  в  судебном порядке и обвинить по надуманных делам в якобы
       совершении уголовных преступлений 5-ти летней давности (А.Соколов)
       и   3-х  летней  давности  (Д.Рожин).  Отсутствие  А.  Соколова  и
       ограничение в деятельности ОНК Д.Рожина фактически <<застопорило>>
       деятельность  Свердловской  ОНК  по исполнению ФЗ No.76 от 10 июня
       2008 г.

   Председатель Общественной наблюдательной Комиссии Свердловской области

   Е. А. Степанова

   7

References

   1. mailto:el_stepanova@mail.ru


Если вы хотите поддержать нашу деятельность, то введите в поле ниже сумму в рублях, которую вы готовы пожертвовать и кликните кнопку рядом:

рублей.      


Поделиться в социальных сетях:

  Diaspora*

Комментарии:

1. Марьин С.Т. - 19.01.2010 04:04:03
E-mail: maryin.sergey@yandex.ru

В Мордовии те же проблемы. В ОНК 5 человек. Начальник УФСИН России по Мордовии Мальков В.А. (выходец из Саратова)отметил новый год обращением в общественную организацию "Мордовский республиканский правозащитный центр" с просьбой отозвать меня из ОНК как ненадлежаще выполняющего свои обязанности. При этом указал, что я обращаюсь в суд и СМИ по вопросу нахождения детей в МЛС, используя при этом полномочия члена ОНК. С моей точки зрения полный вздор. Ищет повод убрать активного члена ОНК и оставить своих ставленников - таких "правозащитников" как бывший Дубравный прокурор Осипов Н.В. Если это сообщение читают люди, встречавшиеся с ним в Дубравлаге, то прошу написать свои воспоминания. Сам не могу, боюсь привлекут за клевету.

 

2. Anonymous - 19.01.2010 22:40:13

"В настоящее время деятельность Соколова А. В. в комиссии

приостановлена в связи с его нахождением в ИВС г. Камышлова."

Да уж... лучшие люди Урала.

 

Добавить комментарий:

Ваше имя или ник:

(Войти? Зарегистрироваться? Забыли пароль? Войти под OpenID?)

Ваш e-mail (не обязателен, если укажете - будет опубликован на сайте):

Ваш комментарий:

Введите цифры и буквы с картинки (защита от спам-роботов):

        

 

 

15.05.2015г. распоряжением Минюста РФ СРОО "Сутяжник" включена в реестр иностранных агентов.