Судебное дело "Иск ГУ Минюста РФ по СО к ОФ "Правоборец" о ликвидации"
11.01.2010
Дело No.2-78/11(10) Мотивированное решение изготовлено 18.01.2010г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Екатеринбург . <<11>> января 201 Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Ишени-на Д.С., при секретаре судебного заседания Макуниной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области к Общественному фонду <<Правоборец>> о признании прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, УСТАНОВИЛ: ГУ МЮ Российской Федерации по Свердловской области обратилось в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указало, что Общественный Фонд <<Правоборец>> был создан в 2001 г. и зарегистрирован в соответствии с действующим законодательством. По результатам проведенной ГУ МЮ Российской Федерации по Свердловской области проверки Общественного Фонда <<Правоборец>> на предмет соответствия его деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям, были выявлены нарушения со стороны Общественного Фонда <<Правоборец>> Федерального закона <<Об общественных объединениях>>, Федерального закона <<О некоммерческих организациях>>, Федерального закона <<О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей>>. В нарушение указанного законодательства Общественный Фонд <<Правоборец>> не информировал орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении адреса постоянно действующего органа, не представил сведения о лице, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, не представил соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган, что привело к невозможности вручения ответчику уведомления о проведении проверки и, как следствие, к невозможности проведения проверки в целом. Акт о противодействии проведению проверки и предупреждение, направленные в адрес ответчика, вернулись истцу с отметкой на конверте <<нет организации>>, копии Акта о противодействии и предупреждения, направленные в адреса президента фонда и учредителей фонда, вернулись истцу за истечением срока хранения. Кроме того, как указывает истец, Общественный Фонд <<Правоборец>> не информировал федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых им от международных и иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества за 2008 г. по установленной форме. На основании изложенного, истец просит признать Общественный Фонд <<Правоборец>> прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц. Представители истца в судебном заседании на доводах и требованиях искового заявления настаивали, суду пояснили, что со стороны ответчика имеется неоднократность нарушения законодательства, которая выражается в том, что ответчиком не представлялись сведения о новом руководителе, о новом адресе организации. Согласно представленных Общественным Фондом <<Правоборец>> отчетов, ответчик располагается на Сиреневом бульваре в г. Екатеринбурге, а руководителем, подписавшим указанные отчеты, является Чуркина Л.М. Представитель ответчика с доводами и требованиями искового заявления не согласилась, суду пояснила, что нет документов, подтверждающих, что Чуркина Л.М. является >руководителем Общественного Фонда <<Правоборец>>. Кроме того, пояснила, что ответчик не изменял адрес своего местонахождения с 2001 г. Также просила суд обратить внимание на то обстоятельство, что Общественный Фонд <<Правоборец>> продолжает свою деятельность, ее объем уменьшился в связи с нехваткой денежных средств, но деятельность юридического лица не приостановлена и не прекращена. Деятельность Общественного Фонда <<Правоборец>> заключается в проведении лекций, оказании бесплатных консультаций по телефону. Также пояснила суду, что у ответчика имеется своя страница на сайте правозащитных организаций Свердловской области. Кроме того, просила суд обратить внимание на то обстоятельство, что ответчик представлял всю необходимую информацию истцу. О том, что указанная информация представлена не по форме, истец ответчику не указывал. Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствие со ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Согласно ст. 7 Федерального закона <<Об общественных объединениях>>, общественные объединения могут создаваться в форме общественного фонда. Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, Общественный Фонд <<Правоборец>> зарегистрирован Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области 07.03.2001 г. Сведения о данной общественной организации 02.02.2003 г. внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1036605613582. В силу положений ст. 29 Федерального закона Российской Федерации от 19 мая 1995 года No. 82-ФЗ <<Об общественных объединениях>>, общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно ст. 29 Федерального закона Российской Федерации от 19 мая 1995 года No. 82-ФЗ <<Об общественных объединениях>>, неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц. Таким образом, из содержания указанной нормы следует, что неоднократное непредставление такой информации само по себе не является безусловным основанием для его ликвидации, а порождает право регистрирующего органа на обращение в суд с заявлением о признании соответствующего общественного объединения прекратившим t свою деятельность в качестве юридического лица. Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона <<О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей>>, за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении. В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. No. 212 <<О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций>>, общественное объединение, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах общественных объединений, представляет в уполномоченный орган (его территориальный орган), документы, содержащие информацию об объеме получаемых им от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. Регистрирующим органом общественной организации является, применительно к настоящему делу, ГУ МЮ Российской Федерации по Свердловской области, действующее в пределах компетенции, предоставленной Федеральным законом <<Об общественных объединениях>>, Приказом МЮ Российской Федерации от 21.05.2009г. No. 146 <<Об утверждении Положения о Главном Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Главных Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации>>. Доводы представителей истца о том, что Общественный Фонд <<Правоборец>> прекратил свою деятельность, не нашли подтверждения в судебном заседании. Из показаний представителя ответчика, данных в судебном заседании, следует, что Общественный Фонд <<Правоборец>> продолжает свою деятельность в качестве юридического лица - проводит лекции, осуществляет бесплатные консультации по телефону. Также в судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что ответчик представляет в ИФНС России по Кировскому району предусмотренную законодательством налоговую отчетность, что также свидетельствует о том, что Общественный фонд <<Правоборец>> продолжает свою деятельность в качестве юридического лица. При этом, к объему осуществляемой деятельности законодатель не предъявляет каких-либо требований, не определяет критерий продолжаемости деятельности и не ставит его в зависимость от объёма осуществляемой деятельности. Доводы представителя истца о том, что ответчик не представил информацию об изменении юридического адреса, информацию о новом руководителе не принимаются судом во внимание, поскольку не могут свидетельствовать о том, что юридическое лицо прекратило свою деятельность, а напротив, указывают на то, что юридическое лицо ведет свою деятельность. Абсолютного прекращения деятельности суд не усматривает. Таким образом, суду не представлено доказательств того, что Общественный фонд <<Правоборец>> прекратил свою деятельность. Кроме того, само по себе участие в судебном заседании представителя указанного юридического лица свидетельствует о том, что Общественный фонд <<Правоборец>> не прекратило свою деятельность, поручив на основании доверенности ведение настоящего дела в суде своему представителю. Кроме того, суд находит необходимым указать следующее. Согласно ст. 30 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на объединение. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы деятельности общественного объединения, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами, предусмотрены и ст. 29 Федерального закона <<Об общественных объединениях>>. Ст. 41 Федерального закона <<Об общественных объединениях>> установлено, что общественные объединения, в случае нарушения законодательства Российской Федерации несут ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими законами. В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года N 14-П по делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона <<Об акционерных обществах>>, статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц. Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм, юридическое лицо нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности. Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации. Ликвидация юридического лица, о чём фактически заявлено требование, как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям. Кроме того, в силу статьи 11 (пункт 2) Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, осуществление права на свободу объединения не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Как указывает Европейский суд по правам человека, положения статьи 11 распространяются на весь период деятельности объединений, и их ликвидация также должна удовлетворять требования вышеуказанной нормы. При таких обстоятельствах исковые требования Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области к Общественному фонду <<Правоборец>> о признании прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворению не подлежат. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,суд РЕШИЛ: Иск Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области к Общественному фонду <<Правоборец>> о признании прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в течение десяти дней подачей кассационной жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга. Председательствующий судья: Д.С. Ишенин
Поделиться в социальных сетях:
Добавить комментарий: