Судебное дело "Иск ГУ Минюста РФ по СО к ОФ "Правоборец" о ликвидации"
07.05.2010
Свердловский областной суд 620019, г. Екатеринбург, ул. Московская, 120 Истец: Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области 620100, г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, 100 Ответчик: Общественный фонд <<Правоборец>>, действующий на территории Свердловской области 620072, г. Екатеринбург, ул. Сиреневый бульвар, 1-313 ОТЗЫВ на кассационную жалобу по иску Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области к Общественному фонду <<Правоборец>> о признании прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц. Общественный фонд <<Правоборец>> является общественным объединением. В соответствии со статьей 18 ФЗ <<Об общественных объединениях>> правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения. В своем исковом заявлении и кассационной жалобе Главное Управление Министерства юстиции РФ просит исключить Общественный фонд <<Правоборец>> из Единого государственного реестра юридических лиц, что является ликвидацией юридического лица и лишения им правоспособности. Утверждение истца о том, что <<признание общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица не влечет запрета его деятельности, а также ограничения его прав как общественного объединения>>, изложенное в кассационной жалобе, не соответствует действительности, и правоприменительной практике. Так, общественная организация, лишенная статуса юридического лица, ограничивается во всех правах, предоставляемых юридическим лицам (право на открытие счета в банке, на получением финансирования, наем сотрудников и др.). В связи с этим хочется отметить, что согласно статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) каждый имеет право на свободу объединения. Осуществление права на объединение не подлежит никаким ограничениям, за исключением тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Деятельность Общественного фонда <<Правоборец>> подпадает под действие статьи 11 Конвенции, которая, согласно практике Европейского суда по правам человека <<распространяется на весь период деятельности объединений, причем их ликвидация властями Государства должна, следовательно, удовлетворять требованиям п. 2 статьи 11 Конвенции>> (Parti communistre unifie et al., 33 - перевод в М. Де Сальвия, Прецеденты Европейского суда по правам человека. Спб.: Юридический центр пресс, 2004. С. 696). Иначе говоря, <<только убедительные и веские причины могут оправдывать ограничение на свободу ассоциаций>> (Sidiropoulo et al., 40 - перевод в М. Де Сальвия, Прецеденты Европейского суда по правам человека. Спб.: Юридический центр пресс, 2004. С. 694). Более детально данное положение обобщено в <<Руководящих принципах запрета политических партий и аналогичных мер>> (Совет Европы, Европейская комиссия <<За демократию через право>> (Венецианская Комиссия) Венеция, 10-11 декабря 1999 г.) (далее -- принципы), которые распространяются на все общественные объединения. Применение таких крайних мер как запрет общественной организации или аналогичных мер (как в данном случае, признание организации прекратившим свою деятельность в качестве юридического и исключение из Единого государственного реестра юридических лиц) лица требует, чтобы компетентные государственные органы принимали решения обратиться по вопросу запрета общественного объединения в судебный орган, имея достаточные доказательства существования реальной угрозы конституционному строю или основополагающим правам и свободам граждан (п. 14 принципов). Истец не доказал обстоятельств, создающих угрозу конституционному строю или основополагающим правам и свободам граждан. А следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований и кассационной жалобы в данном случае нет, поскольку удовлетворение требований Главного Управления Министерства юстиции по Свердловской области будет означать нарушение статьи 11 Конвенции. В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ Конвенция о защите прав человека и основных свобод является частью правовой системы РФ. Согласно Постановлению Пленума Верховного суда РФ No. 5 от 10 октября 2003 г. <<О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров>>, применение судами Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека. На основании изложенного, ПРОШУ: отказать в удовлетворении кассационной жалобы, оставить решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга в силе. Приложение: <<Руководящие принципы запрета политических партий и аналогичных мер>> (Совет Европы, Европейская комиссия <<За демократию через право>> (Венецианская Комиссия) Венеция, 10-11 декабря 1999 г.). Представитель ОФ <<Правоборец>>
Поделиться в социальных сетях:
Добавить комментарий: