19.05.2010
Анализ Федерального закона <<Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации>>. Указанный Федеральный закон призван упорядочить, расширить и сделать более открытой для общества информацию о судебной системе в Российской Федерации (о деятельности судов, о принятых судебных актах). А также учитывает современные тенденции развития общества, такие как, развитие компьютерных технологий и сети Интернет. В частности, предоставление информации через официальные сайты Судов, Судебных департаментов, органов судебного департамента. Согласно данному закону, доступ к информации о деятельности судов будет обеспечиваться следующими способами (ст. 6 данного закона): 1. присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, в открытом судебном заседании; 2. обнародование (опубликование) информации о деятельности судов в средствах массовой информации; 3. размещение информации о деятельности судов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; 4. размещение информации о деятельности судов в занимаемых судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества в помещениях; 5. ознакомление граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти или органов местного самоуправления с информацией о деятельности судов, находящейся в архивных фондах; 6. предоставление пользователям по их запросу информации о деятельности судов. Законом подробно расшифрованы указанные способы доступа к информации: 1. Присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, в открытом судебном заседании. Согласно статье 12 анализируемого Закона, указанные лица имеют право присутствовать в открытом судебном заседании, а также фиксировать ход судебного разбирательства в порядке и формах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Порядок доступа этих лиц в залы судебных заседаний, занимаемые судами помещения устанавливается регламентами судов и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов. Надо отметить, что ничего кардинально нового в этом положении нет, поскольку свободный доступ на открытое судебное заседание в качестве слушателя, существовало и ранее. 2. Обнародование (опубликование) информации о деятельности судов. В соответствии со статьей 13 Закона <<Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации>> обнародование (опубликование) информации о деятельности судов в средствах массовой информации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, за исключением случаев, если порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества устанавливается федеральным законодательством, а в отношении конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации - законодательством субъектов Российской Федерации, в которых предусматриваются требования к опубликованию судебных актов и иной информации о деятельности судов, то опубликование судебных актов и указанной информации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. 3. Информация о деятельности судов, размещаемая в сети Интернет. Данный способ доступа к информации о деятельности судов наиболее регламентированный среди всех остальных. В сети Интернет, согласно статье 14 Закона должна размещаться следующая информация. 1. Общая информация о суде, которая включает в себя: наименование суда, наименование судебного района, на территорию которого распространяется юрисдикция суда, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера; организационная структура суда - пленум суда, президиум суда, палаты суда, судебные коллегии, постоянные судебные присутствия, консультативные и (или) совещательные органы (при наличии), а также структурные подразделения аппарата суда; полномочия суда; перечень законов, регламентирующих деятельность суда; регламент суда, инструкция по делопроизводству в суде и иные акты, регулирующие вопросы внутренней деятельности суда; фамилии, имена и отчества председателя суда, заместителей председателя суда, судей, руководителя аппарата суда, а при согласии указанных лиц - иные сведения о них; основания наделения полномочиями председателя суда, заместителей председателя суда, судей; перечни информационных систем и банков данных, находящихся в ведении суда (при наличии); наименование учрежденного судом средства массовой информации (при наличии). 2. Информация, связанная с рассмотрением дел в суде, а именно: требования, предъявляемые к форме и содержанию документов, используемых при обращении в суд, и (или) образцы этих документов, порядок представления указанных документов в суд; сведения о размере и порядке уплаты государственной пошлины по категориям дел, подлежащих рассмотрению в суде; сведения о находящихся в суде делах: регистрационные номера дел, их наименования или предмет спора, информация о прохождении дел в суде, а также сведения о вынесении судебных актов по результатам рассмотрения дел (назначено к слушанию с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания, рассмотрено, отложено, приостановлено, прекращено, заключено мировое соглашение, заявление оставлено без рассмотрения, иное с учетом особенностей соответствующего судопроизводства); тексты судебных актов, размещаемые с учетом требований, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона, сведения об их обжаловании и о результатах такого обжалования, а при опубликовании судебных актов - сведения об источниках их опубликования; порядок обжалования судебных актов; разъяснения, обобщения и обзоры по вопросам судебной практики рассмотрения судами дел; порядок ознакомления с материалами дела лиц, участвующих в деле; номера телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера, в том числе о прохождении находящихся в суде дел. 3. Тексты проектов нормативных правовых актов, внесенных судами в законодательные (представительные) органы государственной власти (для судов, являющихся субъектами права законодательной инициативы). 4. Информация о кадровом обеспечении суда. такая информация включает в себя: порядок наделения судей полномочиями, требования к кандидатам на должность судьи и порядок их отбора; сведения о вакантной должности судьи, вакантных должностях государственной службы в аппарате суда; порядок поступления граждан на государственную службу в аппарат суда, квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей государственной службы в аппарате суда; условия проведения и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы в аппарате суда; номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросам замещения вакантной должности судьи, вакантных должностей государственной службы в аппарате суда. 5. Информация о порядке и времени приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, порядке рассмотрения их обращений по вопросам организации деятельности суда, жалоб на действия (бездействие) судей или работников аппарата суда, не связанные с рассмотрением конкретных дел, обжалованием судебных актов и процессуальных действий судей, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера. 6. Сведения о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд судов в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Данный перечень является общим для судов общей юрисдикции, арбитражных судов. Вместе с тем, анализируемый закон, помимо вышеуказанных общих сведений, обязывает отдельные суды указывать также: 1. Данные судебной статистики, предоставляемые в объеме, установленном в пределах своих полномочий Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом. 2. Конституционный Суд Российской Федерации наряду с вышеуказанной информацией, обязан размещать на своем официальном сайте послание Конституционного Суда Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о состоянии конституционной законности в Российской Федерации. 3. Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации наряду с вышеуказанной информацией, кроме обязанности размещать на своем официальном сайте послание Конституционного Суда Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о состоянии конституционной законности в Российской Федерации, размещают на своих официальных сайтах сведения о судебной системе Российской Федерации. 4. Судебному департаменту, помимо общей информации, надлежит размещать в сети Интернет: а) общую информацию о Судебном департаменте, такую, как: полномочия и структура Судебного департамента, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера; перечень нормативных правовых актов, регулирующих деятельность Судебного департамента; перечень органов Судебного департамента, их полномочия, а также почтовые адреса, адреса электронной почты, номера телефонов справочных служб органов Судебного департамента; фамилии, имена и отчества Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, заместителей Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и руководителей органов Судебного департамента, а при согласии указанных лиц - иные сведения о них; федеральные целевые программы и иные программы по вопросам развития судебной системы Российской Федерации (при наличии); перечни информационных систем и банков данных, находящихся в ведении Судебного департамента. б) информацию об органах судейского сообщества, такую как: перечень органов судейского сообщества, действующих на территории Российской Федерации, и их полномочия; перечень нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов судейского сообщества; решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о приостановлении, возобновлении или прекращении полномочий судей соответствующих судов, квалификационной аттестации судей, а также сведения о наложении на них дисциплинарных взысканий. в) годовые отчеты Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации о деятельности Судебного департамента, представляемые Председателю Верховного Суда Российской Федерации, Совету судей Российской Федерации и Всероссийскому съезду судей. г) обзоры о деятельности судов общей юрисдикции, данные судебной статистики, публикуемые в средствах массовой информации в соответствии с актами, регулирующими деятельность Судебного департамента по ведению судебной статистики. д) сведения о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд судов общей юрисдикции в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. 5. Органу судебного департамента надлежит размещать: а) общую информацию об органе Судебного департамента, а конкретно: наименование, полномочия и структура органа Судебного департамента, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона справочной службы органа Судебного департамента; перечень нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органа Судебного департамента; фамилии, имена и отчества руководителя органа Судебного департамента, заместителей руководителя органа Судебного департамента, а при согласии указанных лиц - иные сведения о них. б) информацию об органах судейского сообщества, действующих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, такую, как: перечень органов судейского сообщества и их полномочия; перечень нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов судейского сообщества; решения квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации о приостановлении, возобновлении или прекращении полномочий судей соответствующих судов, квалификационной аттестации судей, а также сведения о наложении на них дисциплинарных взысканий. Необходимо отметить, что часть информации, которая должна быть размещена в интернете судебными органами по закону, такая как, адрес суда, телефоны и иная информация общего характера, уже размещается на соответствующих сайтах, что было проверено на сайтах районных судов города Екатеринбурга. Но нужно учитывать, что если предоставлять через интернет справочную информацию, такую как наименование, адрес, телефоны суда, не требует больших затрат времени и сил, поскольку эта информация разовая и на длительный период времени, то размещение в сети интернет самих судебных решений вызывает много вопросов, главный из которых -- возможна ли на практике, реализация этого положения? Особенно учитывая, что законом <<Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации>> к размещению судебных решений предъявляются следующие требования (статья 15 Закона). Тексты судебных актов, за исключением приговоров, размещаются в сети Интернет после их принятия. Тексты приговоров размещаются после их вступления в силу. Тексты размещаются в полном объеме, за исключением персональных данных, кроме фамилий и инициалов судей (судьи), рассматривавших (рассматривавшего) дело, а также прокурора и адвоката, если они участвовали в судебном разбирательстве. Вместо исключенных персональных данных используются инициалы, псевдонимы или другие обозначения, не позволяющие идентифицировать участников судебного процесса. При этом, при размещении в сети Интернет текстов судебных актов, предусматривающих положения, которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, эти положения исключаются из текстов судебных актов. Законом установлены категории дел, судебные акты по которым в сети Интернет не размещаются. К таковым относятся: 1. затрагивающим безопасность государства; 2. возникающим из семейно-правовых отношений, в том числе по делам об усыновлении (удочерении) ребенка, другим делам, затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних; 3. о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности; 4. об ограничении дееспособности гражданина или о признании его недееспособным; 5. о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании; 6. о внесении исправлений или изменений в запись актов гражданского состояния; 7. об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваемых судами общей юрисдикции. Мнение о правильности такого решения законодателя двояко. С одной стороны, данные категории дел рассматриваются в закрытых судебных заседаниях, поэтому целесообразно не размещать судебные акты по указанным категориям дел, потому что это может навредить правам и законным интересам лиц, участвующих в данных заседаниях. С другой стороны, в судебных актах, которое разрешены законом к размещению в сети Интернет, исключаются персональные данные и данные, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну. Почему нельзя поступать также (исключать персональные данные и данные, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, оставляя лишь общую информацию) и в отношение судебных актов, которое согласно ФЗ <<Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации>> в сети Интернет не размещаются, непонятно. 4. Размещение информации о деятельности судов в занимаемых судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества в помещениях. Согласно статье 16 ФЗ <<Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации>> в указанных помещениях размещается следующая информация: порядок работы суда, включая порядок приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, по вопросам, связанным с рассмотрением дел в суде, и иным вопросам, касающимся деятельности суда; сведения о дате, времени, месте проведения и предмете судебного заседания по делам, назначенным к слушанию; порядок присутствия в судебном заседании и меры, принимаемые к его нарушителям, порядок пропуска в залы судебного заседания и помещения, занимаемые судами; условия и порядок получения информации о деятельности суда; условия и порядок получения информации о деятельности суда; иные сведения, необходимые для оперативного информирования пользователей информацией. Указанная информация должна размещаться в доступных для посетителей судов местах, на информационных стендах и (или) технических средств аналогичного назначения. На практике реализация указанного положения не должна вызвать больших проблем у судебных органов, учитывая, что часть информации уже размешается судебными органами. 5. Ознакомление граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти или органов местного самоуправления с информацией о деятельности судов, находящейся в архивных фондах. Прядок получения информации по указанному способу ФЗ <<Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации>> не установлен, а отсылает к законодательству Российской Федерации и субъектов Российской Федерации об архивном деле и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами. Таким образом, ФЗ <<Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации>> просто устанавливает, что указанный способ получения информации о деятельности судов существует, однако ничего нового, как например, специальный порядок получения информации из архивных фондов судебных органов, не вносит. 6. Предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности судов. Указанный способ получения информации о деятельности судов законодателю, наряду с размещение информации в сети Интернет, представляется наиболее перспективным и распространенным, поэтому достаточно детально регламентирован в Законе. Запрос направляется в судебные органы в письменной форме посредством наземной почты или через сеть Интернет. ФЗ <<Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации>> установлены требования к содержанию запроса. В частности, в запросе, указывается наименование соответствующего суда, Судебный департамент, наименование соответствующего органа Судебного департамента или органа судейского сообщества, в которые направляется запрос, либо фамилия и инициалы или должность соответствующего должностного лица, а также почтовый адрес, номер телефона и (или) факса либо адрес электронной почты для направления ответа на запрос или уточнения содержания запроса, а также фамилия, имя и отчество гражданина (физического лица) либо наименование организации (юридического лица), общественного объединения, органа государственной власти, органа местного самоуправления, запрашивающих информацию о деятельности судов. Указанная информация в запросе в обязательном порядке должна присутствовать, поскольку согласно закону, анонимные запросы не рассматриваются, и является основанием для отказа в предоставлении информации о деятельности судов. Кроме того, запрос должен быть четко сформулирован, не должен относится к информации ограниченного доступа, или информации, которая является вмешательством в осуществление правосудия, а также не позволяет обеспечивать безопасность участников судебного разбирательства. При этом запрос не может быть подано одному и тому же вопросу, а также в запросе не может ставится вопрос о толковании нормы права, разъяснении ее применения или правовой оценке судебных актов, выработке правовой позиции по запросу, проведении анализа судебной практики или выполнении по запросу иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией, поскольку согласно статье 20 ФЗ <<Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации>> наличие указанной информации является основанием не предоставления информации о деятельности судов. При этом, если запрашиваемая информация уже опубликована в средствах массовой информации или размещена на официальных сайтах судебных органов, то по усмотрению судебного органа, в который направляется запрос, ответ может не последовать. В этом случае встает логичный вопрос -- какую информацию в таком случае можно запросить у суда? Каждый запрос, поступивший в судебные органы подлежит регистрации. Срок рассмотрения запроса, по общему правилу, установленному статьей 18 ФЗ <<Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации>>, составляет 30 дней со дня регистрации запроса. Однако, в случае, если предоставление запрашиваемой информации невозможно в указанный срок, в течение семи дней со дня регистрации запроса лицо, сделавшее запрос, уведомляется об отсрочке ответа на запрос с указанием ее причины и срока предоставления запрашиваемой информации, который не может превышать пятнадцать дней сверх установленного настоящим Федеральным законом срока для ответа на запрос. В целях объективного, достоверного и оперативного информирования граждан и юридических лиц о деятельности судов, Законом <<Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации>> предусмотрено взаимодействие судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества с редакциями средств массовой информации. Взаимодействие осуществляется следующими способами: 1. свободный доступ представителей редакций средств массовой информации в помещения судов, где размещена информация о деятельности судов, а также их присутствие в открытых судебных заседаниях; 2. присутствие представителей редакций средств массовой информации на заседаниях органов судейского сообщества в порядке, установленном актами, регламентирующими деятельность указанных органов; 3. предоставление информации о деятельности судов по запросам редакций средств массовой информации; 4. информационное освещение деятельности судов, в том числе вопросов совершенствования законодательства, регулирующего указанную деятельность; 5. участие представителей судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества в пресс-конференциях и иных совместных с представителями редакций средств массовой информации мероприятиях; 6. аккредитацию в судах, Судебном департаменте, органах Судебного департамента, органах судейского сообщества представителей редакций средств массовой информации; 7. иные способы взаимодействия. Для большей полноты взаимодействия судебных органов со средствами массовой информации, ФЗ <<Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации>> предусматривается выделение официальных представителей судебных органов, которыми являются: 1. Суда - председатель суда или должностное лицо, уполномоченное председателем суда; 2. Судебного департамента, органов Судебного департамента - Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, руководители органов Судебного департамента или должностные лица, уполномоченные соответственно Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, руководителями органов Судебного департамента; Кроме того, для взаимодействия со редакциями средств массовой информации в Судах и Судебных департаментах могут создаваться соответствующие структурные подразделения, права и обязанности которых по осуществлению указанного взаимодействия устанавливаются соответственно регламентами судов и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов, актами Судебного департамента.
Поделиться в социальных сетях:
1. Anonymous - 08.06.2010 22:19:31
совершенно не понятен принцип анализа его критерии. Если в принципе - то кому это надо? Если на соответствие международным нормам - то каким? Если не сформулировать критерии то это просто мнение человека прочитавшего закон и не более того. Не плохо бы было иметь ссылки на сам закон а не его цитирование.
2. Alexandr - 19.06.2010 17:20:23
E-mail: gricun@bk.ru
Для анализа слишком мало, а текста много. О чем мысль на суд людской представлена?
Добавить комментарий: