Общественное объединение "Сутяжник"

Главная страница

Новости судебных дел

Судебное дело "Домрачев В.Г. обжалует в Уставном Суде Свердловской области областное законодательство, дискриминирующее его в сфере получения социальных льгот"


Дополнительные пояснения по делу представителя заявителя Качанова Р.Е.

 

11.01.2006

 

   В Уставный Суд Свердловской области

   от представителя заявителя

   Домрачева Владимира Георгиевича

   по доверенности

   Качанова Романа Евгеньевича

                      Дополнительные пояснения по делу

     о признании абзаца первого статьи 11 Закона Свердловской области О
     социальной поддержке ветеранов в Свердловской области в части слов
     достигших возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости;
    подпункта 9 пункта 1 Положения об удостоверении права получения мер
   социальной поддержки в соответствии с Законами Свердловской области О
    социальной поддержке ветеранов в Свердловской области, О социальной
     поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от
       политических репрессий, в Свердловской области, утвержденного
    Постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2004
       года № 1178-ПП, и пунктов 2, 3, 4 и 5 указанного Положения не
                соответствующими Уставу Свердловской области

   Домрачев В.Г. является ветераном труда, не достигшим возраста, дающего
   право   на   трудовую   пенсию  по  старости  (шестидесяти  лет),  что
   подтверждается копиями удостоверения ветеран труда и паспорта.

   25 ноября 2004 года был принят Закон Свердловской области О социальной
   поддержке  ветеранов  в  Свердловской  области  (далее  - оспариваемый
   Областной закон), который вступил в силу с 1 января 2005 года.

   Законом Свердловской области О внесении изменений в Закон Свердловской
   области  О социальной поддержке ветеранов труда в Свердловской области
   от  16  мая  2005 года № 44 в статью 11 указанного Закона были внесены
   изменения,   согласно   которым   меры   социальной   поддержки   были
   распространены   только  на  тех  ветеранов  труда,  которые  достигли
   возраста,  дающего право на трудовую пенсию по старости (подпункт 12).
   На основании этого закона принято оспариваемое Положение, утвержденное
   Постановлением   Правительства  Свердловской  области,  которое  также
   нарушает  права  Домрачева  В.Г..  Он  оспаривает  подпункт 9 пункта 1
   Положения  об удостоверении права получения мер социальной поддержки в
   соответствии  с  Законами  Свердловской области О социальной поддержке
   ветеранов    в    Свердловской   области,   О   социальной   поддержке
   реабилитированных  лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических
   репрессий,   в   Свердловской  области,  утвержденного  Постановлением
   Правительства Свердловской области от 28 декабря 2004 года № 1178-ПП О
   реализации  мер  социальной  поддержки  в  соответствии  с  Областными
   законами  О  социальной  поддержке ветеранов в Свердловской области, О
   социальной   поддержке   реабилитированных   лиц   и  лиц,  признанных
   пострадавшими  от  политических  репрессий,  в Свердловской области, О
   социальной  защите  граждан,  проживающих  на  территории Свердловской
   области,  получивших  увечье  (ранению,  травму,  контузию)  или  иное
   повреждение  здоровья,  не  повлекшие  инвалидности,  при  прохождении
   военной   службы  или  службы  в  органах  внутренних  дел  Российской
   Федерации   в  условиях  чрезвычайного  положения  и  при  вооруженных
   конфликтах, в части слов достигшим возраста, дающего право на трудовую
   пенсию по старости (далее - оспариваемое Положение) и пункты 2, 3, 4 и
   5   указанного  Положения  в  той  части,  в  которой  они  определяют
   пенсионное  удостоверение как один из документов, при наличии которого
   ветеран труда обладает правом на получение мер социальной поддержки.

   Таким образом, предметом рассмотрения Уставного Суда является проверка
   на соответствие Уставу Свердловской области:

   1.  Статьи  11  оспариваемого Областного закона в той части, в которой
   она   предусматривает   возможность   предоставления   мер  социальной
   поддержки  только  тем  ветеранам  труда,  которые  достигли возраста,
   дающего право на назначение трудовой пенсии по старости.

   2.  Пунктов  1,  2,  3,  4  и 5 оспариваемого Положения в той части, в
   которой  они  определяют  именно  пенсионное удостоверение как один из
   документов,  при  наличии  которого  ветеран  труда обладает правом на
   получение мер социальной поддержки.

   1.  По  мнению  заявителя,  статья  11 оспариваемого Областного закона
   противоречит Уставу Свердловской области.

   1.1.  Дискриминационный  характер  статьи  11 оспариваемого Областного
   закона.

   В  соответствии со статьей 2 Устава Свердловской области На территории
   Свердловской  области гарантируется защита и осуществление всех прав и
   свобод  человека  и  гражданина,  закрепленных Конституцией Российской
   Федерации.  Таким  образом,  имеющаяся  в  Уставе Свердловской области
   ссылка  на нормы Конституции Российской Федерации, гарантирующих права
   и  свободы  человека  и  гражданина,  предполагает их непосредственное
   применение Уставным Судом.

   В  соответствии  с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации
   Каждому  гарантируется  социальное  обеспечение  по возрасту, в случае
   болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных
   случаях,  установленных  законом.  Важнейшей конституционной гарантией
   этого права, равно как и всех других основных прав и свобод человека и
   гражданина  выступает  принцип  равенства  прав  и  свобод  человека и
   гражданина, закрепленный в статье 19 Конституции РФ. Согласно частям 1
   и  2  указанной  статьи  Все  равны перед законом и судом; Государство
   гарантирует  равенство  прав и свобод человека и гражданина независимо
   от  пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и
   должностного   положения,   места  жительства,  отношения  к  религии,
   убеждений,  принадлежности к общественным объединениям, а также других
   обстоятельств.  Запрещаются  любые  формы  ограничения прав граждан по
   признакам  социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной
   принадлежности.

   Установленная  в  абзаце  первом  статьи  11  оспариваемого Областного
   закона  норма  о  том,  что  соответствующие меры социальной поддержки
   предоставляются только тем ветеранам труда, которые достигли возраста,
   дающего    право    на   трудовую   пенсию   по   старости,   нарушает
   основополагающий   принцип   равенства   прав   и  свобод  человека  и
   гражданина,  а  также  право  каждого на социальное обеспечение и, тем
   самым,   не  соответствует  положениям  статей  19  и  39  Конституции
   Российской Федерации в их нормативном единстве.

   Данный    вывод    подтверждается   также   соответствующими   нормами
   федерального   законодательства.   В  частности  Федеральный  закон  О
   ветеранах,   составляющий   основу   федерального  законодательства  в
   рассматриваемой  области  правовых  отношений,  исходит  из  того, что
   установление   определенных   категорий  ветеранов  (ветераны  Великой
   Отечественной   войны,  ветераны  боевых  действий,  ветераны  военной
   службы,    ветераны    государственной    службы,    ветераны   труда)
   осуществляется  с  учетом  заслуг  по  защите  Отечества,  безупречной
   военной   службы,   иной  государственной  службы  и  продолжительного
   добросовестного  труда  (статья  1). Домрачеву В.Г. было предоставлено
   высокое   звание   ветерана   труда   с  учетом  его  продолжительного
   добросовестного труда.

   В преамбуле к Федеральному закону О ветеранах также указывается на то,
   что   Настоящий  Федеральный  закон  устанавливает  правовые  гарантии
   социальной  защиты  ветеранов  в Российской Федерации в целях создания
   условий,  обеспечивающих  им  достойную  жизнь, активную деятельность,
   почет  и  уважение в обществе. Таким образом, федеральный законодатель
   не  связывает  предоставление  ветеранам  определенных  мер социальной
   поддержки  с  их  возрастом;  государство  берет  на  себя обязанность
   установить  правовые  гарантии  социальной  защиты  всех ветеранов без
   исключения  в  целях  создания  условий,  обеспечивающих  им достойную
   жизнь,  активную  деятельность,  почет  и  уважение  в  обществе. Иное
   толкование  данного  положения  Закона несовместимо с конституционными
   принципами  равноправия  и справедливости, непосредственно вытекающими
   из  статьи  19  Конституции  РФ, запрещающей любые формы дискриминации
   граждан.

   В  соответствии  с  частями  1  и  2  статьи 15 Конституции Российской
   Федерации  Конституция  Российской  Федерации имеет высшую юридическую
   силу,  прямое  действие  и  применяется  на всей территории Российской
   Федерации.  Законы  и  иные  правовые  акты,  применяемые в Российской
   Федерации,  не  должны противоречить Конституции Российской Федерации;
   Органы   государственной   власти,   органы  местного  самоуправления,
   должностные   лица,   граждане  и  их  объединения  обязаны  соблюдать
   Конституцию  Российской  Федерации и законы. Очевидно, что на Уставный
   Суд  Свердловской области как на орган государственной судебной власти
   Свердловской  области  данная  обязанность  также  распространяется  в
   полной мере.

   Вывод о том, что оспариваемое положение Областного закона противоречит
   статьям  19,  39  Конституции  РФ,  а,  следовательно, статье 2 Устава
   Свердловской области подтверждается также и соответствующими правовыми
   позициями  Конституционного  суда  РФ,  которые  также обязательны для
   исполнения  на  всей территории Российской Федерации всеми гражданами,
   организациями,  органами  государственной  власти,  органами  местного
   самоуправления  и должностными лицами^. При этом обязанность Уставного
   суда  Свердловской  области  по  применению  в своих решениях правовых
   позиций  Конституционного Суда РФ отдельно оговаривается в статье 86.3
   Областного  закона  Об  Уставном  Суде  Свердловской  области, которая
   устанавливает  в  качестве  одного из оснований для пересмотра решения
   Уставного  Суда  случай,  когда  в  решении  Уставного  Суда не учтена
   правовая  позиция,  сформулированная  в решениях Конституционного Суда
   РФ.

   В   соответствии   с   правовой  позицией  Конституционного  Суда  РФ,
   выраженной  в  Постановлении  от  4  февраля 1992 года № 2-П по делу о
   проверке  конституционности  правоприменительной  практики расторжения
   трудового договора по основанию, предусмотренному пунктом 11 статьи 33
   КЗоТ  РСФСР  дискриминация  граждан  не допускается не только по прямо
   указанным в ... Конституции, но и по другим признакам. ... Конституция
   не  ограничивает  перечень  признаков,  по  которым  исключается любая
   дискриминация   граждан,   а  напротив,  предполагает  его  дальнейшую
   конкретизацию в законодательстве, так и в правоприменительной практике
   (абзацы  8  и 9 мотивировочной части); Исходя из того, что Конституция
   РСФСР  и  конкретизирующие ее другие законы содержат открытый перечень
   признаков, в связи с которыми исключается любая дискриминация, возраст
   также  не  может  рассматриваться  как основание для дискриминационных
   ограничений... (абзац 12 мотивировочной части).

   Данная  правовая позиция Конституционного Суда РФ, сформулированная им
   до  принятия  Конституции РФ 1993 года, нашла свое подтверждение в его
   последующих решениях.

   Так,  в  Постановлении  Конституционного Суда РФ от 23 мая 1995 года №
   6-П по делу о проверке конституционности статей 2.1. и 16 Закона РСФСР
   от 18 октября 1991 года О реабилитации жертв политических репрессий (в
   редакции  от  3  сентября  1993 года) в связи с жалобой гражданки З.В.
   Алешниковой положение абзаца 1 части первой статьи 2.1 Закона РСФСР от
   18  октября  1991  года О реабилитации жертв политических репрессий (в
   редакции  от  3  сентября  1993  года),  относящее детей, находившихся
   вместе  с  родителями  в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на
   спецпоселении,  к  пострадавшим  от  политических  репрессий,  а  не к
   репрессированным, было признано не соответствующим статье 19 (часть 1)
   и  статье  52  Конституции  Российской  Федерации.  В  данном  решении
   Конституционный  Суд РФ установил, что истолкование нормы Закона в том
   смысле,  что  жертвам  политических репрессий, не достигшим 16 летнего
   возраста,  отказывается  в  праве  на получение соответствующих льгот,
   фактически  приводит  к  дискриминации жертв политических репрессий по
   возрасту,  поскольку заведомо лишает определенную возрастную категорию
   лиц права на реабилитацию.

   Свердловская   область   при  установлении  мер  социальной  поддержки
   ветеранов  труда  не  руководствовалась  ни нормами Конституции РФ, ни
   соответствующими правовыми позициями Конституционного Суда РФ.

   В   соответствии   со   статьей   16   Устава   Свердловской   области
   Государственная  власть  осуществляется  для  общего  блага,  защиты и
   безопасности   людей;   Уважение  человеческого  достоинства,  полная,
   безусловная  и  незамедлительная  защита  прав  и  свобод  человека  и
   гражданина,   обеспечение  условий  для  свободного  развития  граждан
   являются  обязанностью  органов  государственной  власти и должностных
   лиц;  Должностные  лица  органов  государственной  власти Свердловской
   области  обязаны действовать в интересах народа, а не какой - либо его
   части.

   Положение  статьи  16  Устава  Свердловской  области в его нормативном
   единстве  с  положениями  статей 120 и 121 Устава Свердловской области
   исходит  из  того, что никакая дискриминация лиц, которым Свердловской
   областью  предоставляются соответствующие меры социальной поддержки по
   возрасту, а также иным признакам недопустима и вступает в противоречие
   с   предназначением   государственной   власти,   а   также  основными
   обязанностями   органов  государственной  власти  и  должностных  лиц,
   указанными в статье 16 Устава Свердловской области.

   Уставный  Суд  Свердловской  области  также  не  раз вставал на защиту
   конституционного   принципа   равенства   прав  и  свобод  человека  и
   гражданина  (например,  Постановление от 6 декабря 1999 года по делу о
   проверке  соответствия Уставу Свердловской области абзаца 4 примечания
   к  пункту 4.3. Привил пользования трамваем, троллейбусом и автобусом в
   городе  Екатеринбурге,  утвержденных Постановлением главы города от 15
   июня  1995  года  №  403.;  Постановление  от  20  декабря  2005  г. о
   соответствии  Уставу Свердловской области пункта 3 Постановления Главы
   муниципального  образования Поселок Рефтинский от 31 мая 2005 г. № 181
   Об  утверждении  цен  на  содержание  и  ремонт  жилья  для  населения
   муниципального  образования  Поселок  Рефтинский  с  1 июня 2005 г., а
   также в ряде других постановлениях).

   Так,  в  Постановлении  от 22 декабря 2000 года по делу о соответствии
   Уставу Свердловской области пунктов 5.2., 5.3 Решения Екатеринбургской
   Городской  Думы  №  84/1  от  28  марта  2000  года  О  бюджете города
   Екатеринбурга  на  2000  год Уставный Суд Свердловской области указал,
   что  В  Свердловской области гарантируется защита и осуществление всех
   прав   и  свобод  человека  и  гражданина,  закрепленных  Конституцией
   Российской Федерации (статья 2 Устава Свердловской области).

   Права и свободы человека определяют смысл и содержание деятельности не
   только   государственной   власти,  но  и  местного  самоуправления  и
   обеспечиваются   правосудием   (статья   18   Конституции   Российской
   Федерации).  ...Содержащееся  в  пунктах  5.2  и  5.3  Решения  N 84/1
   положение, что льготой по уплате налога на содержание жилья и объектов
   социально  - культурной сферы пользуются только областные, городские и
   районные  правления  всероссийских обществ инвалидов, принадлежащие им
   предприятия,  а  также организации Российского фонда инвалидов войны в
   Афганистане    и    инвалидов    межрегиональных   конфликтов,   носит
   дискриминационный   характер,   поскольку   в   соответствии   с   ним
   произведена  дифференциация  льгот  и  преимуществ  в  зависимости  от
   территориальной    сферы    деятельности    общественных   объединений
   инвалидов.  Тем  самым обжалуемое правовое положение нарушает основные
   права,  гарантированные  Конституцией Российской Федерации - равенство
   прав   и   свобод   человека   и  не  соответствуют  статье  2  Устава
   Свердловской области.

   Обязанность Уставного Суда Свердловской области по учету при вынесении
   решения  сформулированных  им ранее правовых позиций вытекает также из
   статьи  86.3. Областного закона Об Уставном Суде Свердловской области,
   в  соответствии  с которой, решение Уставного Суда подлежат пересмотру
   им  же в случае, если правовые позиции, изложенные в решении Уставного
   Суда,  не  соответствуют  правовым  позициям,  содержащимся  в  других
   принятых им решениях.

   Таким  образом,  статья  11  оспариваемого  Областного закона подлежит
   признанию  не  соответствующей  Уставу Свердловской области по данному
   основанию.

   1.2.  Статья  11  оспариваемого  Областного  закона  также должна быть
   признана  не  соответствующей Уставу Свердловской области на основании
   следующего.

   В   соответствии   со   статьей  120  Устава  Свердловской  области  В
   Свердловской     области     гарантируется     обеспечение    органами
   государственной  власти  Свердловской области и иными государственными
   органами  Свердловской  области  защиты  прав  человека и гражданина в
   сферах   социальной   защиты  населения,  защиты  семьи,  материнства,
   отцовства и детства, охраны здоровья граждан, охраны окружающей среды.

   Согласно   пункту   в   статье   121   Устава   Свердловской   области
   государственные  органы Свердловской области в пределах их компетенции
   обеспечивают  государственные  гарантии  прав  человека и гражданина в
   сфере  социальной  защиты  населения, в том числе путем предоставления
   мер  социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих на
   территории Свердловской области

   Указанные  положения  Устава  Свердловской  области  в  их нормативном
   единстве  предполагают,  что соответствующие меры социальной поддержки
   должны  предоставляться  всем  тем  категориям  населения, в отношении
   которых  Свердловская область обязана в силу действующего федерального
   законодательства   осуществлять   соответствующие   полномочия   путем
   исполнения  возложенных  на  нее  социальных обязательств государства,
   вытекающих   из   содержания   как  соответствующих  положений  Устава
   Свердловской  области,  так  и  из  положений  Конституции  Российской
   Федерации.

   Часть  2  статьи  22 Федерального закона О ветеранах (в редакции от 23
   декабря  2003  N  186-ФЗ) устанавливала соответствующие права и льготы
   лицам,  имеющим  звание Ветеран труда, после установления (назначения)
   им   пенсии   в   соответствии   с   Законом  Российской  Федерации  О
   государственных   пенсиях   в   Российской   Федерации  независимо  от
   прекращения ими трудовой деятельности.

   Закон   Российской  Федерации  от  20  ноября  1990  года  №  340-1  О
   государственных   пенсиях   в   Российской   Федерации   в   статье  2
   устанавливал,  что  Основаниями  для пенсионного обеспечения являются:
   достижение    соответствующего   пенсионного   возраста,   наступление
   инвалидности,  а  для  нетрудоспособных  членов  семьи кормильца - его
   смерть;  основанием  для  пенсионного  обеспечения отдельных категорий
   трудящихся     является     длительное     выполнение     определенной
   профессиональной деятельности.

   Статьей 3 данного Закона устанавливались трудовые и социальные пенсии.

   В   связи  с  трудовой  и  иной  общественно  полезной  деятельностью,
   засчитываемой  в  общий  трудовой стаж (статьи 89, 90, 91, 92 Закона),
   назначались следующие пенсии:

   по старости (по возрасту) - раздел II Закона,

   по инвалидности - раздел III Закона,

   по случаю потери кормильца - раздел IV Закона,

   за выслугу лет - раздел V Закона.

   Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с
   трудовой  и  иной  общественно полезной деятельностью, устанавливалась
   социальная пенсия (раздел VIII Закона).

   Оспариваемое   положение   статьи   11   Закона  Свердловской  области
   предусматривает    предоставление   соответствующих   мер   социальной
   поддержки  только  одной  категории граждан - ветеранам труда, имеющим
   трудовую  пенсию по старости. Таким образом, соответствующими льготами
   не  пользуются  другие категории ветеранов (инвалиды, лица, потерявшие
   кормильца, другие ветераны труда, которым трудовая пенсия назначена на
   льготным условиях).

   Между  тем,  частью  3  пункта  2 статьи 153 Федерального закона от 22
   августа 2004 года
   №  122-ФЗ  предусмотрено, что при изменении после 31 декабря 2004 года
   порядка   реализации   льгот  и  выплат,  предоставляющихся  отдельным
   категориям  граждан  до указанной даты в натуральной форме, совокупный
   объем  финансирования  соответствующих  льгот  и  выплат не может быть
   уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

   Однако, областной законодатель, исключив ряд категорий ветеранов труда
   из  числа тех, которым предоставляются соответствующие меры социальной
   поддержки, не просто ухудшил условия их предоставления, а вообще лишил
   эти  категории  данных  мер  социальной  поддержки,  тем самым нарушил
   предписание  части  3  пункта  2  статьи 153 Федерального закона от 22
   августа 2004 года № 122-ФЗ.

   Данный вывод подтверждается также соответствующими правовыми позициями
   Конституционного  Суда  РФ. Так, в абзаце 3 пункта 4.1. мотивировочной
   части  Постановления  Конституционного  Суда РФ от 23 апреля 2004 г. N
   9-П   По   делу   о  проверке  конституционности  отдельных  положений
   федеральных  законов  О федеральном бюджете на 2002 год, О федеральном
   бюджете  на 2003 год, О федеральном бюджете на 2004 год и приложений к
   ним  в  связи  с  запросом  группы  членов  Совета Федерации и жалобой
   гражданина   А.В.Жмаковского   Конституционный  Суд  РФ  сформулировал
   следующие правовые позиции:

    1. ...Изменение  законодателем  (в  том  числе посредством временного
       регулирования)  ранее  установленных  правил должно осуществляться
       таким   образом,  чтобы  соблюдался  принцип  поддержания  доверия
       граждан  к  закону  и  действиям государства, который предполагает
       правовую    определенность,   сохранение   разумной   стабильности
       правового   регулирования,  недопустимость  внесения  произвольных
       изменений   в   действующую   систему   норм   и   предсказуемость
       законодательной  политики  в  социальной  сфере,  в  частности  по
       вопросам социального обеспечения...
    2. Это,  как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в
       основе  решений  правоприменителей,  включая  суды, необходимо для
       того,  чтобы  участники  соответствующих  правоотношений  могли  в
       разумных  пределах  предвидеть последствия своего поведения и быть
       уверенными  в  неизменности своего официально признанного статуса,
       приобретенных  прав, действенности их государственной защиты, т.е.
       в    том,   что   приобретенное   ими   на   основе   действующего
       законодательства   право   будет   уважаться   властями   и  будет
       реализовано  (постановления от 24 мая 2001 года по делу о проверке
       конституционности  положений  части  первой  статьи  1  и статьи 2
       Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из
       районов  Крайнего  Севера  и приравненных к ним местностей", от 26
       декабря  2002  года по делу о проверке конституционности положения
       абзаца   второго  пункта  4  статьи  11  Федерального  закона  "Об
       обязательном   государственном   страховании   жизни   и  здоровья
       военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового
       и   начальствующего  состава  органов  внутренних  дел  Российской
       Федерации,  Государственной  противопожарной  службы,  сотрудников
       учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников
       федеральных  органов налоговой полиции", от 29 января 2004 года по
       делу  о  проверке  конституционности отдельных положений статьи 30
       Федерального  закона  "О трудовых пенсиях в Российской Федерации",
       Определение  от  4  декабря  2003 года по запросу группы депутатов
       Государственной  Думы  о  проверке  конституционности части первой
       статьи 128 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год"
       и  подпункта  16  пункта  1  приложения  20 к данному Федеральному
       закону).

   Таким  образом,  статья  11 оспариваемого Областного закона вступает в
   противоречие  с частью 3 пункта 2 статьи 153 Федерального закона от 22
   августа 2004 года № 122-ФЗ.

   Согласно  части  1  статьи 63 Устава Свердловской области По предметам
   совместного   ведения  Российской  Федерации  и  Свердловской  области
   принимаются   областные   законы  и  иные  нормативные  правовые  акты
   Свердловской области в соответствии с федеральными законами, изданными
   по  предметам  совместного ведения Российской Федерации и Свердловской
   области.  Аналогичное  правило содержится и в части 3 указанной статьи
   Устава,   согласно   которой   Законы   Свердловской  области  и  иные
   нормативные  правовые акты Свердловской области не могут противоречить
   федеральным   законам,   принятым  по  предметам  совместного  ведения
   Российской  Федерации  и  Свердловской  области. В случае противоречия
   между  федеральным  законом  и  законом  Свердловской области или иным
   нормативным   правовым   актом   Свердловской   области,   изданным  в
   соответствии  с  пунктом  1  настоящей  статьи,  действует федеральный
   закон.

   Таким  образом,  статья  11 оспариваемого Областного закона вступает в
   противоречие с частями 1 и 3 статьи 63 Устава Свердловской области.

   2. По мнению заявителя, пункты 1, 2, 3, 4 и 5 оспариваемого Положения,
   утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области, в той
   части,  в  которой  они определяют именно пенсионное удостоверение как
   один из документов, при наличии которого ветеран труда обладает правом
   на   получение   мер   социальной   поддержки,   противоречат   Уставу
   Свердловской области.

   2.1.  В  соответствии  со  статьей  28 Федерального закона О ветеранах
   реализация   мер  социальной  поддержки  ветеранов  осуществляется  по
   предъявлении  ими  удостоверений  единого  образца, установленного для
   каждой  категории  ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года
   либо Правительством Российской Федерации.

   Правительством  Российской Федерации 27 апреля 1995 г. было утверждено
   Постановление   №   423   Об   удостоверениях,  на  основании  которых
   реализуются  права  и  льготы  ветеранов,  предусмотренные Федеральным
   законом   О   ветеранах,  которое  сохраняет  свою  юридическую  силу.
   Указанное Постановление исходит из того, что для всех ветеранов труда,
   включая   ветеранов   труда,  удостоверением,  на  основании  которого
   реализуются  права  и льготы ветеранов, является удостоверение Ветеран
   труда.  В  нарушение  статьи  28  Федерального  закона  О  ветеранах и
   указанного    Постановления    Правительства    Российской   Федерации
   оспариваемое  Положение  устанавливает,  что  пенсионное удостоверение
   является  одним  из  документов,  при  наличии  которого ветеран труда
   обладает правом на получение мер социальной поддержки.

   Таким образом, нормы оспариваемого Положения противоречат частям 1 и 3
   статьи 63 Устава Свердловской области.

   Данный вывод подтверждается также соответствующей практикой Верховного
   суда РФ.

   Так, М. и П. обратились в суд с заявлением о признании противоречащими
   действующему законодательству, недействующими с момента издания пункта
   1 постановления губернатора Челябинской области от 19 сентября 2002 г.
   N  471  "О внесении дополнения в постановление губернатора Челябинской
   области  от 15 сентября 2000 года "О присвоении звания "Ветеран труда"
   на  территории  Челябинской  области",  п.  17  Положения о присвоении
   звания  "Ветеран  труда" и выдаче удостоверений ветерана на территории
   Челябинской    области,   утвержденного   постановлением   губернатора
   Челябинской  области от 15 сентября 2000 г. N 372 "О присвоении звания
   "Ветеран  труда"  на  территории  Челябинской  области,  и  пп. 7 п. 6
   Положения  о  порядке  и  условиях  реализации  отдельными категориями
   ветеранов  льгот  по  оплате  услуг  связи  и возмещении организациям,
   предоставляющим  услуги  телефонной  связи,  понесенных в связи с этим
   расходов",   утвержденного   постановлением   губернатора  Челябинской
   области от 11 июня 2002 г. N 297 "Об утверждении Положений о порядке и
   условиях  реализации  отдельными категориями ветеранов льгот по оплате
   проезда  на  железнодорожном,  воздушном,  междугородном автомобильном
   транспорте  межобластных,  межкраевых,  межреспубликанских  маршрутов,
   льгот  по  оплате  услуг связи и возмещении расходов, понесенных ими в
   связи  с  предоставлением  льгот  по  оплате проезда и по оплате услуг
   связи,   на  территории  Челябинской  области".  В  обоснование  своих
   требований  заявители  указали,  что  являются  ветеранами труда и что
   оспариваемые нормативно-правовые акты создают угрозу нарушения их прав
   и   нарушают   их   права,   предоставленные  Федеральным  законом  "О
   ветеранах".  Имеющиеся  у  них  удостоверения  установленного  образца
   "Ветеран  труда"  действительны  на  всей  территории  РФ  бессрочно и
   являются  единственным  документом,  подтверждающим  право  на льготы,
   предоставляемые     ветеранам    в    соответствии    с    действующим
   законодательством.   Действующее   федеральное   законодательство   не
   предусматривает прохождения вновь процедуры присвоения звания "Ветеран
   труда"  в  случае, если выданное удостоверение пришло в негодность или
   утрачено.  Не  предусмотрена  законом  и  обязанность  ветерана  труда
   предъявлять  для  получения соответствующих льгот иной документ, кроме
   удостоверения  "Ветеран  труда",  тогда  как  пп. 7 п. 6 оспариваемого
   Положения  о  порядке  и  условиях  реализации  отдельными категориями
   ветеранов  льгот  по оплате услуг связи... обязывает предъявлять еще и
   пенсионное удостоверение.

   Решением  Челябинского областного суда от 18 мая 2004 г. постановлено:
   заявление М. и П. удовлетворить частично.

   Были     признаны     противоречащими     действующему    федеральному
   законодательству  и  недействующими  с  момента  вступления  решения в
   законную  силу  п.  17 Положения о присвоении звания "Ветеран труда" и
   выдаче  удостоверений  ветерана  на  территории  Челябинской  области,
   утвержденного  постановлением  губернатора  Челябинской  области от 15
   сентября  2000  г.  N  372  "О  присвоении  звания  "Ветеран труда" на
   территории  Челябинской  области" в редакции постановления губернатора
   Челябинской  области  от  19  сентября  2002  г.  N  471  "О  внесении
   дополнения  в  постановление  губернатора  Челябинской  области  от 15
   сентября  2000 года "О присвоении звания "Ветеран труда" на территории
   Челябинской  области",  и  пп.  7  п. 6 Положения о порядке и условиях
   реализации  отдельными  категориями  ветеранов  льгот  по оплате услуг
   связи  и  возмещении  организациям,  предоставляющим услуги телефонной
   связи,   понесенных   в   связи   с   этим   расходов,   утвержденного
   постановлением  губернатора  Челябинской  области от 11 июня 2002 г. N
   297   "Об  утверждении  Положений  о  порядке  и  условиях  реализации
   отдельными   категориями   ветеранов   льгот   по  оплате  проезда  на
   железнодорожном,  воздушном,  междугородном  автомобильном  транспорте
   межобластных,   межкраевых,  межреспубликанских  маршрутов,  льгот  по
   оплате  услуг  связи  и  возмещении расходов, понесенных ими в связи с
   предоставлением  льгот  по  оплате проезда и по оплате услуг связи, на
   территории  Челябинской  области",  в части обязывания ветеранов труда
   предоставления пенсионного удостоверения.

   Судебная   коллегия   по  гражданским  делам  Верховного  суда  РФ  не
   установила оснований для изменения данного решения.

   В  определении от 17 ноября 2004 года Судебная коллегия указала на то,
   что  Удостоверение "Ветеран труда" является документом, подтверждающим
   права  и  льготы  лиц,  получивших  эти  удостоверения, которые должны
   предоставляться  с  момента  обращения  данной  категории  лиц  за  их
   получением  с  предъявлением  данных  удостоверений,  и предоставление
   каких-либо других дополнительных документов не требуется.

   В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Областного закона Об Уставном Суде
   Свердловской области Уставный Суд Свердловской области входит в единую
   судебную  систему  Российской  Федерации.  Данное правило предполагает
   также  обязанность  Уставного  Суда  учитывать  в  своей  деятельности
   соответствующие  правовые  позиции  высших судебных органов Российской
   Федерации  (Конституционного  Суда  РФ;  Верховного  Суда РФ и Высшего
   Арбитражного  Суда),  сформулированные  в  их решениях, определениях и
   постановлениях, вступивших в законную силу.

   2.2.  Относительно  оспариваемых норм Положения об удостоверении права
   получения   мер   социальной   поддержки  в  соответствии  с  Законами
   Свердловской  области  О социальной поддержке ветеранов в Свердловской
   области,   О   социальной   поддержке  реабилитированных  лиц  и  лиц,
   признанных  пострадавшими  от  политических  репрессий, в Свердловской
   области   также  прошу  Уставный  Суд  Свердловской  области  обратить
   внимание на следующее важное обстоятельство.

   Данное  Положение  определяет  пенсионное  удостоверение  как  один из
   документов,  при  наличии  которого  ветеран  труда обладает правом на
   получение мер социальной поддержки.

   Однако ни один из действующих федеральных законов и других нормативных
   правовых  актов, принятых на федеральном уровне, не используют понятие
   пенсионное  удостоверение.  Так,  статья  30 Федерального закона от 15
   декабря  2001  года  № 167-ФЗ Об обязательном пенсионном страховании в
   Российской   Федерации   использует   понятие   пенсионная  книжка.  В
   частности,   в   соответствии   с   этой   статьей  Пенсионная  книжка
   застрахованного   лица  выдается  гражданам  в  порядке,  определяемом
   Правительством Российской Федерации, и служит для отражения информации
   о   состоянии   специальной   части   индивидуального  лицевого  счета
   застрахованного   лица   в   Пенсионном  фонде  Российской  Федерации;
   Застрахованное  лицо  самостоятельно  пополняет  содержание пенсионной
   книжки путем включения в нее ежегодных выписок о состоянии специальной
   части  индивидуального лицевого счета застрахованного лица, получаемых
   из  Пенсионного  фонда  Российской  Федерации в порядке, установленном
   законодательством  Российской Федерации; По требованию застрахованного
   лица   соответствующее   подразделение  Пенсионного  фонда  Российской
   Федерации  обязано  провести  сверку  индивидуального  лицевого  счета
   застрахованного лица и содержания пенсионной книжки.

   Кроме  того,  как  следует  из части 1 указанной статьи порядок выдачи
   пенсионной  книжки определяется Правительством Российской Федерации, а
   не  высшими  исполнительными органами государственной власти субъектов
   Российской  Федерации,  включая Правительство Свердловской области. На
   основании этой нормы Правительство Российской Федерации Постановлением
   от  12  июня  2002  года  №  408  О  порядке  выдачи пенсионной книжки
   застрахованного  лица в Пенсионом Фонде Российской Федерации утвердило
   Правила  выдачи  пенсионной  книжки  застрахованного  лица в Пенсионом
   Фонде Российской Федерации.

   В  соответствии  с  пунктом  2  указанных  Правил  Пенсионная  книжка,
   состоящая  из  карточки учета и вкладных листов, и выписка из лицевого
   счета  нарастающим итогом выдаются территориальным органом Пенсионного
   фонда  Российской  Федерации  (далее именуется - территориальный орган
   Фонда)   застрахованному   лицу   при   передаче  в  негосударственный
   пенсионный  фонд  денежных  средств  в сумме, эквивалентной пенсионным
   накоплениям,  учтенным  в  специальной  части индивидуального лицевого
   счета    застрахованного    лица,    при    предъявлении    документа,
   удостоверяющего  личность, и страхового свидетельства государственного
   пенсионного страхования.

   Ни один из актов российского пенсионного законодательства не указывает
   на  возможность  установления  субъектами РФ дополнительных пенсионных
   документов  наряду  с  теми, которые установлены на федеральном уровне
   либо взамен данных документов.

   Между  тем,  как  следует  из  статьи 121 Устава Свердловской области,
   государственные     органы     Свердловской    области    обеспечивают
   государственные  гарантии  прав и свобод человека и гражданина в сфере
   социальной  защиты  населения  в  пределах  своей  компетенции. Однако
   установление   дополнительных   пенсионных   документов   либо  взамен
   пенсионных документов, существующих на федеральном уровне, не входит в
   компетенцию  Свердловской  области  как  субъекта  РФ.  Таким образом,
   Положение   в   оспариваемой  части  противоречит  статье  121  Устава
   Свердловской области.

   На  основании  изложенного и руководствуясь статьями 83, 84, 86 Закона
   Свердловской области Об Уставном суде Свердловской области,

                                   ПРОШУ:

   1.  Признать  абзац первый статьи 11 Закона Свердловской области от 25
   ноября   2004  года  №  190-ОЗ  О  социальной  поддержке  ветеранов  в
   Свердловской области в части слов достигших возраста, дающего право на
   трудовую  пенсию  по  старости  не соответствующим Уставу Свердловской
   области,  его  статьям  2, 6 (части 1), 7, 16, 120, 121 (пункту в); 63
   (части 1 и 3).

   2.  Признать  подпункт  9  пункта  1  Положения об удостоверении права
   получения   мер   социальной   поддержки  в  соответствии  с  Законами
   Свердловской  области  О социальной поддержке ветеранов в Свердловской
   области,   О   социальной   поддержке  реабилитированных  лиц  и  лиц,
   признанных  пострадавшими  от  политических  репрессий, в Свердловской
   области,   утвержденного   Постановлением  Правительства  Свердловской
   области  от 28 декабря 2004 года № 1178-ПП О реализации мер социальной
   поддержки  в соответствии с Областными законами О социальной поддержке
   ветеранов    в    Свердловской   области,   О   социальной   поддержке
   реабилитированных  лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических
   репрессий,  в  Свердловской  области,  О  социальной  защите  граждан,
   проживающих  на  территории  Свердловской  области,  получивших увечье
   (ранению,   травму,   контузию)  или  иное  повреждение  здоровья,  не
   повлекшие  инвалидности,  при  прохождении военной службы или службы в
   органах  внутренних  дел Российской Федерации в условиях чрезвычайного
   положения  и  при  вооруженных  конфликтах,  в  части  слов  достигшим
   возраста,  дающего право на трудовую пенсию по старости и пункты 2, 3,
   4  и  5  указанного  Положения  в  той части, в которой они определяют
   пенсионное  удостоверение как один из документов, при наличии которого
   ветеран труда обладает правом на получение мер социальной поддержки не
   соответствующим  Уставу  Свердловской области, его статьям 2, 6 (части
   1), 7, 16, 120, 121 (пункту в), 63 (части 1 и 3).

   Представитель Домрачева В.Г. по доверенности Качанов Р.Е.

   ^Конституционный   Суд   Российской   Федерации   в   своих   решениях
   сформулировал ряд правовых позиций о характере принимаемых им решений,
   правовых последствиях их принятия и юридических свойствах содержащихся
   в  них  правовых  позициях Конституционного суда Российской Федерации.
   Так,   в   соответствии  с  правовой  позицией  Конституционного  Суда
   Российской  Федерации, выраженной в Определении от 7 октября 1997 года
   №  88-О,  Правовые позиции, содержащие толкование конституционных норм
   либо  выявляющие  конституционный  смысл  закона,  на которых основаны
   выводы Конституционного Суда Российской Федерации в резолютивной части
   его   решений,   обязательны   для   всех  государственных  органов  и
   должностных  лиц....  Также, в соответствии с другой правовой позицией
   Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении
   от  16  июня 1998 года № 19-П по делу о толковании отдельных положений
   статьей  125,  126  и  127  Конституции  Российской Федерации, Решения
   Конституционного  Суда  Российской  Федерации,  в  результате  которых
   неконституционные  нормативные акты утрачивают юридическую силу, имеют
   такую  же  сферу действия во времени, пространстве и по кругу лиц, как
   решения  нормотворческого  органа,  и,  следовательно,  такое  же, как
   нормативные  акты,  общее значение, не присущее правоприменительным по
   своей природе актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

   Таким    образом,    законодатель    не   вправе   принимать   решения
   нормативно-правового   характера,   противоречащие  правовым  позициям
   Конституционного    Суда    Российской   Федерации,   содержащимся   в
   мотивировочной  части  его  решений.  Эти  правовые  позиции  обладают
   свойствами  норм  права  (имеют  такую  же  сферу действия во времени,
   пространстве  и  по кругу лиц, как решения нормотворческого органа, и,
   следовательно,  такое же, как нормы права, общее значение, не присущее
   правоприменительным  по  своей  природе актам судов общей юрисдикции и
   арбитражных  судов).  Причем, будучи сформулированными Конституционным
   Судом, являющимся официальным интерпретатором Конституции РФ, правовые
   позиции  обладают  такими  же  свойствами  высшей  юридической  силы и
   прямого действия, как и нормы самой Конституции Российской Федерации.

   10


Если вы хотите поддержать нашу деятельность, то введите в поле ниже сумму в рублях, которую вы готовы пожертвовать и кликните кнопку рядом:

рублей.      


Поделиться в социальных сетях:

  Diaspora*

Комментарии:

Добавить комментарий:

Ваше имя или ник:

(Войти? Зарегистрироваться? Забыли пароль? Войти под OpenID?)

Ваш e-mail (не обязателен, если укажете - будет опубликован на сайте):

Ваш комментарий:

Введите цифры и буквы с картинки (защита от спам-роботов):

        

 

 

15.05.2015г. распоряжением Минюста РФ СРОО "Сутяжник" включена в реестр иностранных агентов.