05.12.2005
Уставный Суд Свердловской области г. Екатеринбург, ул. Пушкина, 19 Заявитель: Домрачев Владимир Георгиевич Адрес:_________________________________ Представитель заявителя: Качанов Роман Евгеньевич Адрес:_________________________________ ЗАЯВЛЕНИЕ об уточнении и дополнении запроса о соответствии Уставу Свердловской области нормативных правовых актов органов государственной власти Свердловской области Запросом от 21 сентября 2005 г. я просил Уставный Суд Свердловской области признать абзац первый статьи 11 Закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года № 190-ОЗ О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области в части слов достигших возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, а также подпункт 9 пункта 1 Положения об удостоверении права получения мер социальной поддержки в соответствии с Законами Свердловской области О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области, О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2004 года № 1178-ПП О реализации мер социальной поддержки в соответствии с Областными законами О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области, О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области, О социальной защите граждан, проживающих на территории Свердловской области, получивших увечье (ранению, травму, контузию) или иное повреждение здоровья, не повлекшие инвалидности, при прохождении военной службы или службы в органах внутренних дел Российской Федерации в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, в части слов достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости и пункты 2, 3, 4 и 5 указанного Положения в той части, в которой они определяют пенсионное удостоверение как один из документов, при наличии которого ветеран труда обладает правом на получение мер социальной поддержки не соответствующим Уставу Свердловской области. Ответом из Уставного Суда Свердловской области от 6 декабря 2005 г. я был извещен о том, что заседание Уставного Суда Свердловской области по моему делу состоится 11 января 2006 года в 10.00. В этой связи полагаю необходимым произвести определенные уточнения и дополнения заявленных требований, соответствующие существу запроса. Так, в своем запросе я прошу признать указанные положения областного законодательства несоответствующими пункту в статьи 124 Устава Свердловской области. Заявляя это требование, я не учел изменения, которые были внесены в эту статью. В соответствии с пунктом в статьи 121 Устава Свердловской области Государственные органы Свердловской области в пределах их компетенции обеспечивают государственные гарантии прав человека и гражданина в сфере социальной защиты населения, в том числе, предоставляют меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих на территории Свердловской области. В этой связи прошу уточнить заявленное требование и признать абзац первый статьи 11 Закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года № 190-ОЗ О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области в части слов достигших возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, а также подпункт 9 пункта 1 Положения об удостоверении права получения мер социальной поддержки в соответствии с Законами Свердловской области О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области, О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2004 года № 1178-ПП О реализации мер социальной поддержки в соответствии с Областными законами О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области, О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области, О социальной защите граждан, проживающих на территории Свердловской области, получивших увечье (ранению, травму, контузию) или иное повреждение здоровья, не повлекшие инвалидности, при прохождении военной службы или службы в органах внутренних дел Российской Федерации в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, в части слов достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости и пункты 2, 3, 4 и 5 указанного Положения в той части, в которой они определяют пенсионное удостоверение как один из документов, при наличии которого ветеран труда обладает правом на получение мер социальной поддержки не соответствующим пункту в статьи 121 Устава Свердловской области. Также прошу учесть следующее дополнение к моему запросу. В первоначальной редакции статья 11 Закона Свердловской области от 24 ноября 2004 г. № 190-ОЗ О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области не предусматривала предоставление мер социальной поддержки только тем ветеранам труда, которые достигли пенсионного возраста; действие этой статьи распространялось на всех ветеранов труда. В соответствии со вторым предложением части 1 статьи 12 Закона Свердловской области О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области Лица, подавшие заявления, предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и удостоверение, дающее право на получение мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом Свердловской области, выдаваемое в порядке, предусмотренном Правительством Свердловской области (далее - удостоверение, дающее право на получение мер социальной поддержки). Данное положение не было изменено после внесения в Закон Свердловской области О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области изменений от 16 мая 2005 г. На основании данного полномочия Правительство Свердловской области Постановлением от 28 декабря 2004 года № 1178-ПП О реализации мер социальной поддержки в соответствии с Областными законами О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области, О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области, О социальной защите граждан, проживающих на территории Свердловской области, получивших увечье (ранению, травму, контузию) или иное повреждение здоровья, не повлекшие инвалидности, при прохождении военной службы или службы в органах внутренних дел Российской Федерации в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах утвердило Положение об удостоверении права получения мер социальной поддержки в соответствии с Законами Свердловской области О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области, О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области. Как в первоначальной редакции, так и в действующей редакции данное Положение определяет пенсионное удостоверение как один из документов, при наличии которого ветеран труда обладает правом на получение мер социальной поддержки, не смотря на то, что статья 11 Закона Свердловской области в первоначальной своей редакции указывала на то, что меры социальной поддержки распространяются на всех ветеранов труда, вне зависимости от того, достигли ли они определенного возраста или нет. Таким образом, ветераны труда, не являющиеся пенсионерами, не могли получить соответствующие меры социальной поддержки, т.к. не имели фактической возможности предъявить пенсионное удостоверение. Следовательно, Правительство Свердловской области, принимая данное Положение и указывая на пенсионное удостоверение как на один из документов, при наличии которого ветеран труда обладает правом на получение мер социальной поддержки, в условиях, когда действовала первоначальная редакция Закона Свердловской области О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области превысило пределы своей компетенции, предоставленной ему областным законодателем. В настоящее время мои права как ветерана труда на получение мер социальной поддержки нарушаются как Законом Свердловской области О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области, так и оспариваемым Положением, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области. Однако до внесения изменений в Закон Свердловской области О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области от 16 мая 2005 г. мои права нарушались только данным Положением. Так, оба ответа, имеющиеся в материалах дела, на которые я ссылаюсь и которые являются доказательством нарушения моего права (ответ Управления социальной защиты населения Ленинского района г. Екатеринбурга от 12 мая 2005 года № 79-Д и ответ Министерства социальной защиты населения Свердловской области от 11 мая 2005 года № 14-Д) были сделаны до внесения изменений в Закон Свердловской области О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области от 16 мая 2005 г. (несмотря даже на то, что в последнем абзаце ответа Министерства социальной защиты населения Свердловской области безапелляционно указывается на то, что ...согласно нормам Закона Свердловской области от 25 ноября 2004 г. № 190-ОЗ меры социальной поддержки ветеранам труда предоставляются при достижении ими возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости). Таким образом, изначально я столкнулся с нарушением моих прав именно оспариваемым Положением, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области, которое было принято на основании предложения второго части первой статьи 12 Закона Свердловской области О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области, в соответствии с которым Лица, подавшие заявления, предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и удостоверение, дающее право на получение мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом Свердловской области, выдаваемое в порядке, предусмотренном Правительством Свердловской области (далее - удостоверение, дающее право на получение мер социальной поддержки). Полагаю, что данное положение Закона Свердловской области О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области не соответствует Уставу Свердловской области на основании следующего. В соответствии с частью 1 статьи 55 Устава Свердловской области Правительство Свердловской области обеспечивает исполнение на территории Свердловской области Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Устава и законов Свердловской области, указов Губернатора Свердловской области и постановлений Правительства Свердловской области. В соответствии с пунктом а части 2 указанной статьи Устава Свердловской области Правительство Свердловской области осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, областной законодатель имел право возложить на Правительство Свердловской области определенные полномочия в сфере осуществления правового регулирования. Однако при возложении на Правительство Свердловской области таких полномочий областным законодателем не были учтены общеобязательные требования следующего характера. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 1 Устава Свердловской области Свердловская область является субъектом Российской Федерации; Статус Свердловской области определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом. В соответствии с частью 1 статьи 7 Устава Свердловской области Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, принимаемые по предметам ведения Российской Федерации, имеют прямое действие на территории Свердловской области. В соответствии с частью 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации федеративное устройство Российской Федерации основано, в том числе, на принципе единства системы государственной власти. Данный принцип предполагает также необходимость учета субъектами Российской Федерации определяемых на федеральном уровне единых подходов и принципов делегирования законодателем определенных полномочий в области правового регулирования другим органам государственной власти. Так, Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 6 апреля 2004 г. № 7-П По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2001 года № 538 О деятельности негосударственных организаций по лоцманской проводке судов в связи с жалобой Международной общественной организации Ассоциация морских лоцманов России и автономной некоммерческой организации Общество морских лоцманов Санкт-Петербурга сформулировал правовую позицию следующего содержания: Из конституционных принципов правового государства, равенства и справедливости вытекает обращенное к законодателю требование определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего правового регулирования. По смыслу статей 4 (часть 2) и 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации, закрепляющих принцип верховенства закона, в системном единстве с положениями ее статьи 115 (часть 1) и Федерального конституционного закона О Правительстве Российской Федерации (статьи 2 и 3), предписывающими Правительству Российской Федерации осуществлять нормотворческие полномочия на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации, принцип определенности и непротиворечивости законодательного регулирования распространяется и на те правовые нормы, которыми законодатель делегирует Правительству Российской Федерации те или иные полномочия. Иное означало бы, что законодатель вправе передать Правительству Российской Федерации неопределенные по объему полномочия, а Правительство Российской Федерации - реализовать их произвольным образом, чем нарушался бы принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (статья 10 Конституции Российской Федерации), предполагающий в сфере правового регулирования разграничение законодательной функции, возлагаемой на Федеральное Собрание, и функции обеспечения исполнения законов, возлагаемой на Правительство Российской Федерации (пункт 3 мотивировочной части). Основываясь на этой правовой позиции, Конституционный Суд Российской Федерации сделал вывод (применительно к рассматриваемому им делу) следующего содержания: Таким образом, федеральный законодатель не определил критерии и ориентиры относительно установления особенностей негосударственных организаций по лоцманской проводке судов, оставив это на усмотрение Правительства Российской Федерации, и тем самым не исключил возможность произвольного толкования объема и содержания, а значит - ограничения прав и свобод актом Правительства Российской Федерации, что не соответствует статьям 19, 34 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации (абзац третий пункта 3.2. мотивировочной части). Следует отметить, что данная правовая позиция, выраженная Конституционным Судом Российской Федерации по указанному делу, была подтверждения им в последующих решениях, например, в Постановлении от 14 июля 2005 г. № 8-П По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов о федеральном бюджете на 2003 год, на 2004 год и на 2005 год и постановления Правительства Российской Федерации О порядке исполнения Министерством финансов Российской Федерации судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти в связи с жалобами граждан Э.Д. Жуховицкого, И.Г. Пойма, А.В. Понятовского, А.Е. Чеславского и ОАО Хабаровскэнерго. Обстоятельства дела, находящегося на рассмотрении Уставного Суда Свердловской области, также указывают на то, что областной законодатель, установив в предложении втором части первой статьи 12 Закона Свердловской области О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области норму, в соответствии с которой Лица, подавшие заявления, предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и удостоверение, дающее право на получение мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом Свердловской области, выдаваемое в порядке, предусмотренном Правительством Свердловской области (далее - удостоверение, дающее право на получение мер социальной поддержки) не определил критерии и ориентиры, которыми должно руководствоваться Правительство Свердловской области при осуществлении правового регулирования в указанной сфере и тем самым не исключил возможность произвольного толкования объема и содержания правотворческих полномочий Правительства, а значит - ограничения прав и свобод актом Правительства Свердловской области, что не соответствует статьям 19, 34 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а, значит, не соответствует статье 2 Устава Свердловской области. Исходя из указанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, оспариваемое положение статьи 12 Закона Свердловской области О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области не соответствует также статье 8 Устава Свердловской области, в соответствии с которой Государственная власть в Свердловской области осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; Органы законодательной, исполнительной и судебной власти в пределах своей компетенции самостоятельны. Оспариваемое положение части 1 статьи 12 Закона Свердловской области О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области дало возможность Правительству Свердловской области произвольно установить документы, удостоверяющие право получения мер социальной поддержки, включая те, которые ветераны труда физически не могли предоставить в виду отсутствия таковых. В связи с тем, что оспариваемое положение части 1 статьи 12 Закона Свердловской области О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области не соответствует Уставу Свердловской области, в период, когда статья 11 Закона Свердловской области О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области распространялась на всех ветеранов труда, я был лишен возможности получения мер социальной поддержки на основании Постановления Правительства Свердловской области. На основании изложенного и руководствуясь статьями 83, 84, 86 Закона Свердловской области Об Уставном суде Свердловской области, также прошу: признать не соответствующим Уставу Свердловской области, его статьям 2, 8, 55 (часть 1; пункт а части 2) предложение второе, содержащееся в части 1 статьи 12 Закона Свердловской области О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области, в соответствии с которым Лица, подавшие заявления, предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и удостоверение, дающее право на получение мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом Свердловской области, выдаваемое в порядке, предусмотренном Правительством Свердловской области (далее - удостоверение, дающее право на получение мер социальной поддержки) как не определяющее критерии и ориентиры, которыми должно руководствоваться Правительство Свердловской области при осуществлении правового регулирования в указанной сфере и тем самым не исключающее возможность произвольного толкования объема и содержания правотворческих полномочий Правительства, а значит - ограничения прав и свобод граждан актом Правительства Свердловской области. Приложение: 1. Копия заявления об уточнении и дополнении запроса о соответствии Уставу Свердловской области нормативных правовых актов органов государственной власти Свердловской области (3 экз.); 2. второе предложение части первой статьи 12 Закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года № 190-ОЗ О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области (в редакции Закона Свердловской области от 16 мая 2005 года № 4) (3 экз.). 20 декабря 2005 г. ______________Домрачев В.Г. 5
Поделиться в социальных сетях:
Добавить комментарий: