15.10.2010
Мотивированное решение изготовлено в окончательном виде 20 октября 2010 года. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 15 октября 2010 года Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Е. В. Поповой, при секретаре Е. А. Окуловой рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сычева Андрея Сергеевича к Прокуратуре Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, Прокуратуре Свердловской области, Управлению внутренних дел г. Екатеринбурга, Администрации г.Екатеринбурга об обязании установить специальный пандус и оборудовать крыльцо здания кнопкой вызова, УСТАНОВИЛ: Сычев А. С. обратился в Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга с вышеуказанным иском. В обоснование требований указал следующее. Истец является инвалидом 1 группы, в силу указанного обстоятельства вынужден пользоваться креслом-коляской. Для защиты своих прав ему необходимо было обратиться с заявлением в прокуратуру Верх-Исетского района г. Екатеринбурга. Однако, из-за отсутствия специального пандуса и кнопки вызова сотрудников при входе в здание по ул. Белореченкой, 5 он не смог попасть в здание и был вынужден обращаться с заявлением по почте и длительное время ждать ответа на свое заявление. Собственником здания по ул. Белореченская, 5 является муниципальное образование <<город Екатеринбург>>. Указанное здание по договорам предоставлено в пользование Прокуратуре Свердловской области и ГУ УВД Верх- Исетского района. Просил обязать ответчиков произвести работы по обеспечению беспрепятственного доступа в здание, а именно установить пандус на лестнице входного крыльца здания, а также оборудовать входное крыльцо устройством (кнопкой) для вызова сотрудников. Истец Сычев А. С. в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, просил данное дело рассмотреть в свое отсутствие, с участием представителя. Представитель истца Капустин В. Я. действующий на основании доверенности, уточнил исковые требования, просил оборудовать входное крыльцо устройством не только для вызова сотрудников прокуратуры, но и сотрудников УВД Верх-Исетского района. В остальной части поддержал исковые требования, просил иск удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика Администрации г. Екатеринбурга Ваулина И. С, действующая на основании доверенности, исковые требования истца не признала. В обоснование своей позиции указала, что действующим законодательством не установлено обязанности органов местного самоуправления, собственников и владельцев зданий сооружений и иных объектов, по проведению реконструкций указанных объектов с целью обустройства специальными пандусами и иными устройствами для обеспечения доступа инвалидов. Кроме того, указала, что прокуратура Верх Исетского района и УВД Верх- Исетского района занимают нежилое помещение по ул. Белореченская, 5 на основании договоров безвозмездное пользования. В соответствии условиями данных договоров ссудополучатель обязан своевременно и за свой счет производит текущий и капитальный ремонт переданного имущества. Таким образом, обязанность по установке пандуса и оборудованию входного крыльца кнопкой вызова должна быть возложена именно на ссудополучателей. Просила в иске к Администрации г. Екатеринбурга отказать. Представитель прокуратуры Свердловской области, прокуратуры Верх-Исетского района г. Екатеринбурга помощник прокурора Верх- Исетского района Б. В. Притула в судебном заседании исковые требования признал частично, указав, что прокуратура готова оборудовать входное крыльцо устройством для вызова сотрудников. Вместе с тем, указал, что обязанность по проведению работ по установке пандуса должна быть возложена на собственника помещения. Кроме того, указал, что истцом не представлено доказательств тому, что отсутствие пандуса на лестнице входного крыльца создало ему какие-либо препятствия для обращения в органы прокуратуры : защитой своих прав. Представитель УВД по МО <<город Екатеринбург>> Стенина Е. В. действующая на основании доверенности исковые требования не признала, указав, что нежилое помещение, занимаемое УВД является имуществом муниципального нежилого фонда г. Екатеринбурга. В соответствии с условиями договора безвозмездного пользования ссудополучатель обязан не производить перепланировок, переоборудования, капитального ремонта и других неотделимых улучшений объекта без письменного согласования с ссудодателем и балансодержателем объекта. В связи с тем, что лимиты бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований по федеральному, областному и местному бюджетам по социальной защите инвалидов выделяются, то обустройство пандуса и устройства для вызова, УВД предусмотреть не может. Кроме того, указала, что обязанность обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается на собственников зданий и сооружений. Заслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему. Согласно Конституции Российской Федерации, ее статье 7, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2). В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта. Под социальной инфраструктурой понимается созданная человеком система городского или сельского устройства, выполняющая функции жизнеобеспечения и воспроизводства населения города или иного населенного пункта. Социальная инфраструктура представляет собой систему объектов, принадлежащих к различным отраслям сферы социального обслуживания. Согласно ст. 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места". Согласно Постановлению Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1449 <<О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры>> должны были быть утверждены нормативные акты по проектированию, строительству и реконструкции зданий и сооружений в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры. К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: * жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; * административные здания и сооружения; * объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); * объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; * объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания ] населения, кредитные учреждения; * гостиницы, отели, иные места временного проживания; * физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; * объекты промышленного назначения, в производственном процессе которых возможно участие инвалидов; * объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; * станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; * здания и сооружения связи и информации; * производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; * тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; * прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади. * Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими приспособлениями и оборудованием * визуальной и звуковой информацией; * специальными указателями около строящихся и ремонтируем объектов; * звуковой сигнализацией у светофоров; * телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов; * санитарно-гигиеническими помещениями; * пандусами и поручнями при входах в здания, у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров; * пологими спусками у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей и остановок городского транспорта общего пользования; * специальными указателями переходов улиц и маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон; * пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в наземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей; * специальными поручнями, ручками или другими приспособлениями для удобства нахождения инвалидов в общественном транспорте на отведенных для них местах; * специальными указателями мест для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на автостоянках и в местах парковки транспортных средств (до 10 процентов мест, но не менее одного места). Как установлено судом, истец является инвалидом 1 группы ( л.д. 6, 20), в силу указанного обстоятельства вынужден пользоваться креслом-коляской. Создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры входит в круг обязанностей: Правительства Российской Федерации; органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления; любых коммерческих и некоммерческих организаций независимо от их организационно-правовых форм. Как установлено судом, собственником нежилого помещения по ул. Белореченская, 5 в г. Екатеринбурге является МО <<город Екатеринбург>> ( л.д. 74, 75). Данное нежилое помещение предоставлено по договорам безвозмездного пользования (ссуды) муниципальным имуществом г. Екатеринбурга - УВД Верх-Исетского района г. Екатеринбурга (занимает первый этаж помещения) и прокуратуре Свердловской области ( занимает второй этаж прокуратура Верх-Исетского района г. Екатеринбурга) ( л.д. 62-71, 47-53). В соответствие с п. 3. 2. 5 договора ссудополучатель обязан своевременно и за свой счет производить текущий и капитальный ремонт переданного имущества. Как следует из п. 3.2.6 указанного договора ссудополучатель обязан не производить перепланировок, переоборудования, капитального ремонта и других неотделимых улучшений объекта без письменного согласования с ссудодателем и балансодержателем объекта. Пандус является элементом строительной конструкции. При этом установка пандуса на крыльце здания не приведет к изменению его технико-эксплуатационных характеристик. Таким образом, установление строительного элемента - пандус относится к капитальному ремонту, а не к реконструкции (модернизации). Поскольку пункты договора 3. 2. 5 и 3. 2. 6 по сути противоречат друг другу в части обязанности производить капитальный ремонт ссудополучателем, суд возлагает обязанность по установке пандуса на крыльце здания ул. Белореченская, 5 в г. Екатеринбурге на собственника помещения - Администрацию г. Екатеринбурга. Более того, суд, обязывая администрацию г. Екатеринбурга обеспечить устройство пандуса, указывает, что к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, указанные объекты являются объектами муниципальной собственности, в соответствии со статьей 15 Федерального закона <<О социальной защите инвалидов в Российской Федерации>> органы местного самоуправления создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а государственные и муниципальные расходы для создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Положение ч. 1 ст. 15 названного Федерального закона носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности, поскольку непосредственно не предусматривает объем расходов местных бюджетов на мероприятия по созданию условий инвалидам для доступа к объектам социальной инфраструктуры и сроки решения поставленной задачи. Обязанность по оборудованию входного крыльца здания устройством для вызова сотрудников, суд возлагает на прокуратуру Свердловской области и на УВД по МО <<город Екатеринбург>>, являющегося правопреемником УВД Верх-Исетского района г. Екатеринбурга. К доводам представителя ответчика прокуратуры Свердловской области, о том, что отсутствие пандуса на лестнице входного крыльца не создает каких-либо препятствий истцу для обращения в органы прокуратуры за защитой своих прав (может обратиться по почте) суд относится критически, поскольку индивидуальная мобильность инвалидов согласно Конвенции о правах инвалидов должна осуществляться благодаря <<содействию индивидуальной мобильности инвалидов избираемым ими способом, в выбираемое ими время и по доступной цене; облегчению доступа инвалидов к качественным средствам, облегчающим мобильность, устройствам, ассистивным технологиям и услугам помощников и посредников, в том числе за счет их предоставления по доступной цене (ст. 19). На основании изложенного суд удовлетворяет требования истца в полном объеме. Иных требований, равно, как требований по иным основаниям сторонами суду не заявлено. Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198, 209, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования Сычева Андрея Сергеевича удовлетворить. Обязать Администрацию г. Екатеринбурга обеспечить устройство пандуса на лестнице входного крыльца здания, расположенного по адресу г. Екатеринбург ул. Белореченская, 5. Обязать УВД г. Екатеринбурга, Прокуратуру Свердловской области оборудовать входное крыльцо здания по адресу г. Екатеринбург ул. Белореченская, 5 устройством для вызова сотрудников прокуратуры Верх - Исетского района г. Екатеринбурга и УВД по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга. Решение в течение 10 дней со дня вынесения решения в мотивированном виде может быть обжаловано в Свердловский областной суд через суд, постановивший решение.
Поделиться в социальных сетях:
Добавить комментарий: