20.01.2011
Дело N 2-174\11(09) В окончательном виде изготовлено 21 января 2011 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 января 2011 года Ленинский районный суд г.Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Проняевой Г.А. при секретаре Максименко Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Сычева Андрея Сергеевича к УВД по МО "город Екатеринбург", Администрации города Екатеринбурга Екатеринбургскому комитету по управлению городским имуществом Администрации города Екатеринбурга, Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом Свердловской области 0 возложении обязанности установить специальный пандус и оборудовать крыльцо здания кнопкой вызова сотрудников для обеспечения беспрепятс- твенного доступа инвалидов в помещение, УСТАНОВИЛ: Сычев А.С. обратился в суд с вышеуказанным иском в защиту права инвалида на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструк- туры . В его обоснование иска Сычев А.С. указал, что является инвалидом 1 группы, дома и вне дома вынужден пользоваться креслом-коляской. По различным причинам ему приходится обращаться в органы милиции, в част- ности, в РУВД Верх-Исетского района, расположенное по адресу: г.Екате- ринбург, ул.Крылова д.1-а, и Ленинского района (г.Екатеринбург, ул. Сакко и Ванцетти, д.119), здания которых имеют высокое входное крыльцо с высокими ступеньками, не оборудованное пандусом, отсутствует кнопка вызова сотрудников, чем нарушаются его права на доступ к данным объек- там. Первоначально требования были заявлены к УВД по МО "город Екате- ринбург" и Администрации города Екатеринбурга. К участию в деле в качестве соответчиков привлечены Екатеринбургский комитет по управлению городским имуществом Администрации города Екатеринбурга и Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом Свердловской области. Истцом заявлено требование обязать ответчиков в срок, установленный судом, но не позднее шести месяцев после вступления решения в законную силу, произвести работы, направленные на обеспечение беспре- пятственного доступа истца и других инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, именно: 1) организовать специальные пандусы на лестнице входного крыльца в здание а) ОМ No. 9 УВД МО <Город <Екатеринбург> (бывшего УВД Верх-Исетско- го района г. Екатеринбурга), расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Крылова, д. 1-а, б) ОМ No. 5 УВД МО <Город <Екатеринбург> (бывшего УВД Ленинского района г. Екатеринбурга), расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Сакко и Ванцетти, д.119 2) входное крыльцо в здания ОМ оборудовать устройством для вызова сотрудников милиции. Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования. Ответчики иск не признали. Представитель УВД по МО "город Екатеринбург" просил в удовлетворении иска отказать, указывая на то, что УВД является ненадлежащим от- ветчиком по данному делу, устанавливать пандус и кнопку вызова обязан собственник имущества, каковым УВД не является. Администрация г. Екатеринбурга также иск не признала, указывая, что обязанность обеспечить доступ к зданию лежит на УВД по МО "город Екатеринбург", которому здание ОМ N 5 передано в безвозмездное пользо- вание Екатеринбургским комитетом по управлению городским имуществом, здание ОМ N 9 находится в оперативном управлении, а социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Представитель Екатеринбургского комитета по управлению городским имуществом Администрации города Екатеринбурга указал на необоснован- ность требований, заявленных к Администрации города Екатеринбурга, по- лагая, что установка пандуса относится капитальному ремонту, и кнопки может быть произведена только пользователем здания. Представитель Территориального управления государственным имуществом Свердловской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Истец просил о рассмотрении дела без его участия, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. С учетом мнения сторон суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке. Заслушав представителей явившихся сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Государственную политику в области социальной защиты инвалидов регулирует Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О соци- альной защите инвалидов в Российской Федерации". Под социальной защитой понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Прави- тельство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации не- зависимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооруже- ниям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования желез- нодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственно- го доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраст- руктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматрива- емых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение ука- занных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных за- конодательством Российской Федерации. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. О принятии мер к доступу инвалидам к объектам инфраструктуры указано в Конвенции о правах инвалидов, в Постановлении Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 No. 1449 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социаль- ной инфраструктуры" должны были быть утверждены нормативные акты по проектированию, строительству и реконструкции зданий и сооружений в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инф- раструктуры. В обоснование иска Сычев А.С. сослался на то, что он является в связи с военной травмой инвалидом первой группы, использующим для пе- редвижения кресло-коляску. Имея нарушения здоровья, приведшие к значи- тельному ограничению его жизнедеятельности, ответчиками не обеспечива- ется реализация его права на беспрепятственный доступ в здания УВД, расположенные по адресу: г.Екатеринбург, ул.Сакко и Ванцетти, д.119, и ул.Крылова, д.1-а. Как видно из материалов дела, УВД по муниципальному образованию <город Екатеринбург занимает нежилое помещение, расположенные по адресу: г. Екатеринбург, ул. Сакко и Ванцетти, 119 в соответствии с договором безвозмездного пользования муниципальным имуществом г. Екатеринбурга от 04 января 2003 года No. 4028132, заключенным с Екатеринбургским комитетом по управлению городским имуществом и ГУ УВД Ленинского района. Помещение, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Крылова 1а, литер А находится в оперативном управлении УВД по муниципальному образованию <город Екатеринбург^ на основании распоряжения Территори- ального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области от 14.12.2007 года No. 408. УВД по муниципальному образованию <город Екатеринбург является правопреемником ГУ УВД Ленинского и Верх-Исетского района. Нежилое помещение по адресу ул. Сакко и Ванцетти, 119, занимаемое УВД является имуществом муниципального нежилого фонда г. Екатеринбурга. Нежилое помещение по адресу ул.Крылова, 1а, занимаемое УВД является федеральным имуществом. В обоснование своих возражений по иску представитель УВД сослался на то, что в соответствии с п. 3.2.6. договора безвозмездного пользования Ссудополучатель обязан не производить перепланировок, переобору- дования, капитального ремонта и других неотделимых улучшений объекта без письменного согласования с Ссудодателем и балансодержателем объек- та. Между тем, согласно п.3.2.5 указанного договора УВД обязано сво- евременно и за свой счет производить текущи и капитальный ремонт пере- данного по договору здания. Указанные положения договора согласуются с требованиями ст.695 ГК РФ, предусматривающей обязанность ссудополучателя поддерживать имущество, полученное безвозмездно, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести расходы на содержание этого имущества, если договором безвозмездного пользования не предусмотрено иного. Представитель Администрации города Екатеринбурга пояснил, что со стороны администрации не имеется оснований отказать в согласовании устройства заявленного истцом пандуса, на установку кнопки в силу до- говора согласования не требуется. Также представитель УВД сослался ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, которой предусмотрено, что УВД, являясь бюджетным учреждением, исполь- зует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов, а также обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, в пределах, доведенных до него соответствующих лимитов бюджетных обя- зательств. Согласно ст. 35 Закона <0 милиции> финансирование милиции осу- ществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных поступлений в соответс- твии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, вопросы финансирования подлежат разрешению в порядке исполнения договора безвозмездного пользования и оперативного управления имуществом. Согласно ч. 1 ст. 2 96 Гражданского кодекса РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей дея- тельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Строительные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность зданий и со- оружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановле- нием Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости другими средствами подъема. Суд полагает, что пандус является элементом строительной конструкции . Ответчиками не оспорено, что установка пандуса, кнопки вызова на крыльце здания не приведет к изменению его технико-эксплуатационных характеристик, установление строительного элемента - пандуса относится к капитальному ремонту, а не к реконструкции (модернизации). Также ответчиками не представлено доказательств того, что отсутствуют технические возможности по устройству пандусов и кнопок вызова сотрудников, а также подтверждений того, что в указанных зданиях име- ются иные сооружения (устройства), предназначенные для обеспечения доступа в них инвалидов, передвигающихся на колясках. Поскольку из пунктов договора 3.2.5 и 3.2.6 следует, что обязанность производить капитальный ремонт хотя и лежит на ссудополучателе, но на его производство необходимо письменное согласие собственника, суд считает необходимым возложить обязанность по созданию условий для установки пандуса на крыльце здания на собственника помещения - Адми- нистрацию г. Екатеринбурга, который согласно ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязан принимать меры организацией доступа к инфраструктурам, что не противоречить и разграничению прав и обязанностей между федеральными органами и органами местного самоуп- равления . В этой связи суд полагает необходимым обязать Администрацию г. Екатеринбурга обеспечить устройство пандуса, поскольку именно к вопро- сам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, указанные объ- екты являются объектами муниципальной собственности, в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Рос- сийской Федерации" органы местного самоуправления создают условия ин- валидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраст- руктуры, а государственные и муниципальные расходы для создания усло- вий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно пре- дусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Положение ч. 1 ст. 15 названного Федерального закона носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязан- ности, поскольку непосредственно не предусматривает объем расходов местных бюджетов на мероприятия по созданию условий инвалидам для дос- тупа к объектам социальной инфраструктуры и сроки решения поставленной задачи. Таким образом, публичная обязанность по обеспечению доступности зданий социальной инфраструктуры для лиц с ограничениями жизнедеятельности (инвалидов) предусмотрена федеральным законодательством. Кроме того, в силу вышеприведенных норм, суд полагает, что обязанность по оборудованию входного крыльца здания устройством для вызова сотрудников следует возложить на УВД по МО "город Екатеринбург", являющегося правопреемником УВД Верх-Исетского района г. Екатеринбурга и УВД Ленинского района г. Екатеринбурга, поскольку данным действием Управление обеспечит доступ граждан, в частности истца, к осуществле- нию функциональной деятельности органов внутренних дел. Также суд полагает, что доводы ответчиков о том, что истец не представил доказательств обращения в указанные подразделения УВД и не смог реализовать свои права именно в связи с отсутствием пандусов на лестнице входного крыльца и кнопки вызова, во внимание приняты быть не могут, поскольку индивидуальная мобильность инвалидов согласно Конвен- ции о правах инвалидов должна осуществляться благодаря содействию ин- дивидуальной мобильности инвалидов избираемым ими способом, в выбирае- мое ими время и по доступной цене; облегчению доступа инвалидов к ка- чественным средствам, облегчающим мобильность. При таких обстоятельствах имеются правовые основания для удовлет- ворения исковых требований Сычева А.С. Определяя в силу ст.204 ГПК РФ срок исполнения решения в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, суд считает указанный срок разумным и достаточным с учетом необходимости как технического, так и финансового обеспечения его исполнения. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Администрацию города Екатеринбурга обеспечить устройство специального пандуса на лестнице входного крыльца в здание ОМ N 5 УВД по МО "город Екатеринбург", расположенное по адресу: г.Екатеринбург, ул.Сакко и Ванцетти, д.119. Обязать УВД по МО "город Екатеринбург" в срок до шести месяцев с момента вступления решения в законную силу оборудовать специальный пандус на лестнице входного крыльца в здание ОМ N 5 УВД по МО "город Екатеринбург", расположенное по адресу: г.Екатеринбург, ул.Сакко и Ванцетти, д.119, а также оборудовать входное крыльцо в здание устройс- твом для вызова сотрудников. Обязать УВД по МО "город Екатеринбург" в срок до шести месяцев с момента вступления решения в законную силу оборудовать специальный пандус на лестнице входного крыльца в здание ОМ N 9 УВД по МО "город Екатеринбург", расположенное по адресу: г.Екатеринбург, ул.Крылова, д.1-а, а также оборудовать входное крыльцо в здание устройством для вызова сотрудников. В удовлетворении исковых требований к Екатеринбургскому комитету по управлению городским имуществом Администрации города Екатеринбурга, Территориальному управлению федерального агентства по управлению госу- дарственным имуществом Свердловской области отказать. Решение может быть обжаловано и опротестовано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с даты изготовления решения в окончательном виде с подачей жалобы через суд, вынесший решение. Председательствующий,. Подпись. Копия верна. /У Судья /мУ
Поделиться в социальных сетях:
Добавить комментарий: