14.12.2010
Судья Попова Е.В. Дело No. 33-15170/2010 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Сидоркина СВ., судей Мазановой Т.П., Локтина А.А. при секретаре Эйриян К.С. рассмотрела в открытом судебном заседании 14.12.2010 гражданское дело по иску Сычева Андрея Сергеевича к Прокуратуре Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, Прокуратуре Свердловской области, Управлению внутренних дел г. Екатеринбурга, Администрации г. Екатеринбурга о возложении обязанности установить специальный пандус и оборудовать крыльцо здания кнопкой вызова по кассационной жалобе УВД г. Екатеринбурга, Администрации г. Екатеринбурга на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 15.10.2010. Заслушав доклад судьи Мазановой Т.П., объяснение представителей сторон, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Сычев А.С. обратился в суд с вышеуказанным иском. В его обоснование он указал, что является инвалидом 1 группы, вне дома вынужден пользоваться креслом-коляской. По различным причинам ему приходилось обращаться в Прокуратуру Верх-Исетского района, входное крыльцо здания которой по ул. Белореченской, 5 г. Екатеринбурга, где расположено и^ГУ УВД Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, с высокими ступеньками не оборудовано пандусом, отсутствует кнопка вызова сотрудников, чем нарушаются его права на доступ к данному объекту, которое по договорам безвозмездного пользования Администрацией г. Екатеринбурга передано Прокуратуре Свердловской области и ГУ УВД Верх-Исетского района г. Екатеринбурга. Судом постановлено решение, которым постановлено: обязать Администрацию г. Екатеринбурга обеспечить устройство пандуса на лестнице входного крыльца здания по адресу: г. Екатеринбург, ул. Белореченская, 5; обязать УВД г. Екатеринбурга, Прокуратуру Свердловской области оборудовать входное крыльцо данного здания устройством для вызова сотрудников прокуратуры и УВД Верх-Исетского района г. Екатеринбурга. В кассационной жалобе УВД г. Екатеринбурга просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать, указывая на то, что в органы милиции истец не обращался, устанавливать пандус и кнопку вызова обязан орган местного самоуправления. Администрация г. Екатеринбурга в своей кассационной жалобе также просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать, указывая, что обязанность обеспечить доступ к зданию лежит на Прокуратуре Свердловской области УВД г. Екатеринбурга, которым здание передано в безвозмездное пользование 1 Екатеринбургским комитетом по управлению городским имуществом, а социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Проверив материалы дела в пределах доводов кассационных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему выводу. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. О принятии мер к доступу инвалидам к объектам инфраструктуры указано в Конвенции о правах инвалидов, в Постановлении Правительства Российской Федерации оти 07.1996 No. 1449 <<О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры>> должны были быть утверждены нормативные акты по проектированию, строительству и реконструкции зданий и сооружений в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры. Судом установлено, что истец является инвалидом 1 группы, в силу указанного обстоятельства вынужден пользоваться креслом-коляской. Собственником нежилого помещения по ул. Белореченская, 5 в г. Екатеринбурге, где расположена прокуратура и ГУ УВД Верх-Исетского района, является МО <<город Екатеринбург>>. Первый этаж данного нежилого помещения предоставлено по договору безвозмездного пользования (ссуды) муниципальным имуществом г. Екатеринбурга - УВД Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, а второй - и прокуратуре Свердловской области, где расположена прокуратура Верх- Исетского района г. Екатеринбурга. В соответствие с п. 3. 2. 5 договоров ссудополучатель обязан своевременно и за свой счет производить текущий и капитальный ремонт переданного имущества. Как следует из п. 3. 2. 6 указанных договоров ссудополучатель обязан не производить перепланировок, переоборудования, капитального ремонта и других неотделимых улучшений объекта без письменного согласования с ссудодателем и балансодержателем объекта. Пандус является элементом строительной конструкции. При этом, суд установил, что не оспорено, установка пандуса, кнопки вызова на крыльце здания не приведет к изменению его технико-эксплуатационных характеристик и обоснованно пришел к выводу, что установление строительного элемента пандуса относится к капитальному ремонту, а не к реконструкции (модернизации). Поскольку из пунктов договора 3. 2. 5 и 3. 2. 6 по сути следует, что обязанность производить капитальный ремонт хотя и лежит на ссудополучателе, но на его производство необходимо письменное согласие собственника, суд возлагает обязанность по созданию условий для установки пандуса на крыльце здания ул. Белореченская, 5 в г. Екатеринбурге на собственника помещения - Администрацию г. Екатеринбурга, который согласно ФЗ <<О социальной защите инвалидов в Российской Федерации>> обязан принимать меры организацией доступа к инфраструктурам, что не противоречить и разграничению прав и обязаннотей между федеральными органами и органами местного самоуправления. В этой связи суд, обязывая администрацию г. Екатеринбурга обеспечить устройство пандуса, указывает, что к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, указанные объекты являются объектами муниципальной собственности, в соответствии со статьей 15 Федерального закона <<О социальной защите инвалидов в Российской Федерации>> органы местного самоуправления создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а государственные и муниципальные расходы для создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Положение ч. 1 ст. 15 названного Федерального закона носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности, поскольку непосредственно не предусматривает объем расходов местных бюджетов на мероприятия по созданию условий инвалидам для доступа к объектам социальной инфраструктуры и сроки решения поставленной задачи. Обязанность по оборудованию входного крыльца здания устройством для вызова сотрудников, суд возлагает на прокуратуру Свердловской области и на УВД по МО <<город Екатеринбург>>, являющегося правопреемником УВД Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, поскольку данным действием эти органы обеспечат доступ граждан, в частности истца, к осуществлению функциональной деятельности прокуратуры и милиции Доводам представителей ответчиков о том, что отсутствие пандуса на лестнице входного крыльца, кнопки вызова не создает каких-либо препятствий истцу для обращения в органы прокуратуры за защитой 3 своих прав (может обратиться по почте), а также о том, что истец не предпринимал меры к личному обращению, суд дал оценку, указав, что, поскольку индивидуальная мобильность инвалидов согласно Конвенции о правах инвалидов должна осуществляться благодаря <<содействию индивидуальной мобильности инвалидов избираемым ими способом, в выбираемое ими время и по доступной цене; облегчению доступа инвалидов к качественным средствам, облегчающим мобильность, устройствам, ассистивным технологиям и услугам помощников и посредников, в том числе за счет их предоставления по доступной цене>>, их утверждения неправомерны. При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал предоставленные по делу доказательства в их совокупности и пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований считать неправомерными требования истца. Доводы кассационных жалоб ответчиков не могут служить основанием к изменению или отмене состоявшегося по делу решения, поскольку направлены на иную оценку представленных доказательств, выводов суда, но не опровергают их. Выводы суда по заявленному требованию изложены в мотивировочной части решения, соответствуют требованиям действующего законодательства, регламентирующего спорное правоотношение. Процессуальных нарушений, которые могут служить основанием к отмене либо изменению решения, судебная коллегия также не усматривает. Руководствуясь ст. 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА:
Поделиться в социальных сетях:
Добавить комментарий: