Общественное объединение "Сутяжник"

Главная страница

Новости судебных дел

Судебное дело "Иск в Верх-Исетский районный суд о входе инвалида колясочника в прокуратуру Верх-Исетского района"


Кассационное определение по иску Сычева Андрея Сергеевича к Прокуратуре Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, Прокуратуре Свердловской области, Управлению внутренних дел г. Екатеринбурга, Администрации г. Екатеринбурга о возложении обязанности установить специальный пандус и оборудовать крыльцо здания кнопкой вызова по кассационной жалобе УВД г. Екатеринбурга, Администрации г. Екатеринбурга на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 15.10.2010

 

14.12.2010

 

   Судья Попова Е.В. Дело No. 33-15170/2010

   КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

   Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в
   составе:

   председательствующего Сидоркина СВ.,

   судей Мазановой Т.П.,

   Локтина А.А. при секретаре Эйриян К.С. рассмотрела в открытом судебном
   заседании 14.12.2010 гражданское дело по иску Сычева Андрея Сергеевича
   к  Прокуратуре  Верх-Исетского  района  г.  Екатеринбурга, Прокуратуре
   Свердловской  области,  Управлению  внутренних  дел  г. Екатеринбурга,
   Администрации  г.  Екатеринбурга  о  возложении обязанности установить
   специальный  пандус  и  оборудовать  крыльцо  здания кнопкой вызова по
   кассационной   жалобе   УВД   г.   Екатеринбурга,   Администрации   г.
   Екатеринбурга    на   решение   Верх-Исетского   районного   суда   г.
   Екатеринбурга от 15.10.2010.

   Заслушав   доклад  судьи  Мазановой  Т.П.,  объяснение  представителей
   сторон, судебная коллегия

   УСТАНОВИЛА:

   Сычев А.С. обратился в суд с вышеуказанным иском. В его обоснование он
   указал,   что   является   инвалидом   1  группы,  вне  дома  вынужден
   пользоваться  креслом-коляской.  По различным причинам ему приходилось
   обращаться в Прокуратуру Верх-Исетского района, входное крыльцо здания
   которой по ул. Белореченской, 5 г. Екатеринбурга, где расположено и^ГУ
   УВД  Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, с высокими ступеньками не
   оборудовано  пандусом,  отсутствует  кнопка  вызова  сотрудников,  чем
   нарушаются его права на доступ к данному объекту, которое по договорам
   безвозмездного  пользования  Администрацией  г. Екатеринбурга передано
   Прокуратуре  Свердловской  области  и  ГУ УВД Верх-Исетского района г.
   Екатеринбурга.

   Судом постановлено решение, которым постановлено: обязать

   Администрацию   г.  Екатеринбурга  обеспечить  устройство  пандуса  на
   лестнице  входного  крыльца  здания  по  адресу:  г. Екатеринбург, ул.
   Белореченская,   5;   обязать   УВД   г.   Екатеринбурга,  Прокуратуру
   Свердловской   области  оборудовать  входное  крыльцо  данного  здания
   устройством  для  вызова  сотрудников прокуратуры и УВД Верх-Исетского
   района г. Екатеринбурга.

   В  кассационной жалобе УВД г. Екатеринбурга просит решение отменить, в
   удовлетворении  иска  отказать,  указывая  на то, что в органы милиции
   истец  не обращался, устанавливать пандус и кнопку вызова обязан орган
   местного самоуправления.

   Администрация  г.  Екатеринбурга  в  своей  кассационной  жалобе также
   просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать, указывая, что
   обязанность   обеспечить   доступ   к   зданию  лежит  на  Прокуратуре
   Свердловской  области  УВД г. Екатеринбурга, которым здание передано в
   безвозмездное пользование

                                                                        1

   Екатеринбургским  комитетом  по  управлению  городским  имуществом,  а
   социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской
   Федерации и ее субъектов.

   Проверив   материалы  дела  в  пределах  доводов  кассационных  жалоб,
   судебная коллегия приходит к следующему выводу.

   В  соответствии  со  ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N
   181-ФЗ   "О   социальной  защите  инвалидов  в  Российской  Федерации"
   Правительство   Российской  Федерации,  органы  исполнительной  власти
   субъектов  Российской  Федерации,  органы  местного  самоуправления  и
   организации независимо от организационно-правовых форм создают условия
   инвалидам    (включая   инвалидов,   использующих   кресла-коляски   и
   собак-проводников)   для   беспрепятственного   доступа   к   объектам
   социальной  инфраструктуры  (жилым,  общественным  и  производственным
   зданиям,  строениям  и  сооружениям,  спортивным  сооружениям,  местам
   отдыха,   культурно-зрелищным  и  другим  учреждениям),  а  также  для
   беспрепятственного  пользования  железнодорожным,  воздушным,  водным,
   междугородным  автомобильным  транспортом  и всеми видами городского и
   пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.

   Государственные  и  муниципальные расходы на разработку и производство
   транспортных   средств   с   учетом   нужд  инвалидов,  приспособление
   транспортных    средств,    средств    связи    и    информации    для
   беспрепятственного  доступа  к  объектам  инженерной,  транспортной  и
   социальной   инфраструктур  осуществляются  в  пределах  ассигнований,
   ежегодно  предусматриваемых  на  эти  цели  в  бюджетах  всех уровней.
   Расходы   на   проведение  указанных  мероприятий,  не  относящиеся  к
   государственным  и  муниципальным  расходам,  осуществляются  за  счет
   других   источников,   не   запрещенных  законодательством  Российской
   Федерации.

   В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить
   для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться
   по   согласованию   с   общественными  объединениями  инвалидов  меры,
   обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

   О принятии мер к доступу инвалидам к объектам инфраструктуры указано в
   Конвенции о правах инвалидов, в Постановлении Правительства Российской
   Федерации   оти   07.1996   No.   1449   <<О   мерах   по  обеспечению
   беспрепятственного   доступа   инвалидов   к   информации  и  объектам
   социальной  инфраструктуры>>  должны  были быть утверждены нормативные
   акты   по  проектированию,  строительству  и  реконструкции  зданий  и
   сооружений  в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к
   объектам инфраструктуры.

   Судом  установлено,  что  истец  является  инвалидом  1 группы, в силу
   указанного обстоятельства вынужден пользоваться креслом-коляской.

   Собственником нежилого помещения по ул. Белореченская, 5 в г.

   Екатеринбурге,  где  расположена  прокуратура  и ГУ УВД Верх-Исетского
   района, является МО <<город Екатеринбург>>.

   Первый этаж данного нежилого помещения предоставлено по договору
   безвозмездного пользования (ссуды) муниципальным имуществом г.
   Екатеринбурга - УВД Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, а второй -
   и
   прокуратуре Свердловской области, где расположена прокуратура Верх-

   Исетского района г. Екатеринбурга.

   В соответствие с п. 3. 2. 5 договоров ссудополучатель обязан

   своевременно  и  за свой счет производить текущий и капитальный ремонт
   переданного  имущества.  Как следует из п. 3. 2. 6 указанных договоров
   ссудополучатель      обязан     не     производить     перепланировок,
   переоборудования,  капитального ремонта и других неотделимых улучшений
   объекта    без    письменного    согласования    с    ссудодателем   и
   балансодержателем объекта.

   Пандус  является  элементом  строительной  конструкции.  При этом, суд
   установил,  что  не  оспорено,  установка  пандуса,  кнопки  вызова на
   крыльце  здания  не  приведет к изменению его технико-эксплуатационных
   характеристик   и   обоснованно  пришел  к  выводу,  что  установление
   строительного  элемента пандуса относится к капитальному ремонту, а не
   к реконструкции (модернизации).

   Поскольку  из  пунктов договора 3. 2. 5 и 3. 2. 6 по сути следует, что
   обязанность   производить   капитальный   ремонт   хотя   и  лежит  на
   ссудополучателе, но на его производство необходимо письменное согласие
   собственника,  суд  возлагает  обязанность  по  созданию  условий  для
   установки  пандуса  на  крыльце  здания  ул.  Белореченская,  5  в  г.
   Екатеринбурге   на   собственника   помещения   -   Администрацию   г.
   Екатеринбурга,  который  согласно ФЗ <<О социальной защите инвалидов в
   Российской  Федерации>>  обязан  принимать меры организацией доступа к
   инфраструктурам,   что   не   противоречить  и  разграничению  прав  и
   обязаннотей   между   федеральными   органами   и   органами  местного
   самоуправления.

   В  этой  связи суд, обязывая администрацию г. Екатеринбурга обеспечить
   устройство  пандуса,  указывает,  что  к  вопросам  местного  значения
   относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся
   в  муниципальной  собственности,  указанные объекты являются объектами
   муниципальной собственности, в соответствии со статьей 15 Федерального
   закона <<О социальной защите инвалидов в Российской Федерации>> органы
   местного     самоуправления     создают    условия    инвалидам    для
   беспрепятственного  доступа  к  объектам  социальной инфраструктуры, а
   государственные и муниципальные расходы для создания условий инвалидам
   для  беспрепятственного  доступа  к объектам социальной инфраструктуры
   осуществляются  в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на
   эти цели в бюджетах всех уровней.

   Положение  ч.  1  ст.  15  названного  Федерального закона носит общий
   характер  и  не  содержит указания на конкретные способы ее исполнения
   уполномоченными  субъектами, не ограничивает самостоятельность органов
   местного   самоуправления   в   выборе  средств  осуществления  данной
   обязанности,   поскольку   непосредственно  не  предусматривает  объем
   расходов местных бюджетов на мероприятия по созданию условий инвалидам
   для  доступа  к  объектам  социальной  инфраструктуры  и сроки решения
   поставленной задачи.

   Обязанность по оборудованию входного крыльца здания устройством
   для вызова сотрудников, суд возлагает на прокуратуру Свердловской

   области и на УВД по МО <<город Екатеринбург>>, являющегося

   правопреемником  УВД Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, поскольку
   данным  действием  эти  органы  обеспечат  доступ граждан, в частности
   истца,  к  осуществлению  функциональной  деятельности  прокуратуры  и
   милиции

   Доводам представителей ответчиков о том, что отсутствие пандуса на
   лестнице входного крыльца, кнопки вызова не создает каких-либо

   препятствий истцу для обращения в органы прокуратуры за защитой

                                                                        3

   своих  прав  (может  обратиться по почте), а также о том, что истец не
   предпринимал  меры  к  личному обращению, суд дал оценку, указав, что,
   поскольку  индивидуальная  мобильность  инвалидов согласно Конвенции о
   правах   инвалидов   должна   осуществляться   благодаря  <<содействию
   индивидуальной   мобильности  инвалидов  избираемым  ими  способом,  в
   выбираемое ими время и по доступной цене; облегчению доступа инвалидов
   к   качественным   средствам,  облегчающим  мобильность,  устройствам,
   ассистивным  технологиям  и  услугам  помощников  и посредников, в том
   числе  за  счет  их предоставления по доступной цене>>, их утверждения
   неправомерны.

   При  таких  обстоятельствах  судебная  коллегия  считает,  что  суд  с
   достаточной полнотой исследовал предоставленные по делу доказательства
   в  их  совокупности  и  пришел  к  обоснованному  выводу об отсутствии
   оснований считать неправомерными требования истца. Доводы кассационных
   жалоб  ответчиков  не  могут служить основанием к изменению или отмене
   состоявшегося  по  делу  решения,  поскольку направлены на иную оценку
   представленных  доказательств,  выводов  суда,  но  не опровергают их.
   Выводы  суда по заявленному требованию изложены в мотивировочной части
   решения,   соответствуют  требованиям  действующего  законодательства,
   регламентирующего  спорное  правоотношение.  Процессуальных нарушений,
   которые  могут  служить  основанием  к  отмене либо изменению решения,
   судебная коллегия также не усматривает.

   Руководствуясь  ст.  361,  362  Гражданского  процессуального  кодекса
   Российской Федерации, судебная коллегия

   ОПРЕДЕЛИЛА:


Если вы хотите поддержать нашу деятельность, то введите в поле ниже сумму в рублях, которую вы готовы пожертвовать и кликните кнопку рядом:

рублей.      


Поделиться в социальных сетях:

  Diaspora*

Комментарии:

Добавить комментарий:

Ваше имя или ник:

(Войти? Зарегистрироваться? Забыли пароль? Войти под OpenID?)

Ваш e-mail (не обязателен, если укажете - будет опубликован на сайте):

Ваш комментарий:

Введите цифры и буквы с картинки (защита от спам-роботов):

        

 

 

15.05.2015г. распоряжением Минюста РФ СРОО "Сутяжник" включена в реестр иностранных агентов.