Судебное дело "Арбузова против администрации Горноуральского округа"
19.05.2011
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 19 мая 2011 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьева А.А., при секретаре Гуриной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арбузовой Елены Анатольевны к Финансовому управлению администрации Горноуральского городского округа, Администрации Горноуральского городского округа и Муниципальному образованию <<Горноуральский городской округ>> об оспаривании действий (бездействия) и компенсации морального вреда, установил: Решением Ленинского районного суда города Нижний Тагил от 31.08.2009 в удовлетворении исковых требований Арбузовой Е.А. к Главе Администрации Горноуральского городского округа и Администрации Горноуральского городского округа о компенсации морального вреда в размере 5 000 руб. отказано. Определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 24.11.2009 решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований Арбузовой Е.А. к Главе Администрации Горноуральского городского округа и Администрации Горноуральского городского округа о компенсации морального вреда отменено. Исковые требования Арбузовой Е.А. к Главе Администрации Горноуральского городского округа и Администрации Горноуральского городского округа о компенсации морального вреда удовлетворены частично. Взыскано с Главы Администрации Горноуральского городского округа и Администрации Горноуральского городского округа в пользу Арбузовой Е.А. 500 руб. в возмещение морального вреда. 13.01.2010 Ленинским районным судом города Нижний Тагил взыскателю Арбузовой Е.А. выдан исполнительный лист серии ВС No. 005239194, в котором были указаны: резолютивная часть определения суда от 24.11.2009: <<взыскать с Главы Администрации Горноуральского городского округа и Администрации Горноуральского городского округа в пользу Арбузовой Е.А. 500 (пятьсот) рублей в возмещение морального вреда>>; сведения о должнике: <<Администрация Горноуральского городского округа>>. 10.06.2010 Финансовым управлением в Горноуральском городском округе Министерства финансов Свердловской области взыскателю Арбузовой Е.А. на основании пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации направлено уведомление о возврате исполнительного документа в связи с указанием в исполнительном документе нескольких должников, что приводит к невозможности определить долю каждого. Для исполнения данного исполнительного листа взыскателю предложено внести изменения в исполнительный документ в части определения должника, а также в судебные акты. 09.08.2010 взыскатель Арбузова Е.А. обратилась в суд с заявлением о разъяснении порядка исполнения судебного решения от 24.11.2009. Определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 28.09.2010 разъяснен порядок исполнения определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 24.11.2009 и указано, что сумма компенсации морального вреда в размере 500 руб. подлежит взысканию в пользу Арбузовой Е.А. с ответчиков Главы Администрации Горноуральского городского округа и Администрации Горноуральского городского округа за счет казны Муниципального образования <<Горноуральский городской округ>>. 13.11.2010 Ленинским районным судом города Нижний Тагил взыскателю Арбузовой Е.А. выдан исполнительный лист серии ВС No. 006463099, в котором были указаны: резолютивная часть определения суда от 28.09.2010: <<сумма компенсации морального вреда в размере 500 (пятьсот) рублей подлежит взысканию в пользу Арбузовой Е.А. с ответчиков Главы Администрации Горноуральского городского округа и Администрации Горноуральского городского округа за счет казны Муниципального образования <<Горноуральский городской округ>>; дата вступления в законную силу судебного акта: <<24 ноября 20 09 года>>; сведения о должнике: <<МО <<Горноуральский городской округ>>. 03.12.2010 Финансовым управлением в Горноуральском городском округе Министерства финансов Свердловской области взыскателю Арбузовой Е.А. на основании пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации повторно направлено уведомление о возврате исполнительного документа в связи: с несоблюдением требований, предъявляемых к оформлению исполнительных документов и судебных актов Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом <<Об исполнительном производстве» (в исполнительном листе допущены исправления в дате вступления судебного акта в законную силу, в представленном определении судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда отсутствует отметка о вступлении судебного акта в законную силу); не представлена надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист. 18.01.2011 Финансовым управлением администрации Горноуральского городского округа взыскателю Арбузовой Е.А. на основании пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации направлено уведомление о возврате исполнительного документа в связи с несоблюдением требований, предъявляемых к оформлению исполнительных документов и судебных актов Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом <<Об исполнительном производстве>> (в исполнительном листе допущены исправления в дате вступления судебного акта в законную силу). 29.03.2011 Арбузова Е.А. обратилась в суд с иском к Финансовому управлению администрации Горноуральского городского округа и Администрации Горноуральского городского округа об оспаривании действий (бездействия) и компенсации морального вреда, в котором просит: признать отказ Финансового управления администрации Горноуральского городского округа исполнить судебный акт о взыскании с Администрации Горноуральского городского округа в ее пользу возмещение морального вреда в размере 500 руб. незаконным; обязать Финансовое управление администрации Горноуральского городского округа исполнить судебный акт о взыскании с Администрации Горноуральского городского округа в ее пользу возмещение морального вреда в размере 500 руб.; взыскать с Администрации Горноуральского городского округа в ее пользу за нарушение права на исполнение судебного акта компенсацию в размере 10 000 руб. В обоснование своих требований Арбузова Е.А. ссылается на длительное неисполнение ответчиками требований исполнительного документа, выданного на основании вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда города Нижний Тагил от 31.08.2009. В судебном заседании Арбузова Е.А. пояснила, что в исполнительном листе серии ВС No. 006463099, выданном истцу 13.11.2010, дата вступления судебного акта в законную силу внесена частично машинописным способом <<24 ноября 20 года>>, в остальной части - от руки <<09>>. Однако при этом в дате отсутствуют признаки исправлений либо потертости, в связи с чем, основания для возврата Финансовым управлением администрации Горноуральского городского округа исполнительного листа, указанные в уведомлении от 18.01.2011, носят незаконный характер. В целом, по мнению истца Арбузовой Е.А., исполнительный лист серии ВС No. 006463099 заполнен правильно и подлежит исполнению ответчиками. Представитель ответчика - специалист Финансового управления администрации Горноуральского городского округа Лапенкова М.А. иск Арбузовой Е.А. не признала полностью и указала, что в соответствии с пунктом 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является несоответствие требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом <<Об исполнительном производстве>>. Представленный истцом Арбузовой Е.А. исполнительный лист серии ВС No. 006463099 от 13.11.2010 не соответствует требованиям статьи 13 Федерального закона <<Об исполнительном производстве>> и пункту 9.1.5 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, поскольку в исполнительном документе допущены исправления в дате вступления судебного акта в законную силу (л. д. 53-55). Кроме того, представитель ответчика полагает, что содержание исполнительного документа в сведениях о резолютивной части судебного акта и должнике не соответствует определению судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 24.11.2009. Исполнение должниками решения Ленинского районного суда города Нижний Тагил от 31.08.2009 возможно только финансовым органом муниципального образования и с соблюдением требований главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Администрация Горноуральского городского округа и Глава администрации не вправе исполнить решение суда самостоятельно, без участия финансового органа либо казначейства, в том числе за счет свободных внебюджетных средств. Определением суда от 03.05.2011 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Муниципальное образование <<Горноуральский городской округ>>. Представитель ответчиков - Администрации Горноуральского городского округа и Муниципального образования <<Горноуральский городской округ>> в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства дела был надлежащим образом извещен (л. д. 82, 83), что в силу части 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела. В письменных возражениях представитель ответчиков - ведущий специалист-юрисконсульт Администрации Горноуральского городского округа Парамонов Д.В. иск Арбузовой Е.А. о компенсации морального вреда не признал полностью, поскольку полагает, что Администрация округа действовала в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и законодательством об исполнительном производстве. Определением суда от 31.03.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Финансовое управление в Горноуральском городском округе Министерства финансов Свердловской области. 05.05.2011 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности Финансового управления в Горноуральском городском округе по решению учредителей (участников) юридического лица. Заслушав объяснения истца и представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит иск Арбузовой Е.А. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2). Вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Эти требования корреспондируют статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским Судом по правам человека, в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации. В Постановлении от 19.03.1997 по делу <<Хорнсби (Hornsby) против Греции>> Суд указал, что право на судебную защиту стало бы иллюзорным, если бы правовая система государства позволяла, чтобы окончательное, обязательное судебное решение оставалось недействующим к ущербу одной из сторон; исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть <<суда>>. В настоящем гражданском деле Арбузовой Е.А. оспаривается законность действий (бездействия) функционального органа Администрации Горноуральского городского округа, обладающего правами юридического лица, - Финансового управления администрации Горноуральского городского округа по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а также заявлены требования искового характера к органу местного самоуправления - Администрации Горноуральского городского округа о компенсации морального вреда, что определяет порядок и пределы рассмотрения настоящего гражданского дела. Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации). Право на судебную защиту, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, выступает гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод, а закрепляющая данное право статья 46 Конституции Российской Федерации находится в неразрывном системном единстве с ее статьей 21, согласно которой государство обязано охранять достоинство личности во всех сферах, чем утверждается приоритет личности и ее прав (статьи 17 (часть 2) и 18 Конституции Российской Федерации). Наряду с правом на свободу и личную неприкосновенность право на судебную защиту является личным неотчуждаемым правом каждого человека (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 No.6-11). Право на судебную защиту (а следовательно, и его конституирующий элемент - право на исполнение судебных решений) носит публично-правовой характер, поскольку может быть реализовано лишь с помощью государства, создающего для этого необходимые институциональные и процессуальные условия. Соответственно, по смыслу статьи 46 Конституции Российской Федерации и статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, нарушение данного права, исходя из его природы, возможно лишь со стороны государства как субъекта, призванного гарантировать и обеспечивать его реализацию посредством установления конкретных процедур, включая установление системы мер, позволяющих в своей совокупности организовать и обеспечить эффективное и своевременное исполнение судебных решений. Конституционный Суд Российской Федерации уже указывал на то, что законодатель, предусматривая особенности исполнения судебных решений по искам к Российской Федерации и по взысканию денежных средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, подлежащим исполнению за счет средств федерального бюджета, вместе с тем обязан обеспечить для взыскателя реализацию в полном объеме его конституционных прав на судебную защиту и на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц (Постановление от 14.07.2005 No. 8-П). Исходя из того, что в Российской Федерации как демократическом правовом государстве недопустимо злоупотребление со стороны публичной власти таким порядком исполнения судебных решений, вынесенных по искам к публичным образованиям, в том числе к самой Российской Федерации, который не предусматривает возможность принудительного взыскания бюджетных средств, предполагается, что обязанность надлежащей организации исполнения этих судебных решений должна обеспечиваться другими институтами, включая институт ответственности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2008 No. 734-О-П). Таким образом, статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации в системе действующего гражданского правового регулирования не может рассматриваться как препятствующая принятию решения о денежной компенсации в случаях неисполнения судебных решений по искам к Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям. Конституционно-правовой смысл статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 03.07.2008 No. 734-О-П на основе правовых позиций, ранее выраженных им в сохраняющих свою силу решениях, является общеобязательным и исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике. Этим с федерального законодателя не снимается обязанность - исходя из Конституции Российской Федерации и с учетом настоящего Определения - в кратчайшие сроки установить критерии и процедуру, обеспечивающие присуждение компенсаций за неисполнение решений по искам к Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям, в соответствии с признаваемыми Российской Федерацией международно-правовыми стандартами. В соответствии с Федеральным законом от 30.04.2010 No. 68-ФЗ <<О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок>> присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не препятствует возмещению вреда в соответствии со статьями 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации. Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за указанные нарушения. - Как установлено в судебном заседании, Арбузова Е.А. не обращалась в суд в соответствии с нормами Федерального закона от 30.04.2010 No. 68-ФЗ по основаниям нарушения права на исполнение судебного акта -решения Ленинского районного суда города Нижний Тагил от 31.08.2009, в связи с чем, истец вправе требовать компенсацию морального вреда за те же нарушения на общих основаниях в порядке статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьями 125 пункт 3, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. Положением о бюджетном процессе в Горноуральском городском округе, утвержденном решением Думы Горноуральского городского округа от 27.08.2008 No. 5/7, предусмотрено, что главный распорядитель бюджетных средств Горноуральского городского округа обладает бюджетными полномочиями выступать в суде соответственно от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту (статья 9). Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств бюджета Горноуральского городского округа) - орган местного самоуправления Горноуральского городского округа, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета Горноуральского городского округа, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями средств бюджета Горноуральского городского округа (статья 4). Уставом Муниципального образования <<Горноуральский городской округ>> в структуру органов местного самоуправления городского округа включены: Дума городского округа, глава городского округа, администрация (исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления) городского округа, контрольный орган городского округа, комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями, управление образованием, управление здравоохранения, управление культуры. Финансовое управление администрации Горноуральского городского округа зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 19.11.2010 при создании. В соответствии с Положением о Финансовом управлении администрации Горноуральского городского округа, утвержденным решением Думы Горноуральского городского округа от 29.09.2010 No. 35/4 (л. д. 56-63), Финансовое управление администрации Горноуральского городского округа является функциональным органом Администрации Горноуральского городского округа, имеет организационно-правовую форму учреждения и обладает правами юридического лица. Финансовый орган осуществляет финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств местного бюджета, средствами администраторов источников финансирования дефицита местного бюджета, а также за соблюдением получателями бюджетного кредита, бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств (статья 61 Устава Горноуральского городского округа). До 01.01.2011 полномочия финансового органа в Муниципальном образовании <<Горноуральский городской округ>> осуществлял территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области, подведомственный Министерству финансов Свердловской области, - Финансовое управление в Горноуральском городском округе (л. д. 64-69), чьи действия в настоящем гражданском деле Арбузовой Е.А. не оспариваются. Таким образом, надлежащим ответчиком по настоящему делу в части иска Арбузовой Е.А. о компенсации морального вреда является Муниципальное образование <<Горноуральский городской округ>> в лице главного распорядителя бюджетных средств - Администрации Горноуральского городского округа. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы (статья 254 Кодекса). К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 Кодекса). Согласно статьям 2, 7 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 No. 4866-1 <<Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан>>, статье 258 Кодекса, установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Обжалуемое действие (решение) признается незаконным, если оно приводит к последствиям, указанным в статье 255 Кодекса. По правилам, установленным главой 25 Кодекса, могут быть оспорены решения, действия (бездействие) органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. По правилам, предусмотренным главой 25 Кодекса, рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий (пункты 2, 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 No. 2 <<О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих>>, далее - Постановление от 10.02.2009 No. 2). В соответствии со статьей 249 Кодекса обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. * Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий, бездействия (пункт 25 Постановления от 10.02.2009 No. 2). Общие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определены Федеральным законом от 02.10.2007 No. 229-ФЗ <<Об исполнительном производстве>> (далее - Закон об исполнительном производстве). В случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами. Указанные органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (статья 7 Закона об исполнительном производстве). Порядок исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и предусматривает следующее. Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов (пункт 1 статьи 242.1). К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию (пункт 2 статьи 242.1). Основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является: непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи; несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом <<Об исполнительном производстве>>; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа (пункт 3 статьи 242.1). Возвращение исполнительного документа взыскателю не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах срока, исчисляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 242.1). Действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном настоящей главой, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 242.1). Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета (пункт 1 статьи 242.5). Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя. При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата (пункт 2 статьи 242.5). 18.01.2011 Финансовым управлением администрации Горноуральского городского округа взыскателю Арбузовой Е.А. на основании пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации направлено уведомление о возврате исполнительного документа в связи с несоблюдением требований, предъявляемых к оформлению исполнительных документов и судебных актов Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом <<Об исполнительном производстве>>, - в исполнительном листе допущены исправления в дате вступления судебного акта в законную силу (л. д. 22-25, 27). Кроме того, в судебном заседании представитель ответчика - Финансового управления администрации Горноуральского городского округа ссылается на несоответствие содержания исполнительного документа -исполнительного листа серии ВС No. 006463099, выданного 13.11.2010 Ленинским районным судом города Нижний Тагил, определению судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 24.11.2009 в части сведений о резолютивной части судебного акта и должнике. Из материалов дела следует, что определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 24.11.2009 решение суда первой инстанции отменено и по делу вынесено новое решение о взыскании с Главы Администрации Горноуральского городского округа и Администрации Горноуральского городского округа в пользу Арбузовой Е.А. 500 руб. в возмещение морального вреда (л. д. 13-16). 13.11.2010 Ленинским районным судом города Нижний Тагил взыскателю Арбузовой Е.А. выдан исполнительный лист серии ВС No. 006463099, в котором были указаны: резолютивная часть определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 28.09.2010 о разъяснении решения суда в порядке статьи 202 Кодекса (л. д. 19-21): <<сумма компенсации морального вреда в размере 500 (пятьсот) рублей подлежит взысканию в пользу Арбузовой Е.А. с ответчиков Главы Администрации Горноуральского городского округа и Администрации Горноуральского городского округа за счет казны Муниципального образования <<Горноуральский городской округ>>; дата вступления в законную силу судебного акта: <<24 ноября 20 09 года>>; сведения о должнике: <<МО <<Горноуральский городской округ>>. Согласно статье 428 Кодекса исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения. Формы бланков исполнительных листов, порядок их изготовления, учета, хранения и уничтожения утверждаются Правительством Российской Федерации. Приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29.04.2003 No. 36 утверждена Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде, в соответствии с которой вступившие в законную силу судебные постановления судов по гражданским делам обращаются к исполнению отделом делопроизводства суда путем выдачи исполнительного документа взыскателю или по его прорьбе - передачи (направления) судебному приставу-исполнителю по месту работы, месту жительства или нахождения физического лица либо по месту нахождения имущества, если должником является юридическое лицо. Исполнительные документы выписываются уполномоченными на то работниками суда. Исполнительный документ должен быть заполнен четко и грамотно, без помарок, дополнений и исправлений. Содержание исполнительного документа должно соответствовать требованиям Федерального "закона <<Об исполнительном производстве>>. В отношении взыскателей и должников - юридических лиц (предприятия, учреждения, организации, частные предприниматели) указываются известные по делу местонахождение органа юридического лица, наименование банковских учреждений, являющихся хранителями их денежных средств, и номера расчетных счетов в них (пункты 9.3.1, 9.3.2). По каждому решению суда выдается один исполнительный лист. Однако если решение принято в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков, а также если исполнение должно быть произведено в различных местах, суд по просьбе взыскателя должен выдать несколько исполнительных листов с точным указанием места исполнения или той части решения, которая по данному листу подлежит исполнению (статья 429 Кодекса). Статья 13 Закона об исполнительном производстве устанавливает требования, предъявляемые к исполнительным документам. В исполнительном документе, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа, исполнительной надписи нотариуса и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, должны быть указаны: 3. наименование и адрес суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ, фамилия и инициалы должностного лица; 4. наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера; 5. дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица; 6. дата вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица либо указание на немедленное исполнение; 7. сведения о должнике и взыскателе: а) для граждан - фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания, а для должника также - год и место рождения, место работы (если оно известно); 6) для организаций - наименование и юридический адрес; в) для Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования -наименование и адрес органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве; б) резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий; 7) дата выдачи исполнительного документа. Исполнительный документ, выданный на основании судебного акта или являющийся судебным актом, подписывается судьей и заверяется гербовой печатью суда. Исполнительный лист серии ВС No. 006463099 вышеуказанным требованиям закона не отвечает: отсутствует резолютивная часть судебного акта, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств, - определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 24.11.2009: <<Взыскать с Главы Администрации Горноуральского городского округа и Администрации Горноуральского городского округа в пользу Арбузовой Е.А. 500 (пятьсот) рублей в возмещение морального вреда>>; неправильно указаны сведения о должнике: применительно к определению судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 24.11.2009 - не указаны Глава Администрации Горноуральского городского округа и Администрация Горноуральского городского округа, применительно к определению судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 28.09.2010 - не указаны наименование и адрес органа, уполномоченного от имени Муниципального образования <<Горноуральский городской округ>> осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве - Администрация Горноуральского городского округа. Из буквального содержания статей 202, 433 Кодекса следует, что разъяснение решения суда либо исполнительного документа не может служить основанием для изменения их содержания, в связи с чем, подлежащий выдаче Арбузовой Е.А. исполнительный лист на основании решения суда от 31.08.2009 должен быть: выписан уполномоченными на то работниками районного суда в соответствии с содержанием определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 24.11.2009: резолютивная часть судебного акта: <<Взыскать с Главы Администрации Горноуральского городского округа и Администрации Горноуральского городского округа в пользу Арбузовой Е.А. 500 (пятьсот) рублей в возмещение морального вреда>>; сведения о должнике: <<Глава Администрации Горноуральского городского округа, Администрация Горноуральского городского округа>>; исполнен Финансовым управлением администрации Горноуральского городского округа с учетом разъяснений, содержащихся в определении судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 28.09.2010, - <<за счет казны Муниципального образования <<Горноуральский городской округ>>. Также с учетом требований статьи 428 Кодекса внесение в исполнительный лист сведений о дате вступления в законную силу судебного акта с использованием различных приемов изготовления (частично машинописным, частично рукописным способом) не отвечает требованиям к заполнению исполнительного документа: <<четко и грамотно, без помарок, дополнений и исправлений>>, поскольку при исполнении вызывает сомнения в подлинности представленного взыскателем документа и требует его технического исследования на предмет исправлений. Таким образом, уведомление Финансового управления администрации Горноуральского городского округа от 18.01.2011 о возврате исполнительного документа на основании пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации направлено взыскателю Арбузовой Е.А. в пределах полномочий финансового органа муниципального образования и с соблюдением порядка, установленного главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, носит законный и обоснованный характер, не влечет каких-либо нарушений прав и охраняемых законом интересов истца, в том числе не препятствует Арбузовой Е.А. обратиться в районный суд с требованием о повторной выдаче исполнительного документа. В соответствии с частью 4 статьи 258 Кодекса суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. Те же обстоятельства исключают возложение судом на Муниципальное образование <<Горноуральский городской округ>> в лице Администрации Горноуральского городского округа ответственности в виде компенсации морального вреда в порядке статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации за ненадлежащую организацию исполнения судебного решения Ленинского районного суда города Нижний Тагил от 31.08.2009. На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 192-198, 258 и 336 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: В иске Арбузовой Елене Анатольевне к Финансовому управлению администрации Горноуральского городского округа, Администрации Горноуральского городского округа и Муниципальному образованию <<Горноуральский городской округ>> об оспаривании действий (бездействия) и компенсации морального вреда отказать полностью. На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение десяти дней. Судья А.А.Соловьев
Поделиться в социальных сетях:
1. Anonymous - 21.06.2011 07:31:42
E-mail: sveta-195119@mail.ru
Хочется ответить по-русски.По этой причине не кооментирую.А по простому-а Васька слушает да ест. Эта мразь просто берет нас простых людей на измор.
2. Александр........... - 23.07.2011 11:46:48
Читаю решение с белой завистью...
Вот таких бы Соловьёвых да в суды Кавказа!!!!!
У нас бы написали на пол-странички: "Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав ..., решил:
Отказать!"
И всё!
Добавить комментарий: