Подборка материалов "Общественный контроль исправительных учреждений"
12.07.2011
В Камышловский городской суд Свердловской области Выступление представителя Голендухина Игоря Степановича Постановлением о наложении дисциплинарного взыскания, вынесенным начальником ФКУ ИК-52 26 апреля 2011 года мой доверитель Батухтин Андрей Николаевич был водворен в ШИЗО на 10 суток. За то, что не поздоровался с заместителем начальника учреждения по безопасности и оперативной работе подполковником внутренней службы Жироховым С.Д. Данное постановление следует признать незаконным и необоснованным. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ <<общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора>>. В ст. 56 Европейских пенитенциарных правил (рекомендация Кес (2006)2 Комитета Министров Совета Европы к государствам-участникам) четко указано, что <<дисциплинарные процедуры рассматриваются как крайние меры. Там, где это возможно администрация пенитенциарного учреждения должна использовать механизмы восстановительного правосудия и медиации для урегулирования споров с заключёнными или между ними>>. Поэтому никто не препятствовал подполковнику Жирохову С.Д. сделать замечание осуждённому Батухтину А.Н., после которого он вероятней всего исправил оплошность и поздоровался. Если бы этого не произошло, то имелись бы полные основания утверждать, что Батухтин А.Н. отказался выполнить законные требования представителя администрации. Тем более Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" устанавливает обязанность учреждений, исполняющих наказания, обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации (п. 1 ст. 13), а также право требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, и соблюдения правил внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания (п. 3 ст. 14). В этом случае мы переходим к обсуждению самого существа проступка. Пункт 57 Европейских пенитенциарных правил гласит, что <<дисциплинарным нарушением может считаться только поведение, которое может представлять угрозу для внутреннего распорядка, режима или безопасности>>. В чём состоит угроза, так и не понятно? При этом хочется отметить, что осуждённые, обвиняемые в дисциплинарных проступках, согласно п. 59d Европейских пенитенциарных правил <<должны иметь возможность требовать присутствия свидетелей и заслушивать их или требовать их заслушивания от своего имени>>. В своих письменных объяснениях Батухтин А.Н. указал, что по данной ситуации имеются свидетели: осуждённые Петров Павел Николаевич и Турченинов Эдуард Сергеевич. Но на дисциплинарной комиссии данных осуждённых не заслушали, а подполковник Жирохов С.Д. отсутствовал, чем была грубо нарушена процедура наложения взыскания. Далее п. 60.2 Европейских пенитенциарных правил утверждает, что <<строгость любого наказания должна быть пропорциональна нарушению>>. Но о каком соответствии можно говорить, если даже допустить наличие данного проступка за не сказанное <<здравствуйте>> 10 суток ШИЗО. Вынесение постановления о водворении в ШИЗО осуждённого Батухтина А.Н. от 26 апреля 2011 года грубо нарушает ст. 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, гласящую << никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию>>. Согласно п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года No. 2 <<О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих>>, <<при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия)>>. Как четко установлено, при вынесении постановления от 26 апреля 2011 года грубо нарушена, как процедура вынесения постановления, так и содержание данного постановления не соответствует нормам Европейских пенитенциарных правил. Поэтому в соответствии со ст. ст. 3,6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 19 , 21 Конституции РФ ПРОШУ: Постановление о водворении осуждённого Батухтина А.Н. в ШИЗО от 26 апреля 2011 года признать незаконным и отменить его. Представитель ____________________________ (Голендухин И.С.) 17 июня 2011 года.
Поделиться в социальных сетях:
Добавить комментарий: