Судебное дело "Ранцев против Кипра и России"
25.08.2011
подготовленный для 1115-го заседания КМСЕ (DH-заседания) 13-14 сентября 2011 г. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ОТЧЕТ о мерах, принятых для исполнения постановления ЕСПЧ от 7 января 2010 г. по делу Ранцев против Кипра и России, жалоба No. 25965/04 Постановлением от 7 января 2010 г. по жалобе No. 25965/04 Ранцев против Кипра и России, которое вступило в законную силу 10 мая 2010 г., Европейский Суд по правам человека (далее - <<Европейский Суд>>, <<Суд>>) признал, что власти Кипра нарушили Статьи 2, 4, 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - <<Конвенции>>) в связи с неэффективным расследованием обстоятельств гибели дочери заявителя -- Оксаны Ранцевой, необеспечением эффективной защиты последней от торговли людьми и незаконным лишением свободы. При этом Европейский Суд отказал в удовлетворении жалобы в части признания тех же нарушений со стороны России, но установил, что имело место нарушение процедурной части Статьи 4 Конвенции властями в связи с непроведением расследования по предполагаемой торговли людьми (в рамках предлагаемой вербовки О. Ранцевой на территории Российской Федерации). Промежуточные отчеты о мерах, принятых с целью исполнения постановления, были предоставлены российскими властями в Комитет Министров Совета Европы на 1092-м DH заседании КМСЕ 14-15 сентября 2010 г. (решение CM/Del/Dec(2010)1092(7)), 1100-м DH заседании КМСЕ 30 ноября-3 декабря 2010 г. и 1115-м DH заседании КМСЕ 7-9 июня 2011 г. (решение CM/Del/Dec(2011)1115(11)). Данные отчет предоставляет обновленную информацию. Индивидуальные меры Следственный отдел по г. Челябинск Следственного управления Следственного комитета России по Челябинской области продолжает следствие по уголовному делу, возбужденного по признакам состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 105 УК РФ, по факту смерти О. Ранцевой в 2001 г. в Республике Кипр. Для исполнения постановления Европейского Суда проводится расследование обстоятельств предполагаемой торговли людьми, включая предполагаемую вербовку О. Ранцевой на территории России. В ходе предварительного следствия были проведены ряд следственных мероприятий, в частности, эксгумация трупа О. Ранцевой, судебно-медицинская экспертиза, мать О. Ранцевой была признана потерпевшей и допрошена, отца также признали потерпевшим. Многие, среди которых и друзья О. Ранцевой, были допрошены в качестве свидетелей, включая свидетелей Я., О. И В. (по просьбе потерпевшего). Была произведена выемка существенных для уголовного дела документов, были собраны документы, характеризующие жертву, была получена информация о туристической фирме, которая организовала выезд Ранцевой на территорию Республики Кипр, произведен осмотр помещения туристической фирмы и квартир жертвы. В настоящее время проводится комплекс мер по установлению местонахождения важной свидетельницы Б., подруги О. Ранцевой. В соответствующий период эта свидетельница была на Кипре и была знакома с собственником кабаре <<Зигос>>, где работала жертва, и которая якобы сообщила ему о местонахождении О. Ранцевой, после того, как жертва покинула кабаре, отказываясь продолжать там работать, а собственник кабаре организовал ее поиски. Чтобы установить местонахождение Б., были использованы, среди прочего,ресурсы Национального центрального бюро при МВД в Челябинской области, подразделений МВД РФ, которые организовали информационную поддержку сотрудничества между российскими и зарубежными правоохранительными органами через Интерпол. Проверка информации в ходе расследования предполагаемой вербовки О. Ранцевой на территории России для торговли людьми не подтвердилась. Доказательства, полученные в настоящее время, подтверждают, что О. Ранцева уехала на Кипр добровольно. Друзья О. Ранцевой в ходе следствия также подтвердили, что она отправилась на Кипр добровольно. Подруга О. Ранцевой, через которую она получила информацию об условиях и месте трудоустройства на Кипре также свидетельствовала, что Ранцева самостоятельно приняла решение о поездке. В ходе следствия сотрудники туристической фирмы, с помощью которой О. Ранцева уехала из Российской Федерации, были проверены на возможное соучастие в торговле людьми. Соучастие не было установлено. Другие допрашиваемые лица, выехавшие из Челябинска в Республику Кипр для трудоустройства, также отрицали какие-либо факты совершения незаконных действий против них. Следствие продолжается согласно утвержденному плану. Руководитель следственного управления по Челябинской области издал дополнительные письменные приказы по уголовному делу. Предварительное следствие продлено до 11 октября 2011 г., ход и результаты следствия находятся под контролем. Чтобы установить фактические обстоятельства Генеральная прокуратура РФ неоднократно направляла в компетентные органы власти Республики Кипр запрос о скорейшем предоставлении информации. Однако, до настоящего времени ответ на запрос российской стороны не был получен, что затрудняет проведение эффективного расследования на территории Российской Федерации. Российские власти ожидают скорейшего выполнения запроса кипрской стороной о правовой помощи и скорейшего получения требуемой информации. Власти Российской Федерации снова подтверждают готовность конструктивно сотрудничать с властями Республики Кипр в ходе расследования уголовного дела по факту смерти О. Ранцевой и предполагаемой торговли людьми, включая возможную вербовку О. Ранцевой на территорию России. Комитет Министров будет дополнительно проинформирован о продвижении дела. Общие меры О мерах, принятых российскими властями, Комитет Министров был детально проинформирован на 1029-м заседании КМСЕ (14-15 сентября 2010 г.) Проведение других мер общего характера российскими властями в связи с нарушениями, признанными Европейским Судом, не требовалось. Тем не менее, предотвращение насилия против женщин и детей, торговли людьми, включая с целью сексуального рабства, останется объектом пристального внимания властей Российской Федерации. Совершенствуется национальное законодательство, усиливается и развивается международное сотрудничество, а также институциональная и ресурсная деятельность в этой области властями РФ с учетом данных о состоянии законодательства, результатов мониторинга правоприменительной практики и применения международных стандартов.
Поделиться в социальных сетях:
Добавить комментарий: