Общественное объединение "Сутяжник"

Главная страница

Новые документы и материалы

Подборка материалов "МАГИСТРАТУРА ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА для подготовки специалистов в области использования международных инструментов защиты прав человека в национальных судах и других правоприменительных органах "

Подборка материалов "НОУ "Академия прав человека""


ПРОЕКТ Постановления Правительства Свердловской области "Об утверждении Концепции областной целевой программы «Развитие правовой грамотности и правосознания населения Свердловской области» на 2012 - 2015 годы"

 

07.04.2012

 

                                                                   ПРОЕКТ

            Об утверждении Концепции областной целевой программы

   <<Развитие правовой грамотности и правосознания населения Свердловской
                       области>> на 2012 - 2015 годы

   На  основании  статьи  92  Областного закона от 10 марта 1999 года No.
   4-ОЗ   <<О   правовых  актах  в  Свердловской  области>>  (<<Областная
   газета>>,  1999,  13 марта, No. 48) с изменениями, внесенными Законами
   Свердловской  области  от  14  июня  2005  года No. 48-ОЗ (<<Областная
   газета>>,  2005, 15 июня, No. 170-171), от 22 июля 2005 года No. 92-ОЗ
   (<<Областная  газета>>,  2005, 27 июля, No. 227-228), от 6 апреля 2007
   года  No.  21-ОЗ (<<Областная газета>>, 2007, 11 апреля, No. 115-116),
   от  19  ноября  2008  года  No. 117-ОЗ (<<Областная газета>>, 2008, 22
   ноября,  No.  366-367),  от 24 апреля 2009 года No. 30-ОЗ (<<Областная
   газета>>,  2009,  29 апреля, No. 123-124), от 22 октября 2009 года No.
   89-ОЗ  (<<Областная  газета>>,  2009,  27  октября,  No.  323-324) и в
   соответствии  с Основами государственной политики Российской Федерации
   в   сфере  развития  правовой  грамотности  и  правосознания  граждан,
   утвержденными   Президентом   Российской   Федерации,  постановлениями
   Правительства  Свердловской  области  от  27.08.2008  No.  873-ПП  <<О
   Стратегии  социально-экономического  развития  Свердловской области на
   период до 2020 года>> (Собрание законодательства Свердловской области,
   2008,  No.  8-1,  ст.  1274) с изменениями, внесенными постановлениями
   Правительства  Свердловской области от 14.08.2009 No. 926-ПП (Собрание
   законодательства  Свердловской  области,  2009, No. 8-1, ст. 1044), от
   29.12.2010 No. 1910-ПП (<<Областная газета>>, 2011, 18 января, No. 7),
   от  17.09.2010  No.  1347-ПП  <<Об  утверждении  Порядка  разработки и
   реализации  областных  целевых программ>> (<<Областная газета>>, 2010,
   24  сентября,  No.  342-343),  а  также  в  целях  повышения  правовой
   грамотности    и    правосознания   населения   Свердловской   области
   Правительство Свердловской области

   ПОСТАНОВЛЯЕТ:

   1.  Одобрить Концепцию областной целевой программы <<Развитие правовой
   грамотности и правосознания населения Свердловской области>> на 2012 -
   2015 годы (далее - Программа).

   2.  Определить  заказчиком  -  координатором  Программы  Правительство
   Свердловской области.

   3.  Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить первого
   заместителя Председателя Правительства Свердловской области - министра
   социальной защиты населения Свердловской области Власова В.А.

   4. Настоящее Постановление опубликовать в <<Областной газете>>.

   Председатель Правительства

   Свердловской области А. Л. Гредин

                                                               Утверждена

                                             Постановлением Правительства

                                                     Свердловской области

                                          от ___________2011 г. No. _____

                                 Концепция 

    развития правовой грамотности и правосознания населения Свердловской
                                  области

    Раздел 1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей целевой
   программы соответствующим федеральным целевым программам, приоритетным
      задачам Стратегии социально-экономического развития Свердловской
                                  области

   Настоящая    Концепция   разработана   в   соответствии   с   Основами
   государственной   политики   Российской  Федерации  в  сфере  развития
   правовой    грамотности   и   правосознания   граждан,   утвержденными
   Президентом       Российской       Федерации,       со      Стратегией
   социально-экономического  развития  Свердловской  области на период до
   2020  года,  утвержденной  постановлением  Правительства  Свердловской
   области  от  27.08.2008  No.  873-ПП,  и  определяет  принципы,  цели,
   основные  направления  развития  правовой  грамотности и правосознания
   населения Свердловской области.

   Укрепление  основ  правового  государства,  формирование  гражданского
   общества   и   реализация   конституционных   прав  и  свобод  граждан
   непосредственно   связаны  с  состоянием  правовой  культуры  граждан,
   уровнем  их  правового сознания. В связи с этим правовое просвещение и
   правовое   воспитание  граждан  должны  быть  одними  из  приоритетных
   направлений  в  работе  как  органов  государственной власти и органов
   местного  самоуправления  в  Свердловской  области, так и общественных
   объединений,  организаций  и  их  должностных  лиц независимо от сферы
   деятельности.

   Формирование юридически грамотного населения является одной из главных
   задач  развития  правового  государства.  Граждане  являются  одним из
   главных факторов обеспечения развития государства и общества.

   Фундаментальная  роль  права,  на  котором  основываются государство и
   гражданское   общество,   диктует  потребность  формирования  правовой
   культуры  общества,  повышения юридической осведомленности граждан, их
   готовности  следовать  закону  и  видеть  в этом свой непосредственный
   интерес.

   Государство должно создавать условия, обеспечивающие развитие правовой
   грамотности  и  правосознания граждан, их осведомленность о характере,
   способах и пределах осуществления и защиты их прав, охраняемых законом
   интересов  в  административном  и  судебном  порядке,  а  также доступ
   граждан  к  квалифицированной  юридической  помощи.  Важнейшей задачей
   государства  является  также  пропаганда  и  разъяснение необходимости
   соблюдения  гражданами  своих обязанностей, правил общежития, уважения
   прав   и   законных   интересов   других   лиц   независимо  от  расы,
   национальности,   языка,  отношения  к  религии,  убеждений  и  других
   обстоятельств.

   В  целях  привития  гражданам уважения к закону, преодоления правового
   нигилизма  необходимо  максимально  использовать  имеющийся  потенциал
   органов    государственной    власти    Свердловской    области    для
   систематического  правового воспитания и просвещения населения. Работа
   по разъяснению законодательства должна проводиться в тесном контакте с
   органами   местного   самоуправления  и  общественными  объединениями,
   средствами   массовой  информации  с  учетом  состояния  законности  и
   правопорядка.

   Одним   из  приоритетных  направлений  развития  Свердловской  области
   является   развитие   человеческого  потенциала,  которое  может  быть
   достигнуто  путем  ориентации  образования  на обеспечение возможности
   получения    образования,    отвечающего    требованиям    современной
   инновационной экономики; создания условий для самореализации личности;
   снижения     уровня     преступности;     формирования    гармоничной,
   высоконравственной,   социально  адаптированной,  конкурентоспособной,
   мобильной  личности;  развития  гражданского  общества,  укрепления  и
   совершенствования правового государства.

          Раздел 2. Обоснование целесообразности решения проблемы
                         программно-целевым методом

   Развитие  правового  государства,  формирование  гражданского общества
   укрепление  национального  согласия  в России требуют высокой правовой
   культуры,  без  которой  не могут быть в полной мере реализованы такие
   базовые  ценности  и принципы жизни общества, как верховенство закона,
   приоритет  человека,  его  неотчуждаемых  прав  и  свобод, обеспечение
   надежной защищенности публичных интересов.

   Повышение  правовой  культуры  представляет  собой  одно  из  основных
   условий  формирования новой модели взаимодействия между государством и
   обществом.  Такая  модель  должна быть направлена на модернизацию всей
   системы  реагирования общественных отношений, так как из-за усложнения
   социальных  связей  и  внедрения информационных технологий эффективное
   управление невозможно без непосредственного участия общества.

   Решение   проблемы  невозможно  без  широкого  взаимодействия  органов
   государственной  власти,  органов  местного самоуправления, учреждений
   образования,   культуры,  средств  массовой  информации,  общественных
   объединений  и иных организаций. Необходимо обучать население правовым
   знаниям  с  детского  возраста, что позволит обеспечить более активное
   участие граждан в политической жизни.

   Правовые   знания   значительной   части  населения  не  соответствуют
   содержанию современных общественных отношений. Об этом свидетельствуют
   сложная    криминогенная    обстановка,    коррупционные   проявления,
   существование опасных форм правового нигилизма, правовая беспомощность
   граждан.

   Полноценное  достижение  конкретных  и  перспективных целей в развитии
   такого  сложного комплекса, как правовая культура, возможно только при
   государственной  поддержке с использованием программно-целевого метода
   и наличии программы комплексного развития.

   Реализация  целевой  программы  позволит  оптимизировать  расходование
   бюджетных  средств,  сосредоточить материальные, финансовые и кадровые
   ресурсы  на  приоритетных  направлениях  развития  правовой  культуры.
   Решение  актуальных  задач  государственной  политики в сфере правовой
   культуры   населения   требует   комплексного   подхода,   современной
   организации  всей работы, реализации согласованной по задачам, срокам,
   ресурсам и исполнителям системы мероприятий.

   Для  решения вышеперечисленных проблем используется программно-целевой
   метод  как  способ  решения  крупных  и  сложных  проблем  посредством
   выработки  и  проведения  системы  программных мер, ориентированных на
   цели, достижение которых обеспечивает решение возникших проблем.

   Программно-целевой       метод       относится       к       категории
   проблемно-ориентированных,   тесно   связанных  с  решением  насущных,
   масштабных, долговременных проблем.

   Использование программно-целевого метода при решении указанных проблем
   обеспечивает   единство   содержательной  части  целевой  программы  с
   созданием  и использованием финансовых и организационных механизмов ее
   реализации,   а   также   контролем   за  промежуточными  и  конечными
   результатами выполнения Программы.

   Целесообразность    решения    проблем    программно-целевым   методом
   объясняется следующими причинами:

   1. Масштабность, высокая экономическая значимость.

   В  ее решении заинтересованы значительная часть населения Свердловской
   области,  в  частности,  наименее  защищенная,  - это инвалиды, другие
   маломобильные      группы      населения,     малоимущие     граждане,
   несовершеннолетние,  дети-сироты  и  дети,  оставшиеся  без  попечения
   родителей,  граждане,  освободившиеся  из мест лишения свободы, и лица
   без  определенного  места  жительства  и  занятий,  и другие категории
   граждан.

   2. Комплексность проблем.

   Без  комплексного решения проблем формирования осознанного отношения к
   необходимости  соблюдения  прав и обязанностей человека и гражданина в
   принципе  невозможно решение поставленных руководством страны задач по
   борьбе с правовым нигилизмом и безнравственностью.

   Требуется    решение    различных    задач   правового,   финансового,
   информационного, организационного, инвестиционного характера.

   3. Длительность решения проблем.

   Длящийся  в  России  с  начала  90-х  трудный и противоречивый процесс
   построения  гражданского  общества  и правового государства неразрывно
   связан  с качественными изменениями в сознании российских граждан. Тем
   более  поставленные  перед  государством,  бизнесом и обществом задачи
   усложняются  проблемами  вхождения в информационное общество, общество
   знаний.  Да  и системный экономический кризис не упрощает поставленных
   задач.

   Проблема  может  быть  решена  в  течение ряда лет путем осуществления
   взаимосвязанных   по   целям  проектов,  в  отношении  которых  должен
   осуществляться   мониторинг,  контроль  и  оценка  достижения  целевых
   показателей,   индикаторов,   а   также   эффективности  использования
   финансовых ресурсов.

   Важная  роль  в  этом  процессе  принадлежит  развитию  образования  и
   воспитания  в  сфере  гражданственности  населения  на всей территории
   Свердловской  области,  в  первую  очередь детей и молодежи. Указанная
   работа  должна  способствовать  формированию  политической  и правовой
   культуры   личности,   нравственных  ориентиров  и  гражданственности,
   сопряженных  с  развитием  информационной  грамотности,  переходящей в
   информационную    культуру    личности    с   использованием   средств
   медиаобразования и социальной рекламы.


     Раздел 3. Характеристику и прогноз развития сложившейся проблемной
   ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого
     метода, включающие сведения о действующих расходных обязательствах
   Свердловской области, а также о расходных обязательствах муниципальных
                       образований в указанной сфере

   Степень  развития  гражданского  общества  определяет уровень правовой
   культуры,  которая,  в  свою очередь, характеризует правовые ценности,
   результаты и достижения общества в правовой сфере, степень и тенденцию
   развития юридической теории и практики.

   Качественная   оценка  правовой  культуры  складывается  из  следующих
   институтов:    позитивное    право,    правоприменительная   практика,
   правоотношения,   законность   и   правопорядок,   реализация   права,
   деятельность   органов   государственной  власти  и  органов  местного
   самоуправления,    правосознание,   юридическая   наука,   литература,
   образование. Этот перечень является открытым.

   Причины  возникновения  необходимости  развития  правовой  культуры  в
   Свердловской области следующие:

   1) интенсивное развитие действующего законодательства;

   2)  отсутствие  у  населения  необходимых правовых знаний и интереса к
   правовой жизни общества;

   3)  недостаточная  правоприменительная практика граждан в части защиты
   своих прав и интересов;

   4) дефицит правовой информации, доступной для населения;

   5)  отсутствие  бесплатной  юридической  помощи  отдельным  категориям
   граждан (инвалидам, пенсионерам, многодетным родителям и др.).

   Учитывая  изложенное,  возникла  необходимость принятия комплекса мер,
   направленных  на  организацию  более  тесного  взаимодействия  органов
   государственной   власти,   местного  самоуправления  с  населением  в
   вопросах   развития   правовой  грамотности  и  правового  просвещения
   граждан,  повышение эффективности деятельности органов государственной
   власти  и  местного  самоуправления,  качественное  и профессиональное
   правовое обеспечение их деятельности.

   В  предшествующий  период  отсутствовал  комплексный  подход к решению
   проблемы повышения правовой грамотности и правосознания в Свердловской
   области.

   В   условиях   реформирования  российского  общества  особое  значение
   приобретают  перспективы  развития  личности и реализации ее прав. Эта
   проблема  не только имеет образовательно-познавательный характер, но и
   напрямую  связана с практическим вопросом современного общества: каким
   путем  пойдет  Россия,  и какая при этом роль будет отведена личности.
   Преобразование устаревшей системы социального управления, как правило,
   неразрывно сопровождается дегуманизацией и дезинтеграцией, разрушением
   фундаментальных общественных институтов.

   Сегодня  исключительно  актуальным  становится  образование гражданина
   своей  страны,  ориентированное не только на знания и компетентность в
   области  реализации  своих  прав  и  свобод, а также способности нести
   ответственность  за  свои  деяния,  но  и  на  обращение к гражданским
   чувствам,  духовным и нравственным ценностям, значимым для россиян как
   носителей  исторической  традиции,  осознающих  свое  место в стране и
   современном   мире,   воспринимающих  идеи  и  механизмы  гражданского
   общества и правового государства.

   Несмотря  на  всю  важность  правовой культуры в современном обществе,
   ситуация  в  этой  области на территории Свердловской области остается
   достаточно  сложной.  Правовой  нигилизм,  неумение граждан отстаивать
   свои   права   в   рамках,   определенных   законом,   имеют   широкое
   распространение  среди  населения.  Незнание  своих  прав гражданами и
   неисполнение  должным  образом  свих  обязанностей  должностных  лиц в
   различных   сферах   деятельности   являются   препятствиями  на  пути
   демократических образований.

   Сложившаяся   система  правового  просвещения  населения  Свердловской
   области   не  обеспечивает  качественного  информирования  граждан  об
   основных вопросах права, требованиях Конституции Российской Федерации,
   федерального и областного законодательства.

   Не  имеют  доступа  к  официальным  документам  социально незащищенные
   группы  населения  из  числа  инвалидов, пенсионеров, жителей сельской
   местности. В то же время разъяснительная работа по вопросам применения
   права не ведется на должном уровне.

   Отказ   от   использования   программно-целевого  метода  не  позволит
   обеспечить комплексное решение проблем правового просвещения граждан и
   должностных    лиц   органов   государственной   власти   и   местного
   самоуправления   в   Свердловской  области,  эффективное  и  грамотное
   применение действующего законодательства, развитие новых форм работы.

   Значительная   степень   несоответствия  поставленных  целей  и  задач
   достигаемым  результатам  является  следствием  того,  что  каждый  из
   активно   действующих  субъектов,  участвующих  в  повышении  правовой
   культуры на территории Свердловской области, интерпретирует эти цели и
   задачи  по-своему.  При отсутствии целевой программы, являющейся одним
   из  основных инструментов реализации государственной политики в данной
   сфере, то есть без применения программно-целевого метода, существующие
   противоречия  не могут быть устранены, а поставленные задачи не найдут
   своего решения.

   Вместе  с  тем, в Свердловской области принят ряд нормативных правовых
   актов,  позволяющих  гражданам, проживающим на территории Свердловской
   области,    получать    квалифицированную    юридическую   помощь   на
   безвозмездной основе.

   В  соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от
   29.03.2010  No. 479-ПП <<Об утверждении порядков предоставления в 2010
   году субсидий из областного бюджета адвокатам, оказывающим юридическую
   помощь   бесплатно   гражданам  Российской  Федерации,  проживающим  в
   Свердловской  области,  и  субсидий  из областного бюджета юридическим
   консультациям,  предоставляющим юридическую помощь в труднодоступных и
   малонаселенных      местностях      Свердловской      области,      на
   материально-техническое  и  финансовое  обеспечение  ее  оказания>> из
   областного  бюджета  предоставляются  субсидии  адвокатам, оказывающим
   юридическую   помощь   бесплатно   гражданам   Российской   Федерации,
   проживающим    в   Свердловской   области.   Предоставление   субсидий
   осуществляется в соответствии с Соглашением об использовании субсидий,
   заключенным  между  Правительством  Свердловской области и Адвокатской
   палатой  Свердловской  области.  Кроме  того, субсидии предоставляются
   Адвокатской  палате  Свердловской  области  для  возмещения  затрат на
   материально-техническое    и   финансовое   обеспечение   деятельности
   юридических  консультаций,  созданных Адвокатской палатой Свердловской
   области  на основании представления Правительства Свердловской области
   в   целях   оказания   юридической   помощи   (юридических   услуг)  в
   труднодоступных  и  малонаселенных  местностях  Свердловской области и
   расположенных    в   судебных   районах   на   территориях   некоторых
   муниципальных образований в Свердловской области.

   В  соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от
   22.08.2005   No.   534   <<О   проведении   эксперимента  по  созданию
   государственной   системы   оказания   бесплатной  юридической  помощи
   малоимущим  гражданам>>  на  территории  Свердловской  области создано
   федеральное  государственное  учреждение <<Государственное юридическое
   бюро  по  Свердловской  области>>,  осуществляющее оказание бесплатной
   юридической  помощи  малоимущим  гражданам,  а  также  иным  отдельным
   категориям граждан.

   В целях оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам, а
   также  иным  отдельным  категориям граждан Правительством Свердловской
   области  принято  постановление  от 07.12.2005 No. 1044-ПП <<О Порядке
   предоставления гражданам справки о среднедушевом доходе семьи (одиноко
   проживающего   гражданина)   для   получения   бесплатной  юридической
   помощи>>,  в  соответствии с которым на территориальные исполнительные
   органы  государственной власти Свердловской области в сфере социальной
   защиты  населения  возложены  полномочия  по предоставлению гражданам,
   проживающим    на   территории   Свердловской   области,   справки   о
   среднедушевом  доходе  семьи  (одиноко  проживающего  гражданина)  для
   получения  бесплатной  юридической  помощи.  Органы  социальной защиты
   населения    информируют    граждан,    обращающихся    за   оказанием
   государственной  социальной  помощи  и  предоставлением мер социальной
   поддержки, о возможности получения ими бесплатной юридической помощи. 

   Исполнительные  органы  государственной  власти Свердловской области в
   пределах  компетенции,  закрепленной  в  положениях  об  этих органах,
   осуществляют  прием  граждан,  рассматривают  предложения, заявления и
   обращения  граждан  в  ходе которых оказывается бесплатная юридическая
   помощь гражданам, нуждающимся в такой помощи.

   Кроме   того,   юридическая   помощь  гражданам  и  юридическим  лицам
   оказывается  областными  государственными  бюджетными  учреждениями, в
   пределах их уставной деятельности.

   В  сфере  социальной  защиты  населения  постановлением  Правительства
   Свердловской области от 28.08.2009 No. 980-ПП <<Об утверждении Реестра
   государственных  услуг,  предоставляемых  государственными  областными
   учреждениями  социального  обслуживания физическим и (или) юридическим
   лицам   в  Свердловской  области>>  с  целью  обеспечения  доступности
   сведений  о  государственных услугах, предоставляемых государственными
   областными  учреждениями  социального  обслуживания физическим и (или)
   юридическим   лицам   в   Свердловской   области,   утвержден   Реестр
   государственных  услуг,  предоставляемых  государственными  областными
   учреждениями  социального  обслуживания физическим и (или) юридическим
   лицам в Свердловской области.

    Раздел 4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и
        рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

   В  условиях  правового  государства  возрастает  роль закона в системе
   социальных регуляторов, происходит усиление правовых начал в поведении
   людей,  в жизни общества и государства. Недостаточный уровень правовой
   культуры  и  правосознания,  правовой нигилизм граждан России являются
   серьезной  проблемой  обеспечения  реализации  принципов  верховенства
   права.

   Условиями,   способствующими   распространению   правового  нигилизма,
   являются  несовершенство федерального и регионального законодательства
   и  практики  его  применения, избирательность в применении норм права,
   недостаточность     институциональных     механизмов,    гарантирующих
   безусловное     исполнение    требований    закона,    неотвратимость,
   соразмерность и справедливость санкций за их нарушение.

   На  формирование  правовой культуры и позитивного типа правосознания и
   поведения оказывают влияние следующие факторы:

   1)  характер  воспитания  и  моральный климат в семье, законопослушное
   поведение родителей;

   2)  качественный  уровень  воспитания  и  обучения  в  образовательных
   учреждениях различного типа и вида, в том числе закрепление и развитие
   у учащихся основ правосознания;

   3)   распространение   и   использование   доступных   для  восприятия
   информационных   материалов,   формирующих   правовую   грамотность  и
   правосознание  населения,  в  печатном, электронном, аудиовизуальном и
   ином виде, а также с помощью средств массовой информации;

   4)  доступность  и  понятность оказываемых в системе государственной и
   муниципальной   службы   услуг   населению;  доступность  для  граждан
   квалифицированной  юридической  помощи,  правосудия,  судебной  защиты
   нарушенных  прав; строгое соблюдение государственными и муниципальными
   служащими норм закона и профессиональной этики;

   5)   понятность,   доступность   и   эффективность   законодательства,
   реализация  в законодательстве принципов справедливости и равноправия,
   обеспечения соответствия норм права интересам и потребностям различных
   социальных групп;

   6)    систематический    контроль   за   состоянием   законодательства
   Свердловской  области  в  целях  его оптимизации, выявления пробелов и
   противоречий,  а также контроль за единообразием применения, выявление
   и  анализ  проблемных ситуаций, связанных с неправильным толкованием и
   применением законодательства;

   7)  обеспечение правопорядка в жизненно важных для большинства граждан
   сферах   жизни,   соблюдение   нормативных  требований  организациями,
   осуществляющими реализацию товаров и оказывающими услуги населению.

   Одновременно   с   выявлением   факторов,   оказывающих   влияние   на
   формирование  правовой  культуры,  принятием  федеральных  и областных
   законов,  необходимо организовать и их реализацию, принять комплексные
   меры,  направленные  на  повышение  правовой (юридической) грамотности
   населения,  преодоление правового нигилизма, укрепление на этой основе
   законности и правопорядка. Данная работа нацелена на совершенствование
   нормативных правовых актов, формирование системы правового образования
   во  всех  сферах  обучения, обеспечение гласности и открытости органов
   государственной   власти   и  местного  самоуправления,  в  том  числе
   судебных, контролирующих и надзорных органов.

   Формирование  правовой культуры, ее содержание достигаются посредством
   правового   воспитания,   включающее  внедрение  специальных  правовых
   знаний,  навыков,  правил  поведения,  связанных с совершением тех или
   иных юридически значимых действий.

   В   целом   развитие   правовой   грамотности  обусловлено  следующими
   проблемами и факторами:

   интенсивное развитие федерального и областного законодательства;

   недостаточная    открытость,    прозрачность    деятельности   органов
   государственной власти и местного самоуправления;

   отсутствие необходимых правовых знаний у населения;

   недостаточная   информированность   граждан   по  наиболее  актуальным
   вопросам законодательства;

   низкий  уровень  организации  бесплатной  юридической помощи отдельным
   категориям граждан (инвалидам, пенсионерам и т.д.).

   В  качестве  возможного  решения  проблем  в  сфере  развития правовой
   грамотности   и   правосознания  граждан,  проживающих  на  территории
   Свердловской области, рассматриваются два варианта.

   Первый   вариант   решения   проблемы   предполагает,  что  каждым  из
   исполнителей   целевой   программы   будут  самостоятельно  определены
   приоритетные  цели  и  задачи  целевой  программы.  Для  их достижения
   исполнителями  целевой  программы  осуществляется  отбор и обоснование
   соответствующего   комплекса  мероприятий,  а  также  его  реализация.
   Итоговые   данные   о   реализации   мероприятий   целевой   программы
   направляются заказчику-координатору целевой программы.

   Второй вариант решения проблемы предполагает, что основные направления
   и   порядок   действий  исполнителей  целевой  программы  определяются
   заказчиком-координатором   целевой   программы.   Исходя   из   этого,
   формируется  комплекс мероприятий, обеспечивающих наилучшие результаты
   в достижении целей и задач целевой программы.

   Преимуществом  второго  варианта  является  системный подход к решению
   проблемы  повышения  правовой  грамотности  и  правосознания населения
   Свердловской  области. Последовательная реализация мероприятий целевой
   программы позволит получить и обобщить информацию о реальном положении
   дел  в  рассматриваемой  области,  определить  первоочередные  задачи,
   принять обоснованные решения о порядке их реализации.

   Рассмотрение  вариантов решения проблемы развития правовой грамотности
   и  правосознания  населения  Свердловской  области,  позволяет сделать
   вывод  о том, что второй вариант реализации целевой программы является
   предпочтительным.

   При   использовании   программно-целевого   метода   могут  возникнуть
   следующие риски:

   - недостаточное ресурсное обеспечение мероприятий целевой программы;

   -  недостатки в работе исполнителей при реализации мероприятий целевой
   программы.

   Риски,  связанные  с  недостаточным ресурсным обеспечением мероприятий
   целевой   программы,   могут   привести   к   значительному   снижению
   эффективности  решения  проблем  в сфере повышения правовой культуры в
   Свердловской области.

   Недостаточный  мониторинг  хода  реализации  целевой  программы и, как
   следствие, несвоевременное выявление недостатков в работе исполнителей
   целевой  программы,  может  повлиять на объективность принятия решений
   при выполнении мероприятий целевой программы.

   Устранение  указанных  отрицательных  последствий может осуществляться
   посредством корректировки и уточнения мероприятий целевой программы.

          Раздел 5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
                         программно-целевым методом

   Решение  указанной  в  Концепции проблемы предполагается осуществить в
   два этапа:

   1 этап - подготовительный (2012 год):

   совершенствование    механизма    правового    просвещения   населения
   Свердловской области;

   развитие  автоматизированных  систем  сбора,  накопления,  обработки и
   выдачи информации правового характера;

   совершенствование систем подготовки и переподготовки государственных и
   муниципальных  служащих,  повышение  их  квалификации и дополнительное
   обучение, направленное на совершенствование правовой культуры;

   утверждение ведомственных программ повышения правовой культуры.

   2 этап - организационный (2013 - 2015 годы):

   осуществление    мероприятий   по   повышению   правовой   грамотности
   (просвещения)   и   правового  информирования  населения  Свердловской
   области;

   организация  и проведение информационно - разъяснительной работы среди
   населения  Свердловской  области  по  освещению  актуальных вопросов в
   области   прав   и  свобод  человека  и  гражданина,  в  том  числе  с
   привлечением общественных организаций и объединений;

   развитие системы правового регулирования;

   кодификация  нормативного и методического материала, регламентирующего
   защиту прав и законных интересов населения;

   обязательное и надлежащее исполнение органами государственной власти и
   местного    самоуправления    на   территории   Свердловской   области
   действующего    законодательства,    повышение    правовой   культуры,
   персональной ответственности государственных и муниципальных служащих.

        Раздел 6. Предложения по целям и задачам программы, целевым
      индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации
              целевой программы по годам на вариантной основе

   Основными целями реализации целевой программы являются:

   формирование  в  обществе  устойчивого уважения к закону и преодоление
   правового нигилизма;

   повышение   уровня   правовой   культуры   граждан,   включая  уровень
   осведомленности  и  юридической  грамотности,  то есть осознание своих
   прав   и   уважение   чужих  прав,  подкрепленное  знанием  законов  и
   нормативных  правовых актов, повышение правовой активности, реализация
   правовых знаний;

   создание  системы  стимулов  к  законопослушанию  как  основной модели
   социального поведения;

   внедрение  в  общественное  сознание  идеи  добросовестного исполнения
   обязанностей и соблюдения правовых норм;

   создание  единой  системы  качественного  просвещения всех социальных,
   профессиональных,  возрастных  групп  и  слоев  населения Свердловской
   области с элементами правового самообразования;

   улучшение  условий  для  получения  правовых  знаний  населением путем
   обеспечения доступа граждан к официальной правовой информации.

   Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:

   создание  условий,  обеспечивающих  развитие  правовой  грамотности  и
   правосознания  граждан,  их  осведомленность  о  характере, способах и
   пределах  осуществления и защиты их прав, охраняемых законом интересов
   в административном и судебном порядке;

   обеспечение доступа граждан к квалифицированной юридической помощи;

   пропаганда  и  разъяснение  необходимости  соблюдения гражданами своих
   обязанностей,  правил  общежития,  уважения  прав и законных интересов
   других  лиц  независимо  от  расы,  национальности, языка, отношения к
   религии, убеждений и других обстоятельств;

   совершенствование   законодательства   Свердловской  области,  органов
   местного   самоуправления   и   практики   их   применения,  повышение
   эффективности    государственного    и    муниципального   управления,
   правоохранительной деятельности.

   Основными целевыми индикаторами, позволяющими оценивать ход реализации
   целевой программы (далее - целевые индикаторы), будут являться:

   -   количество  проведенных  мероприятий,  направленных  на  повышение
   правовой культуры в Свердловской области;

   -  количество  специалистов  государственных,  муниципальных органов и
   учреждений Свердловской области, повысивших уровень правовых знаний;

   -   количество  граждан,  обеспеченных  информационным  материалом  на
   правовую тематику;

   - количество граждан, получивших бесплатную правовую помощь;

   -  количество  юридических  консультационных  пунктов  на базе учебных
   заведений Свердловской области;

   -  количество  юридических  консультационных  пунктов  в муниципальных
   районах и городских округах Свердловской области;

   -  обеспечение  доступа  населения к правовым актам, изданным органами
   государственной   власти  и  местного  самоуправления  в  Свердловской
   области.

    Раздел 7. Предложения по объемам и источникам финансирования целевой
     программы в целом и отдельных ее направлений на вариантной основе

   Формирование  финансовых  средств  на  реализацию  мероприятий целевой
   программы  на  2013  -  2015  годы планируется за счет средств бюджета
   Свердловской  области  с  разбивкой  по  годам,  исполнителям и срокам
   реализации.

   Объем   финансирования   будет  уточняться  при  формировании  бюджета
   Свердловской  области  на  соответствующий  год исходя из возможностей
   бюджета    Свердловской    области   и   необходимости   корректировки
   мероприятий,  с  внесением изменений в соответствующие разделы целевой
   программы.

         Раздел 8. Предварительную оценку ожидаемой эффективности и
          результативности предлагаемого варианта решения проблемы

   В результате мероприятий предполагается достигнуть:

   расширения   доступа   граждан   к   официальной  правовой  информации
   посредством пользования информационно-правовыми базами данных;

   возможности    граждан   оперативно   получать   актуальную   правовую
   информацию;

   усиления роли органов государственной власти и местного самоуправления
   Свердловской  области  в  работе  по  пропаганде  юридических  знаний,
   оказанию правовой помощи социально незащищенным группам населения;

   реализации  мероприятий  по противодействию коррупции, предусмотренных
   нормативными  правовыми  актами  Российской  Федерации  и Свердловской
   области;

   создания   условий,   позволяющих   самостоятельно  ориентироваться  в
   основных жизненно важных вопросах права;

   увеличения  количества  граждан,  пользующихся информационно-правовыми
   базами данных;

   положительной    динамики    формирования   правовой   грамотности   и
   правосознания населения Свердловской области;

   повышения  заинтересованности  населения в получении правовых знаний и
   их  использовании  в правоприменительной практике в части защиты своих
   прав и интересов;

   взаимодействия  органов  государственной  власти  и  органов  местного
   самоуправления  Свердловской  области с населением в вопросах развития
   правовой культуры и правового просвещения населения;

   преодоления   правового   нигилизма   и   стереотипов  противоправного
   поведения, как одного из ключевых звеньев борьбы с преступностью.

   Эффективность   и   результативность  реализации  мероприятий  целевой
   программы  будут оцениваться ежегодно в соответствии с количественными
   показателями целевых индикаторов целевой программы.

          Раздел 9. Предложения по участию исполнительных органов
       государственной власти Свердловской области, ответственных за
                формирование и реализацию целевой программы

   Участниками,  ответственными  за  формирование  и  реализацию  целевой
   программы могут стать:

   1) органы государственной власти Свердловской области;

   2) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;

   3) органы местного самоуправления в Свердловской области;

   4) органы прокуратуры, правоохранительные и судебные органы;

   5)   образовательные   учреждения   начального,   среднего  и  высшего
   профессионального образования, научные учреждения и центры;

   6)    общественные    объединения   и   организации,   в   том   числе
   профессиональные  юридические  сообщества  и  общественные объединения
   юристов.

   Раздел 10. Предложения по заказчикам целевой программы и разработчикам
                             целевой программы

   Предлагается  заказчиком-координатором  целевой  программы  определить
   Правительство Свердловской области.

   Заказчик-координатор  определяет  основные  направления  и мероприятия
   целевой  программы,  их  соответствие  программным  целям  и  задачам,
   привлекает  к ее разработке всех субъектов (заказчиков), участвующих в
   деятельности,   направленной   на  повышение  правовой  грамотности  и
   правосознания населения Свердловской области.

   Разработчиком  целевой  программы  определить  Министерство  общего  и
   профессионального образования Свердловской области.

   Срок  для  разработки  проекта  целевой  программы  и  внесения  его в
   Правительство Свердловской области - до 1 апреля 2012 года.

     Раздел 11. Предложения по направлениям, срокам и этапам реализации
                   целевой программы на вариантной основе

   Ориентировочные сроки реализации целевой программы - 2012 - 2015 годы.

   Реализация  поставленных  задач  осуществляется  по следующим основным
   направлениям:

   развитие  правового образования и воспитания подрастающего поколения в
   образовательных  учреждениях различного уровня посредством внедрения в
   образовательный  процесс учебных курсов, программ, учебно-методических
   материалов,   обеспечивающих   получение   знаний   в  области  права;
   проведение  в  общеобразовательных  школах,  училищах,  вузах и других
   заведениях,  организующих  учебный  процесс,  бесед,  лекций, встреч с
   работниками  правоохранительных  органов,  специалистами, работающих в
   различных сферах;

   правовое   просвещение   и   правовое   информирование  граждан  путем
   разъяснения   законодательства  Российской  Федерации  и  Свердловской
   области через средства массовой информации; организация приема граждан
   по юридическим вопросам с участием юристов - специалистов, в том числе
   с  выездом  на  места;  создание  постоянно  действующих  общественных
   приемных для правового консультирования граждан;

   совершенствование   системы   юридического  образования  и  подготовки
   квалифицированных юристов и педагогических кадров в области права;

   преобразования  в  сферах  культуры,  массовой информации, рекламной и
   издательской   деятельности,  направленные  на  формирование  высокого
   уровня правовой культуры и правосознания граждан;

   совершенствование   деятельности   государственных,   муниципальных  и
   правоохранительных   органов  Свердловской  области,  направленной  на
   обеспечение   законности  и  правопорядка  и  повышение  правосознания
   служащих государственных и муниципальных органов;

   совершенствование  деятельности  в  области оказания квалифицированной
   юридической   помощи,   в   том  числе  создание  эффективной  системы
   бесплатной юридической помощи;

   обеспечение  координации  деятельности  органов государственной власти
   Свердловской области и местного самоуправления в Свердловской области,
   общественных объединений и организаций в области правового просвещения
   граждан.

   С  учетом  указанных направлений основными мероприятиями по реализации
   целевой программы являются:

   1)    мероприятия   в   области   совершенствования   законодательства
   Свердловской области и правоприменения;

   2)  мероприятия  в  области  образования  и  воспитания  подрастающего
   поколения, юридического образования и подготовки юридических кадров;

   3)   мероприятия   по  повышению  правовой  культуры  лиц,  замещающих
   государственные   и   муниципальные   должности,   государственных   и
   муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных органов;

   4)  мероприятия  в  сферах  культуры,  массовой информации, эфирного и
   кабельного вещания, рекламной и издательской деятельности;

   5) мероприятия по поддержке институтов гражданского общества;

   6) мероприятия организационного и методического характера.

   Выделяются следующие основные этапы реализации Программы:

   1   этап  (2012  год)  -  мониторинг  уровня  правовой  грамотности  и
   правосознания  населения  Свердловской  области,  разработка  новых  и
   совершенствование  существующих  моделей развития правовой культуры по
   отдельным  направлениям,  в первую очередь через правовое образование,
   оптимальных  моделей  оказания  бесплатной  юридической помощи; начало
   реализации комплекса мероприятий;

   2  этап  (2013-2014  годы)  -  осуществление методического, кадрового,
   информационного  обеспечения  мероприятий Программы, апробация моделей
   формирования    правовой   грамотности   и   правосознания   населения
   Свердловской   области,   оптимальных   моделей   оказания  бесплатной
   юридической помощи;

   3  этап  (2015  год)  -  внедрение  и  распространение  полученных  на
   предыдущих этапах результатов и их экспертиза.

   Раздел 12. Предложения по механизмам формирования мероприятий целевой
                                 программы

   Формирование  мероприятий  целевой  программы  осуществляется с учетом
   социально-экономического   развития  Свердловской  области  на  основе
   следующих принципов:

   1) определение приоритетных направлений;

   2)   учет   интересов   и   потребностей   различных  групп  населения
   Свердловской области;

   3)  взаимодействие  органов  государственной власти и органов местного
   самоуправления   Свердловской   области,  общественных  организаций  и
   объединений, действующих на территории Свердловской области;

   4) информационная открытость.

   Исходя из принципов реализации целевой программы механизм формирования
   мероприятий целевой программы предполагает привлечение к ее разработке
   представителей  органов  государственной  власти  и  органов  местного
   самоуправления   Свердловской   области,  общественных  организаций  и
   объединений,  действующих  на территории Свердловской области, научной
   общественности, юридического сообщества.

   Исходя из поставленных целей и задач предполагается проведение анализа
   возможности  оптимального  и  эффективного  решения  проблем  в  сфере
   повышения  правовой  грамотности и просвещения граждан, проживающих на
   территории Свердловской области.

   На  основе подготовленных предложений заказчик-координатор формирует и
   согласовывает в установленном порядке проект целевой программы.

   Мониторинг   и  контроль  процесса  разработки  и  реализации  целевой
   программы осуществляет Правительство Свердловской области.

        Раздел 13. Предложения по возможным вариантам форм и методов
                  управления реализацией целевой программы

   В выполнении целевой программы участвуют органы государственной власти
   и  местного  самоуправления в Свердловской области, правоохранительные
   органы,   образовательные   учреждения,   общественные  организации  и
   объединения.  Заказчики  целевой  программы  несут  ответственность за
   своевременную  реализацию  намеченных  мероприятий,  успешное  решение
   поставленных  задач,  рациональное  использование  выделенных денежных
   средств.

   Заказчики  целевой  программы дважды в течение года (до 20 января и 20
   июля)  направляют  в  Правительство Свердловской области аналитическую
   справку   о   реализации   предусмотренных   мероприятий,  достигнутых
   результатах, перспективах работы в этом направлении.

   Управление  реализацией  программных  мероприятий  и общий контроль за
   исполнением  целевой программы осуществляет Правительство Свердловской
   области.

   Механизм  выполнения  поставленных  в  Программе  задач  и преодоления
   существующих проблем основывается на указанных выше целевых установках
   и    представляет    собой    реализацию   мероприятий,   составляющих
   функциональное  единство,  на  основе  ежегодных  утвержденных  планов
   выполнения программных мероприятий

   Заказчики  целевой  программы  несут  ответственность за своевременную
   реализацию   намеченных  мероприятий,  успешное  решение  поставленных
   задач.

   Реализация целевой программы обеспечивается:

   средствами общественного контроля через публикацию ежегодных отчетов и
   других материалов о состоянии ее выполнения;

   обсуждением хода выполнения целевой программы.

   Рассмотрение  и  оценка результатов выполнения программных мероприятий
   производятся  на  совместных  совещаниях  заинтересованных  органов  и
   организаций.

   Заказчики  Программы  осуществляют  контроль за целевым использованием
   средств,   выделяемых   на   реализацию  целевой  программы,  а  также
   организацию,   координацию   и   контроль   за   качеством  проведения
   мероприятий.

   Заказчики Программы:

   - осуществляют текущее управление реализацией целевой программы;

   -    составляют    детализированный   организационно-финансовый   план
   реализации мероприятий целевой программы;

   -   контролируют  эффективное  использование  средств,  выделяемых  на
   реализацию целевой программы;

   -  организуют  ведение ежеквартальной отчетности по реализации целевой
   программы, а также мониторинг осуществления программных мероприятий.

   4

   


Если вы хотите поддержать нашу деятельность, то введите в поле ниже сумму в рублях, которую вы готовы пожертвовать и кликните кнопку рядом:

рублей.      


Поделиться в социальных сетях:

  Diaspora*

Комментарии:

Добавить комментарий:

Ваше имя или ник:

(Войти? Зарегистрироваться? Забыли пароль? Войти под OpenID?)

Ваш e-mail (не обязателен, если укажете - будет опубликован на сайте):

Ваш комментарий:

Введите цифры и буквы с картинки (защита от спам-роботов):

        

 

 

15.05.2015г. распоряжением Минюста РФ СРОО "Сутяжник" включена в реестр иностранных агентов.